ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 159
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-284-287 NIION: 2003-0059-2/23-658 MOSURED: 77/27-003-2023-02-857
К проблеме измерения и диагностики в современной классической психологии и квантовой физике
Игорь Борисович Лебедев1, Ольга Олеговна Святенко2, Ярослав Романович Мельник-Веденеев3
1,2,3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 i_leb53@mail.ru
2 olga.svyatencko@yandex.ru
Аннотация. Исследуется вопрос об определении ключевого понятия психологии — психики. Стоит вопрос о природе психики, её базовой единице. Без ответа на эти вопросы нет возможности выстроить систему для ее измерения, подобрать или разработать подходящую инструментальную базу. Описан подход к данной проблеме через призму законов квантовой физики.
Ключевые слова: квантовая физика, психология, психика, нелокальность психики
Для цитирования: Лебедев И. Б., Святенко О. О., Мельник-Веденеев Я. Р. К проблеме измерения и диагностики в современной классической психологии и квантовой физике // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 284-287. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-284-287.
Original article
On the problem of measurement and diagnostics in modern classical psychology and quantum physics
Igor B. Lebedev1, Olga O. Svyatenko2, Yaroslav R. Melnik-Vedeneev3
1,2,3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 i_leb53@mail.ru
2 olga.svyatencko@yandex.ru
Abstract. To date, the question about the definition of the key concept of psychology — the psyche — remains open. There is a question of defining its nature, its constituent components, its functions and mechanisms of work. Without answering these questions, there is no way to construct a system to measure it, to select or develop a suitable instrumental framework. The present article will describe an approach to this problem through a prism of quantum physics laws.
Keywords: quantum physics, psychology, psyche, nonlocality of psyche
For citation: Lebedev I. B., Svyatenko O. O., Melnik-Vedeneev Ya. R. On the problem of measurement and diagnostics in modern classical psychology and quantum physics. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):284-287. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-284-287.
Обращаясь к проблеме измерений психики на современном этапе развития психологии, стоит сначала рассмотреть ключевые понятия этой проблемы.
В общей психологии под психикой понимается свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность, строить на основе отражения субъективный образ и на основе этого образа регулировать свое поведение и деятельность. Исходя из определения видно, что под психикой понимают высокоорганизованную материю, работающую по принципу «зеркала» с определенным фильтром, который
преобразует объективную реальность в субъективный образ. И данная материя регулирует себя и действует на основе полученного образа. Исходя из позиций естественных наук (биология, физиология, анатомия) психика является продуктом деятельности центральной нервной системы. Одним из главных свойств психики является ее эмерджентный характер, то есть она обладает особыми свойствами, не присущими ее элементам, и не представляет собой сумму свойств элементов, не связанных между собой специфическими системными связями, однако все измерения основаны
© Лебедев И. Б., Святенко О. О., Мельник-Веденеев Я. Р., 2023
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
на изучении совокупности компонентов психики. Это одна из проблем современных измерений психики. Из этого следует, что психика понимается как локализованная высокоорганизованная материя, но вопрос о базовой единице психики и ее локальности остается открытым.
«Никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень» (Альберт Эйнштейн).
Мы считаем, что наиболее близким к пониманию природы психики является сопоставление природы и функционирование психики с подходом квантовая физика. Формирование идей квантовой физики относится к прошлому столетию. Эксперимент с двумя щелями в современной физике показывает, что свет и материя в целом могут обладать как классическими волновыми свойствами, так и свойствами частиц, и что квантовомеханические явления в основе своей стохастические. Впервые эксперимент со светом был проведен Томасом Юнгом в 1801 году; в 1927 году Дэ-виссон и Джермер доказали, что электроны ведут себя так же, и впоследствии эксперимент был распространен на атомы и молекулы.
«Опыт Томаса Юнга со светом был частью классической физики задолго до квантовой механики и концепции корпускулярно-волнового дуализма. Он полагал, что это продемонстрировало правильность волновой теории света. Его опыт иногда называют «щели Юнга» [3].
Основа этого эксперимента заключается в том, что когерентный источник света, например, лазерный луч, освещает пластину с двумя параллельными щелями, а свет, проходящий через щели, наблюдается на экране за пластиной. Из-за волновой природы света световые волны, проходящие через две щели, интерферируют друг с другом, создавая светлые и темные полосы на экране. Этот результат не должен иметь место, если свет состоит из классических частиц. Однако оказывается, что свет всегда поглощается экраном в виде отдельных частиц (не волн) в отдельных точках, а интерференционная картина возникает из-за изменения плотности этих частиц, попадающих на экран. Более того, эксперименты с щелевыми детекторами показали, что обнаруженные фотоны проходят только через одну щель (как классические частицы), а не через обе щели (как волны). Тем не менее, такие опыты показывают, что частицы не образуют интерференционную картину, если наблюдать, через какую щель они проходят. Эти результаты демонстрируют принцип кор-пускулярно-волнового дуализма.
Было обнаружено, что другие объекты атомного масштаба, такие как электроны, ведут себя аналогично при прохождении через двойную щель. Кроме того, наблюдение отдельных дискретных взаимодействий по своей природе является стохастическим и не может быть объяснено с помощью классической механики.
Опыт может быть сделан с намного более крупными объектами, чем электроны и фотоны, хотя он
становится более сложным с увеличением размеров. Крупнейшими объектами, для которых был проведён опыт с двумя щелями, были молекулы, каждая из которых содержала 810 атомов (общая масса которых составляла более 10000 атомных единиц массы).
Двухщелевой эксперимент (и его варианты) стал классическим мысленным экспериментом, ярким примером раскрытия тайн квантовой механики. Фейнман назвал его «явлением, которое невозможно объяснить классическими методами и которое лежит в основе квантовой механики. В действительности, оно содержит единственную тайну квантовой механики» [1].
Явление, обнаруженное в этом эксперименте, позже было объяснено с помощью «кота Шредингера» (первоначально «кошки») — мысленного эксперимента, предложенного Эрвином Шредингером, одним из основателей квантовой механики, в 1935 году, когда он обсуждал физический смысл волновой функции. «В ходе эксперимента возникает суперпозиция живого и мёртвого кота. В эксперименте взяли кота, помещенного в коробку, и ампулу с ядовитым газом, который срабатывала или нет с определенной вероятностью» [4]. И пока наблюдатель не проверял кота в коробке, кот находился в состоянии суперпозиции — жив или мертв. Это наглядный пример корпускулярно-волно-вого дуализма. На основе данного эксперимента создавались разные интерпретации.
На сегодняшний день ведущими являются Копенгагенская интерпретация, стандартная интерпретация и многомировая интерпретация Эверетта.
Рассмотрим каждую из них, уделяя особое внимание многомировой интерпретации.
Копенгагенская интерпретация — интерпретация квантовой механики, сформулированная Нильсом Бором и Вернером Гейзенбергом во время их совместной работы в Копенгагене примерно в 1927 году. Бор и Гейзенберг пытались ответить на различные вопросы, возникающие в квантовой физике, в частности, о проблемах измерения.
Многомировая интерпретация отказывается от идей копенгагенской интерпретации. Многомировая Интерпретация довольствуется в своих объяснениях феноменом квантовой запутанности. У данной интерпретации, на сегодняшний день, наибольшее количество приверженцев.
На современном этапе своего развития психология опирается на идеи стандартной интерпретации, которые заключаются в том, что пока существует слишком много неясностей, технологии развиты недостаточно и следует оставить все, как оно есть.
Мы предлагаем, чтобы современная психология сосредоточилась на двух вторых объяснениях и рассматривала психику с точки зрения многомировой интерпретации. Если психология будет рассматривать психику и ее размерность через призму этой интерпретации, то можно будет более полно объяснить изначальный элемент, природу и функционирование психики, и на основе этого знания построить новую систему измерений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассмотрим природу психики, ее функционирование в рамках многомировой интерпретации. Для более наглядного понимания вернемся к примеру, с котом Шрёдингера. Для группы людей, которые не видели кошку после эксперимента, кошка все еще находилась в суперпозиции, но для наблюдателя она уже была мертва. Как только наблюдатель рассказал группе людей о смерти кошки, их субъективная реальность изменилась. Один человек из этой группы не поверил, и его субъективное восприятие кошки осталось в суперпозиции. Он решил попробовать проверить эксперимент, чтобы убедиться, что «кошка все еще жива». Когда он подошел к коробке, то обнаружил, что кошка находится в коме, но еще жива. Газ частично вышел из ампулы, и его концентрация была недостаточно высока, чтобы убить кошку. Позже кошка была спасена. В этом случае мы видим, как работает эффект стороннего наблюдателя.
Интересно, что эксперименты, основанные на многомировой интерпретации, показали, что когда на явление, объект или субъект воздействует наблюдатель, происходит изменение объективной реальности через изменение субъективного ощущения реальности, в то же время изменяются и прошлые события (в квантовом мире время не имеет значения).
У психики есть способность не только отражать объективный мир и строить на основе его субъективный образ, но и способность производить с этим образом определенные действия, например, свести в точку, расширить до размеров вселенной, переместить из одного места в любое другое, при этом скорость перемещения практически мгновенна. Кроме пространственных манипуляций возможны и любые временные изменения: вектор времени может быть направлен в любую сторону, а также и остановлен. Поэтому, необходимо изучать ее особенности с позиции качества «нелокальности». Подобно частицам в квантовом мире, психика не локализована, и в каждый момент времени продукт ее деятельности локализован в чистом потенциале. По этой причине современная психология, основанная на стандартных интерпретациях, сталкивается с проблемами измерения. Самый важный фактор, который не позволяет наиболее точно измерить и даже предсказать психику, заключается в том, что ее природа аналогична квантовому миру, то есть в сфере чистого потенциала вероятности хаотично меняются от момента к моменту.
В материальном мире локальность — это необходимость для нас самих. Само слово «локальность» возникло в 17 веке и в переводе с английского буквально означает «местоположение», но в научном и философском контексте оно означает «все имеет свое место». Мы всегда можем указать на материальные объекты и определить их местоположение в системе координат. «Локальность является основой порядка и указывает не только на место объекта, но и на его отношения и связи с другими объектами. Таким образом, локальность указывает на определенную иерархию и систематизацию в расположении всех объектов.
Систематизация невозможна в нелокальном мире» [5]. Второй закон термодинамики — это именно закон перехода от локальности к нелокальности, применяемый к «закрытым» материальным объектам. Все в природе стремится пересечь жесткие границы локальности и вернуться в свое первозданное состояние нелокальности, а не хаоса. Напротив, психика нелокальна, из нее невозможно извлечь только один элемент (Вильгельм Вундт, основатель классической экспериментальной психологии, пытался сделать это и не смог), поэтому все попытки систематизировать мир психических явлений остаются безуспешными. Психические явления — это голограммы, а голограммы исчезают, когда предпринимаются попытки преобразовать их из объема в плоскость.
Мы все являемся набором частиц, определяемых на самом глубоком уровне квантовыми правилами. Если наше тело и сознание разделяются при каждом квантовом переходе, будут существовать копии, которые переживут все возможные исходы, включая тот, который определяет, живем мы или умираем. «Предположим, что в одном случае определенный набор квантовых переходов вызывает неправильное расположение клеток и приводит к смертельной форме рака. Для каждого перехода всегда найдется альтернатива, которая не вызывает рак» [2].
Оказывается, всегда будут ветки с выжившими. Добавьте к этому предположение, что наше сознание будет существовать только в живых копиях, и мы сможем пережить множество потенциально опасных квантовых переходов.
Из системного анализа (системный анализ — это прикладная ветвь теории систем, используемая для решения сложных проблем, которые не поддаются формализации) мы узнаем о мире через модели. Любая модель перестает работать, когда она пытается описать реальность, когда она пытается выйти за рамки модели. Когда мы пытаемся расширить сферу применения модели, чтобы уподобить ее реальности, описать ее и повлиять на нее, в итоге мы получаем реальность, которая сложнее этой реальности.
Вывод.
Современная наука переживает «нелокальную революцию», говорят авторы. Однако современная психология, в основном классическая, предлагает только один вид объяснения поведения. Локальность — это пошаговое объяснение, которое подчеркивает цепь детерминаций поведения, систему, которая непрерывно распространяется в пространстве от одной точки к другой. В науке высоко ценится способность предсказывать поведение человека на основе математических формул, принципы валидности, надежности и точности. Однако в настоящее время, возможно, необходимо расширить понятие индивидуальной компетентности на основе принципа недетерминизма.
Список источников
1. Бэн А. Психология / А. Бэн. М. : Типография «Петербургской газеты», 2000. 456 с.
2. Гефдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте : моногр. / Г Гефдинг. М. : Типография Министерства Путей Сообщения, 1975. 390 с.
3. Иродов И. Е. Квантовая физика. Основные законы : учебное пособие / И. Е. Иродов. М. : Бином, 2014. 256 с.
4. Мартинсон Л. К. Квантовая физика : учебное пособие / Л. К. Мартинсон, Е. В. Смирнов ; под ред. А. Н. Морозов. М. : МГТУ им. Баумана, 2012. 527 с.
5. Лебедев И. Б., Кузнецов А. Ю. Психика как нелокальная реальность нашего мира // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 6А. С. 310-315.
References
1. Ben A. Psychology / A. Ben. Moscow : Typography of Peterburgskaya Gazeta, 2000. 456 p.
2. Gefding G. Essays on experience-based psychology : monograph / G. Gefding. Moscow : printing house of Ministry of Railway Communication, 1975. 390 p.
3. Irodov I. E. Quantum physics. Basic laws : textbook / I. E. Irodov. M. : Binom, 2014. 256 p.
4. Martinson L. K. Quantum Physics : textbook / L. K. Martinson, E. V. Smirnov ; edited by A. N. Morozov. M. : Moscow State Technical University named after Bauman, 2012. 527 p.
5. Lebedev I. B., Kuznetsov A. Yu. Psyche as a nonlocal reality of our world // Psychology. Historical-critical reviews and contemporary research. 2019. Vol. 8. № 6A. P. 310-315.
Библиографический список
1. Батыршина А. Р. История психологии : учебное пособие / А. Р. Батыршина. М. : Флинта, 2011. 224 c.
2. Бреслав Г. М. История научной психологии : уч. / Г. М. Бреслав. М. : Инфра-М, 2019. 432 c.
3. А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). М. : Издательство МГУ, 1983. 290 c.
4. Абульханова-Славская К. А. Философско-пси-хологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлин-ский. М. : Наука, 1989. 248 c.
5. Гриббин Дж. В поисках кота Шредингера. Квантовая физика и реальность / Дж. Гриббин. М. : Рипол-классик, 2019. 352 c.
Bibliographic list
1. Batyrshina A. R. History of Psychology : textbook / A. R. Batyrshina. Moscow : Flint, 2011. 224 p.
2. Breslav G. M. History of Scientific Psychology : study / G. M. Breslav. M. : Infra-M, 2019. 432 p.
3. A. N. Leontief and Modern Psychology (Collection of Articles in Memory of A. N. Leontief). Moscow : Moscow State University Press, 1983. 290 p.
4. Abulkhanova-Slavskaya K. A. S. L. Rubinstein's Philosophical-Psychological Concept / K. A. Abulkhanova-Slavskaya, A. V. Brushlinsky. Moscow : Nauka, 1989. 248 p.
5. Gribbin J. In search of Schrodinger's cat. Quantum physics and reality / J. Gribbin. Moscow : Ripol-classic, 2019. 352 p.
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Информация об авторах
И. Б. Лебедев — профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук;
0. О. Святенко — курсант 801-го учебного взвода 3 "П" курса Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
Я. Р. Мельник-Веденеев — курсант 801-го учебного взвода 3 "П" курса Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
1. B. Lebedev — Professor of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences;
O. O. Svyatenko — Cadet of the 801st training platoon of the 3rd "P" Course of the Institute of the Psychology of Performance of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
Ya. R. Melnik-Vedeneev — Cadet of the 801st training platoon of the 3rd "P" course of the Institute of the Psychology of Performance of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 13.04.2023. The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 13.04.2023.