УДК 78.01
С. П. Галицкая К ПРОБЛЕМЕ ФАКТУРЫ МОНОДИИ
з названия работы ясно, что ее объектом является монодия, предметом (то есть ракурсом рассмотрения) - монодийная фактура, в том числе в японской традиционной музыке.
Никого не удивим, если скажем, что монодия как вид музыкальной организации, характеризующий практически все традиционные музыкальные культуры, до сих пор не стала, так сказать, всеобщим научным достоянием, не исследована в концептуальном плане. Об этом, в частности, свидетельствует учебник «Музыкально-теоретические системы» [6], где при перечислении многих древнегреческих терминов, прочно вошедших в мировую музыковедческую практику [6, с. 44], слово «монодия» вообще не упоминается. Не вдаваясь в подробности, отметим, что монодия вплоть до наших дней (например, в том же учебнике) нередко рассматривается как одноголосие/ унисон (воздержимся от перечисления длинного ряда имен авторов, в чьих трудах это имеет место).
И все же во второй половине XX века, особенно после выхода в свет монографии X. С. Кушнарева «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» [4], явление монодии некоторые музыковеды начинают рассматривать иначе, а именно как тип музыкальной организации, отнюдь не сводящийся к одноголосию/унисону. Хотелось бы отметить, что тщательный анализ отечественных музыковедческих трудов, так или иначе связанных с обозначенной точкой зрения, содержится в главе IV «Вопросы монодийной фактуры» монографии «Монодия: проблемы теории» (авторы монографии - С. П. Галицкая, А. Ю. Плахова), которая в 2013 году издана в Москве (глава IV целиком принадлежит А. Ю. Плаховой) [1].
© С. П. Галицкая, 2015
Прежде чем переходить к характеристике основополагающих принципов монодийной организации, необходимо отметить, что монодийная музыка подразумевает как сольное, так и ансамблевое исполнение, вокальное, вокально-инст-рументальное, а также чисто инструментальное, причем ансамблевое в целом значительно преобладает.
Итак, монодийный принцип организации рассматривается как обладающий двумя ведущими признаками. Первый -мономелодийность; это означает, что независимо от числа звуковысотных партий, участвующих в исполнении, звучание каждой из них ориентировано на некую единую мелодическую линию. Этот признак, на наш взгляд, имеет содержа-тельно-эстетическую природу. Второй признак - однолинейность (в свое время этот термин был одобрен Е. В. Назайкин-ским). Однолинейность подразумевает, что звуковысотно-ладовые функции моно-дийного звучания располагаются только по горизонтали, следуют друг за другом. Звуковысотная разнозвучная одновременность - вертикаль, как это нередко имеет место в ансамблевом, а иногда и сольном монодийном музицировании, подразумевает исключительно фонический, но отнюдь не ладофункциональный смысл. Очевидно, что однолинейность связана со структурно-звуковысотными параметрами монодии. Думается, можно не объяснять, что оба названных признака - мономелодийность и однолинейность - тесно сопряжены друг с другом, отражают «другое свое».
Что касается монодийной фактуры, то она принадлежит к числу наименее разработанных сторон монодийной организации как в академической науке, так и в этномузыкознании. Традиционные музыкально-теоретические источники (трактаты различных времен и культур)
практически вообще не затрагивают этого вопроса. Насколько известно, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует капитальных трудов монографического плана, специально посвященных этой проблеме и трактующих ее в общеконцептуальном плане, безотносительно к этнической, цивилизационной или жанровой специфике.
Как известно, общая теория фактуры в музыкальной отечественной науке вплоть до недавнего времени развивалась почти исключительно на основе анализа композиторской музыки, хотя вопросы, связанные с монодийной фактурой, все более активно начинают затрагиваться в исследованиях последних десятилетий. Не имея в виду подробного анализа всех положений этой теоретической области, остановимся на трех моментах, представляющих для данной темы первостепенный интерес.
Во-первых, уже несколько десятилетий, особенно на фоне трудов М. Г. Аранов-ского, Е. В. Назайкинского, М. С. Скребко-вой-Филатовой, а также ряда других авторов, фактура рассматривается прежде всего и главным образом как пространственный аспект музыкального звучания, определяемый параметрами горизонтали, вертикали и глубины.
Во-вторых, все-таки сложилось представление о двух ведущих типах музыкальной и - следовательно - фактурной организации - монодийной и многоголосной. С одной стороны, они отчетливо противостоят друг другу, а с другой -тесно сопряжены между собой на базе пространственного фактора. Подчеркну, что здесь речь идет о многоголосии функциональном, истинном, подлинном (терминология И. М. Жордания), подразумевающем ладо-функциональное противопоставление линий-голосов, что принципиально отсутствует в монодий-ном вертикальном разнозвучии.
Наконец, в-третьих. Основополагающая теоретическая установка отечественной академической теории фактуры (правда, не всегда выраженная в явной форме) заключается в том, что исходная
базисная типологизация фактуры (ее склады, типы, виды) формируется на фундаменте только лишь звуковысотнос-ти как некоем первичном, базисном свойстве музыкального звучания. Ритмические же и особенно тембровые и громкостные параметры в исходной типологической сфере не участвуют, будучи лишь средствами уточнения конкретных моментов в конкретных аналитических ситуациях.
Что касается фактуры собственно монодийной музыки, то попытки рассмотрения этой проблемы, как уже отмечалось, делаются довольно давно -с середины 80-х годов XX века, продолжаются они и сейчас. Не имея возможности предложить подробный анализ трудов, посвященных этой теме (достаточно детальное их рассмотрение содержится в упоминаемой выше IV главе монографии «Монодия: проблемы теории»), назову лишь некоторые имена. Это - М. Н. Дрожжина, В. В. Задерац-кий, И. И. Земцовский, Ж. В. Пяртлас, Р. Г. Рахимов, Е. Г. Трембовельский, Ф. А. Ульмасов. Остановимся особо на монографии А. В. Конотопа «Русское строчное многоголосие ХУ-ХУП веков» [5], где это явление во многом рассматривается с позиций именно фактурной организации, причем с учетом как раз того понимания монодии, которое предлагалось выше; показательно, что в книге А. В. Конотопа содержится довольно развернутый позитивный его -этого понимания - анализ [5, с. 175-176].
Основные методологические предпосылки теории монодийной фактуры естественным образом сопряжены с фундаментальным положением общей теории фактуры, а именно с пространственной ее интерпретацией. Это - во-первых. Во-вто-рых, необходимо иметь в виду различия между двумя типами музыкального мышления - монодийного и многоголосного.
Напомним еще раз, что базисная типологизация многоголосных складов в академической теории отталкивается от звукового, точнее, ладо-звуковысотного фактора. Но в процессе базисной же типо-логизации монодийных фактурных раз-
новидностей - и это принципиально важно — для того, чтобы добиться ее (типоло-гизации) хотя бы предварительной адекватности, необходимо иметь в виду не только звуковысотную составляющую, но одновременно тембровый и ритмический факторы, причем, так сказать, при полном равноправии всех трех моментов. Это, на наш взгляд, прямо вытекает из мономелодийности и однолинейности.
На этой основе при типологизации монодийных складов крайне нецелесообразно использовать в качестве «структу-роозначаюгцего» и «структурообразующего» понятие «голос», как известно, подразумевающее ладофункциональное противопоставление другим голосам. Удобно, по нашему мнению, в этих условиях применять слово «слой», рассматривая его в строго терминологическом плане. Анализ монодийной, в том числе японской музыки показывает, что моно-дийные фактурные склады имеют две разновидности - монослойный склад и склад полислойный. Первый - монослойный склад — полностью исключает вертикальное расслоение по всем трем составляющим - звуковысотной, тембровой и ритмической. Этот склад характеризует некоторые (но не все!) виды и жанры сольной монодийной музыки, такие, например, как узбекские катта ашула, русские сольные протяжные песни, монгольские ут дуун (перечисление следует - с вниманием! - расширять). Второй - полислойный склад - сопряжен с вертикальным расслоением хотя бы по одной из трех составляющих - звуковысотной, тембровой или ритмической, тем более по двум или всем трем одновременно.
Львиная доля монодийной, также как и японской, музыки с точки зрения фактуры демонстрирует полислойный склад. Сюда относят все без исключения разновидности ансамблевого монодийного исполнения, но также и множество видов сольного монодийного музицирования, как вокально-инструментального (например, пение в собственном инструментальном сопровождении), так и чисто вокального, в том числе в сфере таких специфи-
ческих типов сольного вокального интонирования, как тувинское горловое пение хоомей (которое 3. К. Кыргыс предлагает именовать хоректээр), существующее во многих локальных вариантах, якутский кылысах, башкирский узляу и др.
В свете рассматриваемой проблематики особое значение имеет явление гетеро-фонии, а также так называемого архаического или народного многоголосия. По поводу гетерофонии в связи с фактурой чрезвычайно перспективную идею выдвинула М. С. Скребкова-Филатова в своей весьма интересной книге «Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции»: «Гетерофо-ния - это не склад и даже не единый фактурный тип, а ...фактурная магма», на базе которой возможно формирование всех видов фактуры [5, с. 57]. Остается лишь сожалеть, что мысль эта прозвучала в сноске и не была развита в ходе изложения. Скажу только, что, может быть, не без сопряжения именно с этой идеей, гетерофонию на сегодняшний день принято подразделять на гетерофонию монодийной природы, гетерофонию истинно многоголосной природы, наконец, гетерофонию смешанного типа. Этот момент так или иначе показан в трудах М. Н. Дрожжиной, А. В. Конотопа, Е. Г. Трембовельского, Н. И. Чабовской и др. Подробный анализ литературы в контексте обозначенной проблемы имеется в уже упомянутой IV главе монографии «Монодия: проблемы теории». Весьма интересные соображения в связи с формированием фактуры в монодийной музыке некоторых народов Востока предлагает в своем исследовании М. Н. Дрожжина [2].
В заключение отмечу два момента.
Первый. Важная задача, решение которой еще предстоит - активное развертывание и углубление классификационного поля фактуры монодийной музыки. Думается, здесь многое еще предстоит открыть и уточнить, в частности, разрабатывать терминологический аппарат. Достаточно вспомнить, например, не вполне четкий по значению термин «мультифо-ния», который Кисибэ Сигэо употреблял
для обозначения фактурного разнозвучия японской традиционной музыки.
Второй момент. Отдельная и чрезвычайно важная проблема — выявление и изучение канонических фактурных инвариантов внутри конкретной данной традиционной музыкальной культуры (в идеале - каждой данной!). К японской монодийной музыке это относится в полной мере. И вряд ли можно сомневаться, что фактурная типология здесь должна
опираться на общеконцептуальные соображения касательно монодийной фактуры в целом. Несомненно, данные, которые можно получить при исследовании фактурных канонов конкретных моно-дийных музыкальных традиций, будут способствовать углублению сущностных теоретических представлений и о каждой отдельной традиционной музыкальной культуре, и о традиционном музыкальном мышлении в целом.
Литература
1. Галицкая С. П., Плахова А. Ю. Монодия: проблемы теории. - М.: Academia, 2013. - 320 с.
2. Дрожясина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века. - Новосибирск: НПС им. М. И. Глинки, 2004. - 280 с.
3. Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. - М.: Композитор, 2005. -352 с.
4. Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1958. - 625 с.
5. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.
6. Холопов Ю. Н. и др. Музыкально-теоретичес-кие системы. - М.: Композитор, 2006. -632 с.
References
1.Galickaja S. P., Plahova A. Ju. Monodija: problemy teorii [Monody: problems of theory]. Moscow: Academia, 2013, 320 p.
2. Drozhzhina M. N. Molodye nacional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak javlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka [Young national composers' schools of the East as a phenomenon of the XX century musical art]. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, 2004, 280 p.
3. Konotop A. V. Russkoe strochnoe mnogogolosie XV-XVII vekov [Russian linear polyphony of the XV-XVII centuries]. Moscow: Kompozitor, 2005, 352 p.
4.Kushnarev H. S. Voprosy istorii i teorii armjanskoj monodicheskoj muzyki [Questions of history and theory of Armenian monodic music]. Leningrad: State musical publisher, 1958, 652 p.
5. Skrebkova-Filatova M. S. Faktura v muzyke. Hudozhestvennye vozmozhnosti. Struktura. Funkcii [Texture in music. Artistic possibilities. Structure. Function]. Moscow: Muzyka, 1985, 285 p.
6. Holopov Ju. N. i dr. Muzykal'no-teoreticheskie sistemy [Musical theoretical systems]. Moscow: Kompozitor, 2006, 632 p.
К проблеме фактуры монодии
В работе подчеркивается чрезвычайно недостаточная изученность фактурных аспектов традиционной монодийной музыки. На фоне общих концептуальных характеристик моно-дийного типа музыкальной организации - мо-номелодийности и однолинейности - здесь предлагаются такие предварительные общетипологические характеристики, касающиеся фактурного устройства монодии, как моно- и полислойность, выдвигаются некоторые соображения, связанные с их конкретизацией. Подчеркивается также, что весьма многое в
On the problem of monodic texture
The article highlights the lack of research of the traditional monodic music's texture aspects. On the background of general conceptual characteristics of monodic type of musical organization such as monomelody and unilinearity, the author offers preliminary general typological characteristics connected to mono and multilayered texture and provides some ideas on their specification. There is still a lot to be discovered and clarified in this field; in particular, the terminology require further development. Eventually, the canonical texture
этой сфере предстоит еще открыть и уточнить, в частности, разрабатывать терминологический аппарат. Отмечается, что в перспективе необходимо выявить и подробно изучить канонические фактурные инварианты отдельных традиционных монодийных музыкальных культур (в идеале - каждой данной, в том числе японской).
Ключевые слова: монодия, фактурные аспекты монодийной музыки. MOHO- и поли-слойность.
invariants of certain traditional monodic musical cultures (ideally of each existing, including the Japanese one) are to be identified and thoroughly examined.
Keywords: monody, textural aspects of monodic music, mono and multilayered texture.
Галицкая Саволина Паисиевна - доктор искусствоведения, профессор кафедры этному-зыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.
Savolina Galickaja - D.A., Professor at the Ethnomusicology Department of the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka.