НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 37.032; 378
В. С. Зайцев
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
C педагогических позиций проанализирован феномен «правосознание будущих специалистов по социальной работе», выявлены его специфические особенности и компоненты. Представлена модель формирования правового сознания у таких специалистов в процессе профессиональной подготовки.
This article analyses the phenomenon of legal consciousness of a future social worker from the pedagogical perspective and determines its features and components. The author presents a model of legal consciousness development in the course of professional social worker training.
Ключевые слова: правосознание, социальная работа, методы формирования правового сознания.
Key words: legal consciousness, social work, methods of legal consciousness development.
Вопросы изучения правосознания и его формирования у будущих специалистов по социальной работе в высшей школе в нынешний период развития России имеют несомненно актуальное значение. Как указывается многими авторами ([2; 4; 5] и др.) проблемное поле социальной работы на сегодняшний день вбирает все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Сегодня значительная часть населения уязвима, незащищена, а это обусловливает то, что деятельность специалиста по социальной работе приобретает все большую правовую направленность (социально-правовая защита, правовое просвещение, социально-правовое консультирование и т. д.).
Под индивидуальным правосознанием будущих специалистов по социальной работе нами понимается динамическое личностное образование, обеспечивающее способность будущего социального работника к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков; оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентаций. Говоря об индивидуальном правосознании будущих специалистов по социальной работе как о динамическом личностном образовании, мы представляем его структуру комплексом следующих взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих его целостность:
1) когнитивный компонент (комплекс социально-правовых знаний, знания основных нормативноправовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность специалиста по социальной работе);
2) аффективный компонент (эмоциональные состояния будущего специалиста по социальной работе, которыми выражается его отношение к праву, ценностный показатель осознанности специалистом необходимости социально-правовой деятельности);
3) аксиологический компонент (приоритет права как общечеловеческой ценности в структуре ценностно-смысловой сферы будущего специалиста по социальной работе, правоуважение как социально-правовая ценность, уважение к действующему закону, ценностное отношение к клиентам, нетерпимость к разного рода нарушениям российского законодательства, правовая ответственность);
4) поведенческий компонент (социально-правовое поведение будущего специалиста по социальной работе, навыки принятия решений в правовых профессиональных и личностных ситуациях, защита прав, свобод и интересов клиентов).
Анализ положений Государственного образовательного стандарта специалитета и бакалавриата направления «Социальная работа», учебных планов, содержания учебных дисциплин с точки зрения правовой подготовки, правового воспитания и обучения показал, что формирование правосознания будущих специалистов по социальной работе идет фрагментарно,
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 138—142.
-------------------------------------------------------------=в----------------------
с акцентом на его когнитивный компонент, при этом часто игнорируются аксиологический, аффективный и поведенческий компоненты.
Все вышесказанное обусловило необходимость разработки нами модели формирования правосознания у будущих специалистов по социальной работе, под которым мы понимаем процесс создания внешних условий для проявления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их будущим специалистом и дальнейшее саморазвитие. Теоретикометодологическую основу модели составили аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, системный подходы и принципы правового воспитания и обучения. Главными составляющими рассматриваемой модели формирования правосознания стали следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный. Обратимся теперь к подробному анализу каждого из этих блоков.
Целевой блок отражает планируемый результат обучения, представления об уровнях сформированности правового сознания у будущего специалиста по социальной работе, которые должны быть достигнуты студентами в процессе реализации модели, — формирование позитивного правосознания у таких специалистов. Содержательный блок, наряду с общепрофессиональными, специальными дисциплинами, представлен в разрабатываемой модели учебным социально-правовым спецкурсом «Правовые основы деятельности социального работника», социально-психологическим тренингом по формированию правового сознания и производственной практикой с правовой направленностью. Организационно-деятельностный блок включает применяемый эффективный дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования правосознания. Оценочнорезультативный блок содержит методику оценки сформированности правового сознания студентов — будущих специалистов по социальной работе и входящих в него компонентов, а также результативность реализации модели его развития (три уровня сформированности — пассивный, продуктивно-исполнительский и позитивный). Педагогическими условиями осуществления изучаемой модели стали оптимизация содержания социально-правовых курсов; активная реализация межпредметных связей; объединение теоретических социально-правовых знаний и будущей профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и использование активных средств и методов обучения.
Для апробации модели формирования правового сознания у будущих специалистов по социальной работе и ее опытно-экспериментальной проверки нами были собраны контрольная и экспериментальная группы из студентов IV и V курсов очной и заочной форм обучения специальности «Социальная работа».
Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, показали, что позитивный уровень сформированности правового сознания выявлен лишь только у 9 % студентов контрольной и экспериментальной групп. У значительной части учащихся пассивный (около 60 % исследуемых) и продуктивно-исполнительский уровни сформированности правосознания. Данные показатели говорят о том, что у студентов — будущих специалистов по социальной работе отмечается отсутствие социально-правовых знаний (или их поверхностность), несформированность правовых установок и убеждений, умений ориентироваться в российском законодательстве, неосознанное игнорирование социально-правовых норм, равнодушное отношение к праву (или противоречивость отношения) как к общечеловеческой ценности, отсутствие уважения к праву, неумение принимать решения и использовать социально-правовые знания в правовых профессиональных и личностных ситуациях.
Формирующий эксперимент предполагал целенаправленное и активное воздействие на реально существующую систему деятельности и профессиональной подготовки испытуемых в соответствии с выдвинутой гипотезой и целями становления позитивного правосознания студентов специальности «Социальная работа». Для обогащения, углубления и закрепления социально-правовых знаний, правового воспитания и обучения мы разработали учебный специальный курс «Правовые основы деятельности социального работника». На наш взгляд, данный социально-правовой спецкурс в большей степени был нацелен на формирование когнитивного и поведенческого компонентов правового сознания будущих специалистов по социальной работе. Для проявления у них аксиологического и аффективного компонентов мы провели двухдневный тренинг, задачей которого было развитие мотивационно-ценностной эмоциональной сфер студентов — будущих социальных работников. Кроме того, нами была создана программа производственной практики с правовой направленностью, где основной целью стало образование позитивного правового сознания у рассматриваемых специалистов в процессе реальной профессиональной деятельности.
После реализации формирующего эксперимента студентам экспериментальной группы удалось значительно расширить и обогатить собственные социально-правовые знания — испытуемые стали более осведомлены в нормативно-правовых актах Российской Федерации, научились понимать значение и смысл права, законов, нормативных актов, их социальноправовые знания стали более структурированными и глубокими. Гораздо реже в ответах учащихся экспериментальной группы на незаконченные предложения стало встречаться негативное или полярное мнение о праве, законодательстве, своих правовых убеждениях и установках. В отношении к праву, правовым ситуациям преобладающими эмоциональными состояниями студентов оказались спокойствие, уверенность и т. д. К сожалению, радикальных изменений в позитивном уровне сформированности аксиологического компонента правового сознания студентов экспериментальной группы не произошло. Столь неявная динамика этого компонента, на наш взгляд, связана в первую очередь с тем, что аксиосфера личности вообще с трудом поддается каким-либо изменениям и требует целенаправленного воздействия в течение более длительного времени. Самые позитивные изменения наблюдались нами в уровне сформированности поведенческого компонента правосознания студентов экспериментальной группы. Как мы считаем, эта положительная динамика в уровне его сформированности связана главным образом с использованием в процессе реализации модели формирования правосознания таких активных методов обучения, как методы кейсов, деловых игр и «мозгового штурма». Имитационная профессиональная деятельность позволила учащимся научиться применять социально-правовые знания в решении правовых задач, а выполнение индивидуальных заданий производственной практики закрепило данную способность в процессе реальной профессиональной деятельности.
Согласно результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что проведенный эксперимент позволил студентам — будущим специалистам по социальной работе расширить, углубить социально-правовые знания, сформировать умения принимать решения в правовых профессиональных и личностных ситуациях, повысил уровень правоуважения, развил у студентов умения ориентироваться в нормативно-правовых законах, правовую ответственность, позитивное эмоциональное отношение к праву.
Выполненное исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы создания правового сознания у будущих специалистов по социальной работе. Перспективное направление ее решения — усиление интегративного и компетентностного подходов в формировании правового сознания во время изучения учебных дисциплин, в том числе и профессионального цикла.
Список литературы
1. Валеева Н.Ш., Иралин Н.Б., Асългареева Д.Д. Проблемы развития социально-правовой компетентности специалиста по социальной работе в системе повышения квалификации // Вестник КТу. 2010. № 3. С. 171.
2. Гарашкин Н. А. Потенциал культурологического подхода в формировании правовой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе / / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 6. С. 100—104.
3. Годнева Т. Ю. Формирование правосознания у будущих специалистов по связям с общественностью: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005.
4. Горбушина М. В. Аспекты формирования правовой компетентности студентов специальности «Социальная работа» в условиях вуза // Казанский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 10 — 15.
5. Горбушина М. В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007.
6. Занданова О. В. Потенциал высшего профессионального образования в формировании правосознания личности студента // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 76 — 80.
7. Занданова О. В. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010.
Об авторе
Владислав Сергеевич Зайцев — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, email: zaiczev2010@mail.ru
About author
Vladislav S. Zaytsev, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: zaiczev2010@mail.ru