Научная статья на тему 'К проблеме осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации'

К проблеме осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафора / метафорическая мотивация / конфликтная ситуация / речевое воздействие

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмаков Артем Алексеевич

В данной статье рассматриваются теоретические подходы к осмыслению метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации. Проанализированы существующие трактовки метафоры как социально-пси-хологического феномена. Автор обосновывает правомерность рассмотрения метафоры как управленческого ин-струмента в парадигме филологической теории коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации»

Библиографический список

1. Бобровская Е.Ф. Стресс и копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. -№ 07. - С. 48-52.

2. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер,. 2010. - 992 с.

3. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. - 144 с.

4. Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-пове-дения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 220-233.

УДК 808

К проблеме осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации

Шмаков Артем Алексеевич

************

В данной статье рассматриваются теоретические подходы к осмыслению метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации. Проанализированы существующие трактовки метафоры как социально-психологического феномена. Автор обосновывает правомерность рассмотрения метафоры как управленческого инструмента в парадигме филологической теории коммуникации.

Ключевые слова: метафора, метафорическая мотивация, конфликтная ситуация, речевое воздействие.

************

Большую роль в управленческой деятельности занимают инструменты менеджмента - совокупность средств и моделей для решения конкретных задач, возникающих на практике. Сегодня все чаще в числе таких инструментов называют метафору [5]. При этом метафора рассматривается как инструмент речевого (и шире - психологического) воздействия на группу (личность). В настоящее время метафора достаточно обширно исследуется как мотивационный инструмент в области социальной психологии и психологии управления.

Цель данной статьи - рассмотреть круг проблем, которые возникают в процессе осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации с позиций филологической теории коммуникации (А.А. Чувакин, Ю.И. Ка-чесова, Н.В. Панченко и т.д.).

Если говорить об определении понятия «метафора», то чаще всего говорят о том, что метафора - это прозаическое или поэтическое выражение, где слово (или сочетание слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Важно отметить, что метафора является одним из «кирпичиков», используемых на бессознательном уровне понятийной системы человека. В повседневной практике применение метафоры происходит «автоматически», в соответствии с определенными мыслительными схемами, которые, по сути, состоят из обращения к естественному языку. является повседневной не только в речи, но и в мышлении, в действии. Следовательно, понятийная система человека, в рамках которой он мыслит и действует, метафорична по самой своей сути.

Метафора как инструмент речевого воздействия в конфликтной ситуации уже неоднократно становилась объектом исследования в области социальной. Так, американские исследователи Эми. Р. Овертон и Энн. К. Лоури провели исследование, где измерялась частота конфликтов в организациях. Ими было опрошено 5000 штатных сотрудников из девяти разных странах. По результатам опроса было выявлено, что 85% сотрудников в той или иной степени сталкивались с конфликтами на работе, а 29% сталкивались с конфликтами часто или всегда. Основными причинами конфликта у 64% респондентов - это общение с токсичной личностью в своей нынешней рабочей среде, и 94% работали с кем-то подобным во время своей карьеры, а также 91% сообщили, что подвергались словесным оскорблениям.

Частые причины конфликтов включают отсутствие ясности в отношении ожиданий или руководящих принципов, плохую коммуникацию, отсутствие четкой юрисдикции, личностные различия, конфликты интересов и изменения внутри организации. Поведение, которое приводит к конфликту, может включать издевательства, ограниченное общение или отказ от обмена важной информацией, а также словесное или физическое насилие. Сотрудники отмечают, что конфликты на работе сопровождаются стрессом, тяжелой моральной нагрузкой, отсутствием честности и открытости, что снижает уровень мотивации к данному виду деятельности [8].

Исходя из того, что полностью конфликтов избежать невозможно, но ими можно управлять, Эми. Р. Овертон и Энн. К. Лоури разработали модель, направленную на повышение конфликтной

компетентности сотрудников, руководителей организаций. Основой конфликтной компетенции выступило «способность развивать и использовать когнитивные, эмоциональные и поведенческие навыки, которые улучшают продуктивные результаты конфликта при одновременном снижении вероятности эскалации или причинения вреда». Цель состоит в том, чтобы быть компетентным в проведении сложных бесед. В данной модели использовались «решающие разговоры», «дискуссия» между двумя или более людьми, где для усиления понимания и снижения конфликтности применялись метафоры, пословицы, сравнения как механизмы совершенствование коммуникативных технологий.

В результате исследования было выявлено, что обучение необходимым коммуникативным навыкам посредством метафоры привело к улучшению на 10% привычек решать сложные проблемы. С этим изменением также повысилась удовлетворенность клиентов и сотрудников, производительность и качество организации в целом. В ходе исследования в режиме реального времени сотрудники ежедневно регистрировали взаимодействие с коллегой или начальником через четыре случайных интервала; сотрудники оценивали взаимодействие как положительное или отрицательное и регистрировали свое настроение. Негативные взаимодействия влияли на настроение сотрудника в пять раз сильнее, чем позитивные встречи.

Итак, опираясь на исследования Эми. Р. Овер-тон и Энн. К. Лоури мы можем сказать, что конфликты возникают часто и, как правило, приводят к значительным сбоям и издержкам для отдельных лиц и организаций. Хотя их иногда избегают или ими плохо управляют, результаты данного исследования свидетельствуют о том, что навыкам эффективного управления конфликтами можно научиться, при правильно подобранном инструменте, выстроенной модели управления конфликтами [6].

При этом коммуникация в этом процессе играет далеко не последнюю роль, соответственно, мы имеем полное право рассматривать метафору как инструмент речевого воздействия на собеседника. Так, В. А. Давыденко пишет, что метафора высокоэффективное средство для установления психологического контакта между субъектами коммуникации. В метафорический образ менеджмент вкладывает не только то, что он осознает в реальности, но и свои бессознательные видения [3]. Все заключается в процессе восприятия и интерпретации метафоры адресатом: анализируя и развивая метафорический образ, он может не только увидеть ранее не осознаваемые компоненты реальности, но и/или прийти к такому ее видению, которое поможет изменять ее в желательном направлении (например, увидеть пути решения проблемы, конфликта).

В. С. Гурьянова, исследуя возможность применения метафоры для установления социального контакта в группе, обращает внимание на применение пословиц, поговорок, антипословиц, афоризмов [2].

В эмпирическом исследовании П. К. Власова и А. А. Киселевой, целью которого является изучение метафорического самоописания организаций для выявления организационной культуры, ценностного отношения сотрудников к организации, приняли участие 35 руководителей производственного, коммерческого, финансового отделов и отдела разработки новой продукции. Всего было собрано 35 метафор реальной и идеальной компании [1]. Для анализа метафор и выявления корневой метафоры были разработали критерии: ориентация на ценности «Я», внешней среды, взаимодействия; наличие цели - отсутствие цели, процессуальность; активность - пассивность; агентивность - объектность; статичность - динамичность; реактивность - проактивность (ориентация на получение или ориентация на воспроизводство); детерминированность - неопределенность.

В результате исследования были определены основные метафоры при самоописании организации: «муравейник, улей, суматоха» - внешне организация напоминает хаос, но при этом четко обозначены задачи каждого; отмечается неполная комплектация персонала, несоответствие профессиональных качеств, отсутствие единой цели, ценностного отношения к профессиональной деятельности. Также самоописание производственного отдела полностью отражает специфичность его деятельности, для которой как раз и характерна неплановость, авральный режим работы (выполнение плана в дефиците времени).

Описание руководства «робот, река, пирамида» - работают быстро и качественно, при этом сметая все на своем пути, постоянно стремятся вверх, создавая прочный фундамент. Анализ метафор показал, что компания должна идти вперёд (по-разному хаотично, направленно). Движение вперед должно контролироваться руководителем, так как для беспрепятственной работы компании необходимо действовать точно, надёжно, слаженно, чтобы было комфортно двигаться дальше. При этом необходимо развивать ценностные установки сотрудников по отношению к профессиональной деятельности, мотивацию.

Итак, применение метафоры в процессе самоописания организации позволяет выявить корневые проблемы, а также найти пути их решения.

В работе Е.П. Суханова описывается опыт применения комплекса метафор, которые направлены на развитие успеха организации, снижение конфликтных ситуаций [7].

Например, метафоры движения (направлены на развитие у сотрудников карьерного роста, стремление вверх и т. д.) - «вечный двигатель

развития», «биение пульса жизни». Здесь также уместно применение метафор чувств: «тревожный звонок», «копилка тепла и радости», «здоровые надежды» и др.

Метафоры общения (направлены на установление контакта между участниками коммуникации, снижению конфликтных ситуаций) - «человек - человеку...», «спорить до хрипоты», «пышная сдоба общения», «здоровый коллектив».

Метафора испытания и сражения (определяет работу, трудности как испытание, которое необходимо преодолеть; способствует повышению мотивации) - «борьба за тишину», «испытание взаимодействием», «снег лежит на деревьях, как цепь, но она легкая».

Метафора саморазвития и творчества -«настоящее открытие», «творческая пашня», «поле идей».

Метафора бесконечности и рутины - «надоедливая писанина за столом», «рутинные измерения», «день сурка».

Метафора ценностей - «ценность новизны», «признание от бога», «творчество ответственности».

Автор также отмечает, что применение метафор в управленческой деятельности (т.е., по сути, в управленческом дискурсе) позволяет руководителю произвести качественную оценку персонала, а также повысить мотивационные, ценностные установки сотрудников по отношению к деятельности организации.

А.О. Соколова и Е.Н. Иванова описывают метафору как инструмент управления конфликтом и рассматривают её роль в качестве такого коммуникативного и когнитивного инструмента управления конфликтами [6].

В результате эмпирического исследования авторы приходят к выводу, что руководителю необходимо вместо метафор войны («вы зарубили эту идею», «все бразды правления - в наших руках», «его слова произвели на меня эффект разорвавшейся бомбы») использовать метафоры возможностей («эта проблема бросает нам вызов», «ваша критика помогла мне исправить положение», «наше путешествие поможет открыть Америку»). По сути в этом и заключается определенное речевое управление ситуацией, точнее, формой ее подачи в коммуникативном пространстве организации и вне ее.

Если совершать необдуманные речевые поступки и использовать слабо взвешенные и оцененные метафорические образы, то тогда руководителю (менеджеру) придется принять ответственность на себя за все, что он привносит в конфликт через используемые метафоры. Осознавая это, человек начинает контролировать свое поведение в ходе конфликта, чем способствует раскрытию сущности своего «Я». Услышав свой истинный внутренний голос, человек начинает изучать истинное лицо других людей, проявляется

чувство эмпатии. В то время как при использовании метафоры войны личность концентрируются на оппоненте, и не ощущает внутреннего «Я».

Метафора как инструмент многофункциональна и позволяет специалисту справляться с важными проблемами в ситуациях, не поддающихся разрешению традиционными методами. Среди них - установление контакта с клиентами, повышение уровня осознанности в восприятии ситуации, расширение видения конфликта, стимулирование мышления для преодоления стереотипов, создание благоприятной атмосферы взаимодействия. Использование метафор помогает проверять на реалистичность принимаемые сторонами конфликта решения, управлять эмоциями, а также выходить из тупиковых ситуаций.

Исследуя механизмы совершенствования системы управления конфликтами в организации, Ю. С. Минина пишет: «Одним из приоритетных направлений снижения уровня конфликтности в организации посредством корректировки элементов системы управления персоналом в организации является совершенствование программы нематериальной мотивации. В качестве мер морального стимулирования могут быть использованы похвала, официальное признание заслуг, награда, карьерный рост, повышение официального статуса должности, обучение, участие в интересном проекте, участие в конкурсе, привлечение к управлению и многие другие методы» [4].

В процессе управления конфликтами система мотивации занимает важное место. Налаженная справедливая система мотивации повышает заинтересованность людей в налаживании конструктивных отношений и эффективном решении конфликтов.

Анализируя проблему метафоры как инструмента речевого воздействия в бизнесе, рассмотрим наиболее важные методологические подходы, которые являются «ядром» теории метафоры в рамках филологической теории коммуникации.

Системный подход применения метафоры в управлении как средства речевого воздействия на группу (личность) позволяет использовать литературный троп не одноразово (частично), а в контексте целостной системы. Структурный анализ речевого воздействия метафоры позволяет рассмотреть ее как систему, компоненты которой взаимосвязаны и исследуются как единое целое.

Относительно применения метафоры в процессе управления происходит взаимосвязь руководитель - группы (индивид); группы (индивид) -руководитель. При этом члены группы также взаимосвязаны. В результате сила воздействия метафоры равна сумме воздействия всех сил, участвующих в коммуникативном процессе, а не силы одного индивида.

Итак, метафора как инструмент речевого управления конфликтами оказывает психологическое воздействие на индивида (группу). Применяется метафора, как правило, для достижения конкретных прагматических целей, а именно: укрепления взглядов, позиций, установок, мнения, отношений в коллективе, урегулирования конфликтов, повышения уровня мотивации, понимания, ценностного отношения к своей профессиональной деятельности (организации в целом). В результате этого создается феномен метафорической мотивации - отношения исходной понятийной сферы (первичного значения) и новой понятийной сферы (вторичного значения), основанного на общности семантико-когнитивного признака (признаков) у разных объектов объективной действительности, сходных в аналогово-ассоциа-тивном плане. Метафора становится мощным инструментом речевого воздействия в ходе конфликта, что будет доказано эмпирически в дальнейшем.

Библиографический список

1. Власов П. К. Киселёва А. А. Метафора в самоописании организаций // Прикладные исследования и

практик: Психологические науки. - 2014. - №2. - С. 127136.

2. Гурьянова В.В. Исследование возможностей применения метафорического материала для социального интеллекта // Психология. Психофизиология: Психологические науки. - 2009. - №8. - С. 89-93.

3. Давыденко В. А. Метафора доверия: «зонтичный эффект» в мировой практике // Социологические науки: Социальная психология. - 2019. - №6. - С. 127139.

4. Минина Ю. С. Система мотивации как инструмент снижения уровня конфликтности в организации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Экономика и бизнес. - 2013. - №4. - С. 276-280.

5. Мусостова Д.Ш. Инструменты и методы менеджмента предприятий // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 3-1. - С. 76-79.

6. Соколова А. О., Иванова Е. Н. Метафора как инструмент управления конфликтом // Конфликтология. - 2020. - №1. - С. 215-226.

7. Суханов Е. П. Перспективы развития когнитивной теории метафоры: методический инструментарий // General psychology, personality psychology, history of psychology. - 2016. - №4. - P. 33-41.

8. Amy R. Overton, Ann C. Lowry, Conflict Management: Difficult Conversations with Difficult People // Clin Colon Rectal Surg. - 2013. - №26. - Рр. 259-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.