Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗУМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АТАК'

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗУМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АТАК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная школа / младший школьник / информационная безопасность / информационные угрозы / разумное поведение / готовность / comprehensive school / junior schoolchild / information security / information threats / reasonable behavior / readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботов Кирилл Аркадьевич

В статье представлена проблема информационной безопасности для младших школьников. Представлены некоторые виды опасностей, которые могут поджидать ребенка. Сайты порнографической направленности. Интернет ресурсы разжигающие национальную рознь и расовые неприятие. Депрессивные интернет-ресурсы наподобие «Синий кит» и другие. Различные сайты распространяющие информацию о пользе наркотиков. Сайты знакомств, где мошенники могут войти в доверие младшему школьнику для вываживания у него личной информации (паспорта родителей, адреса проживания). Также имеются сайты знакомств, где, ребенка пытаются вовлечь в секты. На основе мнений различных авторов нами сформулировано определение готовность младших школьников к разумному поведению при информационных атаках. Готовность младших школьников к разумному поведению при информационных атаках это способность получать, осознавать и применять информацию, необходимую для принятия разумных и безопасных решений в случае чрезвычайных ситуаций. Были составлены аспекты готовности младших школьников к разумному поведению при информационных атаках. Такими аспектами являются: кибербезопасность, защита от вредоносного контента, онлайн-коммуникация и социальные сети, запасные пути связи. Каждому аспект была дана характеристика. Кибербезопасность: важно, чтобы дети знали о возможных угрозах и рисках в онлайн-среде. Защита от вредоносного контента: младшие школьники должны знать, как избегать вредоносного и неподходящего контента в интернете. Онлайн-коммуникация и социальные сети: детей следует обучать навыкам эффективной и безопасной онлайн-коммуникации. Запасные пути связи: в случае чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к проблемам с интернетом или другими коммуникационными каналами, дети должны знать альтернативные способы связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the problem of information security for younger schoolchildren. Some types of dangers that may await a child are presented. Pornographic sites. Internet resources inciting national discord and racial hatred. Depressive Internet resources like "Blue Whale" and others. Various sites spreading information about the benefits of drugs. Dating sites where scammers can gain the trust of ajunior high school student to extract personal information (parents' passports, residential addresses). There are also dating sites where they try to involve a child in sects. Based on the opinions of various authors we have formulated a definition of readiness of junior schoolchildren for reasonable behavior in case of information attacks. Preparedness of junior schoolchildren for reasonable behavior in case of information attacks is the ability to receive, comprehend and apply information necessary for making reasonable and safe decisions in case of emergency situations. The aspects of readiness of junior schoolchildren for reasonable behavior in case of information attacks were compiled. These aspects are: cybersecurity, protection from malicious content, online communication and social networks, and emergency communication routes. Each aspect was characterized. Cybersecurity: it is important that children are aware of possible threats and risks in the online environment. Protection from harmful content: younger pupils need to know how to avoid harmful and inappropriate content on the internet. Online communication and social media: children should be taught effective and safe online communication skills. Back-up communication routes: in case of emergencies that may cause problems with the internet or other communication channels, children should know alternative ways of communication.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗУМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АТАК»

Педагогика

УДК 373.3(045)

аспирант кафедры педагогики Ботов Кирилл Аркадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗУМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ АТАК

Аннотация. В статье представлена проблема информационной безопасности для младших школьников. Представлены некоторые виды опасностей, которые могут поджидать ребенка. Сайты порнографической направленности. Интернет ресурсы разжигающие национальную рознь и расовые неприятие. Депрессивные интернет-ресурсы наподобие «Синий кит» и другие. Различные сайты распространяющие информацию о пользе наркотиков. Сайты знакомств, где мошенники могут войти в доверие младшему школьнику для вываживания у него личной информации (паспорта родителей, адреса проживания). Также имеются сайты знакомств, где, ребенка пытаются вовлечь в секты. На основе мнений различных авторов нами сформулировано определение готовность младших школьников к разумному поведению при информационных атаках. Готовность младших школьников к разумному поведению при информационных атаках - это способность получать, осознавать и применять информацию, необходимую для принятия разумных и безопасных решений в случае чрезвычайных ситуаций. Были составлены аспекты готовности младших школьников к разумному поведению при информационных атаках. Такими аспектами являются: кибербезопасность, защита от вредоносного контента, онлайн-коммуникация и социальные сети, запасные пути связи. Каждому аспект была дана характеристика. Кибербезопасность: важно, чтобы дети знали о возможных угрозах и рисках в онлайн-среде. Защита от вредоносного контента: младшие школьники должны знать, как избегать вредоносного и неподходящего контента в интернете. Онлайн-коммуникация и социальные сети: детей следует обучать навыкам эффективной и безопасной онлайн-коммуникации. Запасные пути связи: в случае чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к проблемам с интернетом или другими коммуникационными каналами, дети должны знать альтернативные способы связи.

Ключные слова: общеобразовательная школа, младший школьник, информационная безопасность, информационные угрозы, разумное поведение, готовность.

Annotation. The article presents the problem of information security for younger schoolchildren. Some types of dangers that may await a child are presented. Pornographic sites. Internet resources inciting national discord and racial hatred. Depressive Internet resources like "Blue Whale" and others. Various sites spreading information about the benefits of drugs. Dating sites where scammers can gain the trust of ajunior high school student to extract personal information (parents' passports, residential addresses). There are also dating sites where they try to involve a child in sects. Based on the opinions of various authors we have formulated a definition of readiness of junior schoolchildren for reasonable behavior in case of information attacks. Preparedness of junior schoolchildren for reasonable behavior in case of information attacks is the ability to receive, comprehend and apply information necessary for making reasonable and safe decisions in case of emergency situations. The aspects of readiness ofjunior schoolchildren for reasonable behavior in case of information attacks were compiled. These aspects are: cybersecurity, protection from malicious content, online communication and social networks, and emergency communication routes. Each aspect was characterized. Cybersecurity: it is important that children are aware of possible threats and risks in the online environment. Protection from harmful content: younger pupils need to know how to avoid harmful and inappropriate content on the internet. Online communication and social media: children should be taught effective and safe online communication skills. Back-up communication routes: in case of emergencies that may cause problems with the internet or other communication channels, children should know alternative ways of communication.

Key words: comprehensive school,junior schoolchild, information security, information threats, reasonable behavior, readiness.

Введение. В нынешнее время человечество на прямую зависит от интернет пространства. Главное направление интернета в образовательной среде это передача знаний подрастающему поколению. Учитель в образовательных учреждениях в наше время не может представить обучение детей без возможностей сети интернета [4]. Он использует различные образовательные программы, в частности: онлайн-опросы, интернет-курсы, различные видеоуроки [15]. Также без интернета невозможно представить общение не только с детьми, но и с их родителями. Все эти онлайн-платформы упрощают нашу жизнь и в какой-то определенной степени делают ее безопаснее, хотя и не всегда [3].

Наиболее высока зависимость интернета в данный момент для детей, в том числе младших школьников [2]. Младшие школьники, кроме обучения посредствам интернета, также играют в игры, смотрят видео ролики, читают различную информацию. Глобальная сеть наряду с различной полезной информацией может носить в себе различную чрезвычайную опасность. Младший школьник в большей степени черпает информацию обо всем, что происходит в мире, стране и в его городе из интернета [10]. Эта информация может негативно повлиять на психологическое, физическое, нравственное развитие ребенка.

К сожалению, в наше неспокойное время все больше и больше создается разного рода фейковой, вредоносной информации террористическими организациями и странами, которые пытаются в корне изменить, дестабилизировать благоприятную обстановку в нашей стране, то есть создается так называемый конвейер лжи [7].

Младший школьник наиболее сильнее подвержен восприятию фейковой информации, так как ввиду его возраста и социального положения он начинает активно познавать окружающий его мир [13]. Именно из-за этого у ребенка может возникнуть неправильное представление о своем здоровье, образе жизни и в целом об обстановке в стране и мире [14].

Имеются различные виды опасностей, которые могут поджидать младшего школьника в интернете:

1. Сайты порнографической направленности.

2. Интернет ресурсы разжигающие национальную рознь и расовые неприятие.

3. Депрессивные интернет-ресурсы наподобие «Синий кит» и другие.

4. Различные сайты распространяющие информацию о пользе наркотиков.

5. Сайты знакомств, где мошенники могут войти в доверие младшему школьнику для вываживания у него личной информации (паспорта родителей, адреса проживания). Также имеются сайты знакомств, где, ребенка пытаются вовлечь в

Нами представлен далеко не весь список угроз, которые могут поджидать младшего школьника в сети интернет [8]. Абсолютно любой ребенок может попасть в данные чрезвычайные ситуации. Наряду с этим многие дети (из-за любопытства) специально ищут такую информацию, что в дальнейшем сказывается на их развитии (психологические отклонения, интернет-зависимость и т.д.) [9].

Нами был проведен анализ литературных источников по готовности к разумному поведению младших школьников при информационных атаках. А.Н. Привалов утверждает, что подготовка детей к информационной безопасности заключается в регулярности обсуждения необходимых тем, то есть младшему школьнику необходимо объяснять и показывать на примерах те или иные виды опасностей, которые могут поджидать его в данной сфере жизнедеятельности [11]. По мнению Е.И. Бартенева, информационная безопасность детей - это одна из важнейших задач национальной информационной безопасности. Он считает, что наличие правильной профилактики негативных тенденций указывает на наличие практических знаний правильного формирования информационной безопасности младших школьников [1]. A.B. Поникарова утверждает, что для повышения культуры информационной безопасности у детей необходимо использовать определенные методы и средства, которые помогут ребенку намного быстрее войти в современный информационный мир и обеспечить как собственную безопасность, так и благополучие окружающих его людей [12].

Исходя из выше изложенной литературы, нами было сформулировано определение готовности младших школьников к разумному поведению при информационных атаках: это способность получать, осознавать и применять информацию, необходимую для принятия разумных и безопасных решений в случае чрезвычайных ситуаций.

Изложение основного материала статьи. Готовность младших школьников к разумному поведению при информационных атаках играет все более важную роль в наше время [5]. С развитием информационных технологий и широким использованием интернета, видится острая необходимость в обеспечении детей навыками и знаниями, способствующими безопасному и разумному поведению в онлайн-среде, в том числе в условиях чрезвычайных обстоятельств [6].

Сформулируем несколько ключевых аспектов готовности младших школьников к разумному поведению при информационных атаках:

1. Кибербезопасность: важно, чтобы дети знали о возможных угрозах и рисках в онлайн-среде. Мы сформлировали некоторые основыне принцыпы уибербезопасности:

- необходимо обучать детей, что бы они в онлайн сфере не делились информацией личного характера, например: адрес проживания, паспортные данные родителей. Необходимо помочь им осознать, что передача таких данных незнакомым людям могут нанести вред их безопасности;

- дети должны понимать важность использования сложных паролей для своих телефонов, планшетов или социальных страниц в интернете. Пароль должен состоять из комбинации букв, цифр и специальных символов. Необходимо научить их создавать уникальные пароли и не делиться ими с кем-либо;

- дети должны быть осторожными при посещении веб-сайтов и нажатии на ссылки. Необходимо учитывать, что некоторые сайты могут содержать вредоносные программы или нежелательный контент.

Важно создать доверительную атмосферу, чтобы дети могли свободно обсуждать свой онлайн-опыты и проблемы с родителями. Регулярное обсуждение кибербезопасности поможет им развить навыки и знания, необходимые для безопасного и ответственного поведения в цифровом мире.

2. Защита от вредоносного контента: младшие школьники должны знать, как избегать вредоносного и неподходящего контента в интернете. Они должны понимать, что делать и куда обращаться, если сталкиваются с неподходящими материалами или неприятным поведением в онлайн-среде.

3. Онлайн-коммуникация и социальные сети: детей следует обучать навыкам эффективной и безопасной онлайн-коммуникации. Она включает правила взаимодействия с другими пользователями, осознание рисков общения с незнакомцами и понимание того, каким образом следует поддерживать позитивные и здоровые онлайн-отношения.

4. Запасные пути связи: в случае чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к проблемам с интернетом или другими коммуникационными каналами, дети должны знать альтернативные способы связи, такие как использование телефона или других средств связи.

Выводы. Готовность младших школьников к разумному поведению при информационных атаках является неотъемлемой частью их общей готовности к безопасности. В современном информационном обществе, где интернет и телевидение играют значительные роли, необходимо гарантировать соответствующую информационную подготовку детей для рационального поведения в экстремальных ситуациях. Главная цель такой подготовки состоит в том, чтобы они четко понимали риски, которые сопутствуют использованию интернета и телевидения, и принимали информированные решения, минимизирующие возможные угрозы и опасности. Знание правил безопасного поведения, критическое мышление, умение оценивать информацию, а также способность эффективно общаться и обращаться за помощью являются ключевыми аспектами готовности младших школьников.

Литература:

1. Бартенева, Е.И. Аспекты информационной безопасности младших школьников в современном образовании / Е.И. Бартенева // Педагогическое образование на Алтае. -2014. - № 1. - С. 77-79

2. Богатырева, Ю.И. Формирование компетенций обеспечения информационной безопасности школьников в процессе профессиональной подготовки педагогов / Ю.И. Богатырева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. -С. 56-61

3. Демяненко, A.B. Социологический анализ современного состояния социальных механизмов управления информационной безопасностью школьников в интернете / A.B. Демяненко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. -2019. - С. 391.

4. Еромолаева, В.В. Угрозы «Всемирной паутины» / В.В. Еромолаева, A.C. Москвин, В.М. Бредихин // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 56-2. - С. 41-44

5. Желтова, И.А. Сетевая культура и информационная безопасность школьников в интернет-пространстве / И.А. Желтова // Вестник северо-восточного государственного университета. - 2013. - № 19. - С. 106-108

6. Идрисова, A.A. Информационная безопасность школьников в сети интернет: проблемы и пути решения / A.A. Идрисова // Современные инновации. - 2015. - № 2. - С. 83-84

7. Климов, Е.В. Информационная безопасность современного школьника / Е.В. Климов, Е.В. Гнатышина // Молодой ученый.-2020. -№22. - С. 529-531

8. Калашникова, A.A. Информационная безопасность в образовании школьников / A.A. Калашникова // Современная педагогика. -2017,- № 4. - С. 61-62

9. Малгаров, И.Н. Информационная культура и безопасность школьников в цифровой среде / И.Н. Малгаров // Общество: социология, психология, педагогика. -2022. -№ 12. - С. 349-352

10. Осеева, Е.И. Реализация основных направлений медиаобразования как условие обеспечения информационной безопасности школьников в образовательном процессе / Е.И. Осеева // Вестник белгородского института развития образования. - 2017. - № 4. - С. 49-53

11. Привалов, А.Н. Тематические беседы как элемент системы мер по формированию информационной безопасности школьников / А.Н. Привалов, Т.В. Гореликова // Современные информационные технологии и ит-образование. - 2015. -№ 11. - С. 317-321

12. Поникарова, A.B. К вопросу формирования культуры информационной безопасности школьников / A.B. Поникарова, Ю.И. Богатырева // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. - Тула: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - 2019. - С. 345-350

13. Попова, Н.Е. Информационная безопасность школьника / Н.Е. Попова, O.A. Трутнева, О.М. Бородулина // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 2. - С. 67-69

14. Федосов, А.Ю. Формирование основ информационной безопасности младших школьников на внеурочных занятиях / А.Ю. Федосов, Ю.С. Богданова // Информатика в школе. - 2019. -№6.- С. 10-16

15. Федотова, B.C. Обучение школьников информационной безопасности на основе создания мультипликационных фильмов/ B.C. Федотова//Цифровые инструменты в образовании. -2021. - С. 110-113

Педагогика

УДК 37.018.2

директор Брык Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Гимназия № 36 имени Героя Советского Союза Гастелло Н.Ф.» (г. Ростов-на-Дону)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья раскрывает модель теоретические основания, компоненты и принципы функционирования модели организации воспитательного процесса в социокультурном пространстве начальной школы. Автор кратко рассматривает специфику понятий «воспитание» и «воспитательный процесс». В статье представлены характеристики социокультурного пространства начальной школы, определяющие возможности успешной организации воспитательного процесса на данном уровне образования. Автор полагает, что при организации воспитательного процесса в социокультурном пространстве начальной школы необходимо учитывать положения традиционных и инновационных подходов. В контексте современных теорий воспитания выделены инвариантная и вариативная группы принципов организации воспитательного процесса в начальной школе. В инвариантную группу включены принципы, базирующиеся на классических методологических подходах и зафиксированные в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. К данной группе принципов относятся гуманистическая направленность воспитания, совместная деятельность детей и взрослых, следование нравственному примеру, безопасная жизнедеятельность, инклюзивность и возрастосообразность. Вариативная группа принципов является дополнением к принципам первой группы и включает принцип самобытности воспитательного процесса, принцип учета актуального уровня сформированности жизненных компетенций школьников, принцип ориентации на медийность и событийность в социокультурном пространстве школы, принцип сквозной взаимосвязи содержания образования и воспитательного процесса. В статье охарактеризованы методологический, содержательный, технологический и рефлексивный компоненты модели организации воспитательного процесса в социокультурном пространстве начальной школы. Все компоненты модели воспитательного процесса связаны общей линий пролонгированной диагностики сформированности жизненных компетенций младших школьников, которые рассматриваются как комплексный результат воспитательного процесса в начальной школе.

Ключевые слова: воспитательный процесс, социокультурное пространство начальной школы, принципы организации воспитательного процесса в начальной школе, модель организации воспитательного процесса в социокультурном пространстве начальной школы.

Annotation. The article reveals the theoretical foundations, components and principles of functioning of the model of organization of the upbringing process in the socio-cultural space of the primary school. The author briefly considers the peculiarities of such notions as "upbringing" and "upbringing process". The article introduces the characteristics of the socio-cultural space of the primary school, determining opportunities for successful organization of upbringing process at a given educational level. The author assumes that it's necessary to take into account the aspects of traditional and innovative approaches for organization of the upbringing process in the socio-cultural space of the primary school. Within the framework of modern upbringing theories, it's possible to distinguish two groups of principles of organization of the upbringing process at primary school: variative and invariative. The invariative group includes the principles based on the methodological approaches and fixed in the requirements of the federal state educational standards of secondary education. This group includes humanistic orientation of upbringing, joint activity of children and adults, copying the moral model, safe lifestyle, inclusiveness and age conformity. The variative group is complementary to the principles of the first group and includes the principle of authenticity of the upbringing process, the principle of taking into account the current level of formation of life competencies of schoolchildren, the principle of focusing on the media and eventfulness in socio-cultural space of school, the principle of the end-to-end connections of educational and upbringing content. The article describes the methodological, content, technological and reflexive components of organizing the upbringing process in the socio-cultural space of the primary school. All the components of the model of organizing of the upbringing process are interconnected by general policy of prolonged diagnostics of formation of life competencies of young schoolchildren which are regarded as a complex result of the upbringing process at primary school.

Key words: upbringing process, socio-cultural space of the primary school, principles of organization of the upbringing process in primary school, the model of organization of the upbringing process in the socio-cultural space of the primary school.

Введение. В последние годы наблюдается повышение интереса к организованному воспитательному процессу на государственном уровне. Воспитание подрастающего поколения снова становится делом государственной важности. Интенсивное обновление нормативно-правовой базы организации воспитания в школе, с одной стороны, приводит к тому, что роль воспитания как части целостного педагогического процесса в общеобразовательной школе существенно возрастает, оно становится предметом внимания не только самих субъектов воспитательного процесса, организуемого в школе, но и выходит за пределы школьного образовательного пространства, с другой стороны, нормативная регламентация делает воспитательный процесс не только и не столько частью внутренней жизни школы, сколько обусловливает его открытый, но в то же время более контролируемый со стороны государства и общества в целом характер.

Воспитание, как процесс наиболее интенсивного взаимодействия с жизненными и личностными смыслами ребенка, особенно важно в сенситивные периоды жизни, один из которых сопряжен со временем обучения ребенка в начальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.