Научная статья на тему 'К проблеме периодизации эволюционного развития североиндийского вокального жанра тхумри'

К проблеме периодизации эволюционного развития североиндийского вокального жанра тхумри Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХУМРИ / "ПОЛУКЛАССИКА" / КАТХАК / БАНДИШ / БОЛ-БАНАО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карташова Татьяна Викторовна

В статье представлена периодизация стилевых изменений вокального североиндийского жанра тхумри, охватывающая четыре условных этапа: 1770-1870-е, 1870-1920-е, 1920-1970-е годы и с 1970-х годов до настоящего времени. Также выявлены характерные особенности каждого периода, отмечены важнейшие исполнительские школы тхумри и их виднейшие представители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме периодизации эволюционного развития североиндийского вокального жанра тхумри»

УДК 78 (09)

ББК 85.313(3)

К 27

Т.В. Карташова

К проблеме периодизации эволюционного развития североиндийского вокального жанра тхумри

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье представлена периодизация стилевых изменений вокального североиндийского жанра тхумри, охватывающая четыре условных этапа: 1770-1870-е, 1870-1920-е, 1920-1970-е годы и с 1970-х годов до настоящего времени. Также выявлены характерные особенности каждого периода, отмечены важнейшие исполнительские школы тхумри и их виднейшие представители.

Ключевые слова:

Тхумри, «полуклассика», катхак, бандиш, бол-банао.

В обширной номенклатуре явлений музыкальной культуры Северной Индии особое место принадлежит своеобразному феномену - вокальному жанру тхумри, являющемуся одним из показательных образцов характерного для музыкального искусства Южной Азии обширного слоя так называемой «полуклассики», или «лёгкой» классики. «Полуклассика» характеризуется более непринуждённой, по сравнению с классическими жанрами, экспрессией, доступным поэтическим содержанием, использованием простых по звукорядному составу и этической обусловленности раг, отсутствием строгих ограничений в плане ритмической и мелодической организации музыкального текста, свободным заимствованием элементов из традиционных видов музыки, «размыванием» стилевых признаков внутри самих жанров. Следует отметить, что пласт «полу-классической» музыки является самым многослойным и в современной Индии считается «основным» видом музыкальной культуры.

Как и другие жанры индийской музыки, тхумри прошёл весьма длительный латентный период и на раннем этапе своего развития представлял собой синкретический вид искусства, находясь в неразрывном единстве с танцевальными представлениями. Начиная с последней трети XVIII века, тхумри, испытав эффект «пробуждения» на закате культуры Великих Моголов, сложился как полноценный музыкальный жанр, получивший название бандиш тхумри. Самой удивительной чертой эволюционного продвижения тхумри можно считать те кардинальные изменения, которые происходили внутри самого жанра в течение XVIII-XX веков и привели к стилистической трансформации бандиш в современный вид бол-банао тхумри. Рассмотрим основные стадии становления стилевых особенностей тхумри в контексте его исторического развития. Предлагаемая периодизация эволюции жанра охватывает четыре условных этапа.

Первый временной «срез» обозначается 1770-1870 годами и определяется как формирование и расцвет бандиш тхумри в Лакхнау (столица независимого государства Авадх). Глубокие социально-экономические преобразования, начавшиеся в Индии в конце XVIII века, содействовали небывалому расцвету бандиш тхумри в ответ на специфические вкусы и эстетические потребности представителей класса нового дворянства - талукдаров (землевладельцев). Обладая реальной законодательной властью, лакхнауская аристократия открыла «охоту» на утончённые искусства, испытывая эпикурейскую нежность к изящным художественным формам, особенно к живому и понятному тхумри. Отметим, что именно в XVIII столетии в культуре Лакхнау бандиш тхумри обрёл свою зрелую форму: это песня, состоявшая из двух разделов (стхайи-антара), с использованием

специфического набора «лёгких» раг, с характерной кришнаитской лирикой на западном диалекте языка хинди брадже бхаша.

Широкое распространение тхумри было глубоко связано с его «сестринским» искусством - катхаком. Великий Биндадин Махарадж (1836-1917) первым ввёл катхак тхумри в качестве песенной формы, сопровождавшей изобразительную часть танца. В Лакхнау сложилась традиция исполнения танцовщиком строки песни с последующим её «переводом» с помощью жестов и выражения лица, причём в положении сидя. Таким образом, в этот период тхумри существовал в двух ипостасях: как сопровождение к катхаку и как независимый самостоятельный жанр. Технические приёмы, использовавшиеся в бандиш тхумри, - это разнообразие бол-бант (ритмических комбинаций текста) и таны. Стиль (следует подчеркнуть, что в индийском музыкознании термин «жанр» практически не встречается, подменяясь понятиями стиля или формы) лакхнауского тхумри уравновешен, строг и артистичен. Виднейшими его исполнителями являются Ваджид Али Шах, Садык Али Хан, Кадар Пийя. Популярность бандиш тхумри стремительно расцвела и, фигурально выражаясь, угасла вместе с новым аристократическим классом - стиль фактически прекратил своё существование к началу тридцатых годов XX столетия.

Второй период - переходный (с 1870 по 1920-е годы) - связан с фундаментальными социально-экономическими и культурными преобразованиями, сказавшимися на всём индийском искусстве. В этот период тхумри развивался в нескольких стилевых обличиях: традиционный бандиш (с пассажами бол-бант), зарождающийся бол-банао и вокальная форма, близкая к чхота-кхайялю. Известные певцы тхумри переходного периода - это Бхайя Сахеб Ганпат Рао, Моузуддин Хан, Гаухар Джан. В начале XX века в связи с распространением средств массовой коммуникации, транспортного сообщения, развитием звукозаписывающей промышленности, повышением общего уровня грамотности населения изменился состав исполнителей и характер музыкального покровительства: на политической сцене появился новый класс - городская буржуазия, ориентированная на западное образование, с растущим чувством национального самосознания. Жизнестойкий, гибкий, податливый самым различным трансформациям тхумри представлял для них интерес как важная часть культурного наследия Индии. Наметилось несколько тенденций и внутри самого жанра: тхумри начали исполнять профессиональные певцы кхайяля, благодаря чему возрос и укрепился его «полуклассический» статус.

Третий условный этап начинается с 1920-х годов и охватывает полвека. С приходом британцев набиравшее размах пение бол-банао широко развернулось на культурной арене Бенареса - нового культурного центра штата Уттар-Прадеш. Любопытно отметить, что индийцы называет Лакхнау - матерью тхумри, а Бенарес - его возлюбленной. Бенаресский бол-банао тхумри имел ряд отличительных особенностей. Во-первых, он находился под сильнейшим воздействием традиционной региональной музыки, в частности, сезонных песен чайти (летних) и каджри (песен сезона дождей); также использовались «лёгкие» раги народного происхождения. Во-вторых, 1920-60-е годы можно расценивать как кульминационный расцвет тхумри: это исполнительская деятельность Абдула Карим Хана, Файяза Хана, Бегум Акхтар и певиц следующего поколения - Разу-лан Баи и Сиддхешвари Деви. К 1940-м годам появилась третья ветвь тхумри -пенджабская, связанная с творчеством выдающихся мастеров братьев Баде Гхулам Али и Барката Али Ханов. Характерные черты данного стиля заключаются в обильном использовании специфической пенджабской орнаментики и виртуозных танов, требующих от исполнителя владения всем техническим арсеналом классического пения.

Четвёртый период датируется с 1970-х годов и длится до настоящего времени. Тхумри на данном этапе можно охарактеризовать несколькими моментами. С одной стороны, расширение образной сферы жанра, повышение технического уровня исполнения, с другой - отмечается снижение культурной традиции жанра: использование тхумри в качестве короткого, лёгкого «десерта», завершающего программу классических

концертов. Однако и теперь жанр проявляет свою многоликость: важным этапом в развитии этого феномена стало появление инструментальных композиций, создаваемых на его основе; он плавно «перекочевал» в кинематограф в виде лирико-сентиментальных песен; тхумри можно встретить и как форму театральной музыки.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что тхумри как самостоятельный музыкальный жанр сложился к последней трети XVIII века. Период трансформации внутри самого жанра (от бандиш к бол-банао тхумри) охватывает более двух столетий и его можно соотнести с четырьмя условными временными этапами. В течение XX столетия жанр также существенно преобразовывался: всё развитие сконцентрировалось на неторопливой разработке поэтического текста (процессе бол-банао) и заметно снизился темп, придавший пению тхумри размеренность, выразительность, глубину и классическую утончённость. Имена известных современных исполнителей тхумри - это Нирмала Деви, Гирджа Деви, Прабха Атре, Сипра Бозе, Савита Деви, Рита Гангули, Парвин Султана, Шубха Мудгал и т. д. В настоящее время тхумри продолжает тенденцию активного преобразования, начатую ещё в XIX столетии. Возможно, и нынешнее поколение художников с их новыми свежими вкусами и яркими талантами вольёт другую молодость в «жизнь» тхумри и восстановит его статус как важнейшего вокального жанра «полуклассической» музыки Северной Индии.

Примечания:

Терминологический словарь антара - второй раздел, охватывающий область верхнего регистра бандиш тхумри - жанр, представляющий собой «лёгкие» подвижные песенные композиции, предназначенные для сопровождения танца с каскадом быстрых танов и ритмическим развитием текста (техника бол-бант)

бол-банао тхумри - современный стиль пения тхумри в медленном темпе, основанный на технике бол-банао (букв. «играющий словами», т.е. эмоциональное выражение текста, когда певец передаёт все текстовые нюансы через различную интерпретацию отдельных слов посредством мелодического развития)

катхак - североиндийский классический танец, результат слияния индуистской и мусульманской культур, характерны вращательные движения и сложная работа ног, украшенных специальными колокольчиками (гунгуру)

кхайяль - классический вокальный жанр романтического содержания, продукт индо-мусульманского культурного синтеза. Содержание кхайяля широкоаспектно: от похвалы богам до любовной лирики

рага - это особое психоэмоциональное состояние, выраженное с помощью различных составляющих (специфического «окрашивания» лада, музыкальной структуры, манеры исполнения, мелодических компонентов)

стхайи - первый раздел вокальной композиции (мелодия поднимается от низкого к среднему регистру)

тан - виртуозные музыкальные фразы различной продолжительности, демонстрирующие вокальное мастерство исполнителя

чхота-кхайяль - букв. «малый»: короткий кхайяль в быстром темпе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.