33. Хоромин, Н. Я. (сост.) Энциклопедия мысли [Текст]. - М., 1994.
34. Шеллинг, Ф.-В. Философия искусства [Текст] / Ф.-В. Шеллинг. - М., 1966.
35. Шенгели, Г. А. Трактат о русском стихе [Текст] / Г. А. Шенгели. - М., 1923.
36. Шенгели, Г. А. Техника стиха [Текст] / Г. А. Шенгели. - М., 1960.
37. Эткинд, Е. Г. Разговор о стихах [Текст] / Е. Г. Эткинд. - М., 1970.
Д. В. Нечепуренко К ПРОБЛЕМЕ ХАРАКТЕРОЛОГИИ В. О. ПЕЛЕВИНА
Статья посвящена мало исследованной, но актуальной в современном литературоведении проблеме характерологии В. О. Пелевина. В статье предпринята попытка определить стратегию исследования характерологии В. О. Пелевина, осуществлён анализ теоретических работ (источников), которые должны составить базу научного исследования о характерологии, определены его цель и задачи.
Ключевые слова: характер, тип, характерология, человек, герой, читатель, В. О. Пелевин.
Характер - это совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Слово «характер» пришло из греческого языка: «сИагаИег», суф. производное от «сИага880», что означает «метить, ставить клеймо, царапать» [8. С. 349]. Обращение к этимологии слова «характер» позволяет увидеть взаимосвязь психики человека с его физическими действиями, практический аспект (прикладную природу психики): ту важную составляющую, которая в современном мире часто ускользает из внимания при осмыслении смысла слова «характер», а улавливается только идеальная внешняя, достаточно иллюзорная сторона термина. Между тем, характер человека, его темперамент накладывают свой «генетический» отпечаток на способы деятельности человека в любой сфере. Характер - это не нечто поверхностное, неуловимое, наносное, нематериальное. Это «практический», деятельный дух, порождающий психический, физический, материальный уровни жизнедеятельности людей, мира в целом. За каждым характером каждого индивидуума стоит уникальная идеологическая концепция мира, его развития, а также реальная сила его революционного преобразования на практике. Показательно, например, что актёров (людей) в кино, театре подбирают внешне и по психологическому складу похожих на героя произведения. Это обстоятельство - подтверждение тому, что литература, искусство выполняют задачу открытия истин реального мира - так же, как и наука. Таким образом, видна «метафизическая» связь между искусством, литературой, наукой и реальным миром, их взаимосвязь, открывающая истину реального мира. И составляющие литературы, её инструментарий берутся из реальной жизни. В конце концов, писатель и не сможет придумать что-либо не связанное с жизнью, так как он сам и есть жизнь, её проявление.
В последние годы активизировался интерес к проблеме человека, личности и её особенностях, степени её свободы, ответственности в самых разных сферах жизнедеятельности: политика, наука, искусство. Для современной науки очевидно, что понимание человека, его характера, мотивов деятельности требует разностороннего анализа. Осознание этого в быту, культуре, психологии, литературе актуализировало изучение этого аспекта с теоретической и методологической точки зрения. Одним из способов решения этой актуальной проблемы является изучение характера человека, его видов, составление классификаций таковых.
В. О. Пелевин является ярчайшим представителем русского литературного постмодернизма. Главные вопросы, которые он неустанно поднимает в своём творчестве, вопросы вечные. Что такое человек, его душа, сознание, мир, жизнь? Чем отличается истина от заблуждения, мифа, от научного знания или религиозной веры? В чем ценность, смысл истины, жизни? В чём заключается развитие? Какими способами, методами познания нужно пользоваться, чтобы обрести правильное понимание мира?
- ...создал нас разными - не часть ли это великого замысла, рассчитанного, в отличие от скоротечных планов человека, на многие...
- ...чего ждет от нас Господь, глядящий на нас с надеждой? Сумеем ли мы воспользоваться его даром?..
- ...он и сам не знает, как проявят себя души, посланные им на... [4. С. 3].
Термин «характер» традиционно широко используется в литературе. Характер в литературе - это образ человека, нарисованный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрывается исторически обусловленный тип поведения и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приёмы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра. Если согласиться с предложением Н. В. Драгомирецкой о введении в научный обиход понимания категории отношения автора и героя как особого «раздвоения» содержательной сферы литературы, инварианта отношения формы и содержания, то характер можно рассматривать в качестве показателя жанровой природы произведения [1. С. 2]. В системе внутритекстовых связей характер выступает в качестве способа обнаружения субъекта сознания в субъекте (субъектах) речи. Характер - важнейшее звено организации текста, он устанавливает «границы степени адекватности» внутри парадигматических отношений «действительность - произведение», «произведение - текст», «текст - автор», «автор - образ», «образ - персонаж» и так далее. При этом следует помнить, что в литературном произведении характеры действуют внутри особого мира, не тождественному миру реальной действительности. Характер в литературе - продукт исторического развития словесного творчества, отсюда и эволюция характерологии - это следствие процессов как в жанровой системе в целом, так и в отдельно взятом жанре.
Термин «характер» был известен ещё в Древней Греции. В книге «Характеры» Теофраста это слово означает людей как носителей и воплощений какого-то одного свойства, преимущественно отрицательного:
.. .притворщик - это такой человек, который, подходя к врагам, хочет скрыть свою ненависть. Он в глаза хвалит тех, на кого нападает тайно, и соболезнует им, когда они проигрывают дело. Он извиняет тех, кто дурно говорит о нем и не сердится на своих обвинителей. [6. С. 3].
Подобными описаниями начинаются каждый из тридцати очерков, повествуя о том, как описываемые люди себя ведут, какие поступки совершают, как высказываются. Здесь значение слова «характер» тождественно позднейшему семантическому наполнению слова «тип» (схематическое воплощение одной человеческой черты в наблюдаемом извне и описываемом человеке). Понятия «характер» и «тип» подробно описывает В. Е. Хализев в своей «Теории литературы». Он говорит о том, что в XIX веке упрочилась и возобладала новая концепция искусства, как познания, опирающаяся на опыт реалистического творчества. В эту эпоху преодолевались и одновременно синтезировались более ранние теории подражания и символизирования. Базовые понятия этой концепции, поставившие в центр образ человека в искусстве - это тип и характер.
Слово «тип» (типическое) применительно к искусству используется, по меньшей мере, в двух значениях. В одних случаях ученые основываются на первоначальном смысле
этого слова (др.-гр. - образец, отпечаток), служившего прежде всего классификаторским задачам (типы личности в научной психологии; типовые проекты зданий и т. п.). Типическое при этом связывается с представлением о предметах стандартных, лишенных индивидуальной многоплановости, воплощающих некую повторяющуюся схему. Тип в данном значении слова составляет один из способов художественного воссоздания человека. Это - воплощение в персонаже какой-то одной черты, одного повторяющегося человеческого свойства [7. С. 23].
«Тип» здесь означает один из способов художественного воссоздания человека, воплощение в персонаже какой-то одной черты, одного повторяющегося человеческого свойства. Вспомним сравнение Хализевым «живых лиц» А. С. Пушкина, В. Шекспира с «типами одной страсти» Мольера. Подобным образом понимаемые типы в искусстве и литературе связаны с традицией рационализма ХУП-ХУШ вв. Соглашаясь с В. А. Грехневым, Хализев считает, что такие типы присутствуют и в литературе последних двух столетий, запечатлевая «массовидное» начало в облике людей, которое насаждается цивилизацией и возрастает в жизни, все более отпадающей от культуры. В более позднее время почвой для типов в литературе становятся не столько крупно выраженные проявления всеобъемлющих страстей или пороков, сколько усредненные формы того и другого, слабо тлеющая душевная жизнь «толпы», виды духовной стадности. Яркое свидетельство этому - «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, ряд произведений А. П. Чехова, рассказы М. М. Зощенко.
Потенциально полезными в исследовании характерологии В. Пелевина, теоретической основой научной работы могут оказаться труды М. М. Бахтина, С. Г. Бочарова, В. М. Волькенштейна, Н. Н. Воробьевой, Л. Я. Гинзбург, Е. Н. Горбуновой, В. А. Грехнева, В. В. Кожинова, Е. Г. Холодова. Но не стоит рассчитывать на полнейшее её описание методологическим арсеналом этих «авторитетных» работ, так как они строились на основе ныне всё более устаревающих научных представлений о человеке и мире (общенаучная картина мира имеет тенденцию эволюционировать). Таким образом, открытия в творчестве Пелевина, в частности, в характерологии могут оказаться довольно неожиданными, не поддающимися описанию известными понятиями, категориями. На данный момент ни наука, ни эзотерические учения не могут с полной ответственностью обосновать природу, сущность характера и его типы, доказать его зависимость от строения тела, контуров лица, цвета глаз и так далее. Однако, принимая во внимание тяготение Пелевина к древним восточным (различные школы буддизма, суфизм) и европейским (руны) эзотерическим учениям, будет целесообразно и продуктивно использовать и ненаучные концепции характера. Тематика и образы суфизма использована Пелевиным, например, в «Принце Госплана» (разговор Саши Лапина с Аббасом), в «Асассине» из сборника «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана». Скандинавская мифология интересовала писателя в «Гадании на рунах или руническом оракуле Ральфа Блума». Буддийской тематикой, философией, образами пестрит практически всё творчество В. Пелевина.
Что касается ненаучных теорий о человеке и его характере, которыми можно пополнить свой инструментарий при исследовании характерологии Пелевина, то, например, остаётся популярным учение, связывающее характер человека с его именем. Сторонники этого направления считают, что на формирование характера влияет сама гамма звуков в имени, которая систематически воздействует (при обращении) на ребёнка в процессе его роста. Люди с одинаковыми именами, как считают приверженцы этого учения, похожи друг на друга. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Сюда относятся разнообразные восточные и европейские способы предсказания судьбы и характера человека - гороскопы. Практически все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определён-
ный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Сюда же можно отнести хиромантию. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на ХУ1-ХУШ вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. До недавнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики, опираясь на которую хиромантию стало возможным рассматривать как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, представителем которого был Э. Кречмер.
Остаётся актуальным вопрос, возможно ли определение характера человека на основании изучения его внешности? Однако связь между внешностью человека и складом его характера отчётливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображениях великих мастеров портрета на протяжении веков. Научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь различные причины возникновения: причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание. Наиболее достоверное представление о характере человека можно получить, проанализировав его поступки и поведение. Действия, выполнение которых становится в определённых условиях потребностью, как известно, называют привычками. Такие привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Выражение - это жест, закреплённый долгим повторением, в котором идея и внешний образ тесно связаны между собой.
Ключевым составляющим элементом художественного мира писателя и инструментом его создания является герой. В первую очередь выделяются два типа героя. Это герой профан, например, Андрей из «Жёлтой стрелы» и герой - духовный авторитет, наставник. В «Жёлтой стреле» таким героем является Хан. Изначально главный герой у
В. Пелевина - это типичный, средний, заурядный человек, который задаёт вопросы, к которому они одновременно обращены, и которому приходится отвечать на них собственным опытом. Главный герой здесь - модель, лабораторный образец, экспериментальная площадка для изучения его предельных духовных и психофизических качеств. Человек, как эволюционный тип, феномен, представитель нашей Вселенной, являющийся частью этой системной Вселенной. Человек, главный герой произведения - это то самое, что, как принято считать, главенствует в мире. Человек - та неразгаданная до конца инстанция, что берёт в руки книгу, чтобы просто развлечься, и одновременно тот, кто принимает решения, от которых зависит равновесие сил добра и зла в мире, будущее. Герой Пелевина - это инструмент и для привлечения читателя к совместному решению вечных вопросов, для его внедрения в процесс поиска смысла жизни. Художественная организация героя, часто такова, что позволяет читателю почти реально (виртуально) ощущать себя на месте героя. Разобраться в герое, его характере, мотивах поступков, означает окончательно разобраться в себе, понять природу человека: понять кто лично Я сам, какой я, как я взаимодействую с окружающим миром, какую роль, функцию в нём выполняю. Чрезвычайно важно правильно понять весь этот механизм, чтобы в дальнейшем, придерживаясь правил выведенного концепта, всегда стремиться сохранять некую балансировку, обеспечивающую гармоничное существование в окружающем мире.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что на сегодняшний день нет работ, посвящённых изучению пелевинской характерологии, детальной классификации типов характера, объяснению составляющих системную характерологию элементов, функций, художествен-
ных возможностей; не была предпринято авторских попыток реконструкции мировоззренческих установок. Можно выделить лишь отдельные частные наблюдения по этой теме, но, как правило, они слабо соотносятся с истинными художественными и философскими установками писателя, что приводит к тому что, критика и писатель говорят друг с другом, хотя и используя одну азбуку, но о разных вещах. Предполагаемое исследование представляет собой одну из первых попыток системного исследования характерологии В. О. Пелевина с параллельной авторской реконструкцией философских установок писателя, из которых она рождается. Именно этот философский, культурный багаж приводит к мощнейшей функциональной, художественной, смысловой нагрузке персонажей в системе образов.
Усиление противоречий в современном мире, вызванное повсеместной информатизацией, духовной свободой, сближением культур, оставшимися нерешёнными глобальными вопросами оказалось столь очевидным, что потребовало философского обоснования господствующего положения характера в новой литературе. Во все времена литература, какими бы ни были условия, жила поисками адекватных форм художественного эпического выражения. И характерология в этом вопросе играет основополагающую роль. Целью исследования должно стать исследование характерологии В. О. Пелевина, как ключевой художественной категории его произведений. Исследование должно ставить и решать следующие задачи: выявление особенностей, концепта, генезиса характерологии В. Пелевина; определение её теоретико-философских основ; осмысление элементов, формирующих характерологию писателя; определение функций, значения характерологии; анализ динамики функционирования и трансформации характерологии В. О. Пелевина в его творчестве.
Список литературы
1. Драгомирецкая, Н. В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ веков. Диалектика взаимодействия [Текст] : монография / Н. В. Драгомирецкая. - М., 1989.
2. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм [Текст] : монография / В. Курицын. - М., 2000.
3. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). [Текст] : монография / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург, 1997.
4. Пелевин, В. О. Жизнь насекомых [Текст] / В. О. Пелевин. - М., 2004.
5. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык [Текст] : монография / И. С. Скоропанова. - Минск, 2000.
6. Теофраст. Характеры [Текст] / Теофраст. - М., 1964.
7. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. - М., 1999.
8. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - М., 2001.
С. И. Симакова
ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА ЧИТАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСИТУАЦИИ
В предложенной работе автор останавливается на месте и роли цифровых обозначений, используемых в журналистских текстах, в формировании картины мира читателя. Выделены некоторые тенденции заполнения цифровым контентом газетных текстов. При этом автор акцентирует внимание, в первую очередь журналистов-практиков, на обдуманном использовании цифр в своих материалах.