Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИИ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИИ»

использовать частные критерии: себестоимость, материалоёмкость, трудоёмкость, рентабельность, безубыточность объём продаж, доход акционеров, рыночная цена и др.

Отбор, каких либо экономических показателей для оценивания эффективности использования внутрифирменного планирования зависит от определенных условий производства. Тем не менее, в любом случае, менеджеры обязаны уметь достигать при имеющихся ограничениях желаемой цели: максимально приблизиться к результату при использовании минимального количества затрат. Не смотря ни на что, представленные критерии лишь частично являются механизмом оценивания осуществляемой деятельности в системе внутрифирменного планирования. Данные показатели не следует использовать отдельно от способов, помогающих проанализировать и оценить эффективность организации данной системы.

Уравновешенность большинства показателей является неотъемлемым критерием качественной разработки планов, например производственного плана и плана продаж, плана численности сотрудников, плана доходов и расходов и т.д.

Таким образом, внедрение выше перечисленных предложений позволит повысит результативность производственно-хозяйственной деятельности и усилит эффективность деятельности организации в целом, а также определить пути дальнейшего развития и модернизации системы внутрифирменного планирования предприятия.

Использованные источники:

1. Алехина О.Ф. Некоторые вопросы управления производством на промышленных предприятиях. Саратов: Вестник СГСЭУ, 2008.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Панюшкин С.С. Оценка эффективности системы внутрифирменного планирования на промышленных предприятиях. М: Российское предпринимательство,2006.

4. Царев В.В. Внутрифирменное планирование: учебник. Спб.: Питер, 2007.

Козлова О. В., к.философ.н. доц. кафедры истории и философии

Маркевич Н.С. студент ИПИП, Череповецкий государственный университет

Россия

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИИ

Предметом нашего внимания и интереса является такой аспект российской культуры как религиозно - православное сознание, его формы проявления в жизни современного человека, а также качество сформировавшегося в последние десятилетия духовного облика человека.

Большинству людей, вне зависимости от исторической эпохи, сложно прожить без веры в нечто сверхъестественное, некую силу, которая как защищает, так и направляет. Так, благодаря вере, человек чувствует защиту со стороны небесных сил, предполагает, что всегда может обратиться к ним за помощью. Вера и страх перед божеством, его наказанием, в свою очередь заставляет человека быть более нравственным, совершать меньше плохих (как оценивает их соответствующее общественное сознание) поступков. Вера может помочь человеку организовать жизнь, способствовать формированию ориентиров, предписывая, как надо или не следует поступать. Возможно, многие люди не совершают плохие поступки или переоценивают их из-за религиозного страха и церковного регулирования их поведения. Конечно, поступки и поведение человека не должны строиться на чувстве страха (такая любовь, как писал Н.А.Бердяев, Богу не нужна), однако, если он служит некой гармонизации отношений между людьми, не позволяет осуществлять дурные поступки, обуздывает такие пороки человека как сласто -, власто - и сребролюбие, то в определенных рамках этот способ регулирования общественных отношений необходим и допустим.

Мысль Джона Тиллотсона (1630—1694), архиепископа Кентерберийского, высказанная в его 93-й проповеди: «Существование Бога настолько удобно, настолько полезно, настолько необходимо для счастья человечества, что (как превосходно заметил Туллий), если бы существование Бога не было необходимо само по себе, его, если позволено так выразиться, следовало бы создать ради пользы и блага людей» [1], воспроизводилась в разных вариантах мыслителями всех времен и культур. Это говорит о том, что вера в определенном смысле необходима человеку: нужны какие-то жизненные ориентиры, не находимые им в общественных реалиях, к которым можно стремиться. Быть атеистом очень тяжело, и кажется, что в трудные минуты многие атеисты обращаются к чему-либо сверхъестественному, что может оказать поддержку, дать защиту, надежду на лучшее будущее. Случается, что человек оказывается в очень тяжёлых условиях, попадает в трудные ситуации и, кажется, что просто нет выхода, и именно в такие минуты вера спасает, даёт надежду на то, что не всё закончилось, помогает жить дальше».

В современном мире, согласно социологическому опросу Левада-центра на 2010 год [2], 76% россиян относят себя к православию (если не к конфессии, то культуре), процент таких людей растёт с каждым годом. Но при этом на вопрос: «Как часто Вы посещаете религиозные службы?» большинство наших граждан отвечают: «Никогда», и число таких людей также возрастает. При этом очень странно, что на многие вопросы, связанные с содержанием религиозного учения, с сущностью обрядов, люди дают агностический ответ. То есть, считая себя формально верующими, относя себя к конкретной религии, люди не соблюдают то, что она

предписывает, не проникаются ее духовностью, а, значит, их вера поверхностна: ведь она не проявляется ни в образе жизни, ни в культивировании духовных и нравственных ценностей, ни в практической реализации христианских заповедей. Многие, утверждающие (и искренне так считающие), что верят в правоту православного христианства, и противопоставляющие его обрядовость и догматы иным верованиям, на деле верующими являются довольно условно. Скорее, это уже не строго конкретная православная вера и культура поведения, а нечто эклектическое, в том числе и представления о Боге, о религиозном аскетизме, более оправдывающие слабости и грехи человеческие. На наш взгляд, в российской поликультурности, православная религиозность у большинства относящих себя к православной конфессии приобрела форму внешней обрядовости. Является ли верующим человек, посещающий церкви, службы, особенно в наиболее важные религиозные праздники, такие, как Рождество, Пасха, который позволяет себе эксплуатировать других, устанавливать себе в десятки, если не в сотни раз, более высокую зарплату (прибыль), в принципе, за не столь уж более сложный труд, а просто за должность, а ниже стоящим оставлять крохи с барского стола? Дающий в виде милостыни даже копейки, если они не являются трудом праведным заработанными средствами, грешит, однако, только единицы об этом знают, причем большинство среди знающих данное религиозное утверждение - атеисты. Мы делаем вывод, что современный россиянин вроде бы и верит, но в то же время чувствуется в его отношении к современной религиозной реальности какое-то сомнение. Так, например, согласно тому же опросу, на вопрос: «Верите ли Вы в существование Ада?» 21% опрошенных уверенно отвечают: «да, он существует». 30% считают, что, скорее всего, существует, то есть уже чувствуется нотка сомнения. При этом хочется напомнить, что к православным себя относят 76%, а 17% процентов опрошенных считают, что ад не существует совсем. Приведенные данные подтверждают наш вывод о том, что всё - таки существует разница между верой и религией. «Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их».[3] Многие люди относят себя к конкретной религиозной вере, в то время, когда их более правильно назвать просто верующими. Да, они верят, но у них иное представление о Боге. Причисляют же себя просто к наиболее близкой к их пониманию религии. На наш взгляд, истинно православно верующих людей очень мало и не только потому, что большинство из наших граждан, причисляющих себя к православной религиозной конфессии, далеко не всегда соблюдают христианские нормы, не часто посещают церковь, соблюдают обряды не на уровне глубоких внутренних убеждений и чувств, а ради внешнего антуража и видимой причастности к РПЦ или традициям русской культуры. На наш

взгляд, необходимо разделять внешнее проявление веры и глубоко внутренне духовную, не на показ, веру. Тысячи людей за последние годы создавали очереди уже не к одной христианской святыне, однако данные события не составляют основание для утверждения трансформации системы ценностей в российском обществе, установившейся за годы перестройки, в сторону духовной, нравственной доминанты. В ней по-прежнему доминируют материальные ценности, и вся основная деятельность подавляющей части населения России осуществляется ради их достижения. При этом одни «суетятся» ради того, чтобы честно заработать хотя бы минимум, сводят концы с концами, а другие не брезгуют никакими способами ради получения благ сверх всякой разумной меры. Никто не отрицает значимость в жизни каждого человека и общества в целом материальных ценностей, однако не оспорим тот факт, что в современном обществе они превратились в фетиш, которому поклоняются, ради обладания которым идут на подлость и преступления, в том числе и нравственные. Вся система в обществе выстроена так, что ориентирует на самую важную цель - обогащение небольшой группы людей, что уже привело к апофеозу проявления всех форм отчуждения, в том числе труда, условий и результата его, от человека. Однако лучше человек работает (длительно и качественно) не столько из-за денег, сколько из-за интереса и любви к предмету деятельности. Не отрицая регулятивную, иллюзорно-компенсаторную, терапевтическую функции религии и церкви, как социального института, мы, к сожалению, не наблюдаем сегодня их в качестве высокоуважаемых (из совести, не страха) элементов социальной системы. Нет в обществе, на наш взгляд, нравственно высокого образца социального или духовного института. Его невозможно видеть ни в деградировавшей системе образования, ни в РПЦ, которая сегодня более очевидно заботится о восстановлении своей материальной, экономической, прежде всего, составляющей, а не о создании на своем культурном базисе нравственно - духовного образца и выполнении предписанной ей терапевтической функции.

Если для Бога и перед Богом все равны, то, как же объяснить, исходя из религиозной духовности, тот факт, что «верующие» в Его существование, Справедливость, а также, следовательно, в судный день, так легко разделились на «лучших» и «быдло», на господ и слуг, на привилегированных и «простых, обычных» людишек? И не просто разделились, но и приняли данную социальную стратификацию как единственно правильную и праведную, вернувшись в Средневековье. Истинность веры, как мы полагаем, проявляется не в выполнении обрядов, посещении культовых сооружений, а в ежедневном ПРАВЕДНОМ поведении человека в социуме, его отношении к социальным реалиям. Истинно верующий скорее примет позицию Н.Бердяева, вопрошавшего: «Зачем мне рай, если хоть один человек жарится в аду?», чем будет

преумножать материальные блага в земном своем существовании. Многие из тех, кто ходит в церковь, имеет собственных духовников, имеют рай для себя уже на земле, а то, что это возможно только за счет других, владельцев собственных «раев» не беспокоит. Их совесть спокойно спит за высокими заборами, финансовыми аферами («схемами»), за крепкими решетками эгоистического благополучия. А как же христианские добродетели: «возлюби ближнего» (она сегодня многими интерпретируется в отношении только близких родственников), «не воруй» и т.д.? Место им есть в современной реальности только в проповедях, но не в общественной поведенческой и деятельностной практике.

В указанном опросе был и такой вопрос: «Какая из следующих точек зрения по поводу критики религии Вам ближе?» Люди должны иметь свободу слова, а значит - и право публично критиковать религию - 58 %; -Власти должны иметь право штрафовать или заключать под стражу людей, которые публично критикуют религию.- 21%. Затруднились ответить-22%. Из этих данных можно сделать вывод о том, что, если среди людей, относящих себя к православию и считающих себя верующими, больший процент, и на данный вопрос о том, что можно критиковать религию и высказывать своё мнение дали положительный ответ 58%, большинство считают, что можно высказывать своё мнение, но учитывая последние события, а именно новый закон об оскорблении чувств верующих, принятый Государственной Думой, то получается, что законопроект приняли, но большинство людей с ним не согласны: получается, что чувства атеиста можно оскорблять? Неужели не достаточно прописанных в Конституции РФ прав человека на честь и достоинство, или верующие, сомневающиеся и атеисты обладают не равными правами? Что следует считать оскорблением, никто точно сказать не может. И что будет являться простой критикой, а что уже будет оскорблением? Явное противоречие между призывом православия к верующим о необходимости прощать и не судить и удовлетворением большинства приверженцев конфессии данным законом, предполагающим серьезные формы наказания, причем к духовным его формам отношения не имеющим.

Многие люди отмечают церковные праздники, но большинство воспринимает их не так, как это было раньше, теперь это ещё один повод, что-то отметить.

На вопрос, отмечают ли люди Пасху, многие дают положительный ответ, при этом они соблюдают лишь некоторые обычаи праздника, берущие свое начало из языческих времен. Так, например, 70% будут красить яйца; покупать куличи -39%; 31% печь куличи сами; 25% отправятся в гости. Значительная часть людей, которые отмечают религиозный праздник, как данный, так и другие, не верующие, однако, считающие это действо либо необходимой данью традиции, либо просто красивым. Так, из 100% опрошенных респондентов только 7% не будут отмечать праздник. При

этом к православию себя относят 76%. Русские люди любят «гулять», а тут ещё один повод попраздновать. Поэтому часть ритуалов многие осуществляют, чтобы соответствовать определенным традициям, однако не наполняют их глубоким духовным смыслом. Пост тоже соблюдают не все верующие. Многие не понимают религиозно - духовного смысла данного культурного феномена. Немалая часть людей приобщается к посту, чтобы похудеть. 73% опрашиваемых отвечают, что будут вести обычный режим питания во время поста, и только 3% будут поститься строго. Конечно, соблюдение поста не является показателем веры или степени «православности» человека. Ведь можно, соблюдая пост, вести себя по отношению к другим людям далеко не по - христиански (как и не по -мусульмански). Глубокая вера проявляется в совокупности идей, убеждений и действий, поступков человека, а в современной российской реальности, на наш взгляд, большинство относящих себя к той или иной религиозной конфессии только считают себя верующими, может быть, в своих помыслах: слишком агрессивно, далеко не всегда, да и не в том, что, действительно необходимо, толерантно и гуманно наше общество. И, к сожалению, нередко именно представители или религиозно ориентированные организации (например, Русский союз) сами и являют, пример нетерпимости к инакомыслию, иному образу жизни, жажды строгих наказаний за любые проступки или не согласующиеся с их представлениями действий и поступков иных граждан.

В заключении хотелось бы сделать вывод, о том, что религиозно -православное сознание общества всеобщим никогда не было и не будет. Сейчас истинно верующих людей очень мало. Скорей, последние два десятка лет в России появилась определенная «мода быть верующим», или считать себя таковым. Многие люди просто боятся отойти от церкви полностью, кто-то просто был воспитан в атеистической культурной традиции и пока не пришёл к пониманию о вере и Боге. Всё это свидетельствует о том, что хотя по опросам и самооценке граждан, процент верующих в нашей стране большой, но на деле таковых оказывается значительно меньше. Православная религиозность в современной России приняла форму внешней обрядовости. Большинство относит себя к верующим, при этом выдаёт себя за таковых, лишь соблюдая некоторые обряды и то, не придавая им глубоко духовного смысла. В Конституции РФ среди прав человека записано, и такое как свобода совести, что свидетельствует о равенстве верующего, сомневающегося и атеиста. И пусть лучше этот мир будет мультикультурным, но толерантным, чем уничтожит себя в бессмысленной борьбе за единственно правильную идею или веру, исходящих из признания избранности чего-то или кого-то.

Использованные источники:

1. http: //www.dushenko .ru/quotation_date/121547/

2. http: //www.levada. ru/category/rubrikator- opro sov/rel igiya

3. Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Выпущена акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон (Петербург) в 1890—1907 годах. ru.wikipedia.org>wiki.. ,словарь_Брокгауза_и_Ефрона СПб., 1890—1907.

Комкова А.В.

Трубицына В.В. студент Московский

Государственный Машиностроительный Университет

Россия, г. Москва

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО

КЛАСТЕРА

Аннотация.

Создание системы кластеров может активно влиять на социальную образовательную политику, экономических хозяйствующих субъектов, представителей власти, общественных и политических организаций, работников социальных, учреждений и организаций культуры, научных школ, вузов, исследовательских организаций, консультационных центров.

Ключевые слова.

Развитие инновационно-ориентированного технологического уклада, партнерство власти, бизнеса, науки и образования, координация на стратегические партнерства, промышленные региональные кластеры, развитие непрерывной системы профессионального образования, образовательная политика.

Обеспечение модернизации промышленности России требует создания собых интеграционных структур на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных проектных решений, а также социально-экономических механизмов для создания условий перевооружения промышленности.

Следует отметить, что реальное развитие инновационно-ориентированного технологического уклада возможно только при взаимосогласованном партнерстве региональных и федеральных властей, бизнеса, науки и образования.

Базовой характеристикой любой социально-экономической системы является ее способность активно функционировать в системе экономических хозяйствующих субъектов в стратегической перспективе. Подобная координация на стратегические партнерства даже более важна, чем непосредственное государственное финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.