Научная статья на тему 'К проблеме организации аккредитации специальности в вузе'

К проблеме организации аккредитации специальности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / АТТЕСТАЦИЯ / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Stepan Vladimirovich

В настоящее время объем документации, требующейся для получения аккредитации высшим учебным заведением, постоянно увеличивается и требует многочисленных временных затрат и человеческих ресурсов, что не исключает появления несостыковок и ошибок в документации. В статье анализируются процесс аккредитации высшего учебного заведения, порядок аккредитации и перечень нормативных документов. Для подготовки к прохождению процедуры государственной аккредитации необходимо предоставление в надзорные органы значительного количества документов в бумажной форме, что значительно замедляет процесс получения аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Stepan Vladimirovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме организации аккредитации специальности в вузе»

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В ВУЗЕ

Петренко С.В. Email: Petrenko647@scientifictext.ru

Петренко Степан Владимирович — магистрант, кафедра прикладной информатики, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в настоящее время объем документации, требующейся для получения аккредитации высшим учебным заведением, постоянно увеличивается и требует многочисленных временных затрат и человеческих ресурсов, что не исключает появления несостыковок и ошибок в документации. В статье анализируются процесс аккредитации высшего учебного заведения, порядок аккредитации и перечень нормативных документов. Для подготовки к прохождению процедуры государственной аккредитации необходимо предоставление в надзорные органы значительного количества документов в бумажной форме, что значительно замедляет процесс получения аккредитации. Ключевые слова: анализ, аккредитация, образовательная деятельность, аттестация.

THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF ACCREDITATION AT THE UNIVERSITY Petrenko S.V.

Petrenko Stepan Vladimirovich — Master's Degree Student, DEPARTMENT OF APPLIED INFORMATICS,

NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.V. LOMONOSOV, ARKHANGELSK

Abstract: currently, the volume of documentation required for accreditation by higher education institution is constantly increasing and requires a lot of time and human resources, which does not exclude the appearance of no docks and errors in the documentation. The article analyzes the process of accreditation of higher education institutions, the accreditation procedure and the list of normative documents. In order to prepare for the state accreditation procedure, it is necessary to provide the Supervisory authorities with a significant number of documents in paper form, which significantly slows down the process of obtaining accreditation. Keywords: analysis, accreditation, educational activities, certification.

УДК 00.005

DOI: 10.20861/2312-8089-2018-47-003

В настоящее время объем документации, требующейся для получения аккредитации высшим учебным заведением, постоянно увеличивается и требует многочисленных временных затрат и человеческих ресурсов, что способствует появлению несостыковок и ошибок в документации.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, от 18.11.2013 № 1039 [3], утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности.

Результатом предоставления государственной услуги является:

— выдача свидетельства о государственной аккредитации и приложения(ий) к нему;

— переоформление свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения(ий) к нему;

— выдача временного свидетельства о государственной аккредитации и приложения(ий) к нему;

— выдача дубликата свидетельства (временного свидетельства) о государственной аккредитации и (или) приложения(ий) к нему.

Порядок проведения аккредитации устанавливается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. № 1386 [1]:

— привлечение экспертов и представителей экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по основным образовательным программам, реализуемым в организации;

— аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию по адресу, указанному в приложении(ях) к лицензии на осуществление образовательной деятельности;

— при проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа также использует документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду с целью анализа достижений, обучающихся и определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [2].

Перечень документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, по основным образовательным программам [4]:

— основная образовательная программа среднего профессионального, включающая в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся;

— расписания учебных занятий;

— Расписания промежуточных аттестаций, государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии);

— программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний;

— программы практик;

— документы, подтверждающие разработку образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с заинтересованными работодателями;

— документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— отчетность обучающихся по практикам (дневники, отчеты, аттестационные листы и характеристики, обучающихся по практикам), оценочный материал и результаты аттестации по практикам (при наличии);

— выпускные квалификационные работы (при наличии);

— протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии (при наличии);

— заключения председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена и при защите выпускной квалификационной работы подавшего апелляцию выпускника (при наличии);

— документы, предусмотренные локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливающим порядок и форму проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам (при наличии);

— договоры об организации и проведении производственной практики, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы (при наличии);

— договор о сетевой форме реализации образовательной программы (при наличии);

— штатное расписание, копии трудовых договоров с педагогическими работниками, трудовых книжек, документов об образовании и о квалификации, решений аттестационной комиссии об установлении первой квалификационной категории по должностям педагогических работников;

— документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) и электронной информационно-образовательной среды, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

— документы, подтверждающие соответствие требованиям ФГОС укомплектованности библиотечного фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы

по дисциплинам всех учебных циклов, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями;

— документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям ФГОС и обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации;

— договоры о создании профессиональной образовательной организацией кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии);

— документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии);

— локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

— распорядительные акты, о приеме лиц на обучение по образовательной программе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении, в пределах осваиваемой образовательной программы (при наличии), о переводе обучающихся для получения образования по другой профессии или специальности, по другой форме обучения (при наличии), о зачислении в качестве экстернов в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе лиц, обучавшихся по соответствующей, не имеющей государственной аккредитации образовательной программе (при наличии), о направлении на практику обучающихся (при наличии), о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации (при наличии), об утверждении состава государственной экзаменационной комиссии (при наличии), о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей и консультантов (при наличии), об отчислении обучающихся по образовательной программе из организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии).

Колоссальное количество документов требующиеся для проведения мероприятий по аккредитации специальности в высшем учебном заведении делает абсолютно непрозрачным и запутанным получение аккредитации. Экспертным комиссиям необходимо проверять значительный объем однотипных документов. Такое положение дел требует кардинального изменения подхода к процессу аккредитации вуза и его цифровизации.

Список литературы / References

1. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).

2. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст).

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (действ. ред. 2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc _LAW_ 140174/ доступ СПС «КонсультантПлюс»/ (дата обращения: 30.06.18). Загл. с экрана.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности. [Электронный ресурс] // Министерство образования Новгородской области. Режим доступа: http://edu53.ru/education/nadzor/akkreditaciya/, свободный/ (дата обращения: 30.06.18). Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.