партнерства в том, чтостроительство новых тюрем будет происходить за счет частных инвесторов - с последующей передачей их в аренду государству. Второй этап будет самым сложным и важным, он покажет является ли реформа успешной или провальной.
Список источников и литературы
1. Корниенко Г. «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 28.02. 2013г. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://fsin.su/news/index. php?ELEMENT_ID=74710
2. Маетная Е. «ФСИН ждет новая тюремная реформа»/ Маетная Е., Петелин Г., Баринов В.// Газета «Известия» от 05.04.2013г. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://izvestia.ru/news/548028.
3. Мерзлякова Т.Г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы» 2009г.
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.10 г. № 1772 «Об утверждении Концепции развития УИС РФ до 2020 года».
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013).
6. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2013).
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 30.03.2012) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
8. Шишигин В. «На пути к новому виду наказания» // Журнал «Преступление и наказание» - 2012, №10 - с. 2.
Мусеев Н.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова
К проблеме пространственно-временных категорий в философско-антропологических концепциях Павла Флоренского и Анри Бергсона. Пути построения научной модели исследования
Одним из основных вопросов философского знания в настоящее время является следующий: «что есть пространство и время?». Рассматривая пространство и время как основные философские категории, как формы существования материи и её атрибуты, мы можем заключить, что они, суть важнейшие формы бытия материальной составляющей реальности. В самых общих чертах мы можем охарактеризовать эти категории следующим образом:
Пространство - это форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Время - это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
Обобщая сказанное, заключим: пространство и время - это фундаментальные формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает некий материальный субстрат, то пространство и время являются формами,
которые его организуют. На уровне бытия феноменов, мы можем отметить, что материя не существует вне этих форм, но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи.
Вопрос о природе данных категорий, прежде всего как категорий обуславливающих бытие, является ключевым в рамках онтологии. В истории философии сложилось два основных направления раскрывающих сущность этих категорий, а именно - субстанциональное и реляционное.
Субстанциональная концепция гласит - пространство и время как самостоятельные сущности, не зависят ни от материи, ни друг от друга. По сути, это чисто идеалистическая концепция, представителями которой являются Платон и Демокрит.
Реляционная концепция же напротив, говорит о том, что пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами, а время - последовательность некоторых «теперь», их смена, перечисление, движение в связи предыдущего и последующего. Данная концепция есть ни что иное как учение материалистическое. Представителями этой теории выступают Аристотель, Декарт и Лейбниц.
В этих направлениях и развивалась впоследствии философская мысль. Так или иначе, начиная с античности, философы обращались к ним, выстраивая собственные концепции онтологии и гносеологии. Эти две главенствующие тенденции в истолковании пространства и времени либо как самостоятельных, объективных и не зависимых от вещественного наполнения начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи получили развитие и в дальнейшем.
На протяжении ХУШ - XIX вв. субстанциональная концепция становится ведущей, как в философии, так и в естествознании. По своему существу эта концепция метафизична, так как разрывает связь движущейся материи, пространства и времени.
Субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени, в рамках объективного идеализма Гегеля не ставили под сомнение объективность существования этих категорий. С точки зрения представителей субъективно-идеалистической линии в философии, пространство и время - это способ расположения впечатлений, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. Кант трактует эти категории как формы человеческой чувственности, согласно которым познающий субъект организует данный ему мир в определенный пространственно-временной образ. К. Пирсон утверждает, что пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещи, где пространство - это категория восприятия предметов, а время - категория восприятия событий.
Прежде существующие и незыблемые концепции философии были поколеблены в конце XIX - начале XX веков. На смену позитивизму и рационализму пришли новые парадигмы, новые концепции. Теории, существовавшие ранее и трактующие мир с позиций спекулятивных,
априорных построений, не оправдали масштабных ожиданий возложенных на них временем.
Настоящее, как отмечает Лиотар, характеризуется «состоянием постмодерна» (Лиотар,1998). Современная стадия развития общества и научного знания позволили человеку выйти за пределы связующих прежде традиций, учений и тенденций.
Метафизическая субстанциональная концепция была преодолена в ходе развития науки уже в Х1Х-ХХ вв. Н. Лобачевский, Г. Риман высказали предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. В специальной теории относительности А. Эйнштейна было установлено, что геометрические свойства наших категорий зависят от распределения в них гравитационных масс. Общая теория относительности Эйнштейна показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем, и категории становятся не просто абстракциями «времени» либо «пространства», а стройной системой пространственно-временного континуума.
Следует отметить, что спецификой философского познания сегодня является синтез множества отдельных дисциплин, и это есть императив всякого знания - как гуманитарного, так и естественного. Выйдя за рамки только философских концептов, сквозь призму психологии, гуманитарное знание движется навстречу естественным наукам, таким как физика, математика, кибернетика.
Философия XX века богата выдающимися учеными и «первопроходцами». К плеяде ключевых фигур философии начала XX века, несомненно, относятся Анри Бергсон и Павел Флоренский.
Павел Флоренский, «Леонардо да Винчи XX века», как называли его современники, является создателем учения, которое сам он называл «Конкретной метафизикой». Это учение и является методологическим основанием перспективного метода исследования пространственно-временного континуума.
Философия Флоренского выделяется весьма своеобразным характером, отличающим её от традиционных русел европейской метафизики, но, впрочем, она предвосхищает её важные современные тенденции. Если говорить в общих чертах, то метафизика Флоренского направлена на постижение номинальных, элементарных символов образующих реальность. В терминах современной науки элементарные символы Флоренского выступают как структурные парадигмы или же порождающие модели символической реальности, причем каждая такая парадигма является универсальной, пронизывающей все сферы и горизонты реальности. В свете этой концепции автор уделял большое внимание именно категории «время-пространство». «Дар богоподобного творчества есть время-пространство» - пишет Флоренский в работе «Иконостас» (Флоренский,2010,с.23).
Среди философов, которые в своём творчестве уделяли значительное внимание проблеме времени, Анри Бергсон занимает особое место. Его суждения не вписывались в традиционные представления, но оказалось, что именно эти необычные, с точки зрения его современников, взгляды во многом созвучны идеям, основанным на парадигме нелинейности. Это новое представление о типах связи пространства и времени складывается в недрах такой науки как синергетика. В контексте синергетики внимание уделяется анализу сложных самоорганизующихся систем. Для описания процессов самоорганизации используются, прежде всего, нелинейные математические модели. При описании развития нестационарных и открытых диссипативных систем мы не можем ограничиваться представлением о времени как о чисто количественной характеристике течения процессов. В указанных системах имеют место стадии неустойчивости, режимы с обострением, в ходе которых происходят качественные изменения. Поэтому в синергетике учитывается не только влияние более ранних стадий на последующие -прошлого на настоящее, но и будущего на настоящее.
В данном дискурсе весьма любопытна цитата из письма Бергсона, написанного Харальду Геффдингу: "Представления о множественности "взаимопроникновения" полностью отличны от нумерической множественности - представления о длительности гетерогенны, качественны, - вот пункт, из которого я вышел и к которому все время возвращаюсь" (Блауберг,1999,с.13).
Учения как Бергсона, так и Флоренского - есть учения завершенные, целостные. В своей структуре они охватывают все реальности мироздания и по-своему раскрывают номинальные механизмы существования бытия.
Возвращаясь к теме данной статьи, а именно поиску адекватного метода исследования, сочетающего в себе знание как гуманитарное, так и естественнонаучное, отметим - перспективным путем исследования является синтез двух концепций, а именно: концепций П. Флоренского и А. Бергсона.
Что мы предполагаем под термином «синтез» - синтез, в рамках данного исследования, есть ни что иное как попытка достроить теоретические конструкты частными концептами теорий двух авторов. Как токовой, синтез не предполагает использование только компаративного метода, классификации по типу различий и повторений. Подобное приведет лишь к ограничению. Но мы предполагаем «гармонический синтез», построение «ризомы».
Изучение концепций двух авторов - есть интерпретация их работ, деконструкция текста на номинальные смыслосхемы и конструирование на их основе новых концептов.
Возможность толкования работ философов, в настоящее время, возможна при анализе последних в рамках философии Жиля Делеза. Делез, как философ создавший большое количество концептов, включающих в себя абсолютно многосторонний (в плане дисциплин) синтез, развивал учение «новое», неклассическое, отличное от устоявшейся традиции европейской метафизики: линии Платон - Гегель.
Смыслообразующим основанием всей нашей теории становится Творчество. Именно творчество, творческая эволюция является узловым пунктам, в котором соприкасаются учения Бергсона и Флоренского. Творчество как смысло-творчество, создание концептов и дискурсов организующих и образующих реальность. Отметим, что как Флоренский, так и Бергсон выдвигали собственные оригинальные концепции творчества.
Первый шаг в построение научной модели - это выявления и синтез качественных положений основополагающих категорий, а именно: у Бергсона это «длительность» и «становление», у Флоренского - «Пан-символ», «Бытие-Космос», и здесь же работа со схемами обратной пространственности (перспективы), которые и позволят выделить искомые категории в универсальных «вещественных» образах.
В заключение отметим, что данная статья представляет собой не попытку сравнить два учения, классифицируя сущностные различия и повторения, не ответы на вопросы как таковые, но, прежде всего, это попытка обозначить проблемное поле.
Концепции, как Флоренского, так и Бергсона обладают огромным потенциалом, эти теории способны расширить познавательные границы, поднять новый спектр проблем именно сейчас, когда так называемое «состояние постмодерна» предлагает огромные возможности и диктует актуальные проблемы, к которым, несомненно, относится и проблема изучения пространственно-временного континуума.
Список источников и литературы
1. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: - пер. с фр. Харвест, Минск:
1999.
2. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности, Минск: 1999.
3. Делез Ж. Эмперизм и субъективность. Критическая философия Канта.
Бергсонизм. Спиноза: пер. с фр. Я.И. Свирский, М.: 2001.
4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. Н.А. Шматко. СПб: Алетейа,
1998.
5. Флоренский П. Иконостас, СПб.: 2010.
6. Флоренский П. Мнимости в геометрии, М.: Лазурь, 1991.
Науменко В. В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Н. М. Рычкова.
Политика Фридриха II как продолжение политики Фридриха Вильгельма I. Формирование династии Гогенцоллернов
Историческая наука всегда уделяла большое внимание изучению отдельных личностей, в большей или меньшей степени повлиявших на ход истории.
Для истории Германии одна из таких личностей «Фридрих II Великий» (далее «Фридрих») - третий король Пруссии, один из представителей просвещённого абсолютизма ХУШ века и основоположник Прусско-Германской государственности, считается, что именно в период его правления начинается возвышение династии Гогенцоллернов в Европе. У