Научная статья на тему 'К проблеме организации культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа в 1930-е гг. (на материалах Челябинской области)'

К проблеме организации культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа в 1930-е гг. (на материалах Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коломейский И. А.

В статье анализируется влияние культурно-воспитательной работы, проводимой с отбывавшими наказание в Челябинском областном УИТУ в 30-х гг. XX века заключенными, на рост производительности принудительного труда. На основе изучения нормативно-правовых актов и архивных материалов делаются выводы о формах, направлениях, методах и динамике деятельности культурно-воспитательных частей и отрядов, а также выявляются наиболее эффективные средства стимуляции труда осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коломейский И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of organization of cultural-educational work in the prison camps of GULAG in 30s of XX century (based on Chelyabinsk state materials)

article is devoted to the question of influence of cultural-educational work with the prisoners served sentence in Chelyabinsk state UITU in 30s of XX century on increase of hard labour productivity. On the base of studying regulatory legal acts and archive files several conclusions were made about forms, directions, methods and dynamic of cultural-educational units' and departments' work, also were discovered the most effective facilities of prisoners' work stimulation.

Текст научной работы на тему «К проблеме организации культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа в 1930-е гг. (на материалах Челябинской области)»

УДК 94

ББК ТЗ (2Р36)

И.А. Коломейский

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛАГЕРЯХ ГУЛАГА в 1930-е гг. (на материалах Челябинской области)

В 1934 г. был образован Народный комиссариат: внутренних дел СССР, которому были переданы все исправительно-трудовые учреждения, ранее находившиеся в ведении ОГПУ СССР, НКВД и НКЮ союзных республик. Слияние всех мест заключения произошло под эгидой ГУЛАГа НКВД СССР, ставшего фактически единственным централизованным государственным органом по руководству исправительно-трудовыми учреждениями. Именно в 1934 г. во всей системе ГУЛАГа распространились культур-, но-воспитательные части (КВЧ) и культурно-воспитательные отделы (КВО).

Трудовое движение стало разворачиваться пор всей стране, включая и места заключения, в которых произошли еще до этого существенные структурные изменения, в том числе и на Южном Урале.

На основании приказа Наркомата юстиции РСФСР № 83 от 13 февраля 1934 г. и телеграммы начальника Главного управления ИТУ № 244 от 25 января 1934 г. было организовано Челябинское областное управление исправительно-трудовых учреждений, которое находилось в ведении Главного управления ИТУ Наркомата юстиции РСФСР. 10 октября 1934 г. Челябинское областное управление ИТУ народного комиссариата юстиции было реорганизовано в отдел мест заключения и передано в ведение управления НКВД СССР по Челябинской области. В следующем году, 8 мая, произошло объединение отделов заключения и трудовых поселений [1, л. 30].

По состоянию на конец 1930-х гг. в состав Челябинского областного УИТУ входили: Калининская ИТК, Курганская сельскохозяйственная ИТК, Челябинская сельскохозяйственная ИТК, Томинская сельскохозяйственная колония, Увильдинская промышленная колония и Челябинская промышленная колония [2, л. 70].

Бытует мнение, что с 1930-х по середину 1950-х гг. в лагерях ГУЛАГа отсутствовали пенитенциарная педагогика, воспитательная система и культурно-массовая работа. Если сравнивать те годы с современным этапом, то отчасти этот вывод верен. Многочисленные конкурсы тюремной прессы, «Калина Красная» и «Мисс УИС», многочисленные кружки художественной самодеятельности и даже кукольный театр, свидетельствуют о наличии и развитии культурно-воспитательных подходов к перевоспитанию осужденных. Но и в 1930-е гг. подобная деятельность велась, только в несколько иной форме: «чтение вслух газет, научно-популярных и

художественных произведений по определенной программе с проведением бесед по существу прочитанного» и «более широкая постановка работы силами воспитателей в форме лекционной, клубной, библиотечной и кружковой работы, устройства докладов по политической грамоте» [3, с. 27]. О ведении культурно-воспитательной работы как части политико-воспитательной можно судить по источникам того времени.

Провозглашенная Конституцией РСФСР обязанность общественно-полезного труда для всех граждан распространялась также и на лишенных свободы, способных к труду. Исправительно-трудовая политика государства, согласно Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1933 г., преследовала цель перевоспитывать и приспосабливать осужденных к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели и организации этого труда на началах постепенного его приближения от принудительного к добровольному на основе соцсоревнования и ударничества (ст. 2). Среди лишенных свободы в обязательном порядке проводилась политико-воспитательная работа. Их труд и проводимая политико-воспитательная работа должны были служить перевоспитанию и приучению осужденных к работе и жизни в условиях трудового коллектива и приобщению к участию в социалистическом строительстве (ст. 4).

Политико-воспитательная работа проводилась культсоветом лишенных свободы, избираемым из их же среды, под председательством помощника начальника места лишения свободы по политиковоспитательной части. Культсовет избирался на общем собрании лишенных свободы и состоял из различных секций, как-то: массово-производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и редакционно-издательской. Культсовет и его секции действовали на основании положения, издававшегося Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями.

Массово-производственная секция культсовета руководила проведением среди лишенных свободы ударничества, соцсоревнования и других социалистических методов организации труда и содействовала мерами общественного характера выполнению промфинплана конкретного места лишения свободы. Культурно-массовая секция руководила политической и культурно-просветительной работой, работой по становлению общественности среди лишенных свободы и деятельностью общественных

14

Вестник ЮУрГУ, № 8(80), 2007

И.А. Коломейский

организаций, а также обслуживанием осужденных школьным образованием, кино, библиотекой, театром, физкультурной работой [4, с. 167].

К основным функциям УИТУ относились: исправление и перевоспитание осужденных в духе добровольного отношения к труду, строгого соблюдения социалистической законности и дисциплины; организация политико-воспитательной работы с осужденными, повышение политической сознательности и ответственности; обеспечение полной трудовой занятости осужденных и организация трудового соревнования [1, л. 35].

В рамках осуществления данных функций КВО и КВЧ Челябинского областного УИТУ действовали по следующим направлениям: формирование кадров воспитателей из числа заключенных, проведение политучебы, организация школьной работы, производственно-массовая работа, клубно-массовая работа, библиотечная работа, издание газет, журналов и бюллетеней, выпуск стенгазет, работа среди женщин и, представителей национальных меньшинств, борьба с рецидивами, оказание юридической помощи, содействие в получении профтехобразования, поиск средств на культурно-воспитатель-ную работу [1, л. 142].

Тезис о прямой зависимости активной работы КВЧ и повышением трудовой активности находит документальное подтверждение. Так, начальник культурно-воспитательной части ИТК № 1 (ЧТЗ) Баха-рев отмечал в отчете, что после митинга, на котором заключенные были ознакомлены с речью И.В. Сталина, производительность труда резко возросла: бригада № 7 вместо 120 % плана достигла 192 %, бригадах» 1 вместо 107 %— 125.%, бригада№ 23, хронически не выполнявшая план (максимум 88 %), добилась перевыполнения плана на 12 % [5, с. 23].

Еще в 20-е гг. предпринимались попытки создать систему повышения уровня политических знаний осужденных. Была разработана программа для занятий кружков политграмоты в местах заключения (18 занятий-бесед). В качестве лекторов могли выступать сами заключенные. В лагерях были культурно-воспитательные части, в которых велась библиотечная работа. В дальнейшем было признано, что политическим образованием должны заниматься штатные учителя-воспитатели. Но в сталинских лагерях такие политзанятия практически были исключены [6, с. 27].

В рамках библиотечной работы, согласно актам проверки культурно-воспитательной работы в Челябинском областном УИТУ об изъятии книг и патефонных пластинок, по указаниям Главного Управления за 1936—1937 гг., были сняты с использования: брошюры с докладом Яковлева Я.А. «О выборах в Верховный совет на сессии ЦИК СССР» и всеми трудами БерманаМ.Д.; в Увильдинской ИТК—все книги по спискам Главлита (после выемки литература сдавалась в Кыштымский райлит, который осущест-

влял цензуру). Все библиотеки проходили тройные проверки: по спискам Главлита РСФСР, горлита и райлита [1, л. 95]. Помимо книг цензоры сочли недопустимыми патефонные пластинки с «Украинским маршем» и «Песней о пяти маршалах», в виду чего в местах заключения Челябинской области были изъяты и уничтожены все их экземпляры [1, л. 70].

Указания ГУЛАГа НКВД и ОМЗ по культурно-воспитательной работе были следующие: в обязательном порядке должна проводиться политико-воспитательная работа. Делать это предписывалось воспитателям, то есть лицам, отвечавшим за культмассовую работу в своей структурной единице. Воспитатели, для которых организовывались специальные курсы, должны были быть из числа заключенных. Так же из числа заключенных осуществлялся подбор кадров для кружков политики, текущей политики, техминимума, культсовета и школы неграмотных.

Деятельность КВЧ была направлена на формирование трудовых производственных коллективов. На этом забота о занятости не заканчивалась: существовало указание о трудоустройстве заключенных и после освобождения. Культурно-воспитательную работу следовало направить на внедрение в сознание заключенных любви к труду, на изживание капиталистических пережитков и «религиозного дурмана» [2, л. 75].

Руководством КВЧ в Челябинской области была проделана большая работа по развертыванию стахановского движения. На 1 января 1936 г. по-стахановски работало 3153 заключенных, что составляло 14,2 % от общего количества работающих в колониях и трудовых поселениях области, по прошествии квартального периода нового года число стахановцев выросло до 4643 человек (25,2 %), то есть каждый четвертый работал по-стахановски, а на 1 июля 1936 г. так трудился уже каждый третий заключенный (32,4 %). Одновременно увеличилась и доля ударников за указанное время — с 70 % до 76 % [5, с. 25].

Однако уже через год наблюдается спад активности. В рапорте за 1937—1939 гг. при проверке работы КВЧ в Челябинской ИТК ей была дана неудовлетворительная оценка: ударников и стахановцев становилось меньше (75% от общего числа), трудовое соревнование шло на спад, физические нормативы не выполнялись; культурно-воспитательные мероприятия были организованы слабо; политическое образование давалось неудовлетворительно, охватывая всего 51 %. Причины этого — неудачный подбор руководителей и несистематическое проведение семинаров, а эти задачи возлагались на КВЧ. Заключенные слабо были охвачены профтехничес-ким образованием, лишь малая толика посещала школы ликвидации неграмотности и малограмотности; отсутствовала отдельная систематическая работа с трудновоспитуемыми заключенными. Особенно выделялась КВЧ Томинской сельскохозяй-

История

ственной ИТК: работа признана неудовлетворительной, все сведено к чистке газет среди заключенных, профтехучебе и в незначительной мере — к культурно-художественной самодеятельности [1, л. 120].

В связи с этим поступили следующие рекомендации для КВЧ: детальнее доводить до руководства участков указания ОМЗ; внимательнее относиться к подбору кадров; политучебу поставить под повседневное непосредственное руководство командования; внедрить коллективную и индивидуальную борьбу в трудовом соревновании; охватить заключенных профобразованием; осуществить переучет неграмотных и малограмотных; составить специальный план работы с трудновоспитуемыми заключенными; организовать производственно-трудовые коллективы; производить контроль за трудоустройством освобождающихся; вести практическую работу с другими частями колонии [1, л. 64],

Шла постоянная конкуренция за право быть первым в этой гонке. Знаки почета и позора (красные и черные доски, переходящие красные флажки) фиксировали трудовые достижения. Результаты борьбы публиковались каждые пять дней в стенной газете или бюллетени, между строк которых читался лозунг «трудсоревнованию — да, разгильдяйству— нет». Газеты, журналы и художественная литература высылались в другие бригады. Все письма, отправляемые и получаемые, подвергались жесткой проверке. Агитбригады выезжали в полеводческие участки, оказывая юридическую помощь культурное обслуживание. Для большей активизации процесса была прекращена переброска заключенных из одного звена в другое, не выдавалось вещдоволь-ствие без учета выполненных норм [1, л. 127].

В 1939 г. в соответствии с приказом НКВД № 0168 от 15 июня и директивой заместителя Наркома № 713076 произошла перестройка культурно-воспитательной работы. Основное внимание было уделено развертыванию трудового соревнования, мобилизации заключенных сельскохозяйственных колоний, усилению политико-воспитательной и культурно-массовой работы среди заключенных, усилению режима, улучшению бытовых условий заключенных и оказанию помощь аппаратам КВЧ колоний. Нельзя сказать, что этот приказ произвел коренной переворот в работе КВЧ, он лишь расставил важные акценты.

В функции кадров КВО и КВЧ ИТК по состоянию на 21 ноября 1939 г, входили: политико-массовая работа, стенная печать, ликбезработа, производственно-массовая работа, клубно-массовая и кружковая работа. Эти виды деятельности не претерпели решительных изменений. Но к ним добавились работа с несовершеннолетними и антирелигиозная работа.

Воспитателей из числа заключенных сменили культорганизаторы, по сути выполнявшие аналогичные задачи: политмассовая работа, работа на про-

изводстве, учебная работа и индивидуальная работа [2, л. 80—87].

Временная инструкция о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР 1939 г. предписывала: а) надежную изоляцию преступников, осужденных за преступления, предусмотренные уголовным кодексом; б) организацию порядка содержания заключенных в лагере, обеспечивающего наиболее эффективное использование труда заключенных. Как видно, о какой-либо задаче, связанной с исправительным воздействием на заключенных, речи нет. Главное было надежно изолировать заключенных и максимально «выжать» возможный хозяйственно-экономический потенциал [7, с. 269—270].

В концентрационных лагерях отчетливо проявились характерные признаки тоталитаризма — игнорирование прав и свобод граждан, широко применение методов подавления и насилия. Обязательное наличие КВО (культурно-воспитатель-ный отряд) и КВЧ (культурно-воспитательная часть) в лагерях ГУЛАГа создавало иллюзию, что в советских местах лишения свободы не просто изолируют и эксплуатируют, но занимаются их образованием, культурным отдыхом и «перевоспитывают» — «возвращают к нормальной жизни». Однако тяжелейшие условия работы и быта делали бессмысленным тезис о «перевоспитании в труде». Главным делом для КВО и КВЧ всегда была агитация «за выполнение норм», и все же благодаря им стало возможным создание творческих коллективов, серьезно и позитивно влиявших на лагерную повседневность.

Из перечисленного выше видно, что культурно-воспитательная работа способствовала значительному росту производительности труда. На наш взгляд, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, администрации мест заключения удалось разжечь между заключенными дух соревновательности, для чего была внедрена практика передачи переходящего Красного знамени. Во-вторых, заключенные, попадавшие нередко неграмотными и не имевшими профессии в места лишения свободы, получали и образование, и рабочую квалификацию. В местах заключения Челябинской области функционировала система профессионального технического обучения заключенных. Так, только в 1935 г. было обучено 3773 человека, а за первый квартал 1936 г. — 1053 осужденных, в то же время за указанное время было обучено грамотности 1435 человек. В-третьих, для стахановцев, добившихся рекордов, руководство мест заключения ходатайствовало о досрочном освобождении. В конце 1936 г., по результатам годовой работы стахановцев, в ГУЛАГ НКВД СССР был отправлен первый список фамилий заключенных и вольно-наемных, установивших рекорды. В список были внесены сведения о 8 вольнонаемных и 99 заключенных по Челябинской об-

16

Вдастник ЮУрГУ, № 8(80), 2007

И.А. Коломейский

ласти. Руководство мест заключения просило в качестве поощрения либо досрочно их освободить, либо сократить им сроки лишения свободы. В-четвертых, бывших заключенных-стахановцев после их освобождения не бросали на произвол судьбы. Например, за 1935 г. и первый квартал 1936 г. было трудоустроено 472 человека, освободившихся из мест лишения свободы. Кроме того, им была оказана материальная помощь в размере 38174 руб., или по 81 руб. на каждого [5, с. 28].

Литература

1. ОГАЧО. Ф. 1075. Оп. 1. Д. 61.

2. ОГАЧО. Ф. 1075. Оп. 1. Д. 116.

3. Кузьмин, О.С. Становление и развитие воспитательной системы исправительно-трудовых учреж-

дений Советского государства в 1920-е, 50—70-е гг. : дис. ... канд. пед. наук / О.С. Кузьмин. — М., 1994, —235 с.

4. История законодательства : сборник нормативно-правовых актов советского исправительно-трудового права 1917—1959гг. —М. Госюриздат, 1997, —375 с.

5. Щеткин, С.В. История уголовно-исполнительной системы Челябинской области / С. В. Щеткин; под ред. И. А. Мишина. — Челябинск : Челябинский Дом печати, 2004. — 194 с.

6. Шапошников, А. Е. Тюремные библиотеки: история и современность / А. Е. Шапошников. — М. : Наука, 1994, —275 с.

7. Рассказов, Л- П. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках / Л. П. Рассказов // Экономическая история 2002. — М. : РОССПЭН, 2003. — С. 269—270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.