Научная статья на тему 'К проблеме понимания манипулятивных воздействий младшими подростками'

К проблеме понимания манипулятивных воздействий младшими подростками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов К. М., Киреенко Т. А.

Манипуляции используются на всех уровнях социального взаимодействия людей. По нашему мнению, наибольшую опасность манипуляции представляют для детей. В работе дан психологический анализ особенностей понимания участников манипулятивного взаимодействия младшими подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме понимания манипулятивных воздействий младшими подростками»

к проблеме понимания млнину.лятивных

воздействий младшими подростками

К. М. Романов, Т. А. Киреенко

Манипуляции используются на всех уровнях социального взаимодействия людей. По нашему мнению, наибольшую опасность манипуляции представляют для детей. В работе дан психологический анализ особенностей понимания участников манипулятивного взаимодействия младшими подростками.

Манипуляции как способ управления используются на всех уровнях социального взаимодействия людей — от межличностного общения до массовой коммуникации и присущи различным культурам и историческим условиям. Манипулятивные способы общения представляют реальную угрозу для развития личности (особенно личности ребенка) и общества в целом [7]. Поэтому научное исследование феномена манипулятивного воздействия имеет большое практическое значение. Тем не менее приходится констатировать, что проблема психологического воздействия остается недостаточно разработанной в психологической науке.

К настоящему времени накопилось множество определений манипуляции, предложенных различными исследователями (Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Т. С. Кабаченко, В. Г. Крысько, В. П. Шейнов) [2; 3; 4; 6; 7; 8]. Нам представляется целесообразным сконструировать такое определение понятия «манипуляция», которое

вобрало бы то общее, что объединяет эти определения. Проведенный теоретический анализ позволяет нам определить манипуляцию как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

По нашему мнению, наибольшую опасность манипуляции представляют для детей, поскольку ребенок, не обладающий ни знаниями, ни опытом общения, не сможет вовремя раскрыть намерения манипулятора. С понятием манипуляции неразрывно связана проблема понимания или распознавания манипулятивного воздействия: его истинных мотивов, последствий, способов защиты и т. д. [5].

В данной работе представлен психологический анализ особенностей понимания участников манипулятивного взаимодействия младшими подростками. В исследовании приняли участие 40 учеников 5 класса. Процедура исследования включала прослушивание русской народной

сказки «Как Лиса шила Волку шубу» [1, с. 20]. Затем дети отвечали на вопросы анкеты.

При разработке анкеты мы руководствовались следующим положением: подлинное понимание любого воздействия предполагает установление лежащего в его основе мотива. Поэтому первый вопрос анкеты был направлен на диагностику понимания мотивов поведения манипулятора. Второй вопрос анкеты позволял выявить понимание детьми мотивов поведения жертвы манипуляции. Третий и четвертый вопросы предлагали детям описать характер Волка и Лисы. Следующий блок вопросов анкеты был направлен на выявление способности к рефлексии детей младшего подросткового возраста в ситуации манипуляции. Дети должны были определить, что думают герои сказки Лиса и Волк, являющиеся в данном случае манипулятором и жертвой манипуляции, друг о друге. Большинство ребят распознали наличие скрытого смысла в воздействиях. Они даже склонны преувеличивать опасность намерений манипулятора. В ответах наших испытуемых об этом свидетельствовали такие суждения, как «...хотела, чтобы Волк умер», «...хотела, чтобы Волка убили». Доля таких суждений в ответах школьников — 33 %. Некоторые дети высказывали суждения, содержащие указание на психологическую сущность манипуляции («...чтобы Волк не приставал к ней», «Лиса не хотела шить шубу»). Доля таких суждений в ответах школьников — 22 %.

Второй вопрос анкеты позволял выявить понимание детьми мотивов поведения жертвы манипуляции. Основным мотивом такого поведения Волка дети считают его желание получить шубу. Ответили, что Волк пошел к лошади, «.потому что ему нужна была шуба (хотел шубу)» — 70 % школьников. На втором месте среди мотивов поведения Волка находится его желание получить хорошую шубу (украшенную гривой и хвостом лошади) — 8 %.

Третий вопрос анкеты предлагал детям описать характер Волка. Не смогли ответить на этот вопрос 6 % школьников. Следует отметить, что большинство детей не ограничились одним суждением. В среднем на одного человека приходится 1,35 суждения. Ответили, что Волк глупый, 37 % опрошенных. Доверчивость как черту характера Волка называют 31 % учеников. В целом ученики выделили 10 черт характера Волка.

В ответах учеников на вопрос: «Какой характер у Лисы?» — в среднем на 1 человека приходится по 1,6 суждения. Хитрость Лисы выделяют 54 % учеников. Ученики выделяют 21 черту характера Лисы. Встречаются и развернутые ответы, например: «Лиса постоянно живет за счет других и умеет выкручиваться из разных ситуаций». Предположили, что Лиса считает Волка «глупым» и «доверчивым», 33 % школьников.

Ответы учеников свидетельствуют о том, что они понимают, каким Лиса-манипулятор видит Волка — жертву. Понимают, что Лиса ориентируется при обмане на личностные качества и состояние Волка («Волк глупый, наивный», «его легко обмануть»), 90 % детей. Таким образом, мы видим, что ученики 5 класса способны понять, на какие личностные качества жертвы рассчитывает манипулятор.

Аналогичная ситуация и при ответах детей на вопрос: «Что думает Волк о Лисе». Считают, что Волк понимает обман Лисы («Волк думал, что Лиса хитрая, что она его обманула»), 5 % учеников. Ответы учеников показывают, что они в значительной мере понимают, что заставляет Волка поддаться на манипуляцию Лисы. Дети отмечают, что Волк думает, «что Лиса сошьет ему шубу» — 27 % суждений, «что Лиса добрая, честная» — 55 % суждений.

В результате нашего исследования было выявлено, что в целом младшие подростки неплохо распознают манипуляции, построенные на основе сказочных сюжетов. Большинство ребят (70 %) распознали наличие скрытого смысла в воздействиях героев. Высока доля высказываний, содержащих указание на психологическую сущность манипуляции. Кроме того, адекватность понимания школьниками манипулятивных воздействий демонстрирует тот факт, что дети хорошо распознают наличие обмана в поведении манипулятора и понимают, что именно обман заставляет жертву манипуляции действовать тем или иным способом. Большинство учеников понимают вину самой жертвы за выбранный способ поведения.

К предпосылкам распознавания также можно отнести факт понимания детьми черт, характера героев, которые способствовали совершению манипуляции. Ответы учеников свидетельствуют о том, что они понимают, каким манипулятор видит свою жертву. Большинство

272

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2009 | № 2

детей осознают, что манипулятор ориентируется при обмане на личностные качества и состояние жертвы. Таким образом, мы видим, что ученики 5 класса способны понять, на какие личностные качества жертвы рассчитывает манипулятор.

Полученные нами достаточно хорошие результаты можно объяснить так: в условиях лабораторного исследования дети анализировали идеальную модель поведения, и черты героев имели четкую окраску, были ярко прописаны. Кроме того, дети не были реальными участниками манипулятивного общения, при котором

манипулятор сознательно маскирует свои намерения и соотносит их с личностными и интеллектуальными особенностями жертвы.

Таким образом, на основе сказочных сюжетов дети способны распознавать наличие манипуляции, что не означает, что они будут распознавать их в реальной жизни, которая наполнена множеством воздействий. Практическое значение данного исследования состоит в том, что на основе полученных результатов возможно повышение эффективности формирования у подростков способов психологической защиты от манипуляций.

библиографический список

1. Аникин В. П. Русские народные сказки (вступительная статья) / В. П. Аникин. — М. : Правда, 1990. — 560 с.

2. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности — состояние и возможности психологической защиты / Г В. Грачев. — М. : РАГС, 1998. — 125 с.

3. Грачев Г. В. Манипулирование личностью / Г. В. Грачев, И. Мельник. — СПб. : Азбука-Терра, 2006. — 162 с.

4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. — М. : ЧеРо ; Изд-во МГУ, 1997. — 344 с.

5. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. — Ростов-н/Д : Феникс, 2005. — 315 с.

6. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия : учеб. пособие для вузов / Т. С. Кабаченко. — М. : АСТ, 2002. — 511 с.

7. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В. Г Крысько. — М. : АСТ, 2007. — 185 с.

8. Шейнов В. П. Психологическое влияние / В. П. Шейнов. — Минск : Харвест, 2007. — 640 с.

Поступила 02.06.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.