Научная статья на тему 'Стратегии совладающего поведения у юношей с разным уровнем стресса'

Стратегии совладающего поведения у юношей с разным уровнем стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совладающее поведение / копинг-стратегии / уровень стресса / юноши

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Полина Евгеньевна

В статье представлены результаты исследования копинг-стратегий юношей, обучающихся в средних профес-сиональных образовательных учреждениях, с разным уровнем стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Полина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладающего поведения у юношей с разным уровнем стресса»

УДК 159.99

Стратегии совладающего поведения у юношей с разным уровнем стресса

Степанова Полина Евгеньевна

************

В статье представлены результаты исследования копинг-стратегий юношей, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, с разным уровнем стресса.

Ключевые слова: совпадающее поведение, копинг-стратегии, уровень стресса, юноши.

************

Копинг-стратегии, или совладающее поведение, играют значимую роль в психологическом благополучии и в целом оказывают большое влияние на различные сферы человеческой жизни. Актуальность вопроса стратегий совладающего поведения в ситуации стресса в юношеском возрасте обусловлена многими факторами: меняются условия формирования личности, юноша стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, расширяется диапазон ролей и предъявляемых требований к человеку. На этот возраст приходится много критических событий жизненного пути. Одной из главных возрастных задач этого периода - формирование и развитие способности решать возникающие трудности.

В связи с этим нами было проведено исследование, в котором приняли участие 58 юношей, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях. После проведения методики РБМ-25 (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) респонденты были разделены на две группы: юноши с низким уровнем стресса (37 юношей) и юноши с уровнем стресса выше среднего (21 юноша).

На втором этапе исследования испытуемым было предложено пройти опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Нами было выявлено, что в группе с низким уровнем стресса наиболее предпочтительными способами совла-дания со стрессом являются: «Положительная переоценка» (М=13,05; 6=3,89), «Бегство-избегание» (М=12,81; 6=4,47), «Самоконтроль» (М=11,59; 6=4,36) и «Планирование решения проблемы» (М=10,72; 6=3,61). Можем предположить, что положительное переоценивание сложной ситуации, взгляд на нее с разных сторон позволяет респондентам наиболее эффективно справляться с возникшими трудностями в жизни. Так же возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса, избегание импульсивных поступков, а значит преобладание рационального подхода к решению возникающих трудностей, их анализ и подбор возможных конструктивных вариантов поведения, являются помогающими, наиболее адаптивными стратегиями поведения в стрессе.

В группе с уровнем стресса выше среднего были выявлены такие доминирующие стратегии поведения, как «Бегство-избегание» (М=15,14;

6=4,15). Можем предположить, что респонденты уклоняются или вовсе отрицают возникшие у них трудности. Игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, т.к. остается вероятность невозможности решения проблемы, накопления трудностей, однако использование такой стратегии поведения позволяет кратковременно снизить эффект действия разрушительных эмоций, дискомфорта.

«Самоконтроль» (М=12,28; 6=3,36) так же является наиболее предпочитаемой копинг-страте-гией в группе респондентов с высоким уровнем стресса. Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При выраженном предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающего его общества свои переживания, которые непосредственно связаны с проблемной ситуацией. Зачастую такое поведение человека может говорить о страхе раскрыться перед другими, проявить свою уязвимость, а также чрезмерной требовательности к себе, что приводит к сверхконтролю своего поведения.

«Положительная переоценка» (М=12,04; 6=4,04), «Дистанцирование» (М=11,52; 6=3,17) и «Планирование решения проблемы» (М=10,23; 6=3,67) являются используемыми копинг-страте-гиями испытуемыми, обладающими высоким уровнем стресса. Предположим, что за счет субъективного снижения значимости и степени эмоциональной вовлеченности в стрессовую ситуацию, чрезмерной рациональности снижается способность личности к сопротивлению возникшим трудностям, возможность действенного преодоления проблемных ситуаций.

Применение корреляционного анализа позволило выявить взаимосвязи между уровнем стресса юношей и выбираемой ими копинг-стра-тегии. Так, группа с низким уровнем стресса успешно коррелирует с такими копинг-стратеги-ями как «Самоконтроль» (г=0,455; р=0,01), «При-

нятие ответственности» (г=0,428; р=0,01), «Бегство-избегание» (г=0,457; р=0,01), «Планирование решения проблемы» (г=0,342; р=0,05).

Мы можем сделать вывод о том, что такие стратегии поведения в сложной ситуации, как самоконтроль (высокий контроль поведения, стремление к самообладанию), стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей, быстрое снижение эмоционального напряжения в ситуации стресса, анализ ситуации и возможных вариантов поведения, способствуют снижению эмоциональной дезадаптации в ситуации стресса, адаптированности к трудностям.

Группа с уровнем стресса выше среднего имеет взаимосвязь со следующими копинг-стра-тегиями: «Конфронтация» (г=0,598; р=0,01), «Принятие ответственности» (г=0,614; р=0,01), «Бегство-избегание» (г=0,682; р=0,01).

Таблица 1 - Сравнительный анализ (и-критерий Манна-Уитни) копинг-стратегий у юношей с разным уровнем стресса

Можно предположить, что в группе юношей данные стратеги поведения являются неадаптивными, вызывающими еще больший эмоциональный дискомфорт в переживании стресса. Чем больше они проявляют враждебность, конфликтность, принимают на себя чрезмерную ответственность в создавшейся ситуации, проявляют неоправданную самокритику или вовсе занимают позицию отрицания дезадаптивной ситуации, тем выше у них будет наблюдаться эмоциональное напряжение, психический дискомфорт.

С помощью применения и-критерия Манна-Уитни для обнаружения различий предпочитаемых копинг-стратегий в группах респондентов с низким и высоким уровнем стресса, нами были обнаружены следующие результаты.

Между группами с низким и уровнем стресса выше среднего были обнаружены достоверные различия в способах совладания со стрессом, отражённые в Таблице 1.

Копинг-стра-тегия Среднее значение Стандартное отклонение и- критерий Уровень значимости, р

Низкий уровень стресса Высокий уровень стресса Низкий уровень стресса Высокий уровень стресса

Дистанцирование 9,56 11,52 3,36 3,17 265,000 0,045

Принятие ответственности 6,70 8,04 2,09 2,17 256,000 0,030

Бегство-избегание 12,81 15,14 4,47 4,15 262,500 0,041

Таким образом, группа юношей, у которых наблюдается повышенный уровень стресса чаще всего выбирают такие стратегии поведения, как дистанцирование, принятие ответственности в контексте необоснованной самокритики и бегство-избегание. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что дистанцирование от трудной жизненной ситуации, хоть и применяется для преодоления негативных переживаний за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, в данном случае не является конструктивной стратегией поведения в стрессе. В группе с высоким уровнем стресса она является одной из наиболее предпочитаемых, и мы можем предположить, что данные адаптивные действия выражаются в обесценивании собственных переживаний, недооценке значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.

Отметим, что копинг-стратегия «Бегство-избегание», подразумевающая под собой попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения, в данном случае является не однозначной. Этот способ совладания со стрессом выбирает группа как с низким, так и с высоким уровнем стресса, однако в каждом из случаев такие действия оказывают разный эффект. С одной

стороны - это быстрое снижение эмоционального напряжения, что позволяет при острых стрессо-генных ситуациях краткосрочно адаптироваться в условиях, с другой стороны, повышается вероятность накопления трудностей, невозможности решения проблемной ситуации. Возможны такие поведенческие проявления, как уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т.п.

На основе полученных результатов исследования можем сделать следующий вывод. Совлада-ющее поведение юношей, не зависимо от уровня стресса, имеет ступенчатую структуру, состоящую из нескольких последовательно используемых ко-пинг-стратегий. При низком уровне стресса поиск положительных сторон в сложной жизненной ситуации и способность на время избежать эмоционально обусловленных импульсивных действий способствуют конструктивному решению возникших трудностей. Остальные стратегии поведения являются «обслуживающими», дополнительными и необходимы для стабилизации состояния человека.

Библиографический список

1. Бобровская Е.Ф. Стресс и копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. -№ 07. - С. 48-52.

2. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер,. 2010. - 992 с.

3. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. - 144 с.

4. Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-пове-дения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 220-233.

УДК 808

К проблеме осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации

Шмаков Артем Алексеевич

************

В данной статье рассматриваются теоретические подходы к осмыслению метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации. Проанализированы существующие трактовки метафоры как социально-психологического феномена. Автор обосновывает правомерность рассмотрения метафоры как управленческого инструмента в парадигме филологической теории коммуникации.

Ключевые слова: метафора, метафорическая мотивация, конфликтная ситуация, речевое воздействие.

************

Большую роль в управленческой деятельности занимают инструменты менеджмента - совокупность средств и моделей для решения конкретных задач, возникающих на практике. Сегодня все чаще в числе таких инструментов называют метафору [5]. При этом метафора рассматривается как инструмент речевого (и шире - психологического) воздействия на группу (личность). В настоящее время метафора достаточно обширно исследуется как мотивационный инструмент в области социальной психологии и психологии управления.

Цель данной статьи - рассмотреть круг проблем, которые возникают в процессе осмысления метафоры как инструмента речевого воздействия в конфликтной ситуации с позиций филологической теории коммуникации (А.А. Чувакин, Ю.И. Ка-чесова, Н.В. Панченко и т.д.).

Если говорить об определении понятия «метафора», то чаще всего говорят о том, что метафора - это прозаическое или поэтическое выражение, где слово (или сочетание слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Важно отметить, что метафора является одним из «кирпичиков», используемых на бессознательном уровне понятийной системы человека. В повседневной практике применение метафоры происходит «автоматически», в соответствии с определенными мыслительными схемами, которые, по сути, состоят из обращения к естественному языку. является повседневной не только в речи, но и в мышлении, в действии. Следовательно, понятийная система человека, в рамках которой он мыслит и действует, метафорична по самой своей сути.

Метафора как инструмент речевого воздействия в конфликтной ситуации уже неоднократно становилась объектом исследования в области социальной. Так, американские исследователи Эми. Р. Овертон и Энн. К. Лоури провели исследование, где измерялась частота конфликтов в организациях. Ими было опрошено 5000 штатных сотрудников из девяти разных странах. По результатам опроса было выявлено, что 85% сотрудников в той или иной степени сталкивались с конфликтами на работе, а 29% сталкивались с конфликтами часто или всегда. Основными причинами конфликта у 64% респондентов - это общение с токсичной личностью в своей нынешней рабочей среде, и 94% работали с кем-то подобным во время своей карьеры, а также 91% сообщили, что подвергались словесным оскорблениям.

Частые причины конфликтов включают отсутствие ясности в отношении ожиданий или руководящих принципов, плохую коммуникацию, отсутствие четкой юрисдикции, личностные различия, конфликты интересов и изменения внутри организации. Поведение, которое приводит к конфликту, может включать издевательства, ограниченное общение или отказ от обмена важной информацией, а также словесное или физическое насилие. Сотрудники отмечают, что конфликты на работе сопровождаются стрессом, тяжелой моральной нагрузкой, отсутствием честности и открытости, что снижает уровень мотивации к данному виду деятельности [8].

Исходя из того, что полностью конфликтов избежать невозможно, но ими можно управлять, Эми. Р. Овертон и Энн. К. Лоури разработали модель, направленную на повышение конфликтной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.