Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

К ПРОБЛЕМЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / FAMILY FUNCTIONING / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / FAMILY / DISABLED CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бразгун Т.Н., Ткачева В.В.

Статья посвящена изучению функционирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление в семье ребенка с патологией в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью в целом. Рождение особого ребенка может оказать влияние на такие характеристики функционирования семьи, как семейная сплоченность, эмоциональная близость, удовлетворенность семейной жизнью, распределение ролей, коммуникация и др. В связи с этим особенно важно предоставить специалисту возможность выявить особенности внутри семейных отношений для создания эффективной программы коррекции дисгармоничных моделей взаимодействия в семье. Авторы представляют диагностическую программу, направленную на изучение особенностей функционирования семьи, и показывают результаты обследования семей, в которой воспитываются дети с ОВЗ. В исследовании приняли участие 30 семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте от 6 до 14 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, двигательными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Всего в исследовании участвовало 98 человек. Как взрослые, так и дети прошли диагностические тесты и процедуры для оценки интегральных характеристик семейных отношений, а также и отдельных аспектов функционирования семьи, таких как доминирование / подчинение, сплоченность, общение, удовлетворенность отношениями, распределение ролей и т. д. Результаты исследования показывают, что характер функционирования семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, может быть нарушен и по отдельным параметрам, и по их совокупности.The article deals with the study of functioning of families with disabled children. The birth of a baby with a disability can be a traumatic event for parents and can have profound effects on the entire family. The birth of disabled children may affect such family functioning characteristics as cohesion, emotional bond, satisfaction, roles, communication, etc. It is essential that the specialists should be equipped the variety of measures to examined the interpersonal relationships, so that the psychologist can develop the programs to correct the destructive forms of relations. The authors present the program of family functioning studies and the results of functioning research of the families who are parenting a child with disability. In the study participated 30 families raising disabled children aged 6 to 14 years with moderate to severe mental retardation, motor disorders and autism spectrum disorders. In total, the study involved 98 people. The both of them adults and children completed the diagnostic tests and procedures to assess some general characteristics of family relationships and specific aspects of family functioning, such as dominance-submission, cohesion, communication, satisfaction, roles etc. The results suggest that family functioning when there is a disabled child might be injured as for the individual parameters and combination of parameters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.99

К ПРОБЛЕМЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Т. Н. Бразгун, МГППУ, Москва В. В. Ткачева, МПГУ, Москва

Статья посвящена изучению функционирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление в семье ребенка с патологией в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью в целом. Рождение особого ребенка может оказать влияние на такие характеристики функционирования семьи, как семейная сплоченность, эмоциональная близость, удовлетворенность семейной жизнью, распределение ролей, коммуникация и др.

В связи с этим особенно важно предоставить специалисту возможность выявить особенности внутрисемейных отношений для создания эффективной программы коррекции дисгармоничных моделей взаимодействия в семье.

Авторы представляют диагностическую программу, направленную на изучение особенностей функционирования семьи, и показывают результаты обследования семей, в которой воспитываются дети с ОВЗ.

В исследовании приняли участие 30 семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте от 6 до 14 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, двигательными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Всего в исследовании участвовало 98 человек. Как взрослые, так и дети прошли диагностические тесты и процедуры для оценки интегральных характеристик семейных отношений, а также и отдельных аспектов функционирования семьи, таких как доминирование / подчинение, сплоченность, общение, удовлетворенность отношениями, распределение ролей и т. д.

Результаты исследования показывают, что характер функционирования семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, может быть нарушен и по отдельным параметрам, и по их совокупности.

Ключевые слова: функционирование семьи; межличностные отношения; семья; ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Для цитаты: Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 84-98.

Введение

Первые исследования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, возникли в отечественной специальной психологии на стыке XX и XXI столетий [1; 5; 6; 8; 9; 14]. В основном исследования, выполненные за прошедший период, были посвящены изучению влияния рождения в семье ребенка с инвалидностью на психологическое состояние родителей (главным образом на матерей). Общее мнение состояло в том, что, как правило, матери особых детей испытывают значительный стресс и несут большую нагрузку, чем матери нормально развивающихся детей. Однако постепенно внимание исследователей было

© Бразгун Т. Н., Ткачева В. В., 2018

перенаправлено на изучение семьи особого ребенка в целом. Активное развитие нового научного направления позволило в течение первого десятилетия XXI столетия получить сведения, характеризующие в той или иной степени семейную атмосферу и влияние ближайшего социального окружения на особенности развития практически каждой категории детей с ограниченными возможностями (ОВЗ).

Результаты исследований свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с нарушениями в развитии становится серьезным стрессом для всех членов семьи и зачастую приводит к нарушению ее функционирования. В связи с этим важное значение приобретает разработка диагностической

программы изучения особенностей межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, которая может стать основой проведения кор-рекционных мероприятий по созданию оптимальных условий развития ребенка в семье путем нормализации внутрисемейных отношений и коррекции неэффективных моделей воспитания и обучения ребенка.

Особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в свете современных отечественных и зарубежных исследований

В настоящее время исследование таких семей включает в себя не только оценку всей системы межличностных отношений на уровне брачной, родительской, сиблинговой, межпоколенной и внесемейной подсистем; изучение характера взаимоотношений в семье, анализ стилей воспитания; оценку влияния тех или иных негативных факторов на членов семьи в целом, но и анализ условий успешного удовлетворения потребностей ребенка, а также поиск ресурсов, позволяющих семье справляться с возникающими трудностями. Проблеме изучения семьи ребенка с нарушениями развития посвящены работы таких авторов, как Н. П. Болотова, И. Ю. Левченко, В. В, Ткачева, Е. В. Устинова, А. Ю. Хохлова и др. [2; 4; 11; 12; 13].

Жизнедеятельность семьи, направленная на удовлетворение потребностей ее членов, определяется как функция семьи и является одной из ее важнейших характеристик. В отечественной и зарубежной литературе выделяют множество функций, присущих подавляющему большинству семей. Например, Э. Г. Эйдемил-лер и В. Юстицкис отмечают такие функции семьи, как воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная функция, функция духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая функция и другие [15].

Однако рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья обусловливает возникновение специфических потребностей семьи. В связи с этим специалисты выделяют особые функции, присущие только семьям с детьми с ОВЗ. Выделяют следующие

функции семьи ребенка с ОВЗ: реабилитацион-но-восстановительную, коррекционно-образова-тельную, социализирующую, приспособительно-адаптирующую, функцию эмоционального принятия ребенка. Создание в семье атмосферы любви, признание абсолютной ценности ребенка вне зависимости от его возможностей и достижений, включенность ребенка в жизнь семьи являются необходимым условием развития и воспитания ребенка, формирования личностной зрелости и устойчивости к неблагоприятным условиям [11].

Авторы исследований подчеркивают, что появление в семье ребенка с ОВЗ также становится источником длительного стресса и напряжения для всех членов семьи и может привести к нарушению ее функционирования. Родители особого ребенка часто испытывают чувства вины, изолированности, страдают от низкой самооценки. По мнению В. В. Ткачевой, «разрушенные несостоявшиеся ожидания родителей по поводу рождения здорового малыша формируют у них раздражение и эмоциональную неудовлетворенность, а в дальнейшем — тревогу в отношении супружеских отношений и будущего семьи» [11: с. 34]. У родителей возникают специфические личностные изменения и установки, которые способствуют формированию и закреплению дисгармоничных моделей взаимоотношений в семье.

Неблагоприятные изменения в жизни семьи, стрессы, такие как уход одного из супругов, болезни или ухудшение материального положения семьи, губительно отражаются на выполнении семьей своих функций [13]. Наличие ребенка-инвалида может крайне негативно влиять на отношения супругов. В исследованиях В. В. Ткачевой констатируется: «Особенности внутрисемейных взаимоотношений проявляются в эмоциональной нестабильности, конфликтности, закрытости, ригидности» [11: с. 15]. Могут возникать серьезные конфликты, и вследствие этого может значительно снижаться удовлетворенность качеством отношений в семье, что часто приводит к разрыву отношений, а затем и к разводу.

Родные братья и сестры (сиблинги) могут также быть подвержены эмоциональным проблемам. На них может быть возложено

дополнительное бремя по уходу за ребенком с ОВЗ, что вынуждает их быстрее вступать во взрослую жизнь, самые тяжелые требования возлагаются на старших сестер [16].

Иногда нагрузка по уходу и воспитанию особого ребенка ложится на старших и пожилых членов семьи, особенно в неполных семьях, когда мать берет на себя обязанности по материальному обеспечению семьи, или в случаях, когда мать сосредоточена на уходе и воспитании здоровых детей, передавая бремя ответственности за особого ребенка старшему поколению (чаще бабушкам). В этом случае представители старшего поколения испытывают сильнейшие эмоциональные и физические нагрузки, которые неблагоприятно сказываются на их моральном, физическом и соматическом самочувствии [9].

Все вышеперечисленное оказывает негативное влияние на функционирование семьи ребенка с ОВЗ и препятствует удовлетворению потребностей всех ее членов, в том числе реализации специфических функций, связанных с развитием, воспитанием и обучением особого ребенка.

Основываясь на способности семьи выполнять возложенные на нее функции, выделяют два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные. По определению Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкис, «нормально функционирующая (гармоничная) семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена» [15: с. 42]. В то же время исследования показывают, что устойчивость семьи к воздействию неблагоприятных факторов различна, что позволяет говорить о наличии определенных условий, обеспечивающих семье возможность эффективно справиться с той или иной проблемой.

Анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме нормального функционирования семьи и наш практический опыт свидетельствуют о том, что успешное функционирование семьи в условиях стресса зависит от целого ряда условий, таких как личностные особенности членов семьи

(характер, темперамент, ценностные ориентации и т. п.), и особенности взаимоотношений между членами семьи, включающие отношения власти (руководство жизнедеятельностью семьи) и ответственности за выполнение функционала, обеспечивающего эту жизнедеятельность.

Дружинин В. Н. полагает, что в норме существует некая базовая структура отношений в семье, которая предоставляет членам семьи возможности для реализации себя в семье. Этими основными отношениями, реализующимися в семье, являются: власть, ответственность, эмоциональная близость. По мнению В. Н. Дружинина, семья — это в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование / подчинение. Доминирование одного из супругов (а в настоящее время это может быть как мужчина, так и женщина) является необходимым условием стабильности семьи [3].

В то же время некоторые психологи утверждают, что наиболее устойчивой является семья с демократической структурой отношений, т. е. такой, при которой власть в семье распределена равномерно. Н. Н. Обозов приводит данные исследования Е. Богардуса, выделившего три типа семей: в 35 % семей власть принадлежала мужчине, в 28 % — женщине, и в 37 % — распределялась относительно равномерно. По оценкам исследователя, среди первого типа семей, были счастливы 61 %, во втором типе — 47 %, в семьях с демократическим типом отношений счастливый брак отмечался в 87 % случаев [9: с. 276]. В любом случае оптимальные условия функционирования семьи достигаются, если выработано единство представлений о том, каким образом и кто должен доминировать в семье.

Выстраивание иерархии «доминирование - подчинение» позволяет не только обеспечить распределение ролей и функций между членами семьи и снизить вероятность конфликтов между супругами. Наличие вертикали подчинения «взрослый - ребенок», «старший - младший» помогает ребенку встроиться в готовую систему отношений, где существуют приемлемые для данной семьи правила и нормы поведения, каждый знает свои права и меру ответственности. Осознание реальности,

в которой существует система подчинения и послушания, помогает ребенку и за пределами семьи ориентироваться в социуме и соизмерять свои интересы с интересами группы.

Доминирование в семье обычно коррелирует с понятием «ответственность». Руководство жизнедеятельностью семьи предполагает целесообразность использования власти для решения ответственных задач. Ответственность подразумевает, что член семьи может нести ответственность за отдельных членов семьи (например, жену или мужа, или детей) и за семью. Однако роль главы семьи предполагает ответственность за семью перед собой и семьей, он отвечает за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи [3].

Немаловажными показателями оценки функциональности семьи являются такие характеристики, как семейная сплоченность и семейная гибкость (адаптация) [10]. Сплоченность семьи описывают как степень близости или разобщенность членов семьи. Разобщенность представляет собой меру того, насколько каждый член семьи имеет возможность реализовать свои личные особые потребности в рамках семьи, осознает себя как индивид, отличающийся от других в мыслях и действиях. Сплоченность семьи — это мера готовности согласованно распределять усилия для реализации общих задач.

Дж. М. Льюис утверждает, что длительное состояние стресса, связанное с появлением в семье ребенка с ОВЗ, затрагивает организационную структуру семьи. Чтобы наилучшим образом ответить на потребности ребенка с ОВЗ, семья жестко замыкается в узком спектре деятельности, направленной на заботу об особом ребенке [17]. Но семья, которая объединяется для обеспечения развития ребенка с ОВЗ, может также препятствовать развитию здорового сиблинга как самостоятельной личности или препятствовать удовлетворению интересов остальных членов семьи [22]. В некоторых случаях семья, отрезанная от окружающей среды и замкнутая на лечении ребенка-инвалида, воспринимает окружающий мир как враждебный и неприемлемый [20; 21]. Для семей с высокой степенью сплоченности характерен гиперопекаю-щий стиль поведения [18]. Им недоступно

понятие личного пространства и самостоятельности. В крайне разобщенных семьях человек, напротив, может быть свободен и независим, однако испытывает дефицит эмоциональной поддержки и привязанности. Согласно Дж. М. Льюису, важная задача — сохранять баланс разобщенности и единения среди членов семьи [17].

Гибкость — это способность семьи меняться в ответ на стрессовую ситуацию [19]. Ригидные семьи не меняются в ответ на стресс; хаотические семьи характеризуются нестабильностью и беспрерывными переменами. Ригидная семья с трудом может приспособиться к новым условиям в связи с появлением ребенка с нарушениями, жесткая фиксация семейных ролей и обязанностей может снижать уровень функционирования семьи в изменяющихся условиях жизни. Например, жесткая фиксация на роли главы семьи может помешать отцу взять на себя часть обязанностей матери по уходу за ребенком. В хаотичных семьях почти нет четких правил, часто в семье отсутствует лидер или возможна бесконечная борьба за власть и частая смена ролей [23]. Таким образом, успешное функционирование семьи предполагает наличие баланса между сплоченностью и разобщенностью, гибким реагированием на перемены и чувством стабильности.

Следующим важнейшим условием благоприятного функционирования семьи является структура коммуникации. М. С. Мацков-ский отмечает, что характер обсуждаемых вопросов, культура и интенсивность духовного общения влияет на сплоченность семейной группы и качество отношений в семье, а «адекватная структура коммуникаций между родителями и детьми является важной предпосылкой успешного выполнения семьей ее воспитательной функции» [7: с. 35].

Еще одним условием эффективного функционирования семьи является принятие ее членами предписанных им ролей. Сегодня традиционные ролевые отношения, согласно которым женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был собственником имущества и обеспечивал семье материальный достаток, изменяются. Теперь женщины все чаще обеспечивают семью и влияют на принятие общесемейных решений.

Как и в случае отношений доминирования -подчинения, оптимальное функционирование семьи возможно при условии единства представлений о том, как должны распределяться роли в семье [3: с. 12-28].

Наконец, немаловажным условием успешного функционирования семьи является эмоциональная близость между ее членами, которая предполагает установление отношений доверия, сотрудничества и принятия, осознание ценности партнера, эмпатии. Характер эмоциональных взаимоотношений в семье в значительной степени обусловлен личностными особенностями партнеров, а степень взаимоотношений, как отмечает В. Н. Дружинин, может быть различна: «ребенок может быть "ближе" к матери, чем к отцу и наоборот, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребенку, все могут быть равно близки друг другу и т. д.» [3: с. 38]. На одном полюсе отношений члены семьи проявляют эмоциональную устойчивость, терпимость, искренность и непринужденность в выражении своих чувств, на другом — излишне критичны друг к другу, замкнуты, подозрительны, скованны в выражении чувств, переживаний.

Подводя итог, можно сказать, что основными признаками дисфункциональных семей являются отсутствие согласованной структуры власти, включая иерархию отношений «взрослый - ребенок»; отсутствие согласованности в распределении ролей; чрезмерная сплоченность или разобщенность; чрезмерная хаотичность или ригидность; нарушение коммуникации; отсутствие эмоциональной близости, принятия друг друга.

Одновременно в качестве основных признаков нормально функционирующей семьи выступают согласованные представления о структуре власти - подчинения, включая иерархию отношений «взрослый - ребенок»; согласованные представления о распределении ролей; баланс сплоченности и разобщенности; баланс хаотичности и ригидности; достаточный уровень коммуникации; высокий уровень эмоционального общения и принятия друг друга.

Семья ребенка с ОВЗ, обладающая указанными характеристиками, способна обеспечить оптимальное выполнение функций, связанных с его воспитанием и обучением, для успешного развития и адаптации в обществе.

Описание выборки и методов исследования

Настоящее исследование было проведено на базе структурных подразделений (школы и детского сада) школы № 1206 города Москвы, в которых воспитываются и обучаются дети с ОВЗ. В экспериментальном исследовании приняли участие 98 человек, представляющие 30 семей (100 %) воспитанников данных учреждений. В эксперименте участвовали 5 дошкольников, 10 младших школьников и 15 учащихся средней школы в возрасте от 6 до 14 лет, из них 8 девочек и 22 мальчика. Патология развития детей экспериментальной группы включала следующие особенности: у 20 % (6 чел.) детей были выявлены расстройства аутистического спектра (РАС), у 53 % (16 чел.) детей представлен сложный дефект (6 детей имеют РАС в сочетании с умеренной умственной отсталостью и 10 детей — детский церебральный паралич (ДЦП) в сочетании с тяжелой и умеренной умственной отсталостью), нарушения развития 27 % (8 чел.) детей характеризуются синдромаль-ными формами при умственной отсталости (синдром Дауна, синдром Мартина - Белла, туберозный склероз и синдром Ангельмана).

Часть детей (83 %) имели низкий уровень когнитивного развития (15 детей с умеренной степенью умственной отсталости, 10 детей с тяжелой степенью умственной отсталости в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эпилепсией и другими нарушениями и заболеваниями), испытывали значительные трудности в освоении бытовых и гигиенических навыков, характеризовались нарушениями социального поведения. Значительной проблемой, ограничивающей возможность вступать в контакт, являлись также отсутствие или низкий уровень экспрессивной речи: 10 детей имели системное недоразвитие речи (СНР) в тяжелой степени и 12 детей — СНР в умеренной степени.

В исследовании приняли участие близкие воспитанников, включая родителей (29 матерей и 16 отцов), бабушек (11), дедушек (4), братьев (3), сестер (5). Всего в исследовании участвовало 60 взрослых (100 %), 8 детей с нормальным развитием и 30 детей с ОВЗ.

Была составлена диагностическая программа, направленная на изучение особенностей функционирования семей (функциональность, дисфункциональность), межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, включая ро-дительско-детские и детско-родительские отношения, отношения между родителями, межсиблинговые отношения, а также межпоколенные взаимоотношения, затрагивающие представителей старшего поколения семьи.

В силу выраженности нарушений развития у детей — участников эксперимента диагностика личностных особенностей и функциональных навыков у части детей основывалась главным образом на наблюдении за ними в естественных ситуациях. В диагностический комплекс для детей с ОВЗ и их здоровых братьев и сестер в возрасте до 12 лет также вошли экспериментальные проективные методики. Важно отметить, что данные методики доступны лишь части детей, поэтому использовались лишь в отдельных случаях. В исследовании применены тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Лесенка для детей» (В. В. Ткачева), методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд), тест «Рисунок семьи», «Фильм-тест» (Р. Жиль).

При обобщении результатов диагностического исследования ребенка с ОВЗ также использовались сведения, полученные от родителей при анкетировании и беседе, рекомендации ПМПК. Результаты экспериментального исследования включали в себя данные об уровне развития познавательной сферы, коммуникативных, социальных и бытовых навыков, двигательных возможностей ребенка с ОВЗ и его здоровых сверстников и др.

В диагностический комплекс для взрослых (родители, бабушки, дедушки) вошли структурированная беседа с родителями, бабушками / дедушками; авторская анкета для родителей, бабушек / дедушек, разработанная с целью сформировать представление о социально-бытовых условиях жизни семьи, ее составе, тендерных ролях, а также выявить наличие тех или иных потребностей, связанных с воспитанием и обучением ребенка с ОВЗ; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева); методика диагностики сплоченности и гибкости

семейной системы FACES-3 (Д. Олсон); опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Кроме того, был переведен на русский язык и адаптирован опросник «Оценка функционирования семьи» (McMaster Family Assessment Device (FAD)), включающий общие утверждения о семье. Данный опросник позволяет исследовать семь аспектов функционирования семьи: ее способность к решению проблем, коммуникации в семье, семейные роли, аффективную вовлеченность, аффективное реагирование, контроль и общее функционирование.

Для исследования особенностей межличностных отношений сиблингов от 16 лет помимо беседы использовались методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева) и методика диагностики сплоченности и гибкости семейной системы FACES-3 (Д. Олсон).

Таким образом, разработанная программа комплексного диагностического исследования всех членов семьи ребенка с ОВЗ позволяет определить как интегральные характеристики семейных взаимоотношений (структуру семьи, отношения доминирования, характер взаимодействия), так и отдельные феномены семейных отношений (социально-бытовой уровень, степень удовлетворенности браком, возможности семьи преодолевать конфликтные ситуации, наличие эмоциональных переживаний у членов семьи и др.).

Результаты и их обсуждение

Экспериментальное исследование включало несколько этапов. Первый этап был посвящен оценке функциональности / дисфункцио-нальности семей участников эксперимента. В нем участвовали только взрослые члены семей. Ниже представлены его результаты. Важно учесть, что оценка характеристик семейного функционирования возможна только на основании комплексного анализа всех доступных исследователю диагностических инструментов.

Так, например, отношения доминирования - подчинения в семье оценивались по результатам диагностики межличностных отношений по методике Т. Лири, а иерархия

родительско-детских отношений — на основании параметров «Дисциплина» и «Контроль» методики FACES-3. При изучении обоих параметров также использовались социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева), косвенные данные наблюдения и анкетирования. В результате были выявлены значительные нарушения по обоим параметрам у ряда семей детей с ОВЗ.

Диагностика межличностных отношений с помощью методики Т. Лири показала: 45 % всех взрослых участников исследования акцентуированы по тому или иному типу межличностных отношений (ТМО), что свидетельствует о том, что личность этих взрослых испытывает повышенное напряжение в создавшихся микросоциальных условиях жизни в семье (рис. 1).

Исследование выявило высокие баллы по типу межличностных отношений (ТМО) «Подчинение» у 17 % взрослых, что коррелирует с данными беседы и наблюдения и свидетельствует об отсутствии у родителей волевых лидерских качеств, а также о стремлении подчиняться более сильному партнеру, уступать. Такие особенности взрослых обусловливают отсутствие в семье иерархии «родитель - ребенок», что препятствует формированию нравственных и волевых качеств ребенка, усвоению ребенком норм и правил социального взаимодействия и, таким образом, свидетельствует о дисфункционально-сти семьи. У части взрослых выявлена выраженная акцентуация характера по ТМО «Дружелюбие» (10 %) и «Альтруизм» (10 %). Эти взрослые одновременно имели низкие

Умеренные значения по шкалам ТМО

Высокие значения ТМО «Подчинение»

Высокие значения ТМО «Авторитарный»

Высокие значения ТМО «Альтруизм»

Высокие значения ТМО «Дружелюбие»

Высокие значения ТМО «Авторитарный» и «Подозрительный»

Рис. 1. Количественные характеристики (в %) типов межличностных отношений в семьях детей с ОВЗ по методике Т. Лири

Диагностика с помощью методики Т. Лири выявила у 5 % взрослых акцентуацию характера по ТМО «Авторитарный», и еще у 3 % взрослых выявлена выраженная акцентуация сразу по двум типам межличностных отношений — ТМО «Авторитарный» и ТМО «Подозрительный», — что может свидетельствовать как о стремлении доминировать в семье, так и, возможно, неуверенности в себе и недовольстве собой. Такие личностные особенности родителя, безусловно, влияют на характер межличностных отношений в семье и создают неблагоприятные условия воспитания и развития ребенка с ОВЗ, а также свидетельствуют о дисфункциональности отношений.

или экстремально низкие значения параметров «Дисциплина» и «Контроль» по методике РАСЕ8-3, что позволяет говорить о дисфункциональности данной категории взрослых при оценке родительско-детских отношений.

Изучение иерархии родительско-детских отношений с помощью методики БАСЕ8-3 показало неоптимальные значения параметров «Дисциплина» и «Контроль» у 64 % взрослых, в том числе у 35 % родителей наблюдались экстремальные значения по этим параметрам. Подобные результаты говорят о нарушении иерархии родительско-детских отношений в семье и отсутствии согласованных представлений по вопросам власти и ответственности

Рис. 2. Параметры (в %) «Дисциплина» и «Контроль» в семьях детей с ОВЗ по методике FACES-3

в семье (рис. 2). В то же время 36 % взрослых продемонстрировали оптимальный уровень по данным параметрам, в том числе часть родителей с умеренными значениями по шкалам ТМО и все родители с высокими значениями по ТМО «Авторитарный».

Для оценки распределения ролей в семье использовался параметр «Семейные роли» опросника McMaster FAD, а также косвенные данные наблюдения и анкетирования. Характер распределения ролей может быть связан как с инструментальными, так и с аффективными

параметрами функционирования семьи и определяет установившуюся в данной семье практику распределения ответственности за те или иные семейные функции (обеспечение ресурсами, воспитание и уход, защита и поддержка и др.). Проведенное исследование выявило нарушения функционирования по данному параметру у 24 % взрослых из семей детей с ОВЗ (рис. 3).

Данные коррелируют с результатами беседы, в которой родители признаются, что не удовлетворены распределением ролей в семье, несоответствием семейных обязанностей

90

во

70 60 50 40 30 20 10 О

■ |

46

■ 6 ■

4 И

12 9 4

■ 5 _3_ 6 5 ■

¡Умеренные значения по шкалам ТМО

I Высокие значения ТМО «Альтруизм»

Высокие значения ТМО «Дружелюбие»

Высокие значения ТМО1 «Подчинение»

I Высокие значения ТМО «Авторитарный»

I Высокие значения ТМО' «Авторитарный» и «Подозрительныим

Достаточный уровень

Низ кии уровень

Рис. 3. Параметры (в %) распределения ролей в семьях детей с ОВЗ по методике McMaster FAD

их возможностям и интересам, несоразмерностью нагрузки и усталостью.

Оценка коммуникации в семье проводилась на основании параметра «Коммуникация» опросника McMaster FAD, который предназначен для оценки уровня вербальной коммуникации, а также на основании косвенных данных наблюдения и анкетирования. В процессе исследования было выявлено нарушение функционирования по данному параметру лишь у 13 % взрослых, таким образом, большинство семей функциональны по заявленному параметру (рис. 4). Взрослые, продемонстрировавшие низкие значения уровня коммуникации, указывали на недостаток откровенности между членами семьи, с одной стороны, и на отсутствие коммуникационного внимания и игнорирование посылаемых сообщений другими членами семьи, с другой стороны.

Для оценки уровня сплоченности и гибкости семьи были использованы результаты диагностики сплоченности и гибкости семейной системы FACES-3, Д. Олсон, которые показали, что 73 % взрослых имеют высокие баллы либо по обеим шкалам, либо по одной шкале, что свидетельствует о дисфункциональности семьи по данному параметру (рис. 5).

Экстремальные значения параметров функционирования по обеим шкалам продемонстрировали 34 % взрослых, что также

свидетельствует о несбалансированном уровне функционирования семьи. Из них 15 % взрослых имеют показатели, соответствующие разобщенному и хаотичному типу функционирования. Данные беседы, проективных методик и наблюдения подтверждают разобщенность или отсутствие близости между членами этих семей. У 19 % взрослых выявлены характеристики, соответствующие сцепленному и хаотичному типу функционирования. Сцеплен-ность в данном случае может свидетельствовать о подавлении личных интересов и ограничении возможности самореализации для осуществления ухода за ребенком. Хаотичный тип функционирования семьи свидетельствует об отсутствии фиксированной структуры власти, а также последовательных правил функционирования, особенно в отношении регулирования родительско-детских отношений, что также подтверждается данными, полученными с помощью других методов исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экстремальные результаты были выявлены у 39 % родителей только по одной из шкал «Сплоченности» и «Гибкости», что соответствует среднесбалансированному уровню функционирования семьи.

Эмоциональная близость между взрослыми членами семьи оценивалась на основании параметра «Эмоциональная связь» методики FACES-3, параметра «Аффективная вовлеченность» и «Аффективное реагирование»

100 90 во 70 60 50 40 30 20 10

Достаточный уровень

51 |

6

10

12 | 4 |

5 | 4 5

Низкий уровень

1Умеренные значения по шкалапдТМО

I Высокие значения ТМО «Альтруизм"

Высокие значения ТМО «Дружелюбие»

Высокие значения ТМО «Подчинение»

I Высокие значения ТМО «Авторитарный»

I Высокие значения ТМО «Авторитарный» и «Подозрительный»

Рис. 4. Уровни (в %) коммуникации в семьях детей с ОВЗ по методике McMaster FAD

100 90 ВО 70 60 ВО 40 30 10 10 о

в и

22

_

5

Сбалансированный Средне-сбалансированный Несбалансированный уроне» уровень уровень

■ Умеренные значения по шкалам ТМО

■ Высокие значения ТМО «Альтруизм»

Высокие значения ТМО «Подчинение»

Высокие значения ТМО «Дружелюбие»

I Высокие значения ТМО «Авторитарный»

I Бысокие значения ТМО «Авторитарный» и «Подозрительный»

Рис. 5. Параметры (в %) «Сплоченность» и «Гибкость» в семьях детей с ОВЗ по методике FACES-3

методики McMaster FAD, и данных социо-граммы «Моя семья» (В. В. Ткачева).

Дисфункциональность эмоциональных взаимоотношений между членами семьи по методике FACES-3 была выявлена в 30 % случаев: в 12 % — бабушек, 6 % — отцов, 12 % — матерей. Эти результаты коррелируют с результатами других тестов: данными беседы, рисуночных тестов ребенка и проективных тестов взрослых (рис. 6).

Особенности отношения к ребенку, разнообразие чувств по отношению к нему

в процессе осуществления воспитательных мероприятий, степень эмоционального принятия ребенка, уважения и симпатии оценивались с помощью опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Исследование выявило преобладание модели «Маленький неудачник» во взаимодействии с ребенком с ОВЗ у 50 % родителей: у 45 % родителей выявлены высокие показатели по данной шкале, у 5 % — пограничные результаты между средними и высокими значениями по данной шкале. Важно отметить

100 90 ВО 70 60 50 40 30 20 10 о

51

| 4 7 |

Я 4 | 6 |

4 5 3 13

¡Умеренные баллы по шкалам ТМО

I Бысокие значения ТМО «Альтруизм»

Еысокие значения ТМО «Дружелюбие»

Еысокие значения ТМО «Подчинение»

I Еысокие значения ТМО «Авторитарный»

I Еысокие значения ТМО «Авторитарный» и «Подозрительный»

Достаточный уровень

Низкий уровень

Рис. 6. Показатели (в %) эмоциональной близости в семьях детей с ОВЗ по методике FACES-3

также и то, что эти данные включают наличие подобной дисфункции во взаимоотношениях с ребенком с ОВЗ и у бабушек (7 %).

При таком характере отношений ребенок представляется неприспособленным и неуспешным, а родители не уважают его, и не только стараются оградить его от трудностей, но и контролируют его действия. В зависимости от личностных особенностей родителей подобные отношения могут приводить либо к гиперопеке и нарушению семейной иерархии, обусловливая недостаточную критичность ребенка по отношению к собственной деятельности и нарушение норм социального поведения, либо формируют робкий, внушаемый тип личности ребенка, обусловливая зависимость от мнения взрослых и заниженную самооценку (рис. 7).

У 10 % родителей преобладает симбио-тическая модель взаимоотношений с ребенком, причем у 7 % выявлены высокие значения, у 3 % — пограничные результаты между средними и высокими значениями по данной шкале.

У 7 % родителей преобладает авторитарная модель взаимоотношений с ребенком, при которой родитель требует от ребенка послушания и дисциплины, контролируя не только действия ребенка, но и его мысли и чувства.

Только у 33 % родителей преобладает модель «принятие - отвержение» с доминированием полюса «принятие».

Выводы

1. Проведенное исследование позволило оценить степень и характеристики дисфунк-циональности семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Диагностика отношений доминирования - подчинения в семьях детей с ОВЗ выявила высокие (на уровне акцентуации) значения показателей типов межличностных отношений у 45 % взрослых, что свидетельствует о том, что личность этих взрослых испытывает повышенное напряжение в создавшихся микросоциальных условиях жизни в семье.

Исследование иерархии родительско-дет-ских отношений по параметрам «Дисциплина» и «Контроль» методики FACES-3 показало, что функциональными по данным параметрам являются только 34 % взрослых, включая родителей с умеренными значениями по шкалам ТМО (т. е. неакцентуирован-ные взрослые), и родители, акцентуированные по ТМО «Авторитарный». В то же время дисфункциональными по данному параметру являются все остальные взрослые (66 %),

100

90

во

70 50 50 40 30 20 10 О

Принятие -отвержение

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Малены^ии неудачник

■ Умеренные значения по шкаламТМО

I Высокие значения ТМО «Альтруизгл»

Высокие значения ТМО «Дружелюбие»

Высокие значения ТМО «Подчинение»

I Высокие значения ТМО «Авторитарный»

I Высокие значения ТМО «Авторитарный» и «Подозрительный»

Рис. 7. Количественные показатели (в %) соотношения типов межличностных отношений и типов родительского (воспитательского) отношения в семьях детей с ОВЗ по методике ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)

включая акцентуированных по ТМО «Дружелюбие», «Подчинение» и «Альтруизм».

Полученные данные могут свидетельствовать о влиянии личностных особенностей родителей на их представления о характере родительско-детских отношений, что проявляется в нарушении иерархии родительско-детских отношений в семье и отсутствии согласованных представлений по вопросам власти и ответственности в семье. Отсутствие в семье иерархии «родитель - ребенок» препятствует формированию нравственных и волевых качеств ребенка, усвоению им норм и правил социального взаимодействия.

В то же время степень влияния авторитета родителя на ребенка, по данным опроса и наблюдения, определяется степенью близости ребенка к тому или иному родителю и характером распределения ролей в семье.

2. Изучение распределения ролей в семьях детей с ОВЗ не выявило явной зависимости выполняемых взрослыми функций от характера межличностных отношений. По данным беседы, 24 % взрослых, продемонстрировавших дисфункциональ-ность по указанному параметру, жалуются на несогласованность в распределении ролей, несоответствие семейных обязанностей их возможностям и интересам, перегрузку и усталость.

3. Низкий уровень функционирования по параметру «Коммуникация» выявлен у 13 % взрослых. Исследование не показало зависимости уровня коммуникации от характера межличностных отношений. Характер коммуникации определяется уровнем коммуникативного внимания к собеседнику, умением правильно выражать свои чувства и потребности, адекватностью представлений о целях коммуникации и когнитивном и эмоциональном уровне собеседника.

4. Исследование сплоченности и гибкости семейной системы с помощью методики FACES-3 показало, что 73 % всех обследуемых взрослых дисфункциональны по данному параметру. Важно отметить, что к числу дисфункциональных, по методике FACES-3, относится подавляющее большинство (91 %) взрослых, акцентуированных по шкалам ТМО в методике Т. Лири, что может свидетельствовать

о взаимосвязи типа межличностных отношений с функциональностью семьи по параметру сплоченности и гибкости.

Среди основных проблем, выявленных в семьях детей с ОВЗ, можно также выделить несбалансированный характер результатов, полученных по параметрам «Сцеплен-ность», «Разобщенность» и «Хаотичность». Сцепленность в данном случае может свидетельствовать о подавлении личных интересов и отсутствии возможностей для самореализации в связи с выполнением тех или иных обязанностей. Разобщенность свидетельствует об отсутствии близости между членами семьи. Хаотичный тип функционирования семьи означает отсутствие установленных правил функционирования, особенно в части регулирования родительско-детских отношений.

5. Дисфункциональность эмоциональных взаимоотношений между взрослыми членами семьи выявлена в 30 % случаев для взрослых, имеющих как высокие, так и умеренные значения показателей межличностных отношений.

Исследование родительско-детских отношений показало, что 67 % всех родителей используют дисгармоничные типы отношений. Только у 33 % родителей преобладает модель «принятие - отвержение» с доминированием полюса «принятие», а тип отношения «кооперация» отсутствует вовсе.

В то же время исследование не выявило влияния типа межличностных отношений на формирование той или иной модели воспитания.

Заключение

В результате проведенного исследования были выявлены особенности дисфункциональ-ности семей, воспитывающих детей с ОВЗ по отдельным параметрам, а также по их совокупности. Данные нарушения определяют трудности, возникающие перед взрослыми членами семей, связанные с выполнением семейных функций: воспитанием и обучением ребенка с ОВЗ, обеспечением его успешного развития и адаптации. В связи с этим особое

значение приобретает дальнейшая работа по исследованию влияния дисфункциональ-ности семьи как на обеспечение этих условий, так и развитие детско-родительских взаимоотношений, выявление имеющихся в семье проблем.

Данные диагностического исследования могут лечь в основу программы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ, которая позволит нормализовать внутрисемейные отношения и создать оптимальные условия для его воспитания и обучения.

Литература

1. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000. 19 с.

2. Болотова Н. П. Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт» // Молодой ученый. 1916. № 7.6. (111). С. 32-35.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 176 с.

4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

5. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.

6. Мамайчук И. И., Шабанова Е. В. Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник Ленинградского Государственного Университета имени А. С. Пушкина. 2014. № 1. С. 58-68.

7. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116 с.

8. Миланич Ю. М. Основные направления психокоррекционной работы с семьями детей с нарушениями развития. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. 148 с.

9. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко и др.]; под ред. В. В. Ткачевой. М.: Академия, 2014. 272 с. (Сер. Бакалавриат).

10. Современная психология: справочное руководство / РАН, Ин-т психологии; под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. 687 с.

11. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 281 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ткачева В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ИНФРА-М, 2017. 191 с.

13. Хохлова А. Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей // Дефектология. 2007. № 3. С. 40-48.

14. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2007. 352 с.

15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.

16. Clevelend D. W., Miller N. Attitudes and life commitments of older siblings of mentally retarded adults // Mental retardation. 1977. № 15. P. 38- 41.

17. Lewis J. M. Family structure and stress // Family process. 1986. № 25. P. 235-247.

18. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge: Harvard university press, 1974. 159 p.

19. Olson D. H., Russel C. S., Spenkle D. H. Circumplex model of marital and family systems II: Empirical studies and clinical intervention // Advances in family intervention assessment and theory. V 1. P. 129-179.

20. Polner M., Mc Donald-Wilker L. The social construction of unreality: a case study of a familiy's attribution of competence to a severely retarded child // Family process. 1985. № 24. P. 241-254.

21. Reiss D. Commentary: the social construction of reality — the passion within us all // Family process. 1985. № 24 P. 254-257.

22. Shulman S. The family of the severely handicapped child: the sibling perspective // Journal of family therapy. 1988. V 10. № 2. P. 125-134.

23. Turnbull A. P., Turnbull H. R. Families, professionals and exceptionality. Columbus. OH: Merril publishing. 1986. 483 p.

ISSUE OF DYSFUNCTIONALITY OF THE FAMILIES WHO ARE PARENTING CHILDREN WITH DISABILITY

T. N. Brazgun,

Moscow State University of Psychology & Education, Moscow,

V. V. Tkacheva,

Moscow State Pedagogical University, Moscow,

The article deals with the study of functioning of families with disabled children. The birth of a baby with a disability can be a traumatic event for parents and can have profound effects on the entire family. The birth of disabled children may affect such family functioning characteristics as cohesion, emotional bond, satisfaction, roles, communication, etc.

It is essential that the specialists should be equipped the variety of measures to examined the interpersonal relationships, so that the psychologist can develop the programs to correct the destructive forms of relations.

The authors present the program of family functioning studies and the results of functioning research of the families who are parenting a child with disability.

In the study participated 30 families raising disabled children aged 6 to 14 years with moderate to severe mental retardation, motor disorders and autism spectrum disorders. In total, the study involved 98 people. The both of them adults and children completed the diagnostic tests and procedures to assess some general characteristics of family relationships and specific aspects of family functioning, such as dominance-submission, cohesion, communication, satisfaction, roles etc.

The results suggest that family functioning when there is a disabled child might be injured as for the individual parameters and combination of parameters.

Keywords: family functioning; interpersonal relationships; family; disabled children.

For citation: Brazgun T. N., Tkacheva V. V. Issue of dysfunctionality of the families who are parenting children with disability // Systems Psychology and Sociology. 2018. № 3 (27). P. 84-98.

References

1. Bagdasaryan I. S. Interpersonal relationships in a family, having retarded child: a thesis of dis. ... PhD in psychological sciences. Nizhniy Novgorod, 2000. 19 p.

2. Bolotova N. P. A system approach to psycho-pedagogical support for a family using «Mozart» technique // Molodoy uchenij. 1916. № 7.6. (111). P. 32-35.

3. Druzhinin V. N. Psychology of a family. 3rd ed. SPb.: Peter, 2006. 176 p.

4. Levchenko I. Yu., Tkacheva V. V. Psychological support of a family with disabled child. M.: Prosveshcheniye, 2008. 239 p.

5. Mazurova N. V. Intra-familial relationship impact on deaf student's personal development: a thesis of dis. ... PhD in pedagogics sciences. M., 1997. 16 p.

6. Mamaichuk I. I., Shabanova E. V. Consideration of the protective mechanisms of parents' personality of children with autism spectrum disorder in the process of psychological assistance // Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2014. № 1. P. 58-68.

7. Matskovsky M. S. Sociology of a family. M.: Nauka, 1989. 116 p.

8. Milanich Yu. M. Basic directions of psycho-correction work with families of children with disabilities: textbook. SPb.: LSU. A. S. Pushkin, 2013. 148 p.

9. Psychological and pedagogical support of the child's family with disabilities / V. V. Tkacheva, E. F. Arkhipova, G. A. Butko; ed. by V. V Tkachova. M.: Academy, 2014. 272 p.

10. Modern psychology: reference manual / Russian Academy of Sciences, Institute of psychology; ed. by V N. Druzhinin. M.: INFRA-M, 1999. 687 p.

11. Tkacheva V. V. Technologies of the psychological help to families of children with disabilities: textbook. 2nd ed. M.: INFRA-M, 2017. 281 p.

12. Tkacheva V. V., Ustinova E. V., Bolotova N. P. Psycho-remedial work with families having disabled children. M.: INFRA-M, 2017. 191 p.

13. Khokhlova A. Yu. Study of characteristics of parent-child interaction in families with deaf and hard of hearing parents raising deaf children // Defectology. 2007. №. 3. P. 40-48.

14. Eydemiller E. G., Dobryakov I. V. A family diagnosis and a family therapy. SPb.: Rech, 2007. 352 p.

15. Eydemiller E. G., Yustitskis V. A psychology and a family therapy. 4th ed. SPb.: Piter, 2008. 672 p.

16. Clevelend D. W., Miller N. Attitudes and life commitments of older siblings of mentally retarded adults // Mental retardation. 1977. № 15. P. 38- 41.

17. Lewis J. M. Family structure and stress // Family process. 1986. № 25. P. 235-247.

18. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge: Harvard university press, 1974. 159 p.

19. Olson D. H., Russel C. S., Spenkle D. H. Circumplex model of marital and family systems II: Empirical studies and clinical intervention // Advances in family intervention assessment and theory. V 1. P. 129-179.

20. Polner M., Mc Donald-Wilker L. The social construction of unreality: a case study of a familiy's attribution of competence to a severely retarded child // Family process. 1985. № 24. P. 241-254.

21. Reiss D. Commentary: the social construction of reality — the passion within us all // Family process. 1985. № 24 P. 254-257.

22. Shulman S. The family of the severely handicapped child: the sibling perspective // Journal of family therapy. 1988. V 10. № 2. P. 125-134.

23. Turnbull A. P., Turnbull H. R. Families, professionals and exceptionality. Columbus. OH: Merril publishing. 1986. 483 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.