Научная статья на тему 'Феномен вокального жанра тхумри в контексте музыкальной культуры Хиндустани'

Феномен вокального жанра тхумри в контексте музыкальной культуры Хиндустани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
201
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карташова Татьяна Викторовна

В традиции Хиндустани тхумри принадлежит к категории полуклассической музыки. Это следствие результата взаимодействия между эстетическими принципами индийской классической вокальной музыки и традиционными региональными формами Уттар-Прадеш. В статье анализируются структурные особенности композиций тхумри, специфика выбора раг и тала, инструменты, используемые в исполнительском процессе. Также рассматривается влияние тхумри на развитие различных театральных форм и киномузыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен вокального жанра тхумри в контексте музыкальной культуры Хиндустани»

УДК 78

Т.В. Карташова ФЕНОМЕН ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА ТХУМРИ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХИНДУСТАНИ

В традиции Хиндустани тхумри принадлежит к категории полуклассической музыки. Это следствие результата взаимодействия между эстетическими принципами индийской классической вокальной музыки и традиционными региональными формами Уттар-Прадеш. В статье анализируются структурные особенности композиций тхумри, специфика выбора раг и тала, инструменты, используемые в исполнительском процессе. Также рассматривается влияние тхумри на развитие различных театральных форм и киномузыки.

T.V. Kartashova PHENOMENON OF A VOCAL GENRE THUMRI IN A CONTEXT OF HINDUSTANI MUSICAL CULTURE

In Hindustani music tradition thumri belongs to the category of semi-classical music. It is considered as a result of interaction between aesthetical principles of Hindustani classical vocal music (first of all khyal) and traditional local forms of Uttar-Pradesh. Structural features of thumri compositions, specificity of a choice rags and talas, the tools used in performing process are analyzed in this article. The article also refers to the influence of thumri on the development of various theatrical forms and film music.

В обширной номенклатуре явлений индийской культуры особое место принадлежит своеобразному феномену - вокальному жанру тхумри, который считается важнейшей художественной формой музыкального искусства Хиндустани. Находясь на грани артистического творчества далекого прошлого и настоящего времени, утонченного вкуса и популярной музыки, он явился одним из показательных представителей слоя так называемой «полуклассики» или «легкой классики», характерного для музыкальной культуры южноазиатского субконтинента. Тхумри представляет собой результат взаимодействия эстетических принципов, сложившихся в условиях индийской классической вокальной музыки (дхрупад, кхайяль) с одной стороны, и черт традиционного пения, бытующего в различных частях территории Уттар-Прадеш - с другой. Это и обусловливает двойственность положения жанра между «высокой» ортодоксальной классикой и традиционным творчеством.

Тхумри прошел весьма длительный латентный период: первые упоминания о данном типе пения обнаруживаются в источниках IV-V веков, а родственные предшественники известны со времен «Натьяшастры», датируемым II тыс. до н.э. - III тыс. н.э. Испытав эффект «пробуждения» на закате культуры Великих Моголов, жанр

достиг апогея к середине XIX столетия, при дворе навабов Ауда в Лакхнау, когда правил Ваджид Али Шах (1847-1856 гг.).

Что касается этимологии слова «тхумри», то в переводе с хинди оно означает «маленькая песня», «детский танец с кокетливой походкой», «грациозные шаги танцующей», указывая на связь жанра с танцевальным началом. И действительно, на раннем этапе своего развития тхумри представлял собой синкретичный вид искусства и являлся составной частью танцевальных представлений катхак.

В период своего расцвета сентиментально-лирический тхумри в разных обличьях существует на нескольких социокультурных уровнях. Наряду с утонченным стилем исполнения тхумри при дворах местных правителей этот жанр звучал в городской демократической среде, а также бытовал в качестве полутрадиционного вида. Огромное количество тхумри циркулирует между классической и традиционной музыкой, буквально «на лету» подхватывая характерные черты того или иного локального вида пения и с такой же свободой «уходя в народ». Подобный «многоярусный» характер эволюции тхумри способствовал постоянной вертикальной циркуляции музыкальной информации. Если в классических жанрах (дхрупад, кхайяль) стилевые признаки строго охраняются, то тхумри время от времени вбирал в себя элементы, заимствованные из традиционных видов. Использование более простых в плане звукорядного состава и этической обусловленности раг позволило вводить новые мелодические обороты, широко применять разнообразные декоративные приемы, практиковать довольно непринужденную манеру исполнения.

На формирование тхумри оказало влияние регилиозно-реформаторское движение бхакти, которое, ассимилировав отдельные элементы ислама и индуизма, стало своеобразным выражением единства индо-мусульманских традиций. Бхакти явилось новым мировоззрением, утверждавшим самоценность личности: согласно ему, истинный путь духовного развития заключается в беззаветной любви и преданности богу; познание же божества обусловливалось главным образом чувственным началом.

Традиционное представление культа бхакти связано с двумя мифологическими персонажами - пастушкой Радхой и ее возлюбленным богом Кришной. Эти аллегорические герои в течение многих веков символизируют в Индии взаимоотношения человеческой души и божественного начала. С культом Кришны и Радхи было связано распространение религиозно-эротической поэзии, воплотившейся и в вокальной музыке. Находясь в Индии в течение длительного периода, не раз приходилось слышать, что «без Кришны нет любовной песни». Вокальный тхумри - это лирические поэмы о любви, причем текст не ограничен определенными принципами рифмовки и в некоторых случаях даже принимает форму «белого» стиха. Настроения, доминирующие в тхумри, обусловили и типы используемых раса: это «Каруна» (печальное) и «Шрингара» (романтическое или эротическое настроение).

В исполнительской практике тхумри сложился сопровождающий инструментальный ансамбль, включающий тампуру или сварамандал (функция бурдона), табла (ритм, выдерживание цикла тала), а также один из инструментов на выбор: саранги, шенаи, бансури, гармоника, с синхронным запаздыванием повторяющих партию солиста.

В настоящее время важнейшими исполнительскими гхаранами (школами) тхумри являются лакхнауская, варанасийская и пенджабская. Стиль, характеризующий гхарану Лакхнау, более уравновешен, строг и весьма артистичен. Другая ветвь тхумри, распространенная в восточной части Уттар-Прадеш (центр - Варанаси), подвержена значительному воздействию местных традиционных песенных видов - каджри, чайтьи, бираха. Пенджабская гхарана, сложившаяся к середине XX века, наиболее молодая и отличается броскостью, большей свободой выражения и связана с формами региональной музыки.

Композиция тхумри строфична, ее формальная структура лаконична и концентрированна. Она состоит их стхайи (первая часть, развитие в нижней области октавы) и антара (использование верхнего диапазона октавы). Специфический раздел, применяемый только в тхумри, - секция лагги, характеризуемая ускорением темпа вдвое. Это своеобразная кульминация, где вокалист и таблист демонстрируют свои виртуозные возможности, ритмические и мелодические средства предстают в наиболее концентрированном виде. За лагги обычно следует мелодическая фраза, имеющая кодовое значение: это возвращение к исходному темпу и первоначальному тала.

Раги, применяемые в тхумри, достаточно просты по своему звукорядному составу, в число наиболее популярных входят «Кафи», «Пилу», «Бхайрави», «:Кхамадж». При этом строгое соблюдение формальных раговых закономерностей в тхумри не является основополагающим, и раги могут подвергаться различного рода трансформациям.

Важнейшим принципом, лежащим в основе организации музыкального текста тхумри, наряду с рагой, является тала. Техника введения тала не отличается от других жанров, однако в тхумри используются менее сложные в структурном отношении тала, среди которых часто употребляемые «Джат» (16-дольный), «Кахарва» (8-дольный), «Дадра» (6-дольный).

Таким образом, принадлежность тхумри к полуклассической музыке подчеркивается тем обстоятельством, что в данном жанре свободно варьируется композиционная структура, отсутствуют строгие ограничения в плане ритмической и мелодической организации музыкального текста.

Если на раннем этапе своего становления пение тхумри традиционно сопровождало танец, то впоследствии этот жанр стал важнейшим составляющим комплексных художественных явлений, таких как театральные представления, кинематограф. Мистериальная драма, раслила, театр наутанки и, наконец, театр на новоиндийских языках (театр парсов) - вот те основные этапы в развитии зрелищных искусств, где тхумри отводилась роль одного из важнейших формообразующих факторов в сценической драматургии.

В начале XX века экраны Индии захлестнул поток музыкальных кинолент, где самым распространенным жанром становится мелодрама, изобилующая танцевальными и песенными вставками. На сегодняшний день музыкальный фон кинематографа представляет собой особый конгломерат мелодических идей, вдохновленный полуклассическими, региональными жанрами Индии и образцами западной поп-музыки. И тхумри в нем предстает в несколько модернизированном и адаптированном к современным условиям виде вокального искусства, сохранившего свою исконную любовно-лирическую природу. Произошло закономерное «переориентирование» жанра, однако бесспорным остается лишь тот факт, что на стилевой основе тхумри продолжают строиться лирические песни, вокальные дуэты, танцевальные номера из фильмов, в поэтическом тексте появляются новые, современные мотивы. Нынешние кинематографические песни о любви - это один из новых обликов необычайно гибкого и маневренного тхумри, который лавирует и приспосабливается в мире киноиндустрии, с гордостью оставляя за собой право сохранности основных конструктивных и стилевых черт и распространяя магнетические импульсы своего очарования.

Важным этапом в развитии жанра стало появление инструментальных композиций, основанных на формальных принципах и стилистике тхумри, в которых вокальный голос заменяется одним из солирующих инструментов - ситаром, сародом, шенаи, бансури.

Нельзя не отметить и такую специфическую особенность тхумри, как его активное воздействие на другие формы «легкой» классической музыки - дадра, тарана, таппа, газал.

В Индии XXI века существует возможность услышать тхумри и как самостоятельный вокальный жанр, и как инструментальную композицию, и как сопровождающее пение танцевального катхака, и как форму театральной музыки, и как

лирическую песню в кинофильме. Тхумри жизнеспособен и многолик, он продолжает развиваться во множественных обличиях разветвленной сети гхаран Хиндустани и разнообразии локальных жанровых видов. В некоторых музыкальных учебных заведениях штата Уттар-Прадеш тхумри введен в курс обучения как ведущий жанр полуклассической музыки. Современный тхумри, постоянно обновляясь и приспосабливаясь к различным условиям общественной жизни и концертной практики, стремится к новым выразительным высотам и эмоциональной глубине, оставаясь популярной, самобытной, жизненной и динамичной художественной формой музыкального искусства Хиндустани.

На наш взгляд, первостепенным моментом в определении жанра тхумри есть понимание его как важнейшего явления в истории развития индийской музыкальной культуры. Начиная с прошлого века, данная вокальная форма завоевывает все большее культурное пространство, выходя за пределы Индии. Благодаря интенсивным гастролям индийских музыкантов, он получил известность не только в соседствующих государствах (Пакистан, Афганистан), но и во многих отдаленных уголках мира, включая страны Азии, Европы, в США.

Карташова Татьяна Викторовна -

соискатель кафедры «Теория музыки»

Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.