Научная статья на тему 'К проблеме исследования этнической идентичности в межнациональных семьях'

К проблеме исследования этнической идентичности в межнациональных семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTER-ETHNIC INTERACTION / THE INTER-ETHNIC TENSIONS / CROSS-NATIONAL FAMILY / ETHNIC IDENTITY / INTER-ETHNIC TOLERANCE / INTER-ETHNIC INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананьина Валентина Тимофеевна

В статье рассматриваются проблемы межэтнических взаимодействий и их направленности в современном обществе, влияние межэтнических браков и межнациональных семей на толерантый/интолерантный характер этих взаимодействий, связь между этнической идентичностью и толерантностью населения к различным народам, а также основания трансформации этнической идентичности из интолерантной формы в толерантную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of research about ethnic identity into cross-national families

The article considers problems of inter-ethnic interactions and their direction in the modern society, the impact of inter-ethnic marriages and cross-national family’s tolerant / intolerant character of these interactions, connection between ethnic identity and the tolerance of the population to different people, as well as grounds transformation of ethnic identity from the intolerance into tolerance.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования этнической идентичности в межнациональных семьях»

Вопрос, почему бросают детей, для нашей страны на данный момент очень актуален. С каждым годом число брошенных детей возрастает. Когда я читала статью о женщине, которая оставила ребенка в мусорном баке, мне было и страшно, и стыдно за то, что такое происходит именно в нашей стране. Данный поступок не имеет никаких оправданий. Но вместе с тем, часто женщине просто некуда пойти со своим ребенком, ей негде жить. Она могла бы найти работу, но работодатели создаюттакие условия, при которых мать с грудным ребенком не в состоянии работать, а государство практически не помогает. Быть родителем в нашей стране -это, наверное, роскошь, за которую надо платить во всех смыслах. Но не будем терять надежды на совершенствование социальной политики нашего государства в сфере защиты

материнства и детства.

Литература

1. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Ежегодник Российского психологического общества: Психология сегодня. М., 1996. Т. 2.

2. Исупова О. Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины, 2002.

3. HrdyS. Blaffer. Fitness Trade-off in the History and Evolution of Delegated Mothering With Special Reference to Wet-nursing, Abandonment and Infanticide // Parmigiani S., vom Saal F.S., eds. Infanticide and Parental Care. Harwood Academic Publishers. 1994.

4. fondpcc.ru (ФОНД Профилактики социального сиротства).

5. www.vesti.ru (ВЕСТИ).

К проблеме исследования этнической идентичности в межнациональных семьях

Ананьина B.T.

В статье рассматриваются проблемы межэтнических взаимодействий и их направленности всовременном обществе, влияние межэтнических браков и межнациональных семей натолерантый/интолерантный характер этих взаимодействий, связь между этнической идентичностью и толерантностью населения кразлич-ным народам, атакже основания трансформации этнической идентичности из интолерантной формы в толерантную.

Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, межэтническая напряженность, межнациональная семья, этническая идентичность, межэтническая толерантность, межэтническая интолерантностъ.

AianyinaV.T.

On the problem of research about ethnic identity into cross-national families

The article considers problems of inter-ethnic interactions and their direction in the modern society, the impact of inter-ethnic marriages and cross-national family's tolerant / intolerant character of these interactions, connection between ethnic identity and the tolerance of the population to different people, as well as grounds transformation of ethnic identity from the intolerance into tolerance. Key words: inter-ethnic interaction, the inter-ethnic tensions, cross-national family, ethnic identity, inter-ethnic tolerance, inter-ethnic intolerance.

В процессе развития демократизации и интеграции современного общества этнические отношения и взаимодействия приобретают все большее значение. Смысл заключается в том, что они могут, с одной стороны, стать причиной насилия и нетерпимости, принимая форму межэтнической напряженности, а с другой в условиях динамичной мобильности народов и этнических групп -способствовать интеграции многонациональных государств.

Особенность социологического изучения данной проблемы состоит в выявлении социальных факторов толерантного или интолерантного взаимодействия. Отсюда в процессе трансформации межэтнической напряженности в форму интолеран-тности, социологов интересует не столько проявления чувств, само-

сознания групп или их поведение, что характерно для психологической науки, например, аусловия и факторы перехода, формирования интоле-рантныхустановок и ориентаций, которые формируют массовые действия. Подобные исследования имеют эффективность с учетом особенностей конкретной среды и состава населения [1,с.7].

Межэтническая напряженность это особое состояние этнической общности, которое формируется в ходе беспрерывного или временного взаимодействия между двумя или несколькими народами и сопровождается чувством недоверия, неприязни, взаимных претензий и противоречий в результате воспроизведения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных факторов, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих развитие. К стадиям межнациональной напряженности относятся: межнациональный конфликт, который переходит из латентного состояния в открытое противоборство сторон и развивается в результате присоединения к противоборству дополнительных ресурсов и средств, вследствие чего формируются установки межнациональной интолерантности.

Это происходит в тех ситуациях, когда:

- в стране отсутствуют механизмы формирования и регулирования политики, направленной на создание условий развития установок толерантности;

- не наблюдается системной целостности в области миграционной политики и механизмов контроля передвижений с учетом процесса глобализации и выбором демократического развития страны, в ходе которого неизбежен приток новых мигрантов;

- средства массовой информации транслируют сообщения, содер-

жащие отрицательный образ этнических мигрантов, причиной которых в первую очередь объявляется не характер события, а национальная принадлежность субъекта действия;

- социальная стратификация населения характеризуется преобладанием определенной национальности и/или ее привилегированным положением в отношении других;

- высок уровень и масштабы межэтнической интолерантности, в которую включены разные социальные слои;

- наблюдаются протестные ориентации масс[1, с.5].

Но современные этнические взаимодействия могут через адаптацию этнического меньшинства способствовать переходу от ассимиляции разных этносов к их интеграции, путем формирования установок этнической толерантности. Подобный процесс имеет свою логику развития.

В основном он развивается в результате формирования межэтнических контактов. Такие контакты появляются главным образом в итоге этнической миграции и необходимости взаимодействия групп, особенности которых определяет их масштабный характер как территориальный, так и численный. Этнические мигранты вступают во взаимодействие с представителями большинства. Результат взаимодействия, в зависимости от специфики включенности в группу, представлен следующими формами: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция [2, с.86].

О масштабах миграционных процессов можно судить, рассмотрев ситуацию с внешними мигрантами на примере Свердловской области и г. Екатеринбурга. В общероссийском объёме иностранных граждан, поставленных на миграционный учёт, Свердловская область занимает шестое место по стране. Основная миграционная нагрузка приходится на г. Екатеринбург^]. За период 01.01.2012 -

31.12.2012 гг. миграционный прирост по Свердловской области составил 6742 человек, при этом по г. Екатеринбургу 15014 человек.

Большее количество мигрантов представлено жителями стран с безвизовым режимом въезда. Преимущественно это граждане Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана, Украины, Армении, Молдова, Белоруссия, Грузия. Из стран с визовым режимом въезда первое место занимают граждане КНР, Германии, Вьетнама, КНДР, США, Турции. Цели прибытия иностранных граждан на территорию Свердловской области распределяются следующим образом: работа, частные поездки, туризм, деловая, учёба [3].

В условия увеличения потока мигрантов, важно знать, как относятся к подобным тенденциям коренные жители. По результатам исследования Фонда общественное мнение, практически две трети россиян выступают за ограничение въезда для представителей определенных национальностей в регион. Население, проживающее на территории, где национальность признана титульной, по мнению 53% респондентов, все этносы должны обладать равными правами. Каждый третий (36%) считает, что большими правами должна располагать титульная нация, в 11%опрошенныхзатруднилисьсот-ветом на этот вопрос.

Чувство неприязни по отношению к людям других национальностей испытывает пятая часть респондентов, а каждый шестой предложил ужесточить миграционную политику, ограничить въезд мигрантов. Вместе с тем 19% опрошенных считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо пропагандировать толерантность, уважение кдругим национальностям, что должно способствовать интеграции народов [4].

Однако сущность интеграции нельзя сводить к механическому бес-

конфликтному объединению народов. Она состоит во взаимодействии групп, устанавливающих близкие контакты и одновременно сохраняющих этнические особенности. Тогда на уровне сод ержания этнического самосознания, как коренного населения, так и этнического меньшинства, происходит позитивная ориентация по отношению кэтноконтактной группе и усиливается уважение к собственному этносу, что формирует позитивные установки и стереотипы. Отсюда именно интеграция считается наилучшей стратегией адаптации этноса в полиэтническом обществе, толерантность/ интолерантностъ становятся показателями типа адаптации этнических групп. Соответственно актуализируются вопросы изучения формирования этнической толерантности.

Многообразие подходов к изучению толерантности создает различные трактовки данной категории. Обозначим три основные, базирующиеся содержательно на понятиях: терпимость, устойчивость, невосприимчивость.

Толерантность как терпимость к чужому образу жизни, обычаям, поведению, идеям, чувствам, мнениям, верованиям характеризует в большей степени социальную толерантность, представленную в формах межэтнической, межконфессиональной, межвозрастной, межклассовой и др. подобных видов толерантности [5]. Терпимость как содержание толерантности может быть конструктивным и деструктивным процессом. Конструктивный процесс предполагает устойчивое, закономерное существование системы отношений к иному образу жизни, развитие ее в зависимости от общественных изменений. Деструктивный процесс предполагает противоположную ситуацию, когда принятие терпимости противоречит общечеловеческим нормам жизни и может привести к дезинтеграции, распаду системы норм-аномии.

В трактовке толерантности какус-тойчивости акцент ставится на социальном действие или его отсутствии. Толерантность понимается как стойкость, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам или действиям со стороны другого субъекта [5]. Таким образом, актор сохраняет алгоритм характерных для него поведенческих актов, которые ориентированы на другого в условиях изменения места, территории, ситуации.

Характеристика толерантности как невосприимчивости означает отсутствие реакции или ее ослабление на какой-либо неблагоприятный фактор, социальное действие в результате снижения восприимчивости к этим воздействиям, что может выражаться также в проявлении нейтралитета и не противоречить стандартному алгоритму действий [5].

Исследование толерантности осуществляется по двум направлениям. В одном она изучается как механизм функционирования какого-либо социального института, в другом - как система межгрупповых взаимодействий (межэтнических, межнациональных, межконфессиональных).

В зависимости от предмета исследования выделяют разные виды толерантности. Г. Олпорт в своей работе «Природа предубеждения» выделял: конформную толерантность, черту характера и системуус-тановок, связанных с этническими различиями [6, с.40]. Большинство ученых придерживаются другой классификации. Выбрав в качестве базового основания группировки виды социальных взаимодействий, они подразделяют ее на религиозную, этническую, экономическую, политическую и социальную [7, с.65].

Анализируя толерантность как особый механизм и показатель состояния межгрупповых взаимодействий, в частности межнациональных, в рамках изучаемой нами проблемы необходимо акцентировать внимание на этни-

ческой толерантности. Этническая толерантность- проявление терпимости в отношении представителей других этнических общностей - предполагает принятие другого этноса таким, каким он есть, и формирование образа этнодругого по отношению к его представителям.

Образ этнодругого конструируется в процессе формирования этнической идентичности. Этническая идентичность представляет собой многомерную структуру, состоящую из компонентов осознания тождественности с этнической общностью и оценкой значимости принадлежности к ней. Данные компоненты достаточно подвижны и способны к трансформации. Но кроме того этническая идентичность включает в себя элементы, обладающие низкой вариативностью, такие как фенотип (распространяется на все признаки организма от внешнего строения до поведения), фамилия, имя.

Формируется этническая идентичность под воздействием общих представлений, разделяемых членами этнической группы об истории происхождения, территории, традициях, культуре, религии, языке, семей-но-брачных отношениях. Эти представления возникают в процессе взаимодействия с другими народами и понимания идентичности/инаковос-ти, солидарности/конфронтации по отношению кдругим группам.

Этническая идентичность, как и любая другая идентичность может оказаться под влиянием позитивных и негативных факторов, которые будут способствовать развитию трансформации этнической идентичности из толерантной в интолерантную форму. Негативными факторами является дискриминация группы со стороны большинства или предпочтение других групп в качестве референтных. Соответственно, приобретая негативную идентичность, под воздействием разнообразных суж-

дений об этносе, актор начинает конструировать негативные образы, которые находят свое развитие в установках, что формирует не только негативный образ себя в собственной группе, и создаету большинства негативный образ данной группы.

М. Плизент, Дж. Берри в результате исследований установили, что лишь уверенность общности в позитивной идентичности может стать основанием для уважения других этнических групп. М. Уолцера в монографии «О терпимости» подчеркивал, что позитивная этническая идентичность представляет высокий уровень толерантности по отношению к собственной и другим этническим общностям [8, с.47]. Такой подход позволяет изучать этническую идентичность как условие независимости, стабильности, а также взаимодействия нескольких общностей, исключающих межэтнические конфронтации и фобии [8, с.48].

Влияние на конструирование этнической идентичности оказывают факторы прямого взаимодействия с субъектом, такие как семья, друзья, коллеги, соседи, группы сверстников, образовательные, общественные, государственные, религиозные, организации [9].

Особое место в этих процессах отводится межнациональной семье, изучением которой занимаются как западные, так и российские ученые. Такой интерес к ней определен рядом глобальных процессов, которые способствуют повышению числа межнациональных семей: изменение этноде-мографической ситуации в ходе увеличения миграции; увеличение социальной мобильности населения и др.

Рост числа межнациональных семей актуализирует как проблему этнической толерантности, так и этнической идентичности личности на уровне семьи. В науке существует ряд терминов обозначающих данный тип семьи: разнонациональные, разноэтничес-

кие, национально-смешанные, семьи с этнодифференциальным составом, смешанные семьи [10, с.47-52].

Межнациональная семья в широком понимании является особым социальным институтом. В узком смысле - это тип семейной организации, состоящей из супругов и/или родителей-детей, образованной в пространстве нации с учетом особенностей формирования этнической территории, в результате различных форм межгрупповых взаимодействий, сучетом самоидентификации членов семьи к определенной этнической группе.

Понятия «национально-смешанная семья», «разнонациональная семья», «разноэтническая» и «межэтническая семья» и др., по нашему мнению, имеют много общего с понятием межнациональной семьи, так как такие семьи формируются на основе различных межгрупповых контактов в ситуации, которая заключается во включенности этнических групп в национальные процессы и сокращении межэтнических границ.

Но между ними существуют и некоторые различия,которые связаны с тем, что понятие «смешанной семьи», например, вводит более широкий спектр межгрупповых контактов, включая, например, межрасовые взаимодействия, на которых в исследованиях межнациональных семей акцент не ставится. А понятия «семья с этнодифференциальным составом», «разноэтническая» и «межэтническая семья» исключают межнациональное взаимодействие.

Достаточно сложно сказать, сколько на данный моменте России существует межнациональных семей, поскольку статистика не ведет подобного учета, но при анализе многонациональных семей, по нашему мнению, можно опираться на данные о заключенных межнациональных браках, что позволяет и получить общие представления о ситуации в данной области.

Так по результатам запроса федерального информационно-аналитического агентства «Росбалт» в 2011 г. в Москве межнациональных браков было 10,9%, а в г. Санкт-Петербурге - 5,4% от всех зарегистрированных браков. Количество межнациональных разводов, поданным статистики, составляет в среднем за последние годы 1-1,5% от всех разводов в Санкт-Петербурге и 1,5-2,5% - в Москве.

Первое место по количеству заключенных в 2011 г. браков принадлежит российско-украинским, второе - российско-молдавским,третье -российско-армянским [11]. По количеству браков, зарегистрированных с гражданами дальнего зарубежья, на первом месте находятся российско-турецкие. Далее идут российско-германские и российско-американские браки [11].

Таким образом, можно констатировать, что большинство межнациональных браков в России заключается с гражданами бывших советских республик,наблюдается и меньшее количество разводов, которое может свидетельствовать о большей стабильности межнациональных, чем мононациональных семей.

Исследование динамики таких браков и их стабильности приобретает в настоящее время особую важность, поскольку значительная часть этносоциологов считает, что межнациональные браки, их распространенность, особенно при многонациональной структуре общества являются существенным признаком толерантности общества [12].

В процессе изучения роли межнационального брака и семьи в формирование этнической идентичности, установокэтнической толерантности необходимо владеть информацией об отношении к вступлению в межнациональный брак близкого родственника представителей титульной национальности. Поданным опроса, проведенного Всероссийс-

ким центром изучения общественного мнения в 2010 г., наибольшее количество положительных отзывов все-таки вызывают мононациональный браки.

Что касается межнациональных браков, то проявлять толерантность к ним готовы 45% респондентов по отношению к бракам между россиянином с украинцем или белорусом. Осуждения браков с представителями украинской и белоруской национальностей снизилось на 11 % в сравнении с 2002 г. и составляет в 2010 г. 14%.

Минимальную терпимость проявляют респонденты в отношении браков с чеченцами, арабами, народами Средней Азии, грузинами, армянами, азербайджанцами, евреями[13]. Этот факт, по нашему мнению, обусловлен значительной дистанцией в вопросах межгруппового взаимодействия. Этническая идентичность представителей данных национальностей формирует негативный образ этнодругого, что создает негативное отношение кбракам с ними [13].

Вместе с тем межнациональная семья располагает значительными ресурсами в формировании этнической толерантности прежде всего в области межкультурных взаимодействий, принятии и уважении языка, традиций и обычаев представителей разных этносов и культур. Ее специфика оказывает влияние на формирование установок толерантности в процессе формирования этнической идентичности и конструирования образа этнодругого. Заложенная в раннем детстве такая толерантность превращается в установку и формирует мотивацию на принятие этого образа как своего. Особый интерес представляет формирование этнической идентичности детей, формирование смешанной, двойственной, ситуационной идентичности. Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко исследуюттрансформацию этнической толерантности среди детей

школьного возраста. Т.Г. Стефанен-ко показывается, что «этническая идентичность не статичное, а динамичное образование» [14], поскольку последовательность стадии развития и изменений этнической идентичности у детей не ограничивается подростковым возрастом, находится под влиянием социальных ситуаций. Необходимо отметить, что этническая идентичность детей в межнациональных семьях отличается от моноэтничных, зависит от внутрисемейных и внешних социальных факторов [15]. Результаты опроса подростков русско-еврейского происхождения, проживающих в г. Санкт-Петербурге, показывают следующие данные: отрицают какую-либо этническую принадлежность 30,6%, би-этничностью обладают 11%, моноэт-ничническая идентичность отмечается у 57% детей. Ребенок, рожденный в межнациональной семье, конструирует свой образ, в том числе с учетом этнической принадлежности, имея возможность соотнести себя с любой из этнических групп родителей, относить себя сразу к двум группам или полностью отрицать этническое самоопределение [15].

В заключении необходимо сказать, что трансформация этнической идентичности в межнациональных семьях становится важной проблемой характерной для современного этапа развития России. Без исследования и решения этой проблемы невозможно эффективное решение других социально-экономических задач и снижение конфликтности в обществе. Выявление и внедрение в практику работы принципов формирования этнической идентичности в межнациональных семьях могут стать технологиями сдерживания межэтнической напряженности, конфликтов и развития толерантности по отношению к разным нациям, проживающим на территории России.

Литература

1. Социология межэтнической толерантности/Отв. ред.Л.М. Дро-бижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. -416с.

2. Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие / В.Г. Красько.-4-ое изд., - М.: Академия, 2008.- 320с.

3. Управление федеральной миграционной службы по Свердловской области: обзор миграционной ситуации в Свердловской области за 2011 год [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://ufms-ural.ru/ userfiles/Migration%20 Situation%20in%202011 .doc (дата обращения 01.05.2013).

4. Об отношении россиян к людям разных национальностей и о межнациональных отношениях [Электронный ресурс] / Фонд Общественное Мнение.- Режим доступа: http:// fom.ru/obshchestvo/10544 (дата обращения: 08.05.2013).

5. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]/Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипо-ва.- Режим доступа: http://voluntary.ru/ dictionary/619/word/tolerantnost (дата обращения: 04.04.2013г.)

6. Олпорт Г. У. Толерантная личность (глава из книги «Природа предубеждения») / Г. У. Олпорт // Век толерантности: науч.-публицист, вестн.- М., 2003. -№ 6. - С.40

7. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию / Н.С. Юлина//Вопросы психологии. -1999.-№4.-С.65.

8. Уолцер М. О терпимости / Майкл Уолцер; пер. сангл. яз. И. Мюр-нберг. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. —160 с.

9. МудрикА. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. Вузов [Электронный ресурс] / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000.- Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/ index, php/home/2009-12-28-13-47-

51/40-2010-08-30-12-17-02/8352011 -01 -11-14-22-55 (дата обращения: 03.05.2013).

10. Кугявина Е.Е., Малышева С. К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личносш/Е-Е. Кугявина, С.К. Малышева // Вестн. Нижег. ун-та. Сер. Социальные науки. - 2010 - №2. - С.47-52.

11. Федеральное информационно-аналитического агентство «Рос-балт» [Электронный ресурс] / Национальные проблемы России.- Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/nation/ 2012/05/08/977765.№п1 (дата обращения 15.05.2013).

12. ШахбановаМ.М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев [Электронный ресурс]/М.М. Шахбанова// Социологические исследования.-2008.-№11.- С.72-78.- Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/

Socis/2008-1 VShahbanova_10.pdf (дата обращения: 10.05.201 Зг.)

13. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] / Россияне о межнациональных браках. - Режим доступа: http:// wciom.ru/index.php? id=459&uid=13774 (дата обращения 02.05.2013).

14. СтефаненкоТ. Г. Этнопсихология [Электронный ресурс] /Т. Г. Стефанен-ко. - М.: Институт психологии РАН.-Режимдоступа: http://oidocs.exdat.com/ docs/index-256179.html (дата обращения 03.05.2013)

15. Этническая идентичность в смешанных семьях [Электронный ресурс] / Информационно-методический журнал BIZ-Образовательно-ин-формационного центра в Российско-немецком доме в Москве.- Режим доступа : http ://www. rusdeutsch. ru/file/ BIZ/BB/biz-bote-02-2010.pdf (дата обращения 10.05.2013).

Денежные вложения в образование и конкуренция в студенческих группах

БелебезьеваА.А., Дьяконов В.Д.

Одна из современных проблем в России, про которую мало кто говорит - это конкуренция в студенческих группах. Именно с появлением и развитием конкуренции среди студентов запускается процесс формирования наиболее ценных объектов рынка труда в будущем. Один и тот же студент, обучаясь в слабой или сильной группе, способен проявить свои способности по-разному. Остается только разобраться, какие же факторы влияют на образовательные успехи той или иной группы студентов.

Ключевые слова: образование, Болонский процесс, конкуренция, денежные средства

BelebezievaAA, DyakonovV.D.

Students' competitiveness based on moneythey spend or

not tor education

One of the modern problems in Russia about which few people speak - it is a competition in student groups. Owing to appearance and development of competition the process of forming mostly valuable objects of labor market starts. The same student, studying in backward or successful group, can demonstrate his abilities in different ways. Our purpose is to understand, which factors influence on educational success in these two groups. Keywords: education, Bologna process, competition, bankroll

Российская федерация пытается унифицировать нашу систему образования. Этот процесс имеет два противоречия.

С одной стороны, это должна быть стандартизированная система образования доступная человеку практически в любой точке мира. В идеале, это очень удобно. Подобная система могла бы удовлетворить основные идеи хорошо-организованного и эффективного управления образовательными процессами.

С другой стороны, российское образование всегда было известно своим качеством и уникальностью. Болонский процесс, разумеется, преследует унификацию, а значит, наша система образования должна сильно измениться, что и происходит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.