Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЯ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА'

К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЯ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА И КОНТРОЛЬ ЭПИДЕМИИ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PREVENTION AND EPIDEMIC CONTROL / POLITICAL-LEGAL REGULATION / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC HEALTH EMERGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лю Бо

В настоящее время в Китае все еще продолжается борьба с новой коронавирусной пневмонией. «Война» с пандемией отражает уникальные институциональные преимущества, с которыми сталкивается Китай, оказавшись перед лицом крупных событий и катастроф. Политико-правовое регулирование на основе создания модели управления многосторонней платформой взаимопомощи, построение правового правительства и применение концепции прав человека в работе правительства внесли выдающийся вклад в предотвращение критического развития эпидемической ситуации. В то же время практика выявила недостатки в деятельности по профилактике и борьбе с эпидемиями. Автор анализирует опыт деятельности государства в области предотвращения эпидемий и борьбы с ними, выдвигает предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF POLICY-LEGAL REGULATION BY THE GOVERNMENT OF CHINA OF THE COMBAT AGAINST CORONAVIRUS EPIDEMIC

In current time in China it is still continue a struggle with new coronavirus pneumonia. The “war” with the pandemic reflects the unique institutional advantages, with which China faces, facing major events and catastrophes. Political-legal regulation on the basis of creating a management model of multilateral mutual assistance platform, building a legal government and applying the concept of human rights in the work of the government have made an outstanding contribution to preventing the critical development of the epidemic situation. At the same time, the practice has identified deficiencies in the activities for the prevention and combat against epidemics. The author analyzes the experience of the state in the field of epidemic prevention and control, puts forward proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЯ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА»

СОЛОННИКОВА НИНА ВОЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики, Краснодарский университет МВД России (nina5846526@mail.ru).

BONDAR, OLEG O. - Ph.D. in Economics, Lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (2jul83@gmail.com). Internal Affairs of Russia (nina5846526@mail.ru).

УДК 351.77(510)«2020»

ЛЮ БО

К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЯ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА

Ключевые слова: профилактика и контроль эпидемии, политико-правовое регулирование, государственное управление, чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.

В настоящее время в Китае все еще продолжается борьба с новой коронавирусной пневмонией. «Война» с пандемией отражает уникальные институциональные преимущества, с которыми сталкивается Китай, оказавшись перед лицом крупных событий и катастроф. Политико-правовое регулирование на основе создания модели управления многосторонней платформой взаимопомощи, построение правового правительства и применение концепции прав человека в работе правительства внесли выдающийся вклад в предотвращение критического развития эпидемической ситуации. В то же время практика выявила недостатки в деятельности по профилактике и борьбе с эпидемиями. Автор анализирует опыт деятельности государства в области предотвращения эпидемий и борьбы с ними, выдвигает предложения по ее совершенствованию.

LYU, BO

TO THE PROBLEM OF POLICY-LEGAL REGULATION BY THE GOVERNMENT OF CHINA OF THE COMBAT AGAINST CORONAVIRUS EPIDEMIC

Keywords: prevention and epidemic control, political-legal regulation, public administration, public health emergencies.

In current time in China it is still continue a struggle with new coronavirus pneumonia. The "war" with the pandemic reflects the unique institutional advantages, with which China faces, facing major events and catastrophes. Political-legal regulation on the basis of creating a management model of multilateral mutual assistance platform, building a legal government and applying the concept of human rights in the work of the government have made an outstanding contribution to preventing the critical development of the epidemic situation. At the same time, the practice has identified deficiencies in the activities for the prevention and combat against epidemics. The author analyzes the experience of the state in the field of epidemic prevention and control, puts forward proposals for its improvement.

I. Опыт государственного управления в области профилактики и борьбы с эпидемиями.

1. Создание модели управления многосторонней платформой взаимопомощи.

21-й век - это эпоха бурного развития интернет-технологий и революции платформ. В этом контексте в мире широко используется модель взаимного управления многосторонней платформой с характеристиками открытого обмена, высокой эффективности, интеграции ресурсов, низкой стоимости, возможности рециркуляции и др., что внесло определенный вклад в деятельность по предотвращению эпидемий и контролю эпидемической ситуации в Китае.

Перед лицом крупных событий в области медицины и общественного здравоохранения режим взаимного управления на многосторонней платформе правительства обеспечивает реальную и эффективную схему построения системы общественного здравоохранения в чрезвычайных ситуациях. Во-первых, система общественного здравоохранения в чрезвычайных ситуациях требует хорошего взаимодействия и взаимопомощи. Принцип модели управления многосторонней платформой взаимопомощи заключается в создании ценности путем подключения различных пользователей и содействии непосредственному взаимодействию, общению или обмену информацией о ресурсах каждой из сторон. В процессе предотвращения эпидемий и борьбы с ними платформа предоставляет право участвовать в управлении мероприятиями в области общественного здравоохранения заинтересованным сторонам в средствах массовой информации, органам общественного и административного надзора, с тем чтобы содействовать прямому обмену информацией между всеми сторонами и предотвратить блокировку эпидемической информации в процессе передачи. Во-вторых, это также требует определенной прозрачности и беспрепятственности. Благодаря Интернету, облачным вычислениям и другим сетевым информационным технологиям режим взаимного управления на многосторонней платформе ускоряет передачу и распространение информации среди различных

заинтересованных сторон. Поскольку процесс полностью открыт для участников, это означает, что все стороны могут получить доступ к общей информации. Наконец, это требует высокой степени целостности и координации усилий всех субъектов борьбы с эпидемией. Создание самой многосторонней платформы должно подчеркнуть важность сотрудничества и единых экономических и социальных явлений всех сторон, с тем, чтобы создать полноценную сеть ценностей для достижения общих целей.

II. Получение максимального эффекта в работе правительства при верховенстве закона.

1. Постепенное формирование управляемой на основе законов нормативной системы профилактики и контроля эпидемии.

1 марта 2020 года генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин предложил, чтобы работа правительства в условиях эпидемии всегда ставила на первое место вопросы безопасности жизни и здоровья людей, причем была направлена на совершенствование различных аспектов ее политико-правового обеспечения - законодательства, правоохранительной деятельности, правосудия и законопослушания. Чтобы эффективно содействовать профилактике и контролю за эпидемиологической ситуацией, особое внимание предлагалось уделить организации совместной работы и совместного контроля государства и общества за развитием эпидемиологической ситуации. Для предотвращения эпидемий и борьбы с ними государственным ведомствам и их сотрудникам было предложено всегда полагаться на требования закона, обеспечивать и улучшать его верховенство и активно укреплять правовую систему.

Оглядываясь назад на многочисленные достижения Китая в построении правовой системы в период предотвращения эпидемий и борьбы с ними, нужно признать, что решения постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва способствовали дальнейшему совершенствованию законодательства об охране природы, о профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями и порядке реагирования на чрезвычайные ситуации, восполняя имевшиеся ранее недостатки.

2. Совершенствование системы управления на основе законов в сфере профилактики и контроля за эпидемиологической ситуацией.

В процессе профилактики и борьбы с новой эпидемией коронавирусной пневмонии государственные органы и государственные служащие выполняют свои обязанности в соответствии с законом, осуществляют меры по профилактике эпидемий и чрезвычайные меры, а также совершенствуют систему профилактики и борьбы с эпидемиями. Государством был поставлен ряд задач. Во-первых, способствовать открытости деятельности государственных органов, построению прозрачного, открытого правительства. Правительственные ведомства должны в реальном времени своевременно и точно сообщать общественности о ситуации с профилактикой эпидемии и борьбе с нею, а также распространять и популяризировать научные представления о профилактике эпидемий. Во-вторых, придерживаясь принципа административной демократии, в соответствии с законом КНР «О реагировании на чрезвычайные ситуации» и другими соответствующими законами, положениями и правилами, правительство поощряет и мобилизует общественные организации и их добровольцев в работе по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. В-третьих, правительство должно строго соблюдать конфиденциальность личной информации и информации, полученной в ходе работы по предотвращению и контролю эпидемий и борьбе с ними, чтобы предотвратить утечку личной информации граждан и другие нарушения закона.

3. Совершенствование управления на основе законов.

В тяжелой битве с эпидемией было выявлено много ленивых, неактивных или непорядочных государственных служащих, что привело к задержке работ по профилактике эпидемии и доведению до граждан информации об эпидемической ситуации.

Для предотвращения негативного влияния вышеупомянутого явления на улучшение эпидемической ситуации и борьбы с ним крайне важно обучение кадров и другого персонала. В рамках этой работы правительственные структуры мобилизовали своих сотрудников и проводили активное изучение законов и нормативных актов, осуществляли повседневное руководство, добиваясь понимания и освоения ими соответствующих законов, а также изучения и понимания духа политики и системы практических мероприятий, связанных с профилактикой эпидемии,

внося свой вклад в обеспечение верховенства закона в период эпидемии. Кроме того, ввиду незаконного и преступного поведения в работе по профилактике и контролю эпидемий, соответствующие административные органы надзора и управления уделяли большое внимание своевременной корректировке действий некомпетентных кадров. На основании расследования и проверки, в соответствии с законодательством и процедурами, возникающие в этой связи дела должны расследоваться в строгом соответствии с указаниями партии и государственным законодательством.

В этой ситуации необходимо было в первую очередь уточнить функции и полномочия государственных должностных лиц в работе по профилактике и борьбе с эпидемией, а также в строгом соответствии с соответствующими законами и нормативными актами государства строго наказывать за акты растраты, незаконного присвоения или хищений, незаконного и нецелевого использования медицинских материалов и субсидированных на эти цели финансовых средств.

4. Концепция прав человека и работа правительства.

В последние годы в реализации концепции защиты прав человека в Китае права на жизнь и здоровье народа всегда ставились на первое место. В реальной борьбе с эпидемией правительство уважало и защищало законные права и интересы каждого народа и каждого человека, в соответствии с основной концепцией, ориентированной на людей.

С момента вспышки эпидемии здоровье людей и безопасность их жизни подвергались серьезной угрозе. Правительство Китая впервые предложило прежде всего защитить право на жизнь и здоровье каждого гражданина в качестве фундаментального права человека, которое должно быть защищено в деятельности государства по профилактике и борьбе с эпидемией.

С этой целью правительство в основном выполняло следующие работы. Прежде всего, центральное правительство направило профессиональную руководящую группу в провинцию Хубэй для содействия усилению работы по профилактике и контролю. Наряду с этим, были организованы координация и контроль за использованием ресурсов и материалов, используемых в работе по профилактике эпидемий по всей стране, а также обеспечены объединение и мобилизация медицинских сил для оказания помощи наиболее пострадавшим от эпидемии районам. Были созданы новые отделы контроля коронавирусной инфекции в различных провинциях и муниципалитетах, особенно в Ухани, где эпидемия являлась наиболее серьезной. Важнейшее значение приобрела мобилизация медицинских и научно-исследовательских институтов для исследований и разработки новых вакцин и препаратов для лечения новой коронавирусной пневмонии, чтобы способствовать внедрению инноваций в средствах профилактики и контроля эпидемий.

III. Недостатки в области профилактики и борьбы с эпидемиями.

1) Пропаганда и разъяснение ситуации, связанной с эпидемией, не были достаточно своевременными.

1.Задержка информации об эпидемической ситуации.

Из-за отсутствия оценки серьезности ситуации на ранней стадии развития вспышки эпидемии разъяснительная работа не отвечала потребностям и не могла полностью удовлетворить потребности людей в информации об эпидемии. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Комитета по вопросам здравоохранения города Ухань, первый случай пневмонии по невыясненной причине был обнаружен в Ухане 8 декабря 2019 года. 31 декабря 2019 года было официально зарегистрировано 27 случаев вирусной пневмонии. Таким образом, правительственные ведомства должны продолжать укреплять и совершенствовать разъяснительную работу правительственных учреждений по борьбе с крупными эпидемиями для защиты жизненно важных интересов людей.

2.Недостаточная точность информации.

Еще в конце 2019 года проблемы безопасности и здоровья на рынке животных и морепродуктов «Хуанань» привлекли внимание и озабоченность большинства пользователей Интернета. Однако официальные СМИ, пока факты еще не были установлены, безответственно заявили, что в настоящее время нет доказательств передачи инфекции от человека человеку, что риск передачи от человека человеку относительно низок. Неправильное направление общественного мнения заставило тысячи людей в Ухане сесть в поезда во время китайского Нового года, что напрямую привело к расширению масштабов эпидемии. Неправильная организация работ

продолжалась до 20 января 2020 года, когда академик Академии инженерных наук Китая и эксперт по инфекционным заболеваниям Чжун Наньшань подтвердил, что вирус может передаваться от человека к человеку. Это авторитетное открытие подорвало уверенность в надежности и достоверности сообщений официальных средств массовой информации, доверие людей к правительству, что не способствовало эффективному предотвращению эпидемии и борьбе с ней.

3. Политико-правовая пропаганда во время эпидемической ситуации.

В начале февраля 2020 года правительства различных провинций и муниципалитетов Китая приняли соответствующие меры для гибкого принятия различных форм проведения пропагандистской работы по профилактике эпидемий и борьбе с ними, включая следующие аспекты: первое, содействие нормализации работы по пропаганде. Следовало объединить руководство, координировать организацию всех работ, содействовать работе по профилактике и контролю новой коронавирусной инфекции, а также осуществлять надзор и инспекцию. Особенно важно было содействовать диверсификации пропагандистских компаний, в полной мере использовать онлайн-платформы и офлайн-коммуникации, а также создать атмосферу общественного доверия, чтобы выиграть войну против эпидемии. В свою очередь, это предполагало усиление управления интернет-СМИ, усиление позитивного паблисити и эффекта интернет-СМИ. Следовало активно пропагандировать эффективность мер, принятых ЦК партии и местными органами власти, концертировать волю к преодолению трудностей и оказывать сильную поддержку общественному мнению в борьбе с эпидемией.

4. Недостатки системы общественного здравоохранения и профилактики и контроля заболеваний.

Со времени вспышки и распространения вируса атипичной пневмонии в Китае в 2003 году, строительству системы здравоохранения, профилактике и контролю заболеваний в Китае не уделялось должного внимания, что привело к ослаблению позиций соответствующих государственных ведомств в отношении реагирования, предотвращения и контроля чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Это вызвало ситуацию, при которой местные медицинские ресурсы, их численность и уровень, как правило, отстают от уровня экономической мощи. Перед лицом новой эпидемической ситуации с коронавирусной пневмонией, ее крупномасштабный удар выявил слабые места в системе здравоохранения, профилактики и контроля заболеваний в Китае.

Прежде всего, с точки зрения проектирования верхнего уровня, система общественного здравоохранения, профилактики и контроля заболеваний в Китае все еще относительно слаба. В настоящее время строительство системы все еще находится в стадии проведения исследования. В большинстве своем города в Китае относительно слабы с точки зрения ресурсов общественного здравоохранения, построения ее системы и обеспечения необходимых условий, поэтому они не принимают должных практических мер по профилактике эпидемий в то время, когда возникают крупные инфекционные заболевания. В итоге, при возникновении серьезной неотложной инфекционной болезни своевременно не были приняты практические и выполнимые меры. Во-вторых, правительственные ведомства не смогли вовремя осуществить четкое распределение обязанностей между учреждениями здравоохранения и медицинскими учреждениями. На пути обмена информацией и взаимодействия возникли препятствия, что не способствовало единству и сплочению всех сил для совместной борьбы с эпидемией. Кроме того, на этапе профилактики и контроля эпидемии, будь то на программном или аппаратном обеспечении общественного здравоохранения, финансовых вложений и т.д. в большинстве регионов нашей страны было предпринято недостаточно усилий, что создало проблемы в организации медицинских бригад и развитии медицинских исследований.

Академик Академии инженерных наук Китая Ван Ци считает, что создание системы профилактики и контроля заболеваний - это системная разработка, которая требует укрепления научных исследований и разработки долгосрочного плана. В целях укрепления строительства системы здравоохранения и профилактики и контроля заболеваний в Китае, правительство должно активно содействовать оптимизации и интеграции ресурсов для профилактики и контроля заболеваний. Следует сосредоточиться на верховенстве права для создания системы профилактики и контроля заболеваний, а также придерживаться идеи верховенства права на протяжении выполнения всей работы по профилактике и контролю заболеваний. Необходимо укрепить

организацию и подготовку высококвалифицированных кадров в сфере медицины, изучить и сформулировать преференциальную политику для укрепления кадров специалистов по контролю за заболеваниями, привлечь профессиональных высококвалифицированных специалистов с сильными карьерными устремлениями, навыками и высокой академической квалификацией для усиления команды по контролю за заболеваниями. Необходимо увеличить финансовые вложения в профилактику и контроль заболеваний и выделять достаточные средства для профилактики и контроля заболеваний, капитального строительства, закупки оборудования и других видов деятельности. Создать и совершенствовать механизма связи между результатами оценки эффективности и распределением средств, реализовать весь процесс управления исполнением бюджета, а также обеспечить более научное, стандартизированное и эффективное инвестирование и использование средств.

5. Механизм реагирования на чрезвычайные ситуации не удовлетворяет потребности профилактики эпидемий.

Механизм экстренного реагирования запускается правительством для реагирования на различные крупные чрезвычайные ситуации. В соответствии с серьезностью эпидемии, местные органы власти в Китае приняли различные уровни программ реагирования на чрезвычайные ситуации. На практике возникли следующие проблемы.

Целостность механизма реагирования на чрезвычайные ситуации оказалась невысокой. С распространением эпидемии по всей стране многие регионы нашей страны в первую очередь запустили механизм реагирования первого уровня и подготовили достаточно материалов и рабочей силы для борьбы с эпидемией. Но в целом механизмам реагирования во всех провинциях и городах Китая трудно достичь высокой эффективности и единства, и они были далеки от того, чтобы быстро справиться со вспышкой эпидемии.

Отсутствие координации и связи в механизме реагирования на чрезвычайные ситуации. На ранней стадии процесс борьбы с эпидемией был неясен, скопилось большое количество пациентов с подозрением на заболевание, что оказало большое давление на клиническую работу. Однако из-за неупорядоченного качества тестирующих реагентов, разработанных и произведенных отделом по борьбе с болезнями за короткое время, стандартизация сбора образцов не была высокой, что затрудняло скрининг зараженных вирусом.

Чтобы решить трудности и проблемы в механизме реагирования на чрезвычайные ситуации, нашему правительству следует еще больше повысить точность, эффективность и охват различных мер по профилактике и контролю. В аспекте распределения административной ответственности правительственные ведомства должны внедрить систему административных контрактов. Что касается скрининга случаев заражения вирусом, необходимо решительно повысить территориальную ответственность, объединять Интернет и большие данные для проведения точного, научного и эффективного скрининга. С точки зрения изоляции и защиты пациентов, необходимо усилить меры изоляции и защиты для пациентов с подозрением на заболевание, активнее использовать общественные силы и принять решительные меры по изоляции заболевших и закрытию мест массового пользования. В дополнение к этому, правительство должно усилить работу по совершенствованию собственной деятельности и провести обучение для ведущих кадров и государственных служащих на всех уровнях.

6. В работе по раскрытию информации о чрезвычайных ситуациях все еще существуют слабые места.

Вспышка этой эпидемии заставила людей уделять больше внимания своей жизни и безопасности. Из-за опасений за свое здоровье люди должны знать реальную и достоверную информацию об эпидемии. Однако во время вспышки сеть наполнилась множеством слухов, недостоверной и неточной информацией из неизвестных источников. Например, в соответствующем микроблоге, публикуемом ежедневной газетой «Жэньминь жибао», без научной проверки эффективности иммуномодулирующего препарата «Шуан Хуан Лянь» или одобрения соответствующих медицинских экспертов была опубликована неверная информация, в результате чего препарат «Шуан Хуан Лянь» исчез из аптек или даже отсутствовал на складе. Такое неправильное направление людей противоречит цели профилактики и контроля эпидемии и борьбы с ними. 29 января 2020 года мэр города Ухань признал, что из-за непонимания эпидемии раскрытие информации об эпидемии не было своевременным. Очевидно, что правительство

должно выполнять свои обязанности по раскрытию информации.

Поэтому нашему правительству также необходимо усовершенствовать механизм управления информацией, то есть следовать принципу достоверности и своевременности. Проверять и контролировать информацию об эпидемии, раскрываемую и публикуемую авторитетными СМИ, благотворительными и другими организациями и т.д. Информация, которая не соответствует этому принципу, должна быть удалена, а за возможные серьезные последствия должно в определенной степени вменяться наказание. Необходимо осуществлять защиту информационной безопасности граждан в условиях эпидемии, то есть использовать административные полномочия для наказания за поведение, связанное с раскрытием и искажением конфиденциальности и личной информации граждан. Для обеспечения своевременной, научной и надежной эпидемической информации для населения и повышения доверия к правительству необходимо внедрить механизм участия экспертов. Заключение.

Резюмируя сказанное, правительство и его специализированные учреждения с четкими полномочиями и обязанностями и надежной системой организации текущей деятельности являются наиболее мощной гарантией того, что люди могут противостоять эпидемии. Оптимизация и совершенствование государственного управления, а также устранение пробелов в системе общественного здравоохранения являются гарантией для нас в борьбе с новой эпидемией коронавирусной пневмонии. При этом органы власти и управления в своей деятельности должны опираться на общество.

В настоящее время эпидемическая ситуация в стране имеет тенденцию к улучшению, но распространение нового вируса коронавирусной пневмонии на международном уровне не прекратилось. В тенденции глобализации Китай, как новая развивающаяся держава, должен взять на себя ответственность великой державы, объединить страны по всему миру и содействовать общению и сотрудничеству между правительствами. В процессе глобального управления Китай добился большого прогресса и продолжает двигаться вперед.

Литература и источники

1. Лю Цзямин, Ху Цзяньхуа. Создание многосторонней платформы и управление платформой: контрмеры для оптимизации местной системы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях [J/OL] // Вестник Китайского горного университета: Изд-во Social Sciences Press: - С. 1-13. (на кит. языке)

2. Лю Цзямин. Мотивация, функция и практическая ценность модели государственной многосторонней платформы[1]. // Вестник Гуандунского института государственной службы. - 2019. - №31 (02). - С. 5-11. (на кит. языке)

3. Чжао Линь. Содействие построению правительства в соответствии с принципом верховенства закона при решении основных чрезвычайных ситуаций [N]. // Цзиньхуа Жибао. Ежедневная газета. - 2020. - 23 марта (A10). (на кит. языке)

4. Чжан Юнхэ. Предотвращение эпидемий в Китае и борьба с ними свидетельствуют о защите прав человека [N]. // Сюэси шибао. - 2020. - 20 марта (001). (на кит. языке)

5. Дин Лэй, Цай Вэй, Дин Цзяньцин, Чжан Синьсинь, Цай Юн, Ши Цзяньвэй, Лян Цимин, Чжан Луфа, Сунь Личжэнь, Цюй Цземин, Цзян Фань, Чэнь Гоцян. Размышления об эпидемической ситуации с новой коронавирусной инфекцией [J] : Изд-во Science China: Life Sciences, 2020, 50 (03). - С. 247-257. (на кит. языке)

6. Инь Хэ, Фан Цзэнцюань. Новая коронавирусная пневмония: эпидемия, паблисити и проблемы: вопросы, принципы и стратегии[J/OL] // Вестник Китайского горного университета: Изд-во Social Sciences Press. - С. 1-17. (на кит. языке)

7. Ван Хуайцян. Повышение эффективности государственного управления в период проверки на соответствие [N]. // Ганьсу жибао. - 2020. - 27 марта (010). '

8. Чэнь Цзяньвэй. Размышления о системе экстренной профилактики и контроля чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. // Seek Medical and Ask the Medicine. - 2013. - № 11. - С. 328-329. (на англ. языке)

9. Ли Вэйань, Чжан Яовэй, Мэн Цянькунь. Актуальные проблемы и меры противодействия чрезвычайным ситуациям в случае вспышки эпидемии^]. // Bulletin of Chinese Academy of Sciences. - 2020. - № 35 (03). - С. 235-239. (на англ. языке)

10. Ван Чжилань. Размышления о государственном управлении в процессе профилактики и контроля эпидемии[Ы] // Иньчуань Жибао. - 2020. - 24 марта (004). (на кит. языке)

References and Sources

1. Lyu Czyamin, Hu Czyan'hua. Sozdanie mnogostoronnej platformy i upravlenie platformoj: kontrmery dlya optimizacii mestnoj sistemy zdravoohraneniya v chrezvychajnyh situaciyah [J/OL] // Vestnik Kitajskogo gornogo universiteta: Izd-vo Social Sciences Press: - S. 1-13. (na kit.

yazyke)

2. Lyu Czyamin. Motivaciya, funkciya i prakticheskaya cennost' modeli gosudarstvennoj mnogostoronnej platformy[J]. // Vestnik Guandunskogo instituta gosudarstvennoj sluzhby. - 2019. - №31 (02). - S. 5-11. (na kit. yazyke)

3. Chzhao Lin'. Sodejstvie postroeniyu pravitel'stva v sootvetstvii s principom verhovenstva zakona pri reshenii osnovnyh chrezvychajnyh situacij [N]. // Czin'hua ZHibao. Ezhednevnaya gazeta. - 2020. - 23 marta (A10). (na kit. yazyke)

4. Chzhan YUnhe. Predotvrashchenie epidemij v Kitae i bor'ba s nimi svidetel'stvuyut o zashchite prav cheloveka [N]. // Syuesi shibao. - 2020. - 20 marta (001). (na kit. yazyke)

5. Din Lej, Caj Vej, Din Czyan'cin, CHzhan Sin'sin', Caj YUn, SHi Czyan'vej, Lyan Cimin, CHzhan Lufa, Sun' Lichzhen', Cyuj Czemin, Czyan Fan', CHen' Gocyan. Razmyshleniya ob epidemicheskoj situacii s novoj koronavirusnoj infekciej [J]: Izd-vo Science China: Life Sciences, 2020, 50 (03). -

5. 247-257. (na kit. yazyke)

6. In' He, Fan Czencyuan'. Novaya koronavirusnaya pnevmoniya: epidemiya, pablisiti i problemy: voprosy, principy i strategii[J/OL] // Vestnik Kitajskogo gornogo universiteta: Izd-vo Social Sciences Press. - S. 1-17. (na kit. yazyke)

7. Van Huajcyan. Povyshenie effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v period proverki na sootvetstvie [N]. // Gan'su zhibao. - 2020. - 27 marta (010).

8. Chen' Czyan'vej. Razmyshleniya o sisteme ekstrennoj profilaktiki i kontrolya chrezvychajnyh situacij v oblasti obshchestvennogo zdravoohraneniya. // Seek Medical and Ask the Medicine. - 2013. - № 11. - S. 328-329. (na angl. yazyke)

9. Li Vejan', CHzhan YAovej, Men Cyan'kun'. Aktual'nye problemy i mery protivodejstviya chrezvychajnym situaciyam v sluchae vspyshki epidemii[J]. // Bulletin of Chinese Academy of Sciences. - 2020. - № 35 (03). - S. 235-239. (na angl. yazyke)

10. Van Chzhilan'. Razmyshleniya o gosudarstvennom upravlenii v processe profilaktiki i kontrolya epidemii[N] // In'chuan' ZHibao. - 2020. - 24 marta (004). (na kit. yazyke)

ЛЮ БО - научный сотрудник Института России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (info@helri.com). LYU, BO - Researcher, Institute of Russia, Academy of Social Sciences, Heilongjiang.

УДК 342.531.113:369.54

ВОЛКОВА В.В., ПАШНЕВ С.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, государственный служащий, муниципальный служащий, правовое регулирование, стаж службы, пенсионное страхование.

В статье рассматривается вопрос о состоянии и возможных путях совершенствования пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих. Обращено внимание, что при назначении пенсии служащие находятся в ситуации, которую можно охарактеризовать как двойственную: они имеют право получать пенсию по старости по достижении установленного возраста, а также имеют право на получение пенсии за выслугу лет - как компенсацию за осуществление специфической служебной деятельности. Однако по факту, продолжая свою деятельность после получения права на выплату по выслуге, они получают только пенсию по старости. Пенсия за выслугу лет в этом случае не начисляется и начинает выплачиваться после освобождения должности. Сделан вывод, что существующие проблемы, раскрытые в настоящей статье, можно решить посредством закрепления в действующем законодательстве минимального размера пенсии за выслугу лет, которую следует выплачивать вне зависимости от того, продолжает ли пенсионер-служащий выполнение своих функциональных обязанностей в качестве государственного или муниципального служащего, или нет.

VOLKOVA, V.V., PASHNEV, S.A. IMPROVEMENT OF PENSION SUPPORT OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES

Keywords: pension provision; state employee; municipal employee; legal regulation; length of service; pension insurance.

In the article discusses the issue of state and possible ways to improve the pension provision of state and municipal employees. It is noted that when assigning a pension, employees are in a situation that can be described as dual: they have the right to receive an old-age pension after reaching the established age, and also have the right to receive a pension for seniority - as compensation for the implementation of specific career activities. However, in fact, continuing their activities after receiving the right to payment, they receive only an old-age pension. Pension for length of service in this case is not accrued and begins to be paid after the dismissal. It is concluded that the existing problems disclosed in this study can be solved by fixing in the current legislation the minimum pension for the length of service, which should be paid regardless of whether the pensioner-employees continues to fulfill their functional duties as a state or municipal employee or not.

Российская Федерация является социальным государством, в котором во главе угла стоят права и интересы граждан. Одним из таких прав выступает право на пенсионное обеспечение. Законодательство гарантирует назначение пенсий каждому гражданину по достижению им определенного возрастного предела. Однако существуют некоторые категории граждан, которые в силу специфических особенностей их деятельности, которым пенсия назначается в особом порядке. К данной категории относятся государственные и муниципальные служащие.

Правовые основания пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих регламентируется нормами Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ [1], Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ [2], Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ [3], а также Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ [4]. Так, в соответствии со статьей 7 ФЗ №166-ФЗ госслужащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет при наличии следующих оснований:

• стаж государственной службы, продолжительность которого в 2017, 2018, 2019, 2020 годах составляет 15 лет и 6 месяцев, 16 лет, 16 лет и 6 месяцев, 17 лет соответственно (до 2026 года названный цифры увеличиваются каждый год на 6 месяцев и доходит до 20 лет, после 2026 года стаж составляет 20 лет и не изменяется);

• работа на должности госслужащего не менее 12 полных месяцев;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.