Научная статья на тему 'К проблеме адаптации студентов-мигрантов к образовательной среде (на примере Республики татарстан)'

К проблеме адаптации студентов-мигрантов к образовательной среде (на примере Республики татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МИГРАНТЫ / АДАПТАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ADAPTATION / STUDENTS' MIGRANT / INTER-ETHNIC TOLERANCE / SOCIAL CULTURE / INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бичурина С.У., Амерханова Диана Семеновна

Статья рассматривает проблему социокультурной адаптации студентов-мигрантов к образовательной среде. Результаты нашего исследования показали, что социокультурная адаптация студентов-мигрантов в Казанском (Приволжском) Федеральном Университете происходит последовательно. В КФУ функционирует 21 международный центр, кафедра ЮНЕСКО по евразийским исследования, институт Конфуция, Центр корееведения, Центр иранистики и др. Налажены связи с 18 иностранными вузами-партнерами, работает ассоциация иностранных студентов, ежегодно проходит Фестиваль иностранных студентов «Содружество». Нами выявлены факторы, способствующие их успешной адаптации. Однако проблема адаптация студентов-мигрантов не полностью не решена. По нашему мнению, для решения существующих проблем необходимо совершенствовать распространение этнои социокультурных знаний с целью повышения этнокультурной компетентности в среде мигрантов и местного населения, больше внимания уделять мотивации студентов, их взаимодействию с вузом, этнотолерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of adaptation of students migrants to educational environment (on the example Republic Tatarstan)

The article deals with the problem of social and cultural adaptation of migrant students to the educational environment. The results of our study have shown that the socio-cultural adaptation of migrant students at Kazan (Volga) Federal University takes place sequentially. The KFU operates 21 International Centre, UNESCO Chair in Eurasian Studies, the Confucius Institute, the Center for Korean Studies, the Center for Iranian Studies, and others. Relations have been established with 18 foreign partner universities, working association of foreign students, foreign students annually held festival “Commonwealth”. We have identified factors that contribute to their successful adaptation. However, the problem of adaptation of students-migrants are not completely solved. In our opinion, to solve the existing problems need to improve the dissemination of ethnic and socio-cultural knowledge in order to increase ethnic and cultural competence among workers and local people, pay more attention to students' motivation, their interaction with the university, ethnic tolerance.

Текст научной работы на тему «К проблеме адаптации студентов-мигрантов к образовательной среде (на примере Республики татарстан)»

2016, том 18 [10]

УДК 378.4

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на примере Республики Татарстан)

С.У. Бичурина, Д.С. Амерханова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань. Россия.

Аннотация. Статья рассматривает проблему социокультурной адаптации студентов-мигрантов к образовательной среде. Результаты нашего исследования показали, что социокультурная адаптация студентов-мигрантов в Казанском (Приволжском) Федеральном Университете происходит последовательно. В КФУ функционирует 21 международный центр, кафедра ЮНЕСКО по евразийским исследования, институт Конфуция, Центр корееведения, Центр иранистики и др. Налажены связи с 18 иностранными вузами-партнерами, работает ассоциация иностранных студентов, ежегодно проходит Фестиваль иностранных студентов «Содружество». Нами выявлены факторы, способствующие их успешной адаптации. Однако проблема адаптация студентов-мигрантов не полностью не решена. По нашему мнению, для решения существующих проблем необходимо совершенствовать распространение этно- и социокультурных знаний с целью повышения этнокультурной компетентности в среде мигрантов и местного населения, больше внимания уделять мотивации студентов, их взаимодействию с вузом, этнотоле-рантности.

Ключевые слова: студенты-мигранты, адаптация, межэтническая толерантность, социокультура, интеграция, взаимодействие.

Современный мир динамично развивается во всех сферах, в том числе и в сфере образования [2]. С каждым годом растет количество студентов, желающих получить высшее образование в России. Получение высшего образования, обретение нового жизненного статуса неразрывно связано с успешным трудоустройством [5].

Теоретически в России созданы механизмы для успешной адаптации студентов-мигрантов в российском обществе. Важнейшим

компонентом успешной адаптации к иноязычной среде является достижение эффективного межэтнического взаимодействия. От этих отношений зависит результат адаптации — «адаптация по типу интеграции» либо «по типу психологической защиты или изоляции» [4].

Результаты исследований показали, что проблема адаптации студента-мигранта существует. Нами был проведен социологический опрос среди студентов Казанского (Приволж-

—--—

.....29 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 10

—--—

ского) федерального университета. В данную выборку вошли 100 человек. Это студенты Турции, Сирии, Ирана, Марокко, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Армении. Результаты опроса показали следующее: 65% местного населения к мигрантам относятся положительно, 30% — отрицательно и 5% — нейтрально. Среди опрошенных студентов-мигрантов было выявлено, что 80% чувствуют себя комфортно в России и 20% — некомфортно. На вопрос чего им не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно были получены ответы: поддержка со стороны преподавателей, доброжелательное отношение коренного населения, создание сообществ по изучению их культуры.

Татарстан привлекает студентов-мусульман, поскольку им близка культура, религия и др. Успехов студенты-мигранты, особенно юноши, достигают в спорте, увлекаются борьбой, боксом, футболом, активно участвуют в культурных мероприятиях, КВНах. Большое значение в процессе адаптации играют гендерные различия, основывающиеся на традиционных установках [1]. Результаты исследований показали наличие в среде студентов-мигрантов высокого адаптационного потенциала. Они проявляют интерес к изучению русского и татарского языков, активно принимают участие в мероприятиях вуза, в целом, у многих из них присутствует высокий уровень мотивационной готовности к межэтническому взаимодействию с представителями этнического большинства [3]. Вместе с тем, в межэтнической коммуникации принимающего сообщества и мигрантов в латентной форме сохраняется конфликтогенный потенциал.

С целью оптимизации процесса интеграции мигрантов в образовательное пространство региона следует активно развивать центры адаптации мигрантов, которые должны работать в тесном взаимодействии с органами местной власти, высшими учебными заведениями и средствами массовой инфор-

мации. В рамках поставленной проблемы необходимо также осуществлять обмен опытом, накопленный в данной сфере в Российской Федерации и за рубежом, в виде международных, видео конференций, круглых столов, семинаров, курсов повышения квалификации и др. с привлечением представителей различных национальных общин. Задача нашего сообщества — создание благоприятных условий для адаптации студентов-мигрантов, поддержка межэтнической толерантности, создание социальных, культурно-просветительских проектов, Лиги студентов-мигрантов, привлечение СМИ, организация клубной работы, курсов по изучению языков и культуры разных народов, совместное участие в поддержании порядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gromova C.R. Bichurina S.U. Peculiarities of self-categorization, sociocultural orientation of fUture teachers elementary school // Procedia — social and behavioral Sciences. Vol. 191, 2 June 2015. P. 1718—1722. URI: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/ handle/net/32844 (дата обращения: 08.10.2016).

2. RosVuz, Казанский (Приволжский) федеральный университет, URL: http://rosvuz.ru/ university/312-kazanskij-privolzhskij-federalnyj-universitet-kfu (дата обращения: 09.10.2016).

3. Солдатова Г.У., Пантелеев А.Б. Межкультурная компетентность и адаптация в инокуль-турной среде: подходы и технологии // Вестник Московского государственного областного университета. М., 2007. № 1 (41). С. 12—22. URL: istina.msu.ru>...article...1ab...Panteleev...inokulturnoj...

4. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. URL: iknigi .net>.. .lebedeva...etnicheskoy.. .lebedeva... 12.html.

5. Тишков В.А. Культурное многообразие в современном мире // Этнографическое обозрение. М., 2005. № 1. С. 3—22. URL: refdb.ru... (in Russian)

—--—

.....30 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Бичурина С.У., Амерханова Д.С. К проблеме адаптации студентов-мигрантов к образовательной среде...

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF STUDENTS MIGRANTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT (on the example Republic Tatarstan)

S.U. Bichurina, D.S. Amerkhanova

Kazan (Volga) Federal University Kazan. Russia

Annotation. The article deals with the problem of social and cultural adaptation of migrant students to the educational environment. The results of our study have shown that the socio-cultural adaptation of migrant students at Kazan (Volga) Federal University takes place sequentially. The KFU operates 21 International Centre, UNESCO Chair in Eurasian Studies, the Confucius Institute, the Center for Korean Studies, the Center for Iranian Studies, and others. Relations have been established with 18 foreign partner universities, working association of foreign students, foreign students annually held festival "Commonwealth". We have identified factors that contribute to their successful adaptation. However, the problem of adaptation of students-migrants are not completely solved. In our opinion, to solve the existing problems need to improve the dissemination of ethnic and socio-cultural knowledge in order to increase ethnic and cultural competence among workers and local people, pay more attention to students' motivation, their interaction with the university, ethnic tolerance.

Key words: adaptation, students' migrant, inter-ethnic tolerance, social culture, interaction.

REFERENCES

1. Gromova C.R. Bichurina S.U. Peculiarities of self-categorization, sociocultural orientation of future teachers elementary school. Procedia — social and behavioral Sciences, vol. 191, 2 June 2015, pp. 1718—1722. (in Russian) Available at: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/32844 (Accessed 8th October 2016).

2. Tatarko A.N., Lebedeva N.M. Methods of ethnic and cross-cultural psychology. Moscow, Ed. House of the Higher School of Economics, 2011. Available at: iknigi.net>...lebedeva...etnicheskoy... lebedeva...12.html.

3. Soldatova G.U., Panteleev AB Intercultural competence and adaptation in the cultural environment: approaches and technologies. Bulletin of Moscow State Regional University, 2007, no. 1 (41), pp. 12—22. Available at: istina.msu.ru>...

4. RosVuz, Kazan (Volga) Federal University Available at: http://rosvuz.ru/university/312-kazanskij-privolzhskij-federalnyj-universitet-kfu (Accessed 9 October 2016)

5. Tishkov VA Cultural diversity in the contemporary world. Ethnographic Review, 2005, no. 1, pp. 3—22. Available at: http://refdb.ru/look/1236309-pall.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.