Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ'

К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
время / типы времени / хронобиология / искусственные интеллектуальные технологии / искусственный интеллект / time / types of time / chronobiology / artificial intellectual technologies / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шеляпин Николай Викторович

В статье обосновано утверждение о том, что важным условием создания и развития искусственных интеллектуальных технологий и перехода к «цивилизации искусственного интеллекта» является разъяснение сущности времени. Постепенное приближение к пониманию «времени экологического» и последующее построение «экономики времени» будет способствовать дальнейшим успехам в научно-технической, социальной и нравственной сферах российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper states that an explanation of the essence of time is an important condition for creation and development of artificial intellectual technologies, further of a transition to «an artificial intelligence civilisation». Gradual approach to understanding the «ecological time» and the subsequent construction of a «time economy» will promote further successes in scientific, technical, social and moral spheres of the Russian society.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ»

Н.В. Шеляпин

К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Аннотация. В статье обосновано утверждение о том, что важным условием создания и развития искусственных интеллектуальных технологий и перехода к «цивилизации искусственного интеллекта» является разъяснение сущности времени. Постепенное приближение к пониманию «времени экологического» и последующее построение «экономики времени» будет способствовать дальнейшим успехам в научно-технической, социальной и нравственной сферах российского социума.

Abstract. The paper states that an explanation of the essence of time is an important condition for creation and development of artificial intellectual technologies, further of a transition to «an artificial intelligence civilisation». Gradual approach to understanding the «ecological time» and the subsequent construction of a «time economy» will promote further successes in scientific, technical, social and moral spheres of the Russian society.

Ключевые слова: время; типы времени; хронобиология; искусственные интеллектуальные технологии; искусственный интеллект.

Keywords: time; types of time; chronobiology; artificial intellectual technologies; artificial intelligence.

Время собирать камни...

(Екклесиаст3:5)

Системное научно-философское понимание экономики, политики и социальной жизни в рамках создающейся цивилизации во многом основывается на возможности изучения и всесто-

роннего осмысления понятия «время». При этом, как показано в данной статье, современная инновационная экономика, формирующая собственную уникальную парадигму, подразумевает, помимо прочего, постепенный переход общественного понимания времени от линейного (по существу - «кризисно-эсхатологического») к циклическому. Отталкиваясь от этого тезиса, мы имеем возможность обратиться к целому спектру идей, начиная с идей экологии технологий.

О новом для своей эпохи понимании времени в связи с постепенной трансформацией капиталистической экономики в «экономику времени» писал еще К. Маркс. Для Маркса не существовало какого-либо времени самого по себе как некоего абстрактного понятия, из которого затем выводятся все конкретные временные формы. Изучение времени, по Марксу, - это его конструирование в определенной системе общественных отношений, поэтому марксистская методология допускает самые разные способы толкования времени, исходя из понимания существующей социальной реальности и использования достижений различных наук.

В современном обществе определяющим понятием времени является «реальное время» [13]. «Реальное время» понимается как чистое количественное время в глобальном масштабе, а именно -время передачи информации в глобальных электронных системах, период функционирования финансовых рынков, информационных агентств, продолжительности человеческих жизней. Понятие «реального времени», в характерном для неолиберализма рассмотрении, является базисом власти рыночных механизмов без вмешательства государства.

Понятие количественного времени возникло в начале XIX в., когда сформировались подходящие условия для его институционального появления. В «Нищете философии» Маркс писал: «Время -все, человек - ничто, он - всего лишь воплощение времени. Речь больше не идет о качестве. Количество решает все. Час за час, день за день, но это уравнивание труда ни в коем случае не есть дело вечной справедливости по господину Прудону. Оно есть просто результат современной промышленности» [12, р. 83].

Количественно измеренное время служит производительным фактором индустриального капитализма: оно формирует общественные отношения, производит дисциплинированного субъекта, который по логике данного социального пространства должен иметь семью, трудиться, быть здоровым, разумным и конформным.

При этом в рукописях 1857-1859 гг. Маркс признает, что развитие машинной техники уменьшает время, необходимое для производства товаров, что приводит к увеличению свободного времени. То есть машинная техника создает условия для преодоления индустриального капитализма. Главной производственной силой становится ассоциированный, общественный индивид, «всеобщий интеллект», знание, творчество, общение. Значит, именно это движение продуцирует новое понимание, развертывание времени как свободного, времени свободы (freie Zeit, disposable time). Поэтому свободное время является критерием эффективности общественного производства и условием развития «всеобщего интеллекта», как важнейшего фактора современной цивилизации, которая зарождалась в середине XIX в. В результате появления новых технологий свободное время не только будет количественно превышать рабочее время, но и на качественном уровне создаст принципиально новые возможности для всестороннего развития человеческой личности, что является важнейшей проблемой для научного исследования.

Таким образом, бурные социально-экономические и политические процессы в жизни общества способствовали росту интереса к анализу понятия «времени» еще с XIX в., и в наши дни исследования и описание категории «время» становятся все более актуальными. В сложившейся ситуации для комплексного изучения такого сложного научного и социального феномена, как время, многие исследователи применяют трансдисциплинарный подход, который иногда объединяет строгие научные методы и философско-теоретические рассуждения, художественные образы и интуицию. Через призму изучения времени человечество стремится понять современное состояние развития цивилизации и выстроить прогнозы на будущее. Принимая во внимание многообразие взглядов на природу времени как в прошлом, так и настоящем, целесообразно уточнить, что, в широком смысле, время - это синтетическое (собирательное) понятие, которое включает в себя астрономическое, биологическое, социальное время, а также специфические способы определения временных параметров и хронологии событий, присутствующих в мифологических, религиозных и идеологических доктринах.

В науке на данный момент приняты две основные концепции пространства-времени: 1) субстанциальная; 2) реляционная. В рамках последней принят классический астрономический способ определения точного времени (UT - всемирное время), связанный с

измерением угла поворота любого избранного меридиана Земли относительно «сферы неподвижных звезд». Сейчас это - Гринвичский меридиан [10].

Условный характер понимания астрономического времени заставляет исследователей рассматривать феномен времени не только в контексте одного из вышеуказанных подходов (субстанциального и реляционного), но и формулировать новые подходы к пониманию времени. Само научное исследование времени, базирующееся на фундаментальных достижениях разных дисциплин, заставляет исследователя строить свое рассуждение не по традиционному диалектическому принципу «тезис - антитезис - синтез», а, скорее, по принципу трансдисциплинарного и междисциплинарного синтеза методов разных наук, занимающихся данной проблематикой.

В связи с вышесказанным особое значение для изучения феномена времени имеет биологическое время. Проблема биологического времени была поставлена более века назад основоположником эмбриологии К. Бэром. Научное обоснование идеи биологического времени сделал В.И. Вернадский, связав это понятие с жизненными явлениями [8].

Многие современные российские ученые обращают внимание на факты, свидетельствующие об ощущении времени у разных живых организмов. Так, В. Говоров отмечает: «Современные исследования петушиного крика показали, что примерно в 1 час ночи петух подает голос в первый раз... И, наконец, третье "ку-ка-ре-ку" звучит в 4 часа утра. По этому сигналу все жители приступали к ежедневной работе. Японцы обратили внимание - за два часа до рассвета, даже если рассвета не наступало. Здесь можно внести уточнение - есть "местное время", которое определяется долготой места, и время рассвета определяется временем года - зимой солнце встает поздно, а летом на Северах практически "спать" не ложится. Но тем не менее точность народных наблюдений и их устойчивые словосочетания в языке позволяют воспринимать их достоверно» [3, с. 1].

Биологическое время, присущее живым организмам, носит циклический характер, поэтому общественное сознание, сформированное на принципах цикличности времени, оказывается ближе к человеческой природе и дает возможность выстраивания жизнедеятельности человека в духе естественной свободы, и это, в свою очередь, даст возможность внедрения новых экологических технологий, обеспечивающих высокий уровень комфорта и личност-

ного развития человека. Открытия в области хронобиологии дают возможности человеку оказывать воздействие на биологическое время и частично управлять им. Хотя сама концепция хронобиологии еще вызывает некоторые споры и сомнения.

Особое значение в цивилизационных процессах имеет социальное время (П. А. Сорокин, Р. Мертон) - время, в рамках которого человеческая деятельность формирует общество.

Сегодня перед научным сообществом стоит вопрос о возможности или невозможности создания универсальной модели времени, включающей в себя астрономическое, биологическое и социальное, т.е. некой синтетической модели междисциплинарного характера. Установление потенциальной возможности существования подобной синергетической конструкции времени могло бы стать основой для разработки технологий управления времен-нь1ми процессами на физическом, биологическом и социальных уровнях. В любом случае любая попытка создания подобной метатеории времени даст импульс для будущей плодотворной научной работы.

На данном этапе исторического развития мы являемся свидетелями закладки метафизического фундамента будущей информационно-экологической цивилизации, поэтому в наши дни любые новые идеи, ориентирующие в направлении инновационного прорыва человеческой мысли, будут иметь определенную ценность. Так, в начале XX в. космологические идеи русского философа Н. Федорова, которые считались ненаучными и фантастическими, стали основой трудов К. Циолковского в сфере космонавтики. Сам Циолковский неоднократно признавал факт, что его открытия были бы невозможны без философии Федорова [11, с. 3]. Так или иначе, без инновационных разработок в области изучения феномена астрономического времени в наши дни вряд ли возможны дальнейшие достижения в области развития интеллектуальных технологий и продвижения искусственного интеллекта.

Изучение биологического времени имеет особое значение в современной медицине и медицинской профилактике, без которых невозможно создание научно обоснованных механизмов продления человеческой жизни. Говоря об эффективном социальном менеджменте, следует принять во внимание тот факт, что он возможен на практике только в результате изучения специфики понимания социального времени данным сообществом и выработки приемлемых технологий управления указанной социальной общностью. Не случайно практически в каждом обществе важнейшим фактором

идентичности и стабилизации является вера обывателей не только в свое «светлое будущее», но и вера в свое «светлое прошлое».

Экологическое время - особая разновидность социального времени, существующая в период биологической жизни индивида и его сообщества, характеризуемое уровнем комфортности существования данного индивида и его сообщества.

В ходе разного рода преобразований обществом должен ощущаться приход будущего уже в настоящем («сегодня»). При этом время целесообразно понимать в виде суммы отрезков, в течение которых совершаются те или иные рациональные действия. Иными словами, единица времени в социальной плоскости - это условно выделенная продолжительность событий и явлений от начальной до конечной точки отсчета, характеризующаяся прежде всего качественной характеристикой данных событий и явлений. Любые периоды протекания тех или иных природных или социальных явлений, имеющих свойство цикличности, всегда характеризуются какими-либо временными параметрами и сопутствующими событиями.

В природе, например, зима - это определенное время года, регулярно циклически повторяющееся, характеризующееся такими природными явлениями, как снегопады, метели, заморозки и др. В социальной природе военный конфликт - это характеристика определенного времени истории развития того или иного сообщества, нередко циклически повторяющегося, характеризующегося такими явлениями, как боевые действия, насилие, разрушения и др. К сожалению, и зимнее, и военное время существуют до сего дня как, соответственно, в природе физической, так и в природе социальной.

В российской ментальности и общественной психологии, по мнению автора, идея пространства, как правило, доминировала над идеей времени, отсюда мы зачастую наблюдаем такой слабый интерес к бытовым вопросам повседневной жизни и особое устремление мыслей и чаяний к какому-то другому времени, например, стремление к победе коммунизма в далеком будущем или возвращение (пусть даже иллюзорное) к золотому веку прошлого (царизму или сталинскому социализму).

Более того, нередко русская философская и этическая мысль считала необходимым преодолеть время, несущее в себе разрушительные и безнравственные деяния, заменив его на категорию вечность. Так, русский философ Н.А. Бердяев утверждает: «В истории через больное и дурное время, пожирающее и истребляющее,

превращающее жизнь нашу в кладбище, где на костях умерших отцов воздвигается новая жизнь сынов, забывших отцов, действует истинное время, неразорванное время, время, поддерживающее связь, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим» [1, с. 59].

Руководствуясь такими утверждениями, хочется стремиться к познанию высших смыслов жизни, при этом человек оценивает рутинные дела по ежедневному благоустройству своего дома не только как малополезные, но даже как неэтичные в какой-то степени. Однако вызовы последних лет требуют от российского общества максимальной концентрации на сбережении и рациональном использовании каждой минуты, ибо без этого немыслимо благосостояние как отдельно взятого человека, так и всего общества.

Продолжая упоминаемую выше мысль К. Маркса о том, что экономика измеряется временем, следует добавить, что современное благосостояние прямо пропорционально количеству минут и даже секунд, потраченных на рациональные действия по обустройству данной территории (пространства). Рассмотрим наш тезис о прямой взаимосвязи категории времени с его качественными характеристиками на примере актуально и печально звучащих даже в наши дни слов из песни группы «Наутилус-Помпилиус», написанных И. Кормильцевым:

«Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,

Здесь мерилом работы считают усталость».

В этих коротких строках отражено состояние характерного сегмента пространственно-временного континуума советской эпохи, мало чем отличающегося от состояния подобного ему множества в сегодняшней ситуации. Пространство определяется только одним кратким термином «здесь», а категория «время» понимается как период «поиска старости» и период «наступления чувства усталости». То есть «поиск старости» и «наступление чувства усталости» - это качественные характеристики времени, совпадающего в данном случае с категорией пространственной характеристики «здесь» (в период существования СССР). «Поиск старости» - это и есть параметр социального времени эпохи, который можно было бы изменить на какое-то иное качественное состояние, в этом случае данное время получило бы другое название, другой смысл, а вместе с качественными характеристиками изменились бы и количественные характеристики, ибо старость наступила бы гораздо

позже. Момент «наступления чувства усталости» - эта такая качественная характеристика социального и биологического времени, которая указывает на бессмысленно потраченные фрагменты (возможно, бесценные фрагменты!) личной и социальной жизни индивида. Бессмысленная нерациональная растрата времени (а фактически значительной части биологической жизни индивидов!) в эпоху развития интеллектуальных технологий и искусственного интеллекта может иметь весьма печальные последствия для развития современной российской цивилизации.

Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо кардинально менять общественную психологию и общественное сознание, ориентируя индивидов на сбережение временных единиц с целью их рационального использования. Этот процесс может начаться с изменения отношения к астрономическому и социальному времени в российском социуме на уровне повседневной жизни. Повышение осознания ценности времени большинством людей, постепенное превращение абстрактного понимания времени во «время экологическое» и последующее построение «экономики времени», как было отмечено нами выше, будет способствовать дальнейшим успехам в области научно-технического, социального и нравственного прогресса российского социума. В этом контексте актуально звучат библейские слова: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12). С научной же точки зрения необходимо исследовать проблему взаимовлияния понимания феномена социального времени в обществе на социальные процессы, происходящие в данном обществе и в данный исторический период.

Технотронная цивилизация сегодняшнего дня способствует формированию осознания цикличности времени, состоящего из «позитивного» и «негативного» периодов, для которых характерны свои виды ритуального поведения в социуме. Такое ритуальное поведение в определенные временные циклы было присуще еще сознанию древнего человека, но в том или ином виде сохраняется до сих пор.

Существовавшая со времен Древнего Египта проблема придания особого ритуального значения ощущениям ритмов [5] в современном мире становится еще более актуальной. В массовом сознании усиливается страх перед экономическими кризисами, террористическими актами, экологическими проблемами и другими вызовами современной цивилизации.

Говоря о проблеме восприятия времени современными людьми, следует напомнить о факте сосуществования в общественном сознании линейного и циклического времени, о чем, как отмечалось выше, говорил еще Маркс. В Античности мир переживался не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в «великом кругу» [5]. Отголоски такого отношения ко времени иногда присутствуют и в современной России, когда общество относится к течению времени, как стагнации (отсутствию движения вообще) или как круговороту привычных событий (отсутствию поступательного развития, прогресса), это характерно, например, для так называемой российской провинции. Также российскому сознанию свойственно ожидание счастливых перемен, праздников и юбилеев (своего рода кайроса), которое подменяет реальную деятельность.

Для преодоления такого нерационального отношения ко времени и к вопросу занятости в течение определенных временных отрезков со стороны определенных социальных групп могут быть полезны суждения некоторых экспертов о необходимости организовать ритмы социальной жизни человека таким образом, чтобы направить времяпровождение индивидов в строну созидающей деятельности и позитивной оценки современности [6].

В связи с вышесказанным, отмечая проблему противоречий между отношением ко времени (как к суетному) и вечности (как к священному) в русской религиозной, философской и этической мысли, заметим, что идеи о возможности управления временем можно сформулировать и в виде научной гипотезы. Эта гипотеза встраивается в непротиворечивую теоретическую конструкцию мезоуровня социально-философского измерения и понимания времени, а на макроуровне данные воззрения вполне логично вписываются в доктрину происхождения и течения времени в контексте идеалистической философии, с последующей заменой категории «время» на категорию «вечность».

Гипотеза о «возможности управления временем» не входит в противоречие с положениями идеалистической философии Платона, которая легла в основу философского мировоззрения традиционных монотеистических религий. Так, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее «подобие»; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только «образ», «подобие», т.е. время не вечно и, в отличие от неподвижной вечности, время движется по закону числа [4, с. 58].

В контексте данной проблематики ранний христианский мыслитель Дионисий Ареопагит, живший в период поздней Античности, писал: «Вечности присущи изначальность и неизменность, и вообще, вечность - это предел бытия. Временем же в нем называется то, что подлежит рождению и истлению, изменению и перемене. Бога же мы будем славословить и как Вечность, и как Время, и как Причину любой вечности и любого времени» (цит. по: [4, с. 58]).

Как можно заметить из сказанного выше, различные взгляды на природу и понимание времени могут взаимно дополнять друг друга, а также могут быть синтезированы при помощи целостных теоретических конструктов в общий метафизический фундамент современной философской картины мира. При этом более глубокое философское понимание времени в современном мире должно дать новый импульс для нового осмысления идей технологического и гуманитарного прогресса.

Идея «прогресса» в современном мире как постоянного движения и качественного преобразования действительности в планетарном масштабе должна учитывать линейность и цикличность времени. Такая идея «времени общечеловеческого прогресса» сформировалась в христианской средневековой Европе и до сих пор является важнейшим философским ориентиром для научно-технического развития. Христианская мысль Средневековья, во многом унаследовавшая идеи Платона и Аристотеля, уделяла большое значение пониманию феномена «времени». Если в Античности время воспринималось «точечно» и локально, в зависимости от конкретного места (полиса), то в Средние века утвердилась христианская концепция всемирной истории и всемирного времени, начинающаяся от Сотворения мира и заканчивающаяся Апокалипсисом (концом света), т.е. преодолением времени вечностью. Средневековое сознание четко ощущает распад времени на прошлое, настоящее и будущее, что характерно для наших современников.

Сегодня в различных областях науки проходят острые дискуссии о природе времени, при этом многие физики и философы убеждены, что «время» не существует в качестве самостоятельной субстанции. Но, исходя еще из предположений Августина, главный фактор существования времени - это человеческая душа, или, говоря современным языком, человеческая психика и психологические процессы, в которых как бы запрограммировано ощущение времени (астрономического, биологического, социального).

В какой-то мере продолжая традицию, заложенную Августином, развитие предложенной выше гипотезы, следствие из нее, может заключаться в том, что время существует прежде всего в сознании, памяти, мышлении, а, следовательно, правильно осмысливая и используя проекцию времени, люди могут частично управлять многими социальными процессами, заниматься искусством, спортом, а также совершать важные научно-технические открытия, создавая искусственные интеллектуальные технологии, которые, подобно живым людям, ощущают существование времени [6, с. 630].

В этой связи особый интерес вызывают слова Н. Винера, высказанные им в книге «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», когда ученый говорил о влиянии взглядов на природу времени, сформулированных Бергсоном, на формирование знаменитой теории кибернетики и теории искусственного интеллекта [2, с. 36]. Таким образом, отец-основатель кибернетики и искусственного интеллекта Винер признал, что во многом в своих открытиях он был обязан Бергсону за его толкование категории «время».

Следуя Хайдеггеру, заметим, что категория «время» может соотноситься с неким языком и соответствующими вербальными конструкциями (словами-символами) [9, с. 34]. Влияние вербальных конструкций на поведение человека, социальные ситуации и научное познание рассматриваются в рамках многих современных теоретических концепций. Сюда можно отнести нейролингвисти-ческое программирование (НЛП) - особое направления, которое представляет собой набор практически-прикладных методов. НЛП, как и другие практики, на данный момент не является наукой, но заложенная в ней концепция аккумулирует достижения многих наук (психологии, лингвистики и др.), что позволяет создавать собственные социальные технологии.

В видении многих футутрологов в будущем будут распространены такие когнитивные технологии, как нейровизуализация, когнотропная фармацевтика, когнитивные ассистенты, мозго-машин-ные интерфейсы, искусственные органы чувств [7, с. 1]. В структуре данных технологий фактор времени, по всей видимости, будет одним из наиболее существенных. Кроме того, в новую эпоху российская цивилизация, как и любое другое макросообщество, желающее сохранить и укрепить свои экономические, политические и культурные позиции в мире, будет вынуждена стать цивилизацией искусственного интеллекта и принципиально новых интеллектуальных технологий во всех областях жизни.

Цивилизация искусственного интеллекта будет характеризоваться наличием «экологического времени» (ориентация на проведение настоящего времени жизни человека и общества в наиболее комфортных условиях) и «экономики сбережения времени», когда должно резко сократиться время на производство товаров и услуг наряду с драматическим ростом интенсивности и качества производственных процессов, осуществляемых при помощи интеллектуальных технологий, зачастую без прямого участия человека. Важнейшими факторами становления цивилизации искусственного интеллекта в России являются:

1) изучение феномена времени в принципиально новых аспектах и принципиально новыми методами для создания оригинальных интеллектуальных технологий;

2) изменение понимания и ощущения социального времени при изменении отношения ко времени в общественном сознании;

3) попытки создания технологий управления временем (прежде всего социальным временем) в новых условиях.

С точки зрения философского дискурса необходимо продолжить изучение и анализ особенностей восприятия и ощущения линейного и цикличного времени в массовой культуре и общественном сознании, формулируя при этом теоретические конструкты для создания метафизического базиса инновационного развития российского общества и общечеловеческой цивилизации. Отсюда следует необходимость создания международной междисциплинарной дискуссионной площадки по исследованию и осмыслению феномена времени в современном мире.

Напоследок хочется произнести библейские слова: «Время собирать камни!» Ведь «камнями» на профессиональном жаргоне российских ГГ-специалистов называется оперативная память компьютера, без которой невозможно создание искусственного интеллекта.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

2. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. -2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 344 с.

3. Говоров В. Размышления о природе времени. - Режим доступа: www.trinitas.ru/ (Дата обращения: 11.10.2016.)

4. Голованова И.А. Время, вечность, моменты // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1993. - № 5. - С. 57-64.

5. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. -1969. - № 3. - С. 72-84.

6. Марченко Е.Д. Освобождение от информации. - СПб.: Авторский центр «Радатс», 2001. - 632 с.

7. Русский репортер. Великая когнитивная революция. - Режим доступа: http:// rusrep.ru/article/2010/10/18/cognit (Дата обращения: 11.12.2016.)

8. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 752 с.

9. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

10. Хауз Д. Гринвичское время и открытие долготы. - М.: Мир, 1983. - 240 с.

11. Циолковский К. Космическая философия: Интернет-проект «Взлет мысли». -Режим доступа: flight.mai.ru/tsiolkov/wrk014.htm (Дата обращения: 11.12.2016.)

12. Marx K. Das elend der Philosophie. - Berlin: Dietz Verlag: Marx-Engels-Werke-Ausgabe, 1972. - Band 4. - S. 63-182.

13. Wayne H. Global capitalism and the critique of real time //Time & Society. - 2006. -N 2/3. - P. 275-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.