УДК: 271.2(571.54/55) ББК: Э372(2Рос-4Чит)
Е.В. Дроботушенко, г. Чита
К проблеме изучения истории Нерчинского монастыря
и сохранения старейшего памятника православия в Забайкалье — церкви Успения Пресвятой Богородицы
Аннотация
Статья посвящена анализу некоторых спорных вопросов и постановке проблем относительно изучения истории Нерчинского Успенского монастыря в Забайкалье и старейшего памятника православной архитектуры региона — бывшей монастырской церкви села Калинино как памятника истории, с одной стороны, и как памятника архитектуры — с другой. В очередной раз поднимается вопрос о необходимости проведения реставрационно-восстанови-тельных работ с целью сохранения одного из немногих дошедших до нас памятников начала XVIII в. на территории Восточного Забайкалья. Дается характеристика архитектурных особенностей строения, определяется значимость церкви для окрестных территорий.
Ключевые слова: церковь, православный монастырь, монастырский ансамбль, церковная архитектура, памятник, наследие, реставрация.
Восточное Забайкалье, в настоящее время — Забайкальский край, сохранило немного памятников архитектуры, построенных ранее начала XX в. Пожалуй, правильнее будет сказать: «их единицы». Несомненно, среди них выделяются православные церкви. Это церковь Архангела Михаила в г. Чита (1776 г.), Крестовоздвиженская церковь села Захарово Красночи-койского района (1892 г.) и, несомненно, церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Калинино Нерчинского района Забайкальского края (1712 г.). Имеются и некоторые другие сохранившиеся православные церкви постройки второй половины XIX в., к примеру, Рождества Христова в селе Шивия Шелопугинского района или Святого Николая в селе Доно Калганского района (единоверческая). Однако они менее известны и с точки зрения архитектурных особенностей, на наш взгляд, менее выразительны.
Итак, старейшая в Восточном Забайкалье церковь села Калинино Нерчинского района Забайкальского края. Свою историю она начинает в самом начале XVIII в. практически одновременно с историей Нерчинского Успенского мужского православного монастыря. История самой обители была короткой и закончилась с секуляризацией 1754 г., а вот история монастырского храма оказалась не в пример длиннее.
На территории Восточного Забайкалья существовало в истории всего два православных монастыря: Нерчинский Успенский мужской и Читинский Богородицкий (Покровский) женский. А вот на востоке, в современном понимании, Забайкальского края только Нерчинская обитель. Уже поэтому все связанное с ним видится ищущему исследователю православия интересным.
В контексте заявленной темы мы бы выделили несколько проблем. Первая — это год основания Нерчинской Успенской обители. Вторая — это степень изученности истории монастыря и истории главной монастырской церкви, истории ее строительства, ремонтов, изучения с точки зрения анализа архитектурных особенностей и возможных реставрацион-
но-восстановительных работ. И третья проблема — это вероятность реставрации церкви и необходимые для того действия.
Сначала остановимся на степени изученности истории монастыря и истории монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на значимость проблемы восстановления Успенской церкви, наличии значительного количества заметок на страницах СМИ, серьезных научных работ по истории Нерчинской обители и сохранившейся до наших дней церкви практически нет. Существует незначительное количество публикаций по истории Нерчин-ского монастыря, в которые вкраплены данные о храме. Однако и об обители специальных исследований не много. Определенное внимание истории монастыря уделила О.И. Кашик. Характеристика ряда документов Государственного архива Забайкальского края приведена в статье Т.П. Казаковой [5; 6]. Непосредственно Успенской церкви посвящена небольшая работа Е.С. Бушуевой [2]. Следует отметить, что частично характеристика Успенской церкви находила отражение в рамках научных чтений памяти С.Н. Баландина, в докладе и публикации по нему директора районного краеведческого музея поселка Чернышевск Забайкальского края О.А. Малаховой. Однако данная публикация посвящена монастырю в целом, приводит краткую характеристику церкви с опорой на имеющиеся публикации без постановки проблемы ее реставрации [8]. Имеющиеся публикации отчасти содержат схожие данные: это дата строительства храма, наименование пределов.
Таким образом, первая проблема определяется нами как слабая изученность и незначительная освещенность в научных публикациях истории монастыря и истории сохранившейся монастырской церкви. Проведенное в разные годы Н.П. Крадиным изучение здания церкви не нашло широкого освещения в научных публикациях. Нет серьезных публикаций по истории строительства, ремонтам построек Нерчинского монастыря и церкви в частности. В их основе должны лежать архивные изыскания.
Вторая проблема, на которой мы остановимся, — это вопрос о дате основания обители. Согласно наиболее распространенной версии, монастырь создан указом Царя Петра I в 1706 г. и располагался в четырех верстах от г. Нерчинска. Обитель имела в бытность существования две церкви. Первая была построена в 1707-1710 гг., была деревянной и сгорела в 1729 г., а вот вторая, каменная, и есть церковь Успения Пресвятой Богородицы. Начало ее строительства относится к 1706 г., а завершение и освящение к 1712 г. [3, л. 1; 4, л. 2; 9, с. 53-54; 10, с. 115]
Ряд современных авторов, со ссылкой на Киприановскую летопись, говорят о том, что Нер-чинский Успенский монастырь основан в 1664 г. Несмотря на укоренившуюся в последнее время традицию считать именно так, автор данных строк вынужден не согласиться с этим утверждением. В основе этого лежит несколько составляющих. Первая — архивные источники, которые в дате не расходятся — это начало XVIII в. Второе — это сама Киприановская летопись. Здесь важно время ее появления — в значительной массе ссылок, без конкретики — середина XVII в. Ссылки, вероятно, идут на так называемую «Киприанову» летопись, составление которой связывают с первым Сибирским и Тобольском архиепископом Киприаном (Старорусенковым). Именно с ним соотносят сведения о начальном сибирском летописании. При нем появляется так называемый Киприановский Синодик (Синодик ермаковым казакам). Основная, на наш взгляд, проблема в том, что по разным данным Киприан (Старорусенков) скончался в 1635, 1636 или в 1637 гг., то есть задолго до предполагаемой даты основания Нерчинского монастыря в 1664 г. В статье «Киприан, Архиепископ Сибирский и Тобольский» за авторством знаменитого церковного библиографа митрополита Евгения (Болховитинова) отмечается, что дьяк Сибирского митрополита Савва Осипов при написании своей летописи в 1637 г. пользовался также летописью «Киприановой» [1].
Вообще следует сказать, что данных о Киприанской летописи не много. Д.С. Лихачев пи-
130
сал, что при архиепископе Киприане была составлена первая официальная сибирская летопись [7, с. 92].
Отсюда возникает закономерный вопрос о самом документе, на который ссылается часть современных авторов, говоря о Нерчинском монастыре. Это либо Киприановская летопись, составленная при нем, та, о которой говорил академик Д.С. Лихачев, либо какой-то документ, который требует значительной критической оценки в связи с соотношением его с Киприаном (Старорусенковым). А отсюда и большой вопрос к дате основания обители.
Еще один момент — это само понятие летописи. Несомненно, летописи — это источники, но в ситуации, когда их данные вступают в противоречие с данными архивных документов, представляется, что требуется подтверждение. К сожалению, подтверждений предлагаемых новых дат на сегодняшний день не имеется. Научность подхода в изучении как общей истории, так и частных ее аспектов, заставляет нас утверждать, что год основания монастыря — 1706-й.
Следует отметить, что авторы публикаций о монастырской церкви солидарны в годе начала ее постройки — 1706-й. Именно эта дата встречается в источниках. Приняв за дату основания обители 1706 г., осмелимся предположить, что именно он стал годом начала постройки храма. Однако вопреки публикациям, в которых говорится о начале строительства в 1706 г. нового храма, мы говорим о начале строительства первой монастырской церкви и уж однозначно первой каменной.
Следующий, проблемный, на наш взгляд, аспект — это архитектурный облик церкви с. Ка-линино на разных этапах ее существования. Как отмечалось выше, не стали достоянием широкой общественности материалы, полученные в ходе работ Н.П. Крадиным. С учетом даты первых изысканий можно предположить, что на тот момент церковь была в более приемлемом состоянии, чем в настоящее время. Отсюда имеющаяся в широком доступе информация представляется скудной. Это краткие выдержки из единичных архивных документов, которые не дают полного представления об архитектурных особенностях храма.
Успенская церковь прекратила выполнять культовые функции, по некоторым данным, в 1920-е гг., однако отсутствие ссылок на архивные источники на сегодняшний день ставит на-званную дату под сомнение [12]. Независимо от того, когда храм перестал работать, и как его здание использовалось в советское время, к постсоветскому этапу отечественной истории строение представляло весьма плачевное зрелище. Церковь была заброшена и разрушалась. Ничего не изменили два с половиной десятилетия современной российской истории. Процесс разрушения храма продолжается, никаких реставрационно-восстановительных работ не велось. Не раз поднимался вопрос о необходимости их проведения, начинался сбор средств, «а воз и ныне там».
В 1979, 1983 гг. Н.П. Крадиным проведены обмеры, затем обследование, фотофиксация церкви. В 1998 г. по руководством Н.П. Крадина составлен дипломный проект Т.Д. Каруса «Реконструкция Успенской церкви Успенского мужского монастыря в с. Калинино Читинской области». В 2003 г. проведено комплексное обследование церкви, однако результатов работы в свободном доступе автором данных строк не встречено [11].
Таким образом, Калининская церковь на сегодня является «болевым местом» православных Забайкальского края, да и всей неравнодушной общественности. Для нас очевидно, что те усилия, что предпринимаются на сегодняшний день, недостаточны. Без проявления воли со стороны властей региона и со стороны федерального центра проблему Успенской церкви решить невозможно. Не хочется выглядеть пессимистом, но думается, что в ближайшее время церковь восстановлена не будет. Подвижки возможны, вероятно, только после включения церкви в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
26 января 2015 г. под руководством Губернатора Забайкальского края К.К. Ильковского состоялось заседание Попечительского совета по восстановлению Успенской церкви. На
131
нем шла речь о необходимости проведения консервационных противоаварийных работ для предотвращения дальнейшего разрушения памятника, о том, что на сегодня подготовлены документы на включение церкви в перечень объектов культурного наследия федерального значения, что должно позволить привлечь средства для реставрации из федерального бюджета [13]. Ну а далее — долгий путь составления проектов и восстановления храма. Здесь возникает только один вопрос. Где были раньше власти региона, структуры, в функциональные обязанности которых входит охрана памятников? Двадцать с лишним лет постсоветской России церковь разваливалась.
Таким образом, основной проблемой мы назовем сегодняшнее состояние церкви. С учетом того, что это старейший архитектурный памятник на территории Восточного Забайкалья, а также роли, сыгранной Нерчинским Успенским мужским монастырем в истории региона, названная проблема видится особенно актуальной.
Список использованных источников
1. Болховитинов Киприан Архиепископ Сибирский и Тобольский // Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ biography/54419/Киприан (дата обращения: 01.03.2015).
2. Бушуева Е.С. История строительства Нерчинской Успенской церкви в документах Государственного архива Забайкальского края // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — №7. — С. 160-163.
3. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 153. Оп. 1. Д. 176.
4. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 36.
5. Казакова Т.П. Нерчинский Успенский монастырь // Нерчинское Забайкалье. Архивный вестник. — Чита: Изд-во Государственного архива Читинской области, 2003. — №6. — С. 82-88.
6. Кашик О.И. Из истории социально-экономического развития Иркутского и Нерчинского уездов в конце XVII — начале XVIII в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Иркутск: ИГУ, 1952. — 25 с.
7. Лихачев Д.С. Повести о покорении Сибири // История русской литературы / ред. тома А.С. Орлов, В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий. — М.; Л., 1948. — Т. 2, ч. 2: Литература 1590-1690 гг. — С. 89-94.
8. Малахова О.А. История Успенского монастыря села Калинино Нерчинского района Забайкальского края // Баландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск, 18-20 апреля 2013 г. — Новосибирск: Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 2014. — С. 256-260.
9. Музгин Н.Д. О некоторых разноречивых фактах в истории города Нерчинска // Проблемы краеведения. — Чита: Изд-во Забайкальского филиала географического общества СССР, 1972. — Вып. 6. — С. 52-54.
10. Описание Иркутского наместничества 1792 года. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. — 254 с.
11. Старейшую церковь XVII века восстановят в Забайкалье // Седьмица.Яи. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sedmitza.ru/text/1226943.html (дата обращения: 01.03.2015).
12. Успенская церковь в селе Калинино Нерчинского района // Читинская и Краснокамен-ская епархия [Электронный ресурс]. — URL: http://chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/ned/ou/ (дата обращения: 01.03.2015).
13. Церкви Успения быть! // Читинское обозрение. — 2015. — №4. — С. 23.