Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4
JI.JI. Каранлыкова
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖИЛОГО КАЗАЧЕСТВА В РОССИИ
Чтобы понять суть какого-либо явления нужно всегда внимательно относиться к этимологии слова, обозначающего это явление. Лишь в конце XIX в. появились труды (Л.З. Будагова и В.В. Радлова), в которых рассматривалось понятие «казак». На их основании, а также благодаря работам современных тюркологов можно выделить следующие значения слова казак. 1) 'вольный человек'; 2) 'смелый, ловкий человек, наездник'; 3) 'наемный воин, солдат, оруженосец, дружинник'; 4) 'человек, служащий на украине (границе) Российского государства'; 5) 'особый род войск в Иране и России; конное войско в этих странах'; 6) 'человек, покинувший свою страну человек ушедший на заработки'; 7) 'наемный работник, свободный от тягла'.
Впервые о казаках в значении 'стражник' упоминается в словаре половецких наречий, составленном в начале XIV в., «Codex cumanicus»1. Другое упоминание встречается в греческом синаксаре Сугдейского монастыря. В нем под 1308 годом зафиксировано нападение татар на Кафу и гибель молодого человека, «заколотого казаками»2. К октябрю этого же года относится свидетельство о бое между некими сторожевыми отрядами золото-ордынских татар и Хулагуидов в рукописи Рукнедина Эльмысри3. Следующее упоминание о казаках относится к 1440-1441 гг. Абд-Ар-Раззак Самарканди, находившийся при пра-вителях-тимуридах Шахрухе и Султан-Абу-Саиде, писал о нападении на Мазандеран'1 войска из Дешта; причем это была лишь отдельная его часть, которая, «сделавшись казаками, приходила в Мазандеран и, устроив везде грабеж, уходила». Казаки упоминаются в Никоновской летописи в 1444 г. Царевич Мустафа напал на Переяславль-Рязанский. Кроме рати великого князя, против него подошли «мордва на ртах... а казаки рязанские такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями с другие стороны»5.
О казаках весьма подробно упоминает «Устав для генуэзских колоний в Черном море», изданный в Генуе в 1449 г.6 Текст 66-й главы (кн. 1) очень любопытен: «Если случится, что будет взята какая-нибудь добыча на судне казаками оргузиями или каф- > фскими людьми, состоящая в вещах, скотине и волах Татар чьих бы то ни было, постановляем и повелеваем, чтобы ни консул Кафский ... ни кто-либо другой ... и не думал брать части этой добычи или скота; напротив, таковая добыча должна быть неприкосновенна и те, которые не взяли или перехватили, имеют на нее полное право, и консул Кафы должен таковых казаков оргузиев и всех перехватывающих поддерживать, давать им помощь и оказывать покровительство...»
Из текста этой главы следует, что казаки и оргузии - это одно и то же. Обязанности казаков оргузиев детально расписаны в этом же «Уставе». Глава 21 (кн. 1) описывает обязанности командира, который действовал по приказу консула. Глава 22 регламентирует службу 20 оргузиев, которые составляют личную охрану консула. Они также получают жалованье от общины города Кафы, но обязаны иметь свою лошадь, оружие, причем «никто из них не может быть невольником или чьим бы то ни было подданным».
© Л.Л. Каранлыкова, 2006
В. Юргевич, составивший комментарий к «Уставу», считает слово оргузий - тюркским и связывает его с печенегами, впоследствии перешедшими в Венгрию. Он возводит его к мадьярскому слову «Ог», со значением 'сторож'.
В главе 5 (кн. 2) «Об устройстве города Чембало» вновь перечисляются различные категории военнослужащих, которые получают жалованье от общины. Это солдать (стрелки), оргузии казаки - конные воины со своими лошадьми и вооружением, пушкарь и «другие люди», вероятно, выборные должности из среды самих общинников. Статья 19 в этой же главе регламентирует раздел добычи, захваченной у неприятеля или у любого другого, кто воспротивится решениям, исходящим из Кафы. Одна четвертая часть шла консулу, а три четверти делились пополам между общиной и «упомянутыми казаками».
Таким образом, задолго до появления вольного казачества на территории нашей страны казачьи отряды уже существовали, причем как профессиональные военные структуры. Именно такое значение закреплено за казаками и в русских документах XV в. с единственной поправкой: под казаками понимались преимущественно отряды татар. Они могли быть враждебными; например, «того же лета (1493) приходили татарове казаки ординския изгоном на резянские места и взяша три села и поидоша назад»7. А могли, наоборот, находиться на службе у русских князей8. Так, Иван III, отправляясь в поход на Новгород в 1471 г., оставил в Москве своего сына Ивана «да еще повеле ему... держати у себя Муртозу царевича....и с его князьми и с его казаки, на что ся где пригодится ему на каково дело»9. С собой Иван III взял Данияра «с его царевичи, и со князьми и с его казаки». Казаки - это рядовые воины, составляющие отряды татарских царей и царевичей. Такое определение приводит В.В. Вельяминов-Зернов в своей монографии «Исследования о касимовских царях и царевичах» и оно полностью подтверждается свидетельствами XV в.
Упомянутый царевич Данияр был сыном Касыма. Касым и Якуб еще в 1446 г. со своими отрядами пришли на помощь к Василию II после его ослепления. Около 1452 г. Касыму был пожалован Мещерский городок, впоследствии названный Касимов. Казаки, проживающие в городке, получили название городецких; они не имели права перехода, а вот владельцы Городка менялись. Однако на службе находились и другие татарские царевичи; их казаки носили имена своих владельцев: например, казанские казаки Магмет-Амина, казаки Абдыл-Летифа, казаки Нурдовлата и т.д.
Казаки татарских царевичей составляют первую категорию служилого казачества в России. Наиболее активно использовались городецкие казаки. Они выполняли в основном две функии: 1) охрана восточной границы и 2) рейды в степь на орду Ахматовых детей. К этой же категории можно отнести и рязанских казаков, о которых сведений еще меньше, чем о городецких. Несомненно, что в этой группе присутствовали как татары, так и русские: Рязанское княжество и на юге, и на востоке граничило с территориями, населенными тюркскими народами.
В 1501 г. великая княгиня Рязанская Анна (сестра Ивана III) незадолго до своей смерти пожаловала Ермолая Федорова, сына Стерлигова, вотчиной в верховьях реки Пониковой, притоке Усмани, примерно в 25 верстах от Воронежа10. Это один из фактов, свидетельствующих о попытках рязанских бояр колонизовать соседние земли, которые вряд ли были пустынны. Потомок Стерлигова - Василий - упоминается как государев казак уже в 1521 г.11 Сведений о рязанских казаках после 1515 г., т.е. после присоединения Рязанского княжества де-юре, становятся гораздо больше в связи с их переходом на государеву службу
Казаки, перешедшие на службу к великому князю Московскому, получили наименование «государевы казаки». Это вторая категория служилого казачества, которая сложилась в годы правления Ивана III. О них часто упоминается в дипломатических документах, что связано с особенностями их службы.12 Государевы казаки составляли охрану посольств, использовались в качестве гонцов для доставки дипломатической почты, переводчиков. В их обязанности входил сбор разведывательных данных, проведение переговоров с татарскими царевичами, которых Иван III приглашал к себе. В посольствах, направляемых в Османскую империю, некоторые государевы казаки выступали как заместители посланника. Это было связанно с тем, что послу давался наказ - иметь непосредственный контакт только с самим султаном. Соответственно государевы казаки контактировали с турецкими чиновниками высоких рангов, но не с султаном. Одно из наиболее поздних упоминаний о государевых казаках относится к 1550 г., когда они отражали нападение нагайцев па Рязань13.
Мещерские казаки составляют следующую категорию служилого казачества. В отличие от государевых казаков, они привлекались для выполнения каких-то разовых поручений: сопроводить посольство, добыть языка. Как видно из названия, эту группу составляло население Мещерского края, которое не зависело от касимовских царевичей. Многие Мещерские казаки переходили на государеву службу и тем самым превращались в государевых казаков. В какой-то степени мещерские казаки послужили прообразом вольного казачества во второй половине XVI в., так как в составе их преобладало гражданское население, а не профессиональные военные, как в первых двух категориях.
Служилое казачество в XV - начале XVI в. на территории нашей страны не было чем-то необычным. Наоборот, казаки, профессиональные военные отряды со своими командирами, были и в других странах. Они располагались на границах владений, могли действовать самостоятельно по приказу своих командиров. Этим они и отличались от наемников. Такими были, например, азовские казаки в Османской империи. Впоследствии в России служилое казачество, с одной стороны, являлось источником для формирования городового казачества и всей военно-оборонительной стратегии второй половины XVI - начала XVII в., с другой стороны, на его основе получил развитие такой российский феномен, как вольное казачество.
1 Хорошкевич Л.Л. Русь и Крым. От союза к иротииостоямию. М., 2001. С. 307; Попов А.И. Кымчаки и Русь // Уч. зап. Лспимгр. ун-та. 1949. № 112. Серия ист. паук. Вып. 14. С. 94-119.
2 Заметки ХП-ХУ1 иска, относящиеся к крымскому городу Сугдсс (Судаку), приписампыс па греческом синаксаре // Зам. Одссск. об-ва истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 617.
3 Тизетаузеп В.В. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой орды. СПб., 1884. Т. 1. С. 120.
л Область Северного Ирана, приграничная терри тория Хулагуидов // Там же. М., 1941. Т. 2. С. 168.
Г>ПСРЛ. М„ 1965. Т. 12. С. 62.
11 Записки Одесского общества... 1863. Т. 5. С. 629-838.
7ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 226.
8 В Сборнике Русского исторического общества под 1486 г. упоминаются казаки князя Михаила. СПб., 1884. Т. 41. С. 70 (далее - Сб. РИО).
и ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 9.
"'Труды Рязанской ученой архивной комиссии за 1889 г. 1890. Т. 4. С. 168.
" Сб. РИО. СПб., 1895. Т. 95. С. 700.
12 Там же. 1884. Т. 41; Там же. 1895. Т. 95.
« ПСРЛ. СПб., 1904. Т. XIII, 1-я половина. С. 161.
Статья поступила п редакцию 29 июня 2006 г.