Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМАТИКЕ ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТТОРЖЕНИЯ (НЕУЧАСТИЯ) И УРОВНЯ БЕДНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

К ПРОБЛЕМАТИКЕ ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТТОРЖЕНИЯ (НЕУЧАСТИЯ) И УРОВНЯ БЕДНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право на достойное существование / социальное отторжение / бедность / социальное государство / Евразийский Экономический Союз. / right to a decent existence / social exclusion / poverty / welfare state / Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седелиус Н. Н.

Статья посвящена явлению социального отторжения (невключенности) и политике Евразийского Экономического Союза по борьбе с проблемой бедности. Обосновывается и раскрывается важность применения инструментов этого явления для выработки эффективной социальной политики евразийских государств. Обозначена проблема методов измерения уровня бедности в России, Армении, Казахстане, Кыргызстане и Беларуси. Отмечается сложность изменения в подходах регулирования государствами исследуемого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF SOCIAL EXCLUSION (NON-PARTICIPATION) AND THE POVERTY LEVEL IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is devoted to the phenomenon of social exclusion (non-inclusion) and the policy of the Eurasian Economic Union to combat the problem of poverty. The importance of using the tools of this phenomenon to develop an effective social policy for Eurasian states is substantiated and revealed. The problem of methods for measuring poverty in Russia, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Belarus is outlined. The complexity of changes in the approaches of states to regulate the issue under study is noted

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМАТИКЕ ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТТОРЖЕНИЯ (НЕУЧАСТИЯ) И УРОВНЯ БЕДНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Научная статья УДК 349.3 (075.8)

DOI: 10.24412/cl-37031 -2024-2-28-32

К ПРОБЛЕМАТИКЕ ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТТОРЖЕНИЯ (НЕУЧАСТИЯ) И УРОВНЯ БЕДНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Седелиус Н. Н. 1 2

1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной

академии, г. Санкт-Петербург, Россия.

2

nataliasedelius@gmail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -5932-4876

Аннотация: Статья посвящена явлению социального отторжения (невключенности) и политике Евразийского Экономического Союза по борьбе с проблемой бедности. Обосновывается и раскрывается важность применения инструментов этого явления для выработки эффективной социальной политики евразийских государств. Обозначена проблема методов измерения уровня бедности в России, Армении, Казахстане, Кыргызстане и Беларуси. Отмечается сложность изменения в подходах регулирования государствами исследуемого вопроса.

Ключевые слова: право на достойное существование, социальное отторжение, бедность, социальное государство, Евразийский Экономический Союз.

ON THE PROBLEM OF SOCIAL EXCLUSION (NON-PARTICIPATION) AND THE POVERTY LEVEL IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Sedelius N. N.1- 2

1 Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov,

Saint Petersburg, Russia.

2

nataliasedelius@gmail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5932-4876

Abstract: The article is devoted to the phenomenon of social exclusion (non-inclusion) and the policy of the Eurasian Economic Union to combat the problem of poverty. The importance of using the tools of this phenomenon to develop an effective social policy for Eurasian states is substantiated and revealed. The problem of methods for measuring poverty in Russia, Armenia,

Kazakhstan, Kyrgyzstan and Belarus is outlined. The complexity of changes in the approaches of states to regulate the issue under study is noted.

Keywords: right to a decent existence, social exclusion, poverty, welfare state, Eurasian Economic Union

Введение

Признание и распространение концепции социального отторжения необходимо для своевременного и ориентированного реагирования государств -членов Евразийского Экономического Союза (далее - ЕЭС) на происходящие постоянно и повседневно трансформации в социальной и экономической составляющих рассматриваемых стран на этапе постиндустриальных политико-экономических изменений конце XX - почти первой четверти XXI веков. Это категория («социальное отторжение») является одним из элементов теории социального государства, обеспечения каждому человеку права на достойное существование. В российской науке это понятие появляется в конце XX века в работах М. В. Каргаловой [2], С. Н. Смирнова и А. К. Капустина [5], Л. В. Де-риглазовой [1] и др. Цель исследовании состоит в оценке возможности применения концепции социального отторжения в рамках осуществляемых социальных политик государств Евразийского Экономического Союза.

Основная часть

Сложившиеся с странах ЕЭС модели социального государства, обеспеченные конституционными гарантиями (статья 1 Конституции Республики Армения от 02.12.2015; статья 1 Конституции Республики Беларусь от 15.03.1994; статья 1 Конституции Республики Казахстан от 30.08.1995; статья 1 Конституции Кыргызской Республики от 05.05.1993; статья 7 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993) имеют сложившуюся систему аккумулирования средств для нужд государственной социальной политики. Основным и активным субъектом этих отношений выступает государство, поскольку формирует фонды бюджетных и внебюджетных средств социальной защиты и гарантирует механизмы реализации обеспечительных отношений в обществе.

Социальными рисками, традиционно рассматриваемыми в рамках социального государственного (негосударственного) обеспечения в евразийских странах, являются: старость, потеря кормильца, инвалидность или иная бо-

лезнь, влекущие утрату (стойкую, временную) трудоспособности; безработица; материнство и уход за ребенком (детьми). Эти риски влияют кардинальным образом, можно сказать формируют, низкий уровень доходов населения, другими словами, его бедность. Начиная с 1920-1930хх годов в рассматриваемых государствах выстроены направления социальной помощи и обеспечения, прежде всего, в рамках социального страхования. Однако в настоящее время, особенно в переходные периоды для каждого государства и в политической, и в экономической сферах, появились другие, ранее не известные риски внутри общества, где достаточно большая группа населения живет с низким уровнем образования / квалификации, в неполных семьях, иногда общество отдельных регионов представлено в основном женщинами и пока не иммигрировавшей молодежью. Эту группу ученые называют «новыми бедными» [1, с. 203].

Новые и традиционные социальные риски требуют адекватного реагирования социальной политики государства в виде денежных выплат, натурального обеспечения или социальной помощи, однако фактически это становится невозможным и влечет поиск новых решений. Одним из них выступает активное привлечение негосударственного социального обеспечения (добровольного страхования, накопительной части страховой пенсии и др. возможности). Политики и правоведы акцентирует внимание на привлечение в эту сферу средств крупных хозяйствующих субъектов, малого и среднего бизнеса как достойной и ответственной альтернативы.

Изучение причин бедности социологами и экономистами привело к созданию концепции социального отторжения (неучастия), которая направлена на предоставление отдельным категориям граждан определенных возможностей, которые способствуют включению (вовлечению) в активную социальную деятельность, а возможно и становление самостоятельных экономических субъектов (институт самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей). Через подобные государством обеспеченные социально-экономические возможности человек выходит из зоны социального риска, начинает больше зарабатывать, платить налоги и как следствие помогать другим членам общества. Отметим, что концепция социального отторжения изучает причины бедности, анализирует возможности социальной политики государства по включению конкретных людей в социальную жизнь и основана (даже во многом зависит) на институте занятости, трудоспособности населения (именно она влияет на размер вне-

сенных страховых взносов, которые в свою очень составляют экономическую базу социального обеспечения).

Мы будем использовать это социологическое понятие, чтобы обозначить тенденции государственно-правового регулирования процессов социального обеспечения и вовлечения данных социальных групп для преодоления бедности как состояния в евразийских государствах согласно их программным документам.

В Армении бедность рассматривается на угроза национальной безопасности, в РФ, Беларуси и Кыргызстане снижение уровня бедности ставится вровень с другими национальными целями развития. В Казахстане проблематика бедности раскрывается также в государственных программах

Необходимо сказать, что в странах евразийской экономической интеграции проводятся несколько государственных программ реализации принципов социального государства, прежде всего, направленных на подержание семьи, лиц преклонного возраста (пенсионное обеспечение), рынка труда, обеспечения жильем, адресной помощи инвалидам и иным категориям нуждающихся. Однако эти действия являются внутринациональными. Но масштабы социальных проблем, порождающие социальное отторжение и невключенность крупных социальных групп в обычную жизнь обществ аи государства, требуют насущно поставить вопрос о формировании единой евразийской социальной политики, возможно разработки единого Социального кодекса, носящего рекомендательный характер для членов ЕЭС. Это почти единое мнение ряда ученых [4, с. 68; 3, с. 83]

Глобальность проблемы бедности в странах евразийского региона, во многом носящая латентный характер, порождает трудность как определения достоверных метрик для анализа, так и квалификационное использование имеющихся средних величин статистических данных (исчисление среднедушевых доходов, их соотнесение с величиной прожиточного минимума). Во всех пяти государствах показателем бедности выступает доля населения, которая живет ниже черты бедности, определённой международно, а также доля населения, проживающая за национальной (официальной) чертой бедности; граница бедности определяется через величину прожиточного минимума, который в свою очередь является индикатором потребления материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне [соколин]. Следует сказать, что источниками информации выступают сведения о выборочных обследованиях доходов и расхо-

дов (бюджетов) домашних хозяйств в рамках трех принятых концепций: абсолютной, относительной, субъективной при использовании монетарных и немонетарных методов.

Заключение

Понятие социального отторжения и его применение в программах социальной политики государства евразийского сообщества даст возможность более адресно определять группы и лиц, находящихся в зоне риска их невключенности в социально-экономическую жизнь общества, в котором они просиживают. Монетарное (привязанное к денежному воплощению/) измерение не отвечает обеспечению права граждан государства на достойное существование, что вызывает необходимость разработки иных качественных критериев оценки уровня бедности в рассматриваемой группе стран и его преодоления. Эти решения должны быть политико-правовыми, не только программными, но и иметь выражение в изменении норм законодательства о занятости, об образовании, здравоохранении, жилищной политике, социальной помощи.

Библиографический список

1. Дериглазова Л. В., Менх В. В., Чепчугова А. П. Проблема социального отторжения в странах ЕС: определение и методы измерения // Вестник СПбГУ. Международные отношения. 2021. Т. 14. Вып. 2. С. 201-224.

2. Каргалова, М. В. От социальной идеи к социальной интеграции. М.: Интердиалект, 1999. 320 с.

3. Осадчая Г. И. Модель социальной политика Евразийского Экономического Союза // Наука. Культура. Общество. 2016. № 1. С. 80-93.

4. Рубцов Г. Г., Мисько О. Н. Инструменты социальной политики Евразийского экономического союза (часть 2) // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. № 3 (45). С. 64-78.

5. Смирнов, С. Н., Капустин, А.К. Статистика социальной ответственности в Российской Федерации // Социально-трудовые исследования. 2018. № 4. С. 93-98.

6. Соколин В. Л., Брысева В. М. Статистическая оценка бедности и неравенства в странах СНГ. Вопросы статистики. 2019. Т. 26, № 9. С. 5-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.