Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волженин Вячеслав Владимирович

В статье исследуется проблема роста проявления актов насилия в учебных заведениях Российской Федерации. Автор приводит этапы формирования у несовершеннолетних умысла на совершение правонарушения, признаки, по которым субъекты системы безнадзорности и профилактики несовершеннолетних могут распознать замышляющего акт насилия обучающего, а также меры, которые необходимо проводить с целью профилактики данного рода преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PREVENTION OF MANIFESTATIONS OF EXTREMISM OF MINORS

The article examines the problem of increasing violence in educational institutions of the Russian Federation. The author gives the stages of formation of intent to commit an offense in minors, the signs by which the subjects of the system of neglect and prevention of minors can recognize the teacher who is planning an act of violence, as well as measures that should be taken to prevent this type of crime.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_160

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ВОЛЖЕНИН Вячеслав Владимирович, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: wuolfund@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется проблема роста проявления актов насилия в учебных заведениях Российской Федерации. Автор приводит этапы формирования у несовершеннолетних умысла на совершение правонарушения, признаки, по которым субъекты системы безнадзорности и профилактики несовершеннолетних могут распознать замышляющего акт насилия обучающего, а также меры, которые необходимо проводить с целью профилактики данного рода преступлений.

Abstract: The article examines the problem of increasing violence in educational institutions of the Russian Federation. The author gives the stages of formation of intent to commit an offense in minors, the signs by which the subjects of the system of neglect and prevention of minors can recognize the teacher who is planning an act of violence, as well as measures that should be taken to prevent this type of crime.

Ключевые слова: Скулшутинг, профилактика правонарушений несовершеннолетних, экстремизм, противодействие экстремизму, индивидуальные профилактические мероприятия.

Keywords: Schoolshooting, prevention of juvenile delinquency, extremism, counteraction to extremism, individual preventive measures.

Как показывает практика, существенное негативное влияние на молодых людей оказывают деструктивные интернет-сообщества, создаваемые на базе субкультурных молодежных сообществ, популяризирующих культы насилия, а также распространяющих агрессивный информационный контент.

Наиболее радикальным по своему содержанию является движение «Колумбайн» («скулшутинг») - разновидность массовых убийств, происходящих в школьной или другой учебной среде1.

Проведенные рядом западных ученых исследования показали, что скулшутинг обладает «эффектом заразности» и может распространяться в молодежной среде вне зависимости от территориальной, расовой или социальной принадлежности.

В связи с этим необходимо повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и иных органов государственной власти в противодействии проявлениям терроризма и экстремизма, в том числе своевременное выявление лиц, склонных к совершению общественно опасных действий, профилактика «субкультуры Колумбайн» и локализация факторов, влияющих на формирование личности представителя данной субкультуры.

Выработать четкие рекомендации по поиску и выявлению лиц, склонных к скулшутингу, как правило, не представляется возможным. Однако, при учете определен-

1 «Скулшутинг» (англ, school shooting) - термин, означающий стрельбу в школе, обычно применяется к массовым убийствам учащихся, учителей, иного персонала учебных заведений. Осуществляется убийство одним из учащихся, группой учащихся либо посторонним лицом. Один из прецедентов, произошедший в 1999 году в США в средней школе Колумбайн в городке Литлтон, штат Колорадо, стал именем нарицательным для последующих случаев скулшутинга. Каждый случай называли «еще один Колумбайн», «очередной Колумбайн» и т. п. Так называемое движение «колумбайнеров» получило определенное распространение и в сети Интернет.

ных признаков и критериев, а также при проведении соответствующей профилактической работы возможно, по мнению автора, значительно снизить количество подобных преступлений и защитить общество от дальнейшей радикализации молодого поколения.

Международный опыт показывает, что школьные стрелки отличаются от взрослых убийц тем, что оставляют много предупреждений о своих намерениях. Ключевым аспектом предупреждающих сигналов об угрозе является «утечка». Это первый из признаков, который сигнализирует о необходимости обратить внимание взрослым на поведение несовершеннолетнего.

Утечка - намеренные и случайные действия учащегося (школьника, студента), намеки, сообщающие о чувствах, мыслях, идеях, намерениях или отношении к теме насилия и возможном в будущем акте насилия. Такие намеки могут принимать форму тонкой угрозы, хвастовства, инсинуации, прогнозирования или ультиматумов, могут быть как произнесены, так и выражены посредством историй, записей в дневнике, сочинений, поэм, писем, песен, рисунков, каракулей, татуировок или видео.

Утечка является одним из самых важных намеков, который может предшествовать акту насилия. Она, на первый взгляд может показаться пустой или незначительной, но в действительности маскирует серьезную «угрозу».

Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо или чего-либо. Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически (например, показывая жестами, как стреляют в другого человека). Угроза является следующим после утечки признаком, предшествующим акту насилия.

Угрозы могут быть прямыми, косвенными, завуа-

Административное право; административный процесс

лированными или условными. Следует отметить, чем более открыта и детализирована угроза, тем серьезнее риск ее воплощения в жизнь.

Следующим этапом предупредительных мер является оценка угрожающего человека и выяснение вероятности того, будет ли эта угроза претворена в жизнь. Оценка производится по данным из четырех основных областей:

- личности учащегося;

- отношений в семье;

- отношений в учебном учреждении и статусе учащегося в учебном сообществе;

динамики социальных отношений.

В целях своевременного выявления лиц, замышляющих совершения акта насилия, педагогическому составу учебных заведений, сотрудникам, входящим в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, следует иметь ввиду обобщенный портрет «колумбайнера».

Чаще всего «школьный мститель» - подросток мужского пола. Девушки совершали «акции» дважды, одна из них сопровождалась захватом обучающихся сверстниц в заложники. Мститель принадлежит к белой расе, но национальный, расовый и религиозный мотивы в его действиях, как правило, отсутствуют. Наиболее типичный возраст - 16 лет. Однако отдельные мстители вынашивают и обдумывают планы акции долгое время после окончания учебного заведения и могут иметь возраст, значительно превышающий «средний».

Среднестатистический мститель происходит из семьи среднего класса, однако семья имеет большие внутренние проблемы, о чем окружающие не знают. В его семье были случаи психических заболеваний, отдельные подростки сами наблюдались у психиатра. В доме потенциального убийцы хранится оружие, он сам умеет стрелять и уже пытался применить оружие против врагов внутри семьи. Школьные убийцы никогда не занимаются спортом (кроме стрельбы в тирах). Мститель имеет хорошее здоровье и высокий уровень интеллекта.

Подросток-убийца, как правило, посещает общественную, а не частную школу. В среде своего школьного коллектива «колумбайнер» считает себя волком-одиночкой, а вне школы принадлежит к группировкам или организациям, пропагандирующим ненависть. Часто школьные стрелки идеализировали вымышленных героев и их реальные прототипы и использовали такие же псевдонимы (ники).

Потенциальный убийца имеет проблемы с самооценкой, он нечестен, скрытен, склонен к нарциссизму, к вандализму, не способен наладить контакт с основной группой своих одноклассников и часто испытывает серьезные проблемы в общении с девушками. В духовной жизни

не проявляет интереса к религии. Интересуется насилием -реальным и нереальным. Между тем школьные убийцы никогда не имели репутации драчунов или хулиганов. Кроме того, знакомые сообщали, что чувство юмора у них было не развито или принимало пугающие формы.

Школьные мстители долго обдумывают способы и планы осуществления действий по максимальному нанесению вреда школе, ее имуществу, обучающимся и административно-педагогическому коллективу. Однако непосредственный сценарий большинства школьных атак планировался минимум за два дня до инцидента, в некоторых случаях подготовка занимала до года. Будущие убийцы тщательно готовились к преступлению, собирали и испытывали целые арсеналы, обсуждали свои планы со знакомыми или даже вывешивали информацию об этом в Интернете. Большинство нападавших говорили о своих планах до инцидента (друзьям или одноклассникам). В более чем половине случаев много людей знали о готовящейся атаке. В некоторых случаях, готовясь к акции, подростки обучались на специальных курсах и в клубах по владению оружием. Отдельные мстители проявили хорошие технические знания и способности.

Хотя часто преступник проговаривает свои намерения, крайне редко он угрожает конкретному лицу. Большинство подростков, участвовавших в целевых атаках, до инцидента демонстрировали, что им необходима помощь. Мотивом чаще всего выступала месть. Факты школьного насилия, видимо, играли ключевую роль в мотивации некоторых нападавших. Многим из них угрожали, на них нападали или преследовали до инцидента. Многие не могли справиться с какой-то большой потерей, о чем знали родственники, учителя или ровесники. Значительная часть подростков до атаки имела попытки суицида или угрожала ими, более половины были в отчаянии или депрессии.

Кроме того, субъектам профилактики также следует обращать внимание на некоторые признаки в поведении несовершеннолетних, указывающих на факторы риска совершения актов насилия:

1. Интерес к группам, посвященным скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам.

2. Использование в качестве аватара изображения, связанного с темами скулшутинга, насилия и личности убийц.

3. Публикация сообщений с признанием в любви или выражением эмпатии убийцам.

4. Активное реагирование на группы и сообщества, посвященные скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам (лайки, репосты, комментарии).

5. Подражание скулшутерам во внешнем виде (одежда, прически, аксессуары), в речи (ключевые фразы и

лингвистические особенности), в мимике и жестах, в поведении (режим дня, увлечения, симпатии/антипатии и т. п.).

6. Историческая реставрация событий, предшествующих нападению, или проигрывание самого нападения в реальности, публикация отчета об этом.

7. Малое количество друзей (до 40), из которых более 70 % - аккаунты с признаками риска скулшутинга разного уровня.

8. Наличие признаков склонности к насилию, наркомании, суицидального поведения, экстремизма и терроризма.

9. Наличие признаков игромании.

10. Наличие признаков выраженной депрессии и суицидального поведения.

Предупредительными мероприятиями индивидуального характера субъектов профилактики могут быть:

1. Проведение профилактических бесед с родителями несовершеннолетних в ходе которых акцентировать их внимание на следующее:

на привитие своим детям традиционных социокультурных ценностей, дающих четкое и однозначное понимание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

создание благоприятной психологической обстановки в семье, которая позволит ребенку ощущать себя счастливым и самореализованным. В идеале должны быть устранены все элементы физического и морального насилия над ребенком, но в то же время выстроена четкая система ответственности за свои поступки, в том числе предполагающая наказание ребенка;

максимальное вовлечение ребенка в социально полезную деятельность - занятия в различных кружках и секциях, получение дополнительного образования (музыкальные, художественные, хореографические школы), оказание помощи родителям в домашних делах и т. д.;

- ненавязчивый, но постоянный контроль за жиз-

Библиография:

нью и поведением ребенка, предполагающий мониторинг его поведения вне дома, изучение посещаемых интернет-ресурсов, близкого круга друзей и товарищей, предпочтений в одежде и музыке. При выявлении настораживающих факторов дополнительное их изучение, в том числе с привлечением компетентных лиц из своего окружения или профильных специалистов - психологов, социологов, психиатров, сотрудников правоохранительных органов и т. д.;

- ограничение доступа детей к телевизионному и интернет-контенту, содержащему сцены насилия, мистицизма, сексуальной распущенности и пропагандирующему нетрадиционные взаимоотношения и ценности.

2. Проведение профилактических бесед с так называемыми «трудными детьми» с целью выявления признаков утечки или угрозы, а также факторов риска совершения актов насилия.

3. Проведение выступлений перед учащимися, педагогическими коллективами сотрудников правоохранительных органов (инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, оперуполномоченных подразделений по противодействию экстремизму) с доведением информации об ответственности за различные противоправные действия, а также последствий участия в экстремистской или террористической деятельности.

4. Создание «горячих линий» по оказанию индивидуальной квалифицированной помощи молодым людям, попавшим в сложные жизненные ситуации, или их окружению.

Несмотря на имеющуюся в нашей стране систему безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних, факты проявления насилия со стороны учащихся имеют место быть.

По мнению автора, наиболее эффективным способом противодействия «скулшутингу» было бы введение в штат учебных заведений должности специалиста по безопасности.

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Заключительный отчет и результаты инициативы «Безопасная школа»: выводы для предотвращения школьных атак в США [Электронный ресурс] // Секретная служба США, Министерство образования США. 2002. Режим доступа: http//secretseгvice.gov/data/protection/ntac/ssi_final_report.pdf. Дата доступа 05.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.