Научная статья на тему 'К проблеме определения социумов в археологических исследованиях каменного века Урала'

К проблеме определения социумов в археологических исследованиях каменного века Урала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩЕ / СТОЯНКА / ПОСЕЛЕНИЕ / СЕМЬЯ / ОБЩИНА / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / РОДСТВО / DWELLING / SITE / SETTLEMENT / FAMILY / TRIBE / SOCIAL STRUCTURE / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мосин Вадим Сергеевич

Одной из фундаментальных проблем в археологии является историческая интерпретация артефактов, получаемых в результате раскопок археологических памятников. Статья посвящена сопоставлению дефиниций социумов, употребляемых как в процессе археологической классификации, так и в современных этнологических исследованиях, направленных на изучение социального устройства известных обществ охотников, рыболов и собирателей. Привлечение данных этнологии (социальной антропологии) представляется необходимой составляющей для перевода археологических фактов в исторические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the fundamental problems in archeology concerns a historical interpretation of artefacts received by excavatingarchaeological sites. The article is devoted to comparingdefinitions of societies, used both in archaeological classifications and in modern ethnological research to study the social structure of hunters, gatherers, and fishermen. Attractingdata of ethnology (social anthropology) is a necessary component for transformation of archaeological facts to historical ones.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения социумов в археологических исследованиях каменного века Урала»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7 (261).

История. Вып. 49. С. 5-8.

НАУЧНЫЙ ДИСКУРС ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

В. С. Мосин

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИУМОВ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ КАМЕННОГО ВЕКА УРАЛА1

Одной из фундаментальных проблем в археологии является историческая интерпретация артефактов, получаемых в результате раскопок археологических памятников. Статья посвящена сопоставлению дефиниций социумов, употребляемых как в процессе археологической классификации, так и в современных этнологических исследованиях, направленных на изучение социального устройства известных обществ охотников, рыболов и собирателей. Привлечение данных этнологии (социальной антропологии) представляется необходимой составляющей для перевода археологических фактов в исторические.

Ключевые слова: жилище, стоянка, поселение, семья, община, социальная структура, родство.

Одной из наиболее сложных в археологии является проблема «перевода» археологических данных в исторические факты и реконструкция социумов, остатки жизнедеятельности которых являются объектом изучения археологов. В рамках археолого-исторического направления2, цель которого - изучение и моделирование процесса адаптации человеческих коллективов в определённый хронологический отрезок в конкретном окружающем ландшафте, должны выступать не только и не столько привычные нам археологические понятия, сколько понятия, присущие этнологии (социальной антропологии) и исторической социологии.

В настоящее время для большинства исследователей представляется очевидным, что ни одна из сохранившихся и изучавшихся этнологами социальных систем охотников, рыболовов, собирателей не может быть спроецирована в глубокую древность. Однако любое жизнеспособное, удовлетворяющее базовые материальные и духовные потребности людей общество с присваивающей экономикой показывает, какие формы социальной жизни в принципе возможны при таком способе жизнеобеспечения и какие формы социального взаимодействия безусловно необходимы для их функционирования. Определенная система жизнеобеспечения обусловливает некоторые типологические черты социальной жизни. Можно предполагать, что подобные же черты имелись у древних охотников и со-

бирателей, и они легли в основу фундамента последующих социальных структур3.

Остатки жилых построек на стоянках Урала характеризуются средним показателем площади от 25 до 70 кв. м, с преимущественными значениями в 40-50 кв. м. Этнографические данные для оседлых охотников и рыболовов Сибири, Дальнего Востока и северо-запада Северной Америки показывают, что жилая площадь, приходящаяся на одного человека, составляет примерно от 3,5 до 8 кв. м4. Следовательно, можно предполагать, что эти жилища были местом проживания коллектива примерно из 5-10 человек, который, как правило. ассоциируется с понятием семья.

Семья - это первый уровень социальной организации, почти универсальное социальное объединение с первичными хозяйственными и репродуктивными функциями. Семья представляет первичную, минимальную, социальную ячейку, существование которой связывается в социальной антропологии с понятием «домашнего уровня социальной организации», правда, далеко не всегда она имеет конкретное словесное обозначение со смыслом, к которому мы привыкли. Она встречается практически во всех известных науке обществах. Основной среди форм семьи является «элементарная, или нуклеар-ная семья». Это муж, жена и дети, родные или приемные5, или в другой формулировке

- женщина, ее дети и муж, если он признает этих детей своими6.

Рангом выше в археологической классификации стоят стоянки и поселения. Провести статистику распределения жилищ в площади поселений к настоящему моменту сложно, поскольку полностью раскопанных стоянок и поселений в Уральском регионе единицы. По предварительным оценкам на кратковременных стоянках существовало по 1-2 жилища, на более долговременных поселениях - от трех до шести.

Этот уровень социальной структуры обществ охотников-рыболовов, предполагающий объединение нескольких семей, в этнологии является понятийно менее разработанным и спорным. В привычном для нас понимании это община - первичная локальная группа, объединяющая несколько родственных семей, возможно, к тому же, и не родственных членов коллектива, и имеющая целью хозяйственное освоение определенной территории. Община, как правило, не имеет формального лидера и может делиться при необходимости на хозяйственные и целевые группы7. Общинная организация увеличивает шансы выживания своих членов, а это, вместе с непосредственными преимуществами, которые она дает, становится причиной ее универсального распространения.

Существуют и другие, отличные от нашего привычного понимания подходы в определении этого уровня социальной структуры. Изучение моделей общежития охотников и собирателей Австралии, Африки и Южной Азии показывает, что только лишь общество бирхор Индии обладало надсемейными социальными объединениями, которые с достаточным основанием можно признать общинами. Во всех остальных многочисленных случаях автохтонные термины, обозначающие общину как особое объединение людей, отсутствовали. Это во многом связано с непостоянством и большой текучестью состава этих групп людей, что выступает высокоадаптивной чертой в обществах с присваивающей экономикой. Слова, которые исследователи традиционно связывали с понятием ‘община’, обозначали либо стоянку, или поселение, либо конкретную местность, либо людей, располагавшихся стоянками в конкретной местности. Вместе с тем, в этих группах присутствует структурирующее звено близких родственников, обладавших первостепенными правами на используемую территорию и остававшихся на этой территории большую

часть жизни. В связи с этим предлагается заменить термин ‘община’ на более адекватный

- ‘резидентная группа’8. На мой взгляд, немногие из современных российских археологов идентифицируют термин ‘община’ с тем обязывающим значением, которое это слово имело когда-то в русском обществе, поэтому данный термин для нас, наверное, пока вполне адекватен, наряду с предлагаемым ‘резидентная группа’.

Средний размер общины - ‘резидентной группы’ - во многом зависит от типа хозяйства, например, если система жизнеобеспечения основана прежде всего на охоте, собирательстве и рыболовстве, размер общины составляет не более 50 человек9. Применительно к уральской археологии - это поселение, состоящее из 3-5 жилищ. При этом нужно учитывать, что группы семей и индивидов в рамках одного поселения не были постоянными. Любой член общества - один или с семьей - мог присоединиться к другой семье или группе семей, в которой у него найдутся родственники или свойственники, причем таких потенциальных вариантов всегда было несколько10.

К этому же уровню относится привычная для нас по звучанию т. н. «родовая» организация, основой которой является род

- экзогамная группа людей, объединенных кровнородственными, социально институци-ализированными связями. В настоящее время такие группы часто называют десцентными. Десцент - это прослеживание происхождения индивидов от их общих предков по линиям родства: мужским и женским (через отца и через мать). Десцентные группы широко варьировались по своим функциям. Однако первостепенное значение, как правило, имела передача тех или иных социально-значимых прав (на землю, иные ресурсы, религиозные знания и реликвии и т. п.) в пределах десцентной группы11. Если основной сферой деятельности общины (резидентной группы) являлась хозяйственная, то основной сферой внимания десцентной группы (линиджа, клана, сиба и т. д.) был контроль за сохранением экзогамии, осуществление связи между поколениями в преемственности традиций, мифологии, обрядов и т. п.

В современной этнологии русский термин ‘род’, как впрочем, и международные термины: клан, линидж, сиб, рэмидж и др., признается недостаточно релевантным и уже не

удовлетворяет потребностям фактического материала. Следует согласиться, что типологической универсалией является не конкретная форма родственного института (род и др.), а «родство» - единый и повсеместный структурообразующий принцип с различными формами реализации12.

Следующим рангом археологической

классификации является археологическая культура - определенная группа археологических памятников, имеющая территориальное, хронологическое и культурное единство, которое выражается в близком сходстве типов орудий, керамики, построек и погребальном обряде.

На этом уровне обычно происходит отождествление археологических культур с племенами и даже мифическими «этносами». Термин ‘племя’, впрочем, уже давно не употребляется в среде ученых, изучающих общества охотников, рыболовов и собирателей.

Этот уровень социальной структуры обществ охотников-рыболовов, на котором осуществляется связь между общинами (резидентными) и десцентными группами, представляется еще более неопределенным. В языках изучавшихся обществ с альтернативной социальной организацией отсутствуют слова, которые отражали бы представления о таком объединении людей, которое исследователи ранее определяли в качестве племени. Вместе с тем фактом является регулярное межгруп-повое взаимодействие, обусловленное необходимостью экономической взаимопомощи и выражавшееся во взаимном посещении оптимальных для хозяйствования сезонных мест; “путями” мифических героев, связывавших широкие группы людей общими культами, с взаимным посещением сакральных центров; и главное - обменом брачными партнерами согласно со сложным комплексом различных условий и экзогамных запретов. Эти взаимодействия имели свои особые направления и очертания и создавали специфические родственные «макроструктуры», действовавшие в пределах широких географических ареалов и основывавшиеся на локальных родственных «микроструктурах». Эти макроструктуры могут выступать в качестве ведущей категории - «социальная сеть индивидуальных связей», которая означает, что на обширных географических пространствах люди были связаны между собой сложными, пересекающимися, перекрывающими друг друга сетями

взаимных прав и обязанностей, упорядоченность которым придавали передаваемые права на фокусно фиксированные участки земли и системы родства12.

Применительно к уральской археологии такую «макроструктуру» предложено было называть «сообщинностью»13. Понимая всю небезупречность данного термина, тем не менее можно согласиться с тем, что в отсутствие сегодня более приемлемого понятия «сообщинность - как совокупность общин (резидентных групп), осуществлявших свою жизнедеятельность в определенном вмещающем ландшафте и связанных между собой системой экономических, мифологических и брачно-семейных связей в рамках нескольких структур родства» - может применяться в работе археологов. Границы таких социумов, т. е. их идентичность, определяется системой жизнеобеспечения в рамках вмещающих ландшафтов, своеобразной техникой и технологией, отраженной в специфических комплексах орудий и сочетанием нескольких традиций, характерных для определенных десцентных линий и проявляющихся в системах орнаментации керамики. Например, для неолита Урала можно обозначить такие макроструктуры (социальные сети индивидуальных связей) - сообщинности, - как кошкинско-козловская, камская, елшанская или, например, полуденско-боборыкинская, камская и средневолжско (волго-уральская), сосуществовавшие в определенные промежутки времени в различных вмещающих ландшафтах Предуралья и Зауралья. Приведенные названия нужно признать весьма условными, поскольку они отражают, в основном, типологически выделенные традиции в орнаментации посуды, а каждая из этих традиций существовала около тысячи лет. Более того, по современной радиоуглеродной хронологии, например, около 5800 лет назад в Зауралье сосуществовали сразу несколько традиций: кошкинская, козловская, полуден-ская, боборыкинская, которые в археологической классификации относятся к различным периодам неолита. С другой стороны, возможно, именно такие факты являются свидетельством единства в рамках макроструктур

- сообщинностей.

Именно в таких пределах сохраняются стабильные технологические и типологические традиции в изготовлении каменного инвентаря и определенные наборы керамиче-

ских сосудов, разнообразных в единстве комплексов каждый раз на каждом поселении в силу текучести состава резидентных групп и широты социальных связей. Именно в таких пределах мы можем определить этничность социумов14.

Отдельной проблемой представляется определение границ между различными социумами. У охотников и собирателей, как правило, не бывает территориальных границ, в том смысле, что эта земля ваша, а эта

- наша. Для этих обществ характерен фокусный способ контролирования территорий. Права людей на ту или иную территорию как бы фокусируются в некотором количестве точек, то есть мест, отмеченных характерными природными признаками или обладающими некоей ресурсной ценностью. Например, моя земля - где начинаются горы, или моя земля -где озеро с крупной рыбой и т. п. Традиционные модели землепользования у охотников и собирателей представляют собой не отношения собственности, а организационно-нормативные системы, направленные на использование природных ресурсов. Передававшаяся по наследству связь определенных людей с определенной территорией осознавалась не как владение этими участками территории, а как родство с этой землей. Такое родственное отношение между людьми и территорией создавало каркасные структуры, с помощью которых можно было легко определить, кто с кем и где может жить и охотиться, проводить обряды и устраивать праздники. Эти правила усваивались с детства. Возможность пользоваться природными ресурсами различных территорий благодаря связям родства и свойства между членами разных резидентных групп (общин) позволяла компенсировать природные недостатки тех или иных участков земли и вместе с тем разгружать землю в неблагоприятные периоды15.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 11-06-12010-офи-м-2011.

2 Мосин, В. С. Направления исследований в уральской археологии XXI века // Россия между прошлым и будущим : исторический опыт национального развития : материалы Всерос. науч. конф., посв. 20-летию Ин-та

истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : УрО РАН, 2008. С. 106-108.

3 См.: Артемова, О. Ю. Колено Исава : охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем). М. : Смысл, 2009. С. 21, 170.

4 См.: Бузин, В. С. Поселения и жилища во-лосовской культуры как источник социологической реконструкции // Совет. археология.

1990. № 3. С. 32-43; Старков, В. Ф. Мезолит и неолит лесного Зауралья. М. : Наука, 1980. С. 183; Хлобыстин, Л. П. Проблемы социологии неолита Северной Евразии // Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972. С. 31; Кабо, В. Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986. С. 220; Борзунов, В. А. Поселения и жилища эпох камня и бронзы Зауралья и Западной Сибири / В. А. Борзунов, Ю. Ф. Кирюшин, В. И. Матющенко // Памятники древней культуры Урала и Западной Сибири. Екатеринбург, 1993. С. 4-45.

5 См.: Мердок, Дж. П. Социальная структура / пер. с англ. А. В. Коротаева. М. : ОГИ, 2003. С. 106; Тишков, В. А. Реквием по этносу : (Исследования по социально-культурной антропологии). М. : Наука, 2003. С. 75-78.

6 См.: Гиренко, Н. М. Социология племени. М., 1991. С. 161-164: Артемова, О. Ю. Указ. соч. С. 21, 170.

7 См.: Кабо, В. Р. Указ. соч. С. 258-263; История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М. : Наука, 1986; Гиренко, Н. М. Социология племени. М.,

1991. С. 101-103.

8 См.: Артемова, О. Ю. Указ. соч. С. 201-249, 470.

9 См.: Мердок, Дж. П. Социальная структура.

С. 106-108; Кабо, В. Р. Указ. соч. С. 245.

10 См.: Артемова, О. Ю. Указ. соч. С. 231-249.

11 См.: Тишков, В. А Указ. соч. С. 76.

12 См.: Артемова, О. Ю. Указ. соч. С. 293-343.

13 Мосин, В. С. : 1) Социально-адаптационная система Урало-Сибирской лесостепи в конце каменного века // Культурно-экологические области : взаимодействие традиций и культу -рогенез : сб. науч. ст. СПб. : ИИМК РАН : С.-Петерб. гос. ун-т, 2007. С. 7-19; Центральный Урал в 1У-Ш тыс. до н. э. // Вопр. археологии Урала. Екатеринбург ; Сургут : Магеллан, 2008. Вып. 25. С. 159-174.

14 Мосин, В. С. Центральный Урал в ГУ-Ш тыс. до н. э. С. 114-117.

15 См.: Артемова, О. Ю. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.