Научная статья на тему 'К проблеме коллективной идентификации в современной России'

К проблеме коллективной идентификации в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
212
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВАНИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ГРУППА / BASES / COLLECTIVE IDENTITY / SOCIAL BEHAVIOR / A SOCIAL GENERALITY / GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гузенина Светлана Валерьевна

Статья посвящена проблеме коллективной идентификации в современной России. По мысли автора, этнические, религиозные и социокультурные факторы не могут служить основой коллективной идентичности в многонациональном, мультикультурном и поликонфессиональном государстве, отсутствуют веские причины и для констатации факта формирования коллективной гражданской идентичности. Специфика межличностной, групповой и межгрупповой коммуникации в современной России во многом определяется и социальной стратификацией. Актуальную идеологическую задачу действующей политической элиты автор статьи видит в стратегическом осмыслении единых духовных ценностей, которые могут объединить все слои и группы современного российского общества, фундаментом которой может стать концепция единой Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of collective identity in modern Russia«

The article is devoted to the problem of collective identity in modern Russia. Ethnic, religious and socio-cultural factors cannot serve as a basis for forming collective identity in multi-ethnic, multicultural and multi-confessional state, as well as for collective civic identity. Th e specificity of interpersonal, group and inter-group communication in modern Russia in many respects is determined to a great extent by social stratifi cation. The current ideological task of the political elite is in the strategic thinking about the common spiritual values, which can unite all groups of the modern Russian society, the foundation of which may be the concept of Motherland.

Текст научной работы на тему «К проблеме коллективной идентификации в современной России»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 4

ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

УДК 301 С. В. Гузенина

К ПРОБЛЕМЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Проблематика идентичности представляется одним из наиболее востребованных и дискуссионных направлений в поле социологической рефлексии: научная полемика по поводу исследования обозначенного сегмента социальной жизни начата сравнительно недавно, она до сих пор не исчерпана и вопросов у исследователей пока еще больше, чем ответов. За последние годы состоялось значительное число тематических научных конференций, имеется накопленный банк фокусных данных, в том числе таких авторитетных аналитических центров, как Институт социологии РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт философии и права УРО РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Институт географии РАН, «Левада-центр», Санкт-Петербургский государственный университет и других, которые, с одной стороны, показывают экспонентный рост интереса к этому срезу социальной реальности, с другой — сигнализируют о наиболее проблемных материках и смысловых дефицитах современного российского социума.

Вопрос о коллективной идентичности в современной России более чем актуален, поскольку все мы являемся гражданами не только масштабного географического пространства, но и многонационального, мультикультурного, поликонфессионального государства, в жизни которого ежедневно принимаем участие. Феномен коллективной идентичности, таким образом, нуждается сегодня в осмыслении, описании, и, что немаловажно, — в четком определении его оснований. Кроме того, ареал научного анализа здесь расширяется до проблематики социально-психологических аспектов конструирования идентичности; выделения ее ключевых элементов и их характеристик; выстраивания сравнительных оценок и решения вопросов методологических противоречий; диагностики и выявления точек старта становления новых, пограничных явлений и построения научных прогнозов в проблемном поле.

Российскими учеными отмечается богатый спектр типологизации идентичности: в работах обществоведов представлено всестороннее теоретическое изучение территориальной (региональной, локальной), национальной, цивилизационной, гендерной, множественной, социокультурной, гражданской, гибридной, политической (внешне© С. В. Гузенина, 2012

политической, макрополитической), этнической, европейской, позитивной (негативной) и даже колеблющейся идентичности [1, 2]. Однако в дескриптивных исследованиях политологов, культурологов, историков, социологов пока не встречается описания четких контуров природы коллективной российской идентичности, которая не может быть полностью отождествлена ни с одной из приведенного перечня.

Оценочно-диагностическая функция социологии всегда представляет собой попытку ценностного шкалирования, и авторские суждения, порой, имеют оттенок субъективности, однако необходимо помнить, что каждый социолог стремится подойти к соответствующей задаче со своим уровнем научного понимания и творческо-интел-лектуальных возможностей, и главным помощником для социолога были и остаются эмпирические факты, в осмыслении которых раскрывается вся сущность и полнота исследуемого вопроса.

Отметим, что последние публикации в СМИ явно иллюстрируют напряженный поиск обществоведами характеристик современной российской коллективной идентичности, при этом, чаще всего, выделяют в качестве ее основы этнический или религиозный компонент. Как социологу, автору представляется некорректной идентификация всех проживающих на территории Российской Федерации с этническими русскими, а дефиниция «россиянин» в массовом сознании явно имеет политическую окраску и не пользуется большой популярностью у населения. Православие также, видимо, не может выступать основным фактором групповой и межгрупповой сплоченности на уровне страны, где довольно много верующих мусульман и буддистов. Кроме того, заметная доля жителей России вообще атеисты (что подтверждается авторскими эмпирическими исследованиями, в частности, в г. Тамбове и г. Саратове), поскольку отказ от веры в советское время привел в конечном итоге к тому, что несколько поколений выросли в традициях безбожия. Это пенсионеры, часть научной интеллигенции, врачи, учителя, военнослужащие и другие категории граждан, которые, не разделяя православной традиции, тем не менее, не отказываются от любви к своей стране.

Попытки выделить социокультурные основообразующие факторы коллективной идентичности в современной России, с точки зрения автора, не представляются возможными по целому ряду причин. Особенности социальной структуры российского общества в том, что социальная стратификация стала серьезным фактором, определяющим специфику межличностной, групповой и межгрупповой коммуникации. Российское общество слишком дифференцировано, негомогенно по статусам различных социальных групп и общностей, — речь идет о параметрах уровня жизни и образа жизни в системе координат «мегаполис — провинция», «город — село» «центр — регион». Это существенная разница между жителями России по уровню доходов и образования; серьезный информационный разрыв, имеющий не только территориальную, но и гендерную специфику (неравенство доступа к информационным ресурсам и новым средствам коммуникации), отличия в организации рабочего времени и досуга («социальный пакет», посещение культурных мероприятий, музеев, театра, оперы, балета и т. д.). Такая стратификация населения ведет к резкой дистанцированности социальных общностей и групп, разграничению на «своих» и «чужих», что, в свою очередь, рождает жесткую иерархию и нормативность внутри самих групп, систему фильтров для вхождения в них, усиление мер группового контроля, строгое соблюдение групповых правил и этики, формирование собственной, групповой системы ценностей (которая, порой, не совпадает с общепринятой). Указанные тенденции можно наблюдать

сегодня в России на уровне любой социальной общности, которые практически начинают превращаться в касты (элитарные общности, гендерные (в том числе, и гендерно-нетипичные), этнические, субкультурные, маргинальные, профессиональные и т. д.). Все эти процессы отчетливо прослеживается и в социальных сетях, где у каждой такой социальной общности существует свой специфический культурный код, которым выступает сленг или «групповой язык», что практически закрывает вход в нее для чужаков извне. Об этом же свидетельствуют эмпирические исследования. В частности, санкт-петербургские социологи при проведении исследований в Санкт-Петербурге отмечают, что «внутренняя структура этого важнейшего интегрального образования весьма неоднородна и указывает на существование определенного социокультурного расслоения, вероятно, имеющего представительство и на уровне социального поведения людей» [3].

Другой веской причиной для отсутствия социокультурных оснований коллективной идентичности выступает проблема российской полиментальности [4].

Автор хотел бы остановиться и на вопросе формирования коллективной гражданской идентичности в России. Современная политическая ситуация порождает целый ряд спекуляций в этом направлении, в частности, активность пользователей социальных сетей и недавние выступления в знак протеста против результатов выборов зачастую истолковываются в СМИ как феномен рождения нового типа коллективной идентичности в России. Бурный рост числа пользователей и развитие социальных сетей действительно приводят к акциям протеста, это общемировая практика, однако российские специалисты в области массмедиа подчеркивают, что не политическая ситуация влияет на уровень возрождения гражданского самосознания, но конфликт выступает формой коммуникации в виртуальном пространстве, способом взаимодействия пользователей внутри социальных сетей. Таким образом, предлагая проблемные темы для обсуждения и необходимую мотивацию в поле виртуального взаимодействия, вполне реально смоделировать нужное социальное поведение: сделать это достаточно просто, владея высоким уровнем манипуляционных технологий воздействия на массовое сознание. В этой связи нет достаточных причин для констатации факта формирования коллективной гражданской идентичности в России на основании активности пользователей сети Интернет, творчества интернет-блогеров и лиц, подвергнувшихся массовым медиаатакам в сети Интернет, даже при учете организованного стихийного движения «Стратегия 19» (каждый день в 19:00), поскольку главной чертой гражданской коллективной идентичности всегда выступает эволюция правосознания, формализованная далее в общественных организациях и органах самоуправления, причем не только в столице, но и на периферии, о чем говорить пока рано.

Как отмечают РИА Новости [5], «совокупный портрет протестующего» 4 февраля в Москве представляет собой не что иное, как описание типичного абонента социальной сети: это мужчина 25-34 лет, с высшим образованием, со средним или высоким материальным положением, житель Москвы, офисный работник, активный пользователь сети Интернет. Российскими обществоведами вполне правомерно, по мысли автора, выдвигается предположение о том, что современная политическая ситуация есть вовсе не старт формирования гражданской идентичности, а попытка проведения в России аналогов флешмобных революций по аналогии с Молдавией и Белоруссией [6].

Отметим, что такое положение дел вызвано отчасти и абсолютизацией рыночных механизмов в России, что означает утверждение идеологии главенства частного мате-

риального интереса над любыми прочими интересами и приводит российское общество к его дезорганизации, тогда как «СМИ по своим функциям являются социальными институтами, обеспечивающими в первую очередь духовное воспроизводство, относятся к классу институтов, аналогичных школе, церкви, семье, а не к акционерным обществам. Превращение коммерческой стороны деятельности СМИ в их главную функцию имеет резко негативные последствия для государственного и общественного развития» [7].

В ходе реализации проекта «Российская идентичность в Центре и регионах» ведущими российскими социологами установлено соответствие между декларируемыми политической элитой идеями и осознаваемыми людьми потребностями реальной жизни, и сегодня это: сильное государство, обеспечение благосостояния и безопасности, гордость за культуру и историю [8].

Осмысление проблематики российской коллективной идентичности находит отражение в выступлениях на уровне первых лиц государства. Владимир Путин в статье «Россия: национальный вопрос» предлагает определить ее фундамент через принадлежность к единой общей цивилизации: «цивилизационная идентичность (курсив наш. — С. Г.) основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности» [9].

Соглашаясь с тем, что «государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию...» [9], автор, тем не менее, полагает, что такое обозначение коллективной идентификации может оцениваться как попытка ее фиксирования в рамках социокультурного подхода, который сегодня представляется дискуссионным по причине глубокого социального расслоения, о котором сказано выше. Видение России как великой цивилизации обречено найти отклик у довольно небольшой части населения, обладающей соответствующим уровнем гуманитарного образования и культуры. За пределами понимания общей исторической судьбы и проблем цивилизационной общности останутся миллионы граждан, которые живут и трудятся, растят детей, учатся и создают семьи на большом пространстве федерации, и каждому из них необходимо осознание общности с народом, населяющим это пространство. Кроме того, Россия — страна, которая не может жить без единой духовной цели. Таким образом, актуальнейшей идеологической задачей действующей политической элиты на сегодняшний день становится стратегическое осмысление единых духовных ценностей, позволяющих объединить все слои и группы современного российского общества — средний класс и малоимущих; субэтнические группы, народности и диаспоры; бизнесменов и интеллигенцию; мужчин и женщин, представителей старшего поколения и молодежь.

Подчеркнем, что сегодня в России значительно вырос процент самоубийств подростков и детей. По мнению российских педагогов и психологов, такая ситуация является, в том числе, и следствием отсутствия решения указанной задачи на уровне страны. Публицист А. Мелихов отмечает: «Во время войн ведь самоубийств почти не бывает — люди живут великой идеей, большой целью. У взрослых в жизни есть своя защита — это их достижения. А у подростка защитой должны быть его мечты, надежды. И если общество этих надежд не дает, возникает чувство бессмысленности, тоски» [10].

Корреляционную зависимость числа самоубийств и степени социальной сплоченности убедительно доказал еще классик социологии Э. Дюркгейм, который в своей работе «Самоубийство» отмечал:

— «число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции политического общества»;

— «...число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид» [11].

Отсутствие духовных оснований для коллективной идентификации выступает, таким образом, дополнительным кризисным фактором в социальном поведении подростков, однако его действие и сегодня, безусловно, может быть скорректировано. В этом смысле целенаправленная работа по воспитанию подрастающего поколения в духе любви к родному краю и гордости за Отечество видится необходимой благодаря ее особенности напрямую связывать формирование представлений о Родине с осознанием личной ответственности за собственную жизнь и поведение, судьбу своих близких и товарищей, за будущее всех соотечественников. Указанные педагогические инициативы возможны в России, причем на всех уровнях системы образования, но только в рамках единой идеологической концепции, имеющей духовную основу и пронизывающей на практике государственные решения во всех сферах общественной жизни. Она должна быть отражена и в деятельности СМИ, поскольку «современные российские СМИ формируют новый тип личности, стоящий на эволюционной лестнице на несколько ступенек ниже типичного человека советской эпохи» [7], что вызывает тревогу за духовное и интеллектуальное будущее России. Фундаментом такой масштабной задачи, по мысли автора, может стать концепция единой Родины, для оформления которой, по данным социологов, пока еще есть веские основания. Ее суть сводится не к созданию новой политической идеологемы, но к осознанию каждым жителем России значимости, ценности и единства (одна на всех и своя у каждого) общей, объективно существующей природной, социальной и культурной реальности, светлый сакральный образ которой необходимо беречь и сохранять.

Литература

1. Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 49-58.

2. Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября, 2010 г.) / под ред. И. С. Семененко (отв. редактор), Л. А. Фадеевой (отв. редактор), В. В. Лапкина, П. В. Панова. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 299 с.

3. Крокинская О. К. Культура и структура: институциализация мифа (Петербургский миф в социальных практиках города) // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / под ред. В. Е. Семенова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 327 с. (Человек и общество, вып. 31). С. 157-183.

4. Семенов В. Е. Российская полиментальность и тенденции ее развития // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / под ред. В. Е. Семенова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 327 с. (Человек и общество, вып. 31). С. 8-29.

5. Портрет митингующего. URL: http://www.visualrian.ru/ru/site/gallery/ 1039948/context[info. static][cl]=ru (дата обращения: 20.02.2012).

6. Социолог: Основная масса митингующих — политические тусовщики. URL: http://www. rosbalt.ru/piter/2011/12/07/921672.html (дата обращения: 20.02.2012).

7. Запесоцкий А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество и новые болезни // Социс. № 7. 2010. С. 7-17.

8. Дробижева Л. М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестник института социологии. 2010. № 1. C. 429-442.

9. Владимир Путин: национальный вопрос // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/ politics/2012-01-23/1national.html (дата обращения: 20.02.2012).

10. Бойцова М. В моей смерти прошу винить. URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2012/02/17/ 947357.html (дата обращения: 20.02.2012).

11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399 с.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.