Научная статья на тему 'К проблеме изменений на предприятиях сферы туризма и гостеприимства'

К проблеме изменений на предприятиях сферы туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СФЕРА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ORGANIZATIONAL CHANGES / TOURISM AND HOSPITALITY BUSINESSES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Четверикова Н. А.

В статье обоснована значимость изменений в сфере туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Четверикова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN APPROACHING A PROBLEM OF ALTERATIONS IN TOURISM AND HOSPITALITY BUSINESSES

The article substantiates the importance of changes in the sphere of tourism and hospitality.

Текст научной работы на тему «К проблеме изменений на предприятиях сферы туризма и гостеприимства»

98

ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ

2012

Н. А. Четверикова, магистрант кафедры управления персоналом, туризма и сервиса ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» e-mail: nadinka.81@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье обоснована значимость изменений в сфере туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: организационные изменения, сфера туризма и гостеприимства.

Сфера туризма и гостеприимства в XX веке стала уникальным явлением в обществе. В связи с повышением темпов изменений современного общества, развитием научно-технического прогресса, проникновением общемировых тенденций развития услуг туризма и гостеприимства на российский рынок, в XXI веке данная отрасль становится одной из наиболее динамично развивающихся и в экономике России и в Оренбургской области.

Если проследить динамику открытия официально зарегистрированных туристских фирм, то можно увидеть, что на 1 января 2007 года в Оренбургской области их насчитывалось 66. В 2010 г. таких организаций насчитывалось 101; на 1 марта 2012 г. на территории Оренбургской области осуществляли свою деятельность 156 туристских фирм. Таким образом, всего за 5 лет количество предприятий, реализовывающих турпакеты и удовлетворяющих туристский спрос в Оренбургской области, увеличилось почти в 2,5 раза. Специалисты прогнозируют рост этого показателя к 2015 г. еще не менее чем на 40%. Такую же тенденцию можно проследить и в других сферах гостеприимства и ресторанного бизнеса.

Таким образом, бурный рост количества предприятий в сфере туризма и гостеприимства определяет основные направления развития и совершенствования их деятельности в условиях конкурентной борьбы: деятельность предприятий в существующей реальности должна, с одной стороны, адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, а с другой - проектировать и моделировать изменения на предприятии, таким образом отвечая на вызовы внешней конкурентной среды. Этим и определяется актуальность данной темы.

Из современных зарубежных теоретических исследований процесса социальных изменений выделяют фундаментальные работы П. Штомпки, Э. Гидденса, У Бека. Среди отечественных исследователей организационных изменений можно выделить О. С. Виханского, А. И. Наумова, И. П. Герчикову, Г. В.Широкову. Проблема управления организационными изменениями исследована И. Ансоффом, Л. Грейнером, Дж. Ньстромом, К. Дэвисом, Р. Блейком, Д. Мутоном, К. Левином, Дж. У Хантом. При этом необходимо отметить, что исследование организационных изменений на предприятиях индустрии туризма не имеют достаточной научной основы и проработанности и зачастую носят обобщенные мнения экспертов, а не основываются на реальных данных.

Изменение - это эмпирическое наблюдение различия в форме, качестве или состоянии какого-либо организационного элемента с течением времени. Организационным элементом может быть работа конкретного сотрудника, рабочая группа, организационная стратегия, программа, продукт или вся организация в целом [3]. Общепризнано, что организация может быть определена как существующая лишь постольку и до тех пор, пока внутри нее что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, то есть онтологически организация не существует и не может существовать в неизменном состоянии [4]. Только организация, способная к постоянным изменениям, может успешно существовать в сложном политическом, экономическом, социальном и культурном окружении. Таким образом, организационные изменения определяются как освоение компанией новых идей или моделей поведения, как преобразование организации между двумя моментами времени. При исследовании изменений в организации следует различать две важные составляющие изменений - содержание (что изменилось?) и процесс (как менялось?). Содержательный анализ изменений позволяет понять, какие характеристики системы изменились за изучаемый промежуток времени. Процессный анализ концентрируется на том способе, каким происходит данное изменение [3].

МАТЕРИАЛЫ ДЕКАБРЬСКИХ НАУЧНЫХ ЧТЕНИЙ

99

Динамика организационных изменений, их скорость, интенсивность, периодичность, направления зависят, прежде всего, от специфики отрасли. Индустрия туризма и гостеприимства рассматривается как рынок услуг и товаров туристской отрасли. Особенностью предприятий туристской отрасли является преимущественно непроизводственный характер деятельности, специфика потребителей, в большинстве своем туристов и путешественников, отсутствие которых существенно сократило бы или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий в данной местности. В. В. Козменков определяет следующие специфические черты функционирования организаций сферы туризма и гостеприимства в России:

1) сильная зависимость деятельности организаций социально-культурного сервиса и туризма от постоянно и быстро изменяющегося потребительского спроса и моды;

2) состояние постоянной готовности к оказанию услуг;

3) требование соблюдения стандартов обслуживания согласно нормативным документам и корпоративным правилам;

4) сезонность предоставляемых услуг;

5) круглосуточный режим работы или преимущественно вечерний режим работы, присущий большинству предприятий отрасли;

6) направленная деятельность по формированию благоприятного общественного мнения - паблисити;

7) достижение хорошей координации с организациями-партнерами. Конечное качество услуги и степень удовлетворенности клиента определяется всей совокупностью мероприятий;

8) наличие сбалансированной системы управления персоналом в организациях туризма и гостеприимства, т.к. персонал выполняет ведущую роль в процессе оказания услуг [1].

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года» указано, что целью развития отрасли «является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения». Достижение поставленной цели будет затруднено без развития управления персоналом в сфере туризма и гостеприимства, а также повышения качества туристических и сопутствующих услуг

Необходимо отметить тот факт, что туристическая отрасль испытывает недостаток в квалифицированных кадрах. Проблема кадрового состава в сфере социально-культурного сервиса и туризма сегодня осознается на всех уровнях: от руководителей организаций до высшего уровня руководителей отрасли. Это объясняется пониманием того, что экономическая эффективность организации напрямую зависит от качества обслуживания, которое определяется уровнем профессиональной компетентности, квалифицированности персонала.

В связи с этим и возникает потребность проведения организационных изменений направленных на совершенствование качества предоставляемых услуг в сфере туризма и гостеприимства, учитывающих специфические черты туристской отрасли и выявленные проблемы предприятий индустрии.

На наш взгляд, проблема изменений на предприятиях сферы туризма и гостеприимства находится в тесной связи с вопросами не только экономической, но и социальной эффективности. Таким образом, организационные изменения будут эффективны при условии, если они будут проводиться системно во всех основных направлениях жизнедеятельности предприятия. Для этого необходимо использование социальных показателей для комплексной диагностики предприятия, которые выполняют роль контролеров социального климата на предприятии и социальных стимуляторов для работников и работодателей [2].

Литература

1. Основы туризма : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - М. : КНОРУС, 2008. - 400 с.

2. Четверикова, Н. К вопросу об организационных и социальных изменениях : материалы докладов и выступлений V Междунар. конф. «Высшее образование для XXI века»: XIII научная конф. аспирантов и докторантов Моск. гуманит. ун-та. 13-15 ноября 2008 г / Н. Четверикова. - М., 2008. - С. 63-68.

3. Широкова, Г. В. Управление организационными изменениями : учеб. пособие / Г. В. Широкова. - СПб., 2005. - 432 с.

4. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества : пер. с польского / П. Штомпка. - М. : Логос, 2005. - 655 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.