Научная статья на тему 'К проблеме изучения истории Нерчинского монастыря и сохранения старейшего памятника православия в Забайкалье - церкви Успения Пресвятой Богородицы'

К проблеме изучения истории Нерчинского монастыря и сохранения старейшего памятника православия в Забайкалье - церкви Успения Пресвятой Богородицы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЙ АНСАМБЛЬ / ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА / ПАМЯТНИК / НАСЛЕДИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

Статья посвящена анализу некоторых спорных вопросов и постановке проблем относительно изучения истории Нерчинского Успенского монастыря в Забайкалье и старейшего памятника православной архитектуры региона бывшей монастырской церкви села Калинино как памятника истории, с одной стороны, и как памятника архитектуры с другой. В очередной раз поднимается вопрос о необходимости проведения реставрационно-восстановительных работ с целью сохранения одного из немногих дошедших до нас памятников начала XVIII в. на территории Восточного Забайкалья. Дается характеристика архитектурных особенностей строения, определяется значимость церкви для окрестных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Studying the History of Nerchinsk Monastery and of Preservation of the Church of the Dormition of the Mother of God, the Oldest Monument of the Orthodox Church in Transbaikal Region

The article deals with the analysis of some arguable questions and problem statement concerning the history of two objects Nerchinsk Monastery of the Dormition of the Mother of God and a former monastery church in the village of Kalinino in Transbaikal region. The church in Kalinino is the oldest monument of church architecture in the region, and it can be considered both as a historical and architectural monument. The author reopens a subject of necessity of the church’s restoration to preserve one of the few monuments remained in Eastern Transbaikal region from the beginning of the XVIIIth century. In the article there are described the characteristic architectural features of the church and significance of the church for nearby areas.

Текст научной работы на тему «К проблеме изучения истории Нерчинского монастыря и сохранения старейшего памятника православия в Забайкалье - церкви Успения Пресвятой Богородицы»

УДК: 271.2(571.54/55) ББК: Э372(2Рос-4Чит)

Е.В. Дроботушенко, г. Чита

К проблеме изучения истории Нерчинского монастыря

и сохранения старейшего памятника православия в Забайкалье — церкви Успения Пресвятой Богородицы

Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых спорных вопросов и постановке проблем относительно изучения истории Нерчинского Успенского монастыря в Забайкалье и старейшего памятника православной архитектуры региона — бывшей монастырской церкви села Калинино как памятника истории, с одной стороны, и как памятника архитектуры — с другой. В очередной раз поднимается вопрос о необходимости проведения реставрационно-восстанови-тельных работ с целью сохранения одного из немногих дошедших до нас памятников начала XVIII в. на территории Восточного Забайкалья. Дается характеристика архитектурных особенностей строения, определяется значимость церкви для окрестных территорий.

Ключевые слова: церковь, православный монастырь, монастырский ансамбль, церковная архитектура, памятник, наследие, реставрация.

Восточное Забайкалье, в настоящее время — Забайкальский край, сохранило немного памятников архитектуры, построенных ранее начала XX в. Пожалуй, правильнее будет сказать: «их единицы». Несомненно, среди них выделяются православные церкви. Это церковь Архангела Михаила в г. Чита (1776 г.), Крестовоздвиженская церковь села Захарово Красночи-койского района (1892 г.) и, несомненно, церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Калинино Нерчинского района Забайкальского края (1712 г.). Имеются и некоторые другие сохранившиеся православные церкви постройки второй половины XIX в., к примеру, Рождества Христова в селе Шивия Шелопугинского района или Святого Николая в селе Доно Калганского района (единоверческая). Однако они менее известны и с точки зрения архитектурных особенностей, на наш взгляд, менее выразительны.

Итак, старейшая в Восточном Забайкалье церковь села Калинино Нерчинского района Забайкальского края. Свою историю она начинает в самом начале XVIII в. практически одновременно с историей Нерчинского Успенского мужского православного монастыря. История самой обители была короткой и закончилась с секуляризацией 1754 г., а вот история монастырского храма оказалась не в пример длиннее.

На территории Восточного Забайкалья существовало в истории всего два православных монастыря: Нерчинский Успенский мужской и Читинский Богородицкий (Покровский) женский. А вот на востоке, в современном понимании, Забайкальского края только Нерчинская обитель. Уже поэтому все связанное с ним видится ищущему исследователю православия интересным.

В контексте заявленной темы мы бы выделили несколько проблем. Первая — это год основания Нерчинской Успенской обители. Вторая — это степень изученности истории монастыря и истории главной монастырской церкви, истории ее строительства, ремонтов, изучения с точки зрения анализа архитектурных особенностей и возможных реставрацион-

но-восстановительных работ. И третья проблема — это вероятность реставрации церкви и необходимые для того действия.

Сначала остановимся на степени изученности истории монастыря и истории монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на значимость проблемы восстановления Успенской церкви, наличии значительного количества заметок на страницах СМИ, серьезных научных работ по истории Нерчинской обители и сохранившейся до наших дней церкви практически нет. Существует незначительное количество публикаций по истории Нерчин-ского монастыря, в которые вкраплены данные о храме. Однако и об обители специальных исследований не много. Определенное внимание истории монастыря уделила О.И. Кашик. Характеристика ряда документов Государственного архива Забайкальского края приведена в статье Т.П. Казаковой [5; 6]. Непосредственно Успенской церкви посвящена небольшая работа Е.С. Бушуевой [2]. Следует отметить, что частично характеристика Успенской церкви находила отражение в рамках научных чтений памяти С.Н. Баландина, в докладе и публикации по нему директора районного краеведческого музея поселка Чернышевск Забайкальского края О.А. Малаховой. Однако данная публикация посвящена монастырю в целом, приводит краткую характеристику церкви с опорой на имеющиеся публикации без постановки проблемы ее реставрации [8]. Имеющиеся публикации отчасти содержат схожие данные: это дата строительства храма, наименование пределов.

Таким образом, первая проблема определяется нами как слабая изученность и незначительная освещенность в научных публикациях истории монастыря и истории сохранившейся монастырской церкви. Проведенное в разные годы Н.П. Крадиным изучение здания церкви не нашло широкого освещения в научных публикациях. Нет серьезных публикаций по истории строительства, ремонтам построек Нерчинского монастыря и церкви в частности. В их основе должны лежать архивные изыскания.

Вторая проблема, на которой мы остановимся, — это вопрос о дате основания обители. Согласно наиболее распространенной версии, монастырь создан указом Царя Петра I в 1706 г. и располагался в четырех верстах от г. Нерчинска. Обитель имела в бытность существования две церкви. Первая была построена в 1707-1710 гг., была деревянной и сгорела в 1729 г., а вот вторая, каменная, и есть церковь Успения Пресвятой Богородицы. Начало ее строительства относится к 1706 г., а завершение и освящение к 1712 г. [3, л. 1; 4, л. 2; 9, с. 53-54; 10, с. 115]

Ряд современных авторов, со ссылкой на Киприановскую летопись, говорят о том, что Нер-чинский Успенский монастырь основан в 1664 г. Несмотря на укоренившуюся в последнее время традицию считать именно так, автор данных строк вынужден не согласиться с этим утверждением. В основе этого лежит несколько составляющих. Первая — архивные источники, которые в дате не расходятся — это начало XVIII в. Второе — это сама Киприановская летопись. Здесь важно время ее появления — в значительной массе ссылок, без конкретики — середина XVII в. Ссылки, вероятно, идут на так называемую «Киприанову» летопись, составление которой связывают с первым Сибирским и Тобольском архиепископом Киприаном (Старорусенковым). Именно с ним соотносят сведения о начальном сибирском летописании. При нем появляется так называемый Киприановский Синодик (Синодик ермаковым казакам). Основная, на наш взгляд, проблема в том, что по разным данным Киприан (Старорусенков) скончался в 1635, 1636 или в 1637 гг., то есть задолго до предполагаемой даты основания Нерчинского монастыря в 1664 г. В статье «Киприан, Архиепископ Сибирский и Тобольский» за авторством знаменитого церковного библиографа митрополита Евгения (Болховитинова) отмечается, что дьяк Сибирского митрополита Савва Осипов при написании своей летописи в 1637 г. пользовался также летописью «Киприановой» [1].

Вообще следует сказать, что данных о Киприанской летописи не много. Д.С. Лихачев пи-

130

сал, что при архиепископе Киприане была составлена первая официальная сибирская летопись [7, с. 92].

Отсюда возникает закономерный вопрос о самом документе, на который ссылается часть современных авторов, говоря о Нерчинском монастыре. Это либо Киприановская летопись, составленная при нем, та, о которой говорил академик Д.С. Лихачев, либо какой-то документ, который требует значительной критической оценки в связи с соотношением его с Киприаном (Старорусенковым). А отсюда и большой вопрос к дате основания обители.

Еще один момент — это само понятие летописи. Несомненно, летописи — это источники, но в ситуации, когда их данные вступают в противоречие с данными архивных документов, представляется, что требуется подтверждение. К сожалению, подтверждений предлагаемых новых дат на сегодняшний день не имеется. Научность подхода в изучении как общей истории, так и частных ее аспектов, заставляет нас утверждать, что год основания монастыря — 1706-й.

Следует отметить, что авторы публикаций о монастырской церкви солидарны в годе начала ее постройки — 1706-й. Именно эта дата встречается в источниках. Приняв за дату основания обители 1706 г., осмелимся предположить, что именно он стал годом начала постройки храма. Однако вопреки публикациям, в которых говорится о начале строительства в 1706 г. нового храма, мы говорим о начале строительства первой монастырской церкви и уж однозначно первой каменной.

Следующий, проблемный, на наш взгляд, аспект — это архитектурный облик церкви с. Ка-линино на разных этапах ее существования. Как отмечалось выше, не стали достоянием широкой общественности материалы, полученные в ходе работ Н.П. Крадиным. С учетом даты первых изысканий можно предположить, что на тот момент церковь была в более приемлемом состоянии, чем в настоящее время. Отсюда имеющаяся в широком доступе информация представляется скудной. Это краткие выдержки из единичных архивных документов, которые не дают полного представления об архитектурных особенностях храма.

Успенская церковь прекратила выполнять культовые функции, по некоторым данным, в 1920-е гг., однако отсутствие ссылок на архивные источники на сегодняшний день ставит на-званную дату под сомнение [12]. Независимо от того, когда храм перестал работать, и как его здание использовалось в советское время, к постсоветскому этапу отечественной истории строение представляло весьма плачевное зрелище. Церковь была заброшена и разрушалась. Ничего не изменили два с половиной десятилетия современной российской истории. Процесс разрушения храма продолжается, никаких реставрационно-восстановительных работ не велось. Не раз поднимался вопрос о необходимости их проведения, начинался сбор средств, «а воз и ныне там».

В 1979, 1983 гг. Н.П. Крадиным проведены обмеры, затем обследование, фотофиксация церкви. В 1998 г. по руководством Н.П. Крадина составлен дипломный проект Т.Д. Каруса «Реконструкция Успенской церкви Успенского мужского монастыря в с. Калинино Читинской области». В 2003 г. проведено комплексное обследование церкви, однако результатов работы в свободном доступе автором данных строк не встречено [11].

Таким образом, Калининская церковь на сегодня является «болевым местом» православных Забайкальского края, да и всей неравнодушной общественности. Для нас очевидно, что те усилия, что предпринимаются на сегодняшний день, недостаточны. Без проявления воли со стороны властей региона и со стороны федерального центра проблему Успенской церкви решить невозможно. Не хочется выглядеть пессимистом, но думается, что в ближайшее время церковь восстановлена не будет. Подвижки возможны, вероятно, только после включения церкви в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

26 января 2015 г. под руководством Губернатора Забайкальского края К.К. Ильковского состоялось заседание Попечительского совета по восстановлению Успенской церкви. На

131

нем шла речь о необходимости проведения консервационных противоаварийных работ для предотвращения дальнейшего разрушения памятника, о том, что на сегодня подготовлены документы на включение церкви в перечень объектов культурного наследия федерального значения, что должно позволить привлечь средства для реставрации из федерального бюджета [13]. Ну а далее — долгий путь составления проектов и восстановления храма. Здесь возникает только один вопрос. Где были раньше власти региона, структуры, в функциональные обязанности которых входит охрана памятников? Двадцать с лишним лет постсоветской России церковь разваливалась.

Таким образом, основной проблемой мы назовем сегодняшнее состояние церкви. С учетом того, что это старейший архитектурный памятник на территории Восточного Забайкалья, а также роли, сыгранной Нерчинским Успенским мужским монастырем в истории региона, названная проблема видится особенно актуальной.

Список использованных источников

1. Болховитинов Киприан Архиепископ Сибирский и Тобольский // Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ biography/54419/Киприан (дата обращения: 01.03.2015).

2. Бушуева Е.С. История строительства Нерчинской Успенской церкви в документах Государственного архива Забайкальского края // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — №7. — С. 160-163.

3. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 153. Оп. 1. Д. 176.

4. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 36.

5. Казакова Т.П. Нерчинский Успенский монастырь // Нерчинское Забайкалье. Архивный вестник. — Чита: Изд-во Государственного архива Читинской области, 2003. — №6. — С. 82-88.

6. Кашик О.И. Из истории социально-экономического развития Иркутского и Нерчинского уездов в конце XVII — начале XVIII в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Иркутск: ИГУ, 1952. — 25 с.

7. Лихачев Д.С. Повести о покорении Сибири // История русской литературы / ред. тома А.С. Орлов, В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий. — М.; Л., 1948. — Т. 2, ч. 2: Литература 1590-1690 гг. — С. 89-94.

8. Малахова О.А. История Успенского монастыря села Калинино Нерчинского района Забайкальского края // Баландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск, 18-20 апреля 2013 г. — Новосибирск: Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 2014. — С. 256-260.

9. Музгин Н.Д. О некоторых разноречивых фактах в истории города Нерчинска // Проблемы краеведения. — Чита: Изд-во Забайкальского филиала географического общества СССР, 1972. — Вып. 6. — С. 52-54.

10. Описание Иркутского наместничества 1792 года. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. — 254 с.

11. Старейшую церковь XVII века восстановят в Забайкалье // Седьмица.Яи. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sedmitza.ru/text/1226943.html (дата обращения: 01.03.2015).

12. Успенская церковь в селе Калинино Нерчинского района // Читинская и Краснокамен-ская епархия [Электронный ресурс]. — URL: http://chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/ned/ou/ (дата обращения: 01.03.2015).

13. Церкви Успения быть! // Читинское обозрение. — 2015. — №4. — С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.