Научная статья на тему 'К проблеме исследования группового сознания'

К проблеме исследования группового сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2602
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЛОЧЕННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Отрохова Л. В.

В статье рассматриваются историко-психологические аспекты феномена группового сознания, которое определяется как динамичное психологическое явление, зависящее от ряда внешних и внутригрупповых факторов. Сопоставляются различные подходы к изучению группового сознания, рассматриваются структура и факторы функционирования группового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования группового сознания»

УДК 316.454.2

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВОГО СОЗНАНИЯ

© 2013 Л. В. Отрохова

руководитель практик, соискатель каф. психология e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассматриваются историко-психологические аспекты феномена группового сознания, которое определяется как динамичное психологическое явление, зависящее от ряда внешних и внутригрупповых факторов. Сопоставляются различные подходы к изучению группового сознания, рассматриваются структура и факторы функционирования группового сознания.

Ключевые слова: групповое сознание, совместная деятельность, сплоченность, удовлетворенность, социально-психологический климат, групповой субъект

Групповое сознание изучается рядом смежных дисциплин: социологией, социальной и политической психологией. Начало научных исследований влияния группы на человека можно отнести к 1895 году, когда французский социальный психолог Г. Лебон ввел понятие «групповое сознание». Как и других исследователей той поры, его интересовали главным образом большие социальные группы. Поскольку на Г. Лебона произвел большое впечатление примитивный характер деятельности людей в больших группах, он использовал понятие «толпа» для обозначения основного объекта своих исследований. Г. Лебон предположил, что люди, становясь частью толпы, начинают испытывать на себе гипнотическое воздействие и их поведение при этом изменяется и часто становится непредсказуемым и плохо управляемым. Они утрачивают чувство ответственности за свои поступки, их поведением начинает руководить групповое сознание, которое «переводит» поведение и деятельность личности в группе на более низкий уровень. Влияние группового сознания на индивида, по мнению Г. Лебона, носит сугубо отрицательный характер [Лебон 2000].

Английский психолог У. Мак-Даугалл в 1920 году опубликовал свою работу «Групповое сознание», в которой пришел к сходным выводам, что и Г. Лебон, полагая, что нахождение людей в группе определенным образом изменяет их поведение. Однако, в отличие от Г. Лебона, У. Мак-Даугалл высказал мысль о возможности не только отрицательного, но и положительного влияния группы на индивида. Кроме того, У. Мак-Даугалл отмечал, что ясные цели и задачи группы являются предпосылками ее эффективности. По его мнению, существует одно условие, которое может способствовать переходу поведения временной и неорганизованной группы на более высокий уровень, а именно «наличие ясно обозначенной общей цели, осознаваемой всеми ее членами».

На сегодняшний день в научной литературе существует несколько определений понятия «групповое сознание». Однако нужно заметить, что значительная часть исследований по данной проблеме освещала аспекты, характерные для больших социальных групп.

Российская социологическая энциклопедия дает определение группового сознания как совокупности идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной социальной группе. Групповое сознание - один из видов общественного сознания, из которого индивид «черпает»

общезначимые идеи, взгляды, представления, модифицируя их на основе групповых интересов и ценностей. Феномен группового сознания был отмечен в конце XIX в. французским социологом Э. Дюркгеймом, который выявил его интегрирующую роль и отличие от индивидуального сознания: «Группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены», если бы они были разъединены. Групповое сознание варьирует от группы к группе, приобретая свою видовую характеристику (классовое, национальное, профессиональное и другое сознание). В процессе групповой самоорганизации происходит осознание членами группы своих интересов, понимание своего положения в обществе, своих отношений с другими группами. Главный элемент группового самосознания - чувство «мы» как осознание своего группового тождества в отличие от «они» - других социальных объединений [Российская социологическая энциклопедия 1998].

Д.В. Ольшанский, рассматривая в качестве объекта большие социальные группы, представляет понятие «социально-групповое сознание» как исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы (класса, страты, социального слоя) своего положения в системе существующих социальнополитических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. По мнению Д.В. Ольшанского, социально-групповое сознание — продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит все та же динамика потребностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей [Ольшанский 2001].

Как видим, групповое сознание - это понимание и переживание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом, целей, задач, функций осуществляемой деятельности и ее результатов. Оно является важным аспектом в осознании группой своего существования как особой общности, объединяющих ее факторов, оценки уровня собственной развитости и возможностей, перспектив и средств сохранения и повышения социального статуса.

Необходимо отметить, что сознание вообще и групповое сознание в частности рассматривается учеными как объект динамичный, развивающийся. Групповое сознание не возникает одномоментно вместе с появлением номинальной группы, оно формируется и развивается вместе с группой. Следует подчеркнуть, что эти процессы взаимозависимы. Согласно параметрической концепции Л.И. Уманского [2001], существуют этапы развития группы от нескольких индивидов, оказавшихся в одно время в одном месте (группа-конгломерат), до коллектива. Формирование группового сознания проходит по идентичной схеме. Невозможно рассуждать о наличии группового сознания у нескольких случайно собранных индивидов, однако, если эти индивиды идентифицируют себя как общность, отделенную от остальных, и разграничивают окружающих на «мы» и «они», это разграничение может трансформироваться в групповое сознание, а номинальная группа - в коллектив. Носителями группового сознания являются индивиды, входящие в состав группы, разделяющие взгляды, убеждения и установки других членов группы. Но, как было замечено ранее, групповое сознание появляется не одномоментно, а в процессе формирования и развития группы. Основными механизмами образования групп и последующего развития в этой связи рассматриваются идентификация человека с группой и самокатегоризация его как члена группы. Они обеспечивают восприятие себя и других членов группы, имеющих общие характеристики, и определяют группу как единое целое, отделяя при этом тех, кто относится к другим группам [Антопольская 1995].

Таким образом, отправным пунктом становления группового сознания можно считать условное разграничение членами группы окружающих на «мы» и «они».

Важным фактором динамики становления группы и группового сознания является совместная деятельность. Положение о единстве сознания и деятельности традиционно применяется в социальной психологии. В концепции коллектива, разработанной А.В. Петровским, ведущее место отводится деятельностному опосредованию межличностных отношений [Введение в психологию 1997].

А.Л. Журавлев, рассматривающий группу как субъект, также обращает особое внимание на то, что деятельность (активность) является «атрибутивным, неотъемлемым признаком субъекта» [Социальная психология 2002].

Групповое сознание, как и группа, развивается и функционирует под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Поскольку важнейшей характеристикой группы является деятельность, которая, в свою очередь, всегда преследует определенную цель, а цель эта зависит от ценностей, установок и позиций членов группы, важным внутренним фактором динамики группового сознания мы будем считать сплоченность. Под сплоченностью понимается характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок, позиций группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам), наиболее значимым для группы в целом.

Не менее важными критериями развития группового сознания являются такие психологические явления, как удовлетворенность и социально-психологический климат.

Удовлетворенность - характеристика группы, которая показывает отношение индивида к принадлежности к данной группе.

Социально-психологический климат определяется как интегральная характеристика системы отношений в группе, отражающая комплекс психологических условий, которые обеспечивают протекание процессов группообразования и личностного развития или препятствуют им. Среди показателей, определяющих социально-психологический климат группы, выделяют следующие: степень

межличностного общения, эмоциональная идентификация, наличие чувства ответственности за результат деятельности группы, уровень информированности членов группы о целях и задачах деятельности согласия с ними. Становление группы и, соответственно, группового сознания напрямую зависит от показателей удовлетворенности и социально-психологического климата: если индивид высоко ценит собственное нахождение в определенной группе, видит перспективы личностного развития, самореализации, которые совпадают с групповыми целями - это стимулирует развитие группового сознания.

Наряду с внутригрупповыми феноменами на групповое сознание оказывают влияние и внешние факторы, такие как уровень социально-психологического развития общества, направленность, интергупповая активность, самоопределение группы в обществе. Социально-психологическое развитие общества и индивида - явления взаимозависимые: уровень развития общества отражает уровень ценностей каждого индивида, входящего в состав данного общества и формирующего общественные ценности. В зависимости от ценностей и потребностей индивида, состоящего в определенной группе (как части общества), формируется позиция по отношению к другим группам и обществу в целом, общегрупповая направленность и интергрупповая активность. Эти явления непосредственно отражаются на процессе становления группы и группового сознания.

Таким образом, можно определить групповое сознание как процесс динамичный как и становление самой группы. Для возникновения группового сознания в сознании

каждого члена группы происходит отождествление себя с данной общностью («я» -часть «мы»), на смену этому приходит процесс автономизации, противопоставления «мы» и «они» и дальнейшее развитие, которое зависит от ряда вышеперечисленных внутригрупповых и внешних условий.

Библиографический список

Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 376 с. Антопольская Т. А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1995. 163 с.

Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Академия,

1997. 496 с.

Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2000. 320 с.

Лунев Ю. А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1991. 22 с.

Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. 232 с.

Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.,

1998. 672 с.

Социальная психология: учеб. пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.

Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: избр. тр. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. 208 с.

Чернышев А. С., Корнев А. В. Групповое сознание как детерминанта успешности совместной деятельности // Психологические аспекты совместной деятельности и общения: сб. науч. тр. / отв. ред. А. С. Чернышев. Курск: Курск. гос. пед. ин-т, 1990. С. 26-38.

Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.