Научная статья на тему 'К проблеме агрессивного поведения в детско-подростковом возрасте'

К проблеме агрессивного поведения в детско-подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / DEVIANT BEHAVIOR / AGGRESSION / ONTOGENESIS / DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буторин Г. Г., Буторина Н. Е.

На основании обобщённых результатов собственных исследование и данных специальной литературы описан и определён характер агрессивного поведения на разных этапах онтогенеза. Показано, что в генезе такого поведения имеет значение особенности семьи, неправильное воспитание, неблагоприятные материально-бытовые условия, влияние телеи видеофильмов, содержащих сцены жестокости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR AT CHILDREN AND ADOLESCENTS

On the basis of own results and the data of the special literature the character of aggressive behavior at different stages of ontogenesis was described and defined. It is shown that in the genesis of such behavior such factors as family features, adverse is material-conditions of life, influence a teleand the video films containing scenes of cruelty play an essential role.

Текст научной работы на тему «К проблеме агрессивного поведения в детско-подростковом возрасте»

социально нежелательного поведения, ведет лишь к недооценке распространенности скрытой формы агрессии.

Выводы:

1. Методика диагностики косвенной агрессии (ISA) продемонстрировала, по результатам проведенной адаптации на русскоязычной выборке, положительную работоспособность двух своих версий: ISA-A (версия «агрессоры») и ISA-T (версия «жертвы»). Общие шкалы методики показали достаточную внутреннюю надежность, согласованную работу пунктов.

2. В общем массиве результатов русскоязычной методики IAS была выявлена устойчивая структура внутренних субшкал-факторов. Рассмотрение полученных факторов и учёт баллов, набранных испытуемыми по этим субшкалам-факторам, дает преимущество в виде дополнительной информации по конкретным видам косвенной агрессии.

3. Сравнение результатов мужчин и женщин по общим шкалам методики ISA, а также по каждой из субшкал отдельно показало, что в русскоязычном варианте методики ISA были выявлены статистически значимые различия в результатах мужчин и женщин по субшкале-фактору 1. Социальная изоляция через унижение. Мужчины российской выборки чаще, чем женщины предпочитают данный вид косвенной агрессии.

Литература:

1. Bjorkquist K. Sex differences in physical, verbal, and

indirect aggression // A review of recent research. Sex

Roles. - 1994. - № 30. - Р. 177-188.

2. Bjorkquist K, Lagerspetz K.M.J., Osterman K. The Direct and Indirect Agression Scales. - Vaasa, 1992.

3. Frost WD, Averill JR. Differences between men and women in the everyday experience of anger. In: Averill JR, editor. Anger and aggression: An essay on emotion // New York: Springler-Verlag, 1982. - Р. 281-316.

4. Tavris C. The mismeasure of woman // Feminism and Psychology. - 1993. - № 3. - Р. 149-168.

5. Walker S, Richardson DR, Green LR. Aggression among older adults: The relationship of interaction networks and gender role to direct and indirect responses // Aggress Behav. - 2000. - № 26. - Р. 145154.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ КОСВЕННОЙ АГРЕССИИ

С. О. Кузнецова, А.А. Абрамова

НЦ психического здоровья РАМН, г. Москва

В работе представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению проблемы косвенной агрессии взрослых людей, выявлению влияния половозрастных факторов на уровень косвенной агрессии. Ключевые слова: агрессия, косвенная агрессия, ген-

дер.

GENDER-SPECIFIC MANIFESTATIONS OF INDIRECT AGGRESSION

S.O. Kuznetsova, A.A. Abramova

NC Mental Health, RAMS, Moscow, Russia

This paper presents the results of an empirical study on the issue of indirect aggression adults, revealing the influence of age and gender factors on the level of indirect aggression. Keywords: aggression, indirect aggression, gender.

К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск Челябинская государственная медицинская академия, г. Челябинск

E-mail авторов: g_butorin@maiLm

В настоящее время тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с де-виантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (хулиганство, вандализм, агрессивность, аддикции).

Цель и основные положения. На основании обобщённых результатов собственных исследований и данных специальной литературы описать и определить характер агрессивного поведения в процессе онтогенеза. Девиантное поведение - франц. déviation, от лат. deviare сбиваться с пути; поведение - совокупность дейст-

вий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой. Исследователи отмечают появление всё новых форм отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. Такое поведение принято называть «делин-квентным», то есть выходящим за пределы соответствия социокультуральным нормами, достигшими уровня противоправных действий. Обычно делинквентное поведение начинается с

1S

Суицидология m 2, 2011

прогулов - уклонения от учебы и труда и присоединения к асоциальной группе сверстников или более старших по возрасту. Обычные действия делинквентного поведения - мелкое хулиганство, отбирание у младших детей денег, издевательство над ними. Агрессивность как черта формирующейся личности состоит в разрядке аффекта и проявляется в виде нападения на обидчиков или случайных лиц, нанесения побоев, «вымещения злобы», разрушительных действий. В генезе такого поведения имеет значение: особенности семьи, неправильное воспитание, неблагоприятные материально-бытовые условия, влияние теле- и видеофильмов, содержащих сцены жестокости (Гиндикин В.Я., 1999).

В МКБ-10 приводится критерий нарушенного поведения в виде антиобщественного, враждебного, негативного и агрессивного, с нарушением прав других людей и выходящего за рамки возрастных и социальных норм, который носит устойчивый характер и наблюдается более чем в одном окружении. Согласно проведённым исследованиям установлено, что при диагностике агрессивного поведения в детском возрасте важно учитывать её проявление в онтогенетическом аспекте. Агрессивные тенденции могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребёнка с возрастанием его аффективного развития, при этом может наблюдаться переход детей от непосредственной физической агрессии к косвенной, вербальной. Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Впервые агрессия может появляться в период первого возрастного криза (3-4 года) и быть направлена к своим близким (упрямство, неуступчивость, дети могут ударять, плеваться, кусаться). Так, в старших группах детских садов такое поведение выявлялось в 12-13% детей, у которых наблюдалось отсутствие контакта со сверстниками, стремление дезорганизовать коллективную игру, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения, при этом проявлялись обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности и агрессии. В предподростковом возрасте (10-11 лет) у ребёнка возникало критическое отношении к себе: около 30% мальчиков и 26% девочек при психологическом обследовании давали себе отрицательные характеристики, отмечая плохое поведение, в том числе грубость, злобность, агрессивность. У детей этого возраста отмечалось преобладание физической агрессивности, и менее всего агрессивность косвенная. Отрицательная характеристика себя, обусловленная в значительной мере оценками окружающих, сохранялась в I стадии подросткового возраста (12-13 лет). В нарушенном поведении выраженными оказывались нега-

тивизм, отмечался рост физической и вербальной агрессии, в то время как косвенная агрессивность становилась менее выраженной. Во II стадии возраста (14-15 лет) подростки начинали ориентироваться в своих личных особенностях и формах поведения, соотнося их с формами поведения, принятыми в референтных группах, куда он стремились войти. Агрессивные подростки при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения отличались некоторыми общими характеристиками: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитие нравственных форм поведения. В то же время среди подростков наблюдались лица, имевшие достаточно высокие показатели интеллектуального и социального развития. В этих случаях агрессивность выступала средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Они претендовали на более авторитетное положение.

Заключение. Терапевтические подходы должны включать два основных метода: психотерапевтическую и коррекционно - педагогическую работу с ребёнком и психотерапевтическую работу с семьёй.

К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Г. Г. Буторин, Н.Е. Буторина

Челябинский ГПУ, г. Челябинск Челябинская ГМА, г. Челябинск

На основании обобщённых результатов собственных исследование и данных специальной литературы описан и определён характер агрессивного поведения на разных этапах онтогенеза. Показано, что в генезе такого поведения имеет значение особенности семьи, неправильное воспитание, неблагоприятные материально-бытовые условия, влияние теле- и видеофильмов, содержащих сцены жестокости.

Ключевые слова: девиантное поведение, делин-квентное поведение, агрессия, онтогенез.

ABOUT THE PROBLEM OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR AT CHILDREN AND ADOLESCENTS

G. Butorin, N. Butorina

Chelyabinsk State Pedagogical University, Russia Chelyabinsk State Medical Academy, Russia On the basis of own results and the data of the special literature the character of aggressive behavior at different stages of ontogenesis was described and defined. It is shown that in the genesis of such behavior such factors as family features, adverse is material-conditions of life, influence a tele- and the video films containing scenes of cruelty play an essential role.

Keywords: deviant behavior, delinquency, aggression, ontogenesis.

№ 2, 2011 Суицидология

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.