Научная статья на тему 'К проблемам подготовки конкурентоспособных бакалавров гостеприимства'

К проблемам подготовки конкурентоспособных бакалавров гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТЕПРИИМСТВО / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА / HOSPITALITY / HOTEL BUSINESS / PROFESSIONAL ETHICS AND ETIQUETTE / INNOVATION IN HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Соня Баймурзаевна

В статье рассматриваются основные проблемы вузовской подготовки конкурентоспособных специалистов сферы гостеприимства. Анализируется современное состояние индустрии гостеприимства, показана необходимость подготовки бакалавров нового формата, приводятся недостатки профессиональной подготовки и указаны пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова Соня Баймурзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEMS OF PREPARATION OF COMPETITIVE BACHELORS OF HOSPITALITY

The article deals with the main problems of the University training of competitive hospitality professionals. The current state of the hospitality industry is analyzed, the need for training bachelors of a new format is shown, the shortcomings of professional training are analyzed and ways of their elimination are indicated.

Текст научной работы на тему «К проблемам подготовки конкурентоспособных бакалавров гостеприимства»

УДК 378.14

Узденова С.Б.1

К ПРОБЛЕМАМ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ БАКАЛАВРОВ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы вузовской подготовки конкурентоспособных специалистов сферы гостеприимства. Анализируется современное состояние индустрии гостеприимства, показана необходимость подготовки бакалавров нового формата, приводятся недостатки профессиональной подготовки и указаны пути их устранения.

Ключевые слова: гостеприимство, гостиничный бизнес, профессиональная этика и этикет, инновации в сфере гостеприимства.

Uzdenova S.B.

ТО THE PROBLEMS OF PREPARATION OF COMPETITIVE BACHELORS OF HOSPITALITY

Abstract. The article deals with the main problems of the University training of competitive hospitality professionals. The current state of the hospitality industry is analyzed, the need for training bachelors of a new format is shown, the shortcomings of professional training are analyzed and ways of their elimination are indicated.

Keywords: Hospitality, hotel business, professional ethics and etiquette, innovation in hospitality.

Значимой составляющей бренда Северного Кавказа является традиционное гостеприимство, истоки которого зародились с появлением первых поселенцев в этом красивом крае.

Несмотря на общемировой кризис, в нашей стране сохраняются позитивные тенденции развития экономики, т.к. она защищена от внешних воздействий международными резервными активами Российской Федерации. На известность и признание в международном мире успехов России указывает её вхождение как полноправного члена во Всемирную торговую организацию, а также проводимая на уровне главы государства и членов правительства большая работа, по налаживанию контактов для инвестиционного поля деятельности. Вместе с тем, для дальнейшего экономического развития российской экономики необходимо решить следующие задачи:

1) Выдержать сильную конкуренцию, которая охватила не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей

силы, но и системы национального управления для поддержки инноваций и развития человеческого потенциала.

2) Выявить, скорректировать новые технологические изменения, определить роль инноваций и традиционных факторов роста в социально-экономическом развитии страны.

3) Позиционировать человеческий капитал как основной фактор экономического развития государства.

4) Прекратить применение и форсирование экспортно-сырьевой модели экономического развития, топлива, электроэнергии за счет дозагрузки производственных мощностей, создания товаров для внутреннего потребления, формирования условий для полноценного импортозамещения, создания новых рабочих мест и др.

В условиях трансформации мировой экономики в стране обозначились проблемы, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструк-

1 Узденова Соня Баймурзаевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (филиал в г. Пятигорске), e-mail [email protected], 8-928-335-30-99 Sony a Uzdenova, the doctor of pedagogical sciences, professor, FGAOOU WAUGH "The North Caucasian federal university" (branch in Pyatigorsk), e-mail of [email protected], 8-928-335-30-99

туры, дефицитом высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих кадров в сфере обслуживания (линейного персонала). Все это не может не сказаться на её замедленном темпе роста. Существует ряд нерешенных социальных и институциональных проблем. Главными, из которых можно обозначить следующие:

• высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

• значительные риски ведения предпринимательской деятельности, наличие коррупции, излишние административные барьеры, недостаточный уровень защиты прав собственности, непрозрачность системы земельных отношений, низкая корпоративная культура и др.;

• слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, небольшой уровень доверия в сочетании с малым уровнем эффективности государственного управления;

• отсутствие жесткой конкуренции на ряде производств и рынков сбыта продукции, которая служила бы для предприятий стимулом к повышению производительности труда;

• недостаточная скоординированность и взаимодействие образования, науки и бизнеса, не высокая рентабельность национальной инновационной системы и ДР- [1].

Поэтому в российской экономике нужно изменить вектор развития в сторону инновационного, высокотехнологического производства, развития малого предпринимательства, новых видов бизнеса, использование возобновляемых и не возобновляемых природных и человеческих ресурсов.

Исследования туристской и гостиничной индустрии показали, что развитие этих социально-экономических отраслей способствует:

• увеличению занятости малообеспеченных слоев населения;

• устранению социальной напряженности и межнациональной конфронтации за счет тесной интеграции в международное сообщество;

• развитию малого предпринимательства;

• «обеспечению потребности к повыше-

нию уровня образования низкоквалифицированного населения;

• улучшению инфраструктуры региона;

• существенному увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджета и увлечению ВРП региона [Там же].

Как сообщали ЮГА. ру, в рамках проекта туристического кластера ОАО «Курорты Северного Кавказа» к 2020 году на юге России планируют построить сеть горнолыжных курортов мирового класса. В рамках реализации концепции обеспечения трудовыми ресурсами Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея будут построены гостиницы, апартаменты и коттеджи разного уровня комфортности, рассчитанные на 170 тыс. мест [2].

Такое масштабное строительство требует продуманной политики в поле подготовки высококвалифицированных кадров в сфере гостиничного хозяйства. Образовательный процесс в учебных заведениях должен выполняться профессорско-преподавательским составом и работниками сферы гостеприимства по совершенствованным профессиональным федеральным образовательным стандартам (ФОС) для работников в сфере туризма и гостеприимства, интегрирующим в обучающие процессы лучшие отечественные и зарубежные практики, включающим экспертизу для обеспечения единого и максимально высокого уровня сервиса. Каждый преподаватель, помимо дополнительного образования в сфере гостиничного дела, должен пройти стажировку в российских и зарубежных гостиницах, чтобы прочно связать теорию с практикой. Работодатели, в свою очередь, должны активно участвовать в составлении учебных планов и программ по данному направлению бакалавриата и магистратуры. Все это гарантирует максимально высокое качество, профессионализм, компетентность и конкурентоспособность специалистов, задействованных в индустрии гостеприимства.

К 2020 году прогнозируется почти двукратное увеличение существующего мирового турпотока - до 2 млрд. человек в год. Доля туризма на международном рынке услуг достигает 30%. Ежегодно объем инвестиций в туризм увеличивается на 35%. По оценкам

131

Всемирного совета по путешествиям и туризму (ВСПТ), в течение последующих 5-ти лет ожидается рост туризма на 4 % ежегодно, что означает 10 % мирового ВВП или 10 трлн. долл. США. К 2022 году число рабочих мест достигнет 328 млн., т.е. 1 из 10 рабочих мест будет приходиться на туристическую отрасль

[3].

Выступая катализатором социально-экономического развития, туризм стимулирует приток инвестиций в инфраструктуру, большая часть из которых напрямую влияет на улучшение качества жизни местного населения. С ростом занятости в сфере туризма и гостеприимства растут доходы населения, повышается уровень благосостояния нации.

Во многих высокоразвитых странах Запада, таких как Швейцария, Австрия, Франция, Турция, значительная доля благосостояния построена на доходах от туризма. За последние десятилетия в них созданы мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма и гостеприимства, т.к. в 83 % стран туризм является одним из пяти основных источников дохода. Развитие туризма является эффективным инструментом борьбы с бедностью в наименее развитых уголках мира, позволяет быстрому социально-экономическому раскручиванию депрессивных регионов за счет перераспределения денежных средств более продвинутых регионов, создания рабочих мест и формирования смежных отраслей, содействует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города [4].

В России пока незначительно влияние туризма на экономику страны, т.к. вклад государства в развитие данной отрасли сдерживается отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По подсчетам, в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя [5].

Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

- преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм

разработать схему национального туро-перейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;

- число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги - отсюда острая конкурентная борьба на рынке;

- существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;

- из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;

- сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;

- происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.

В настоящее время неразвитость туристской инфраструктуры и невысокое качество сервиса привели к тому, что на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока, но по прогнозам, в ближайшие 10-15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов [6].

Для развития одной из самых перспективных отраслей в России и чтобы быть максимально конкурентоспособными не только заграницей, но и внутри страны, в сфере туризма и гостеприимства в СКФУ работают над целостностью организации научно-исследовательской, образовательной, проектной и инновационной деятельности на всех этапах обучения и стадиях подготовки бакалавров и магистров. Для подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций, на базе Института сервиса, туризма и дизайна СКФУ (филиала в г. Пятигорске) будет открыта «Школа кавказского гостеприимства». Соответствующий Меморандум о взаимопонимании подписан в Северо-Кавказском федеральном университете ректором A.A. Левитской, Гендиректором АО «КСК» О.С. Горчевым и директором по взаимодействию с предприятиями Гаагской

школы гостиничного бизнеса, которая входит в пятерку передовых европейских учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов туркластера гостиничного бизнеса, Сандер Мартином Аллегро [7].

Цель Школы - подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере гостеприимства на основе передового опыта Гаагской школы гостиничного бизнеса, лучшего зарубежного и российского опыта, в том числе работников организаций-резидентов особых экономических зон (ОЭЗ). Бизнес-практика показывает, что в условиях современных процессов глобализации успех зависит от глубоких знаний, необходимых для осуществления бизнес-операций, знаний по истории, этнологии, страноведению, культуре, обычаям и традициям, нормам поведения потенциальных партнеров и др.

Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025г. в туристической сфере региона предполагает создание не менее ста тысяч новых рабочих мест. Школа кавказского гостеприимства - это масштабный проект, ориентированный на среднее и высшее профессиональное образование с учетом европейских стандартов гостиничного и ресторанного сервиса.

Девятнадцать представителей СКФУ уже прошли обучение за рубежом в лучших школах гостеприимства. Ректор СКФУ А. Левит-ская считает, что «Школа кавказского гостеприимства будет самой современной, самой оснащенной и самой востребованной базой для переподготовки и повышения квалификации уже работающих в отрасли людей. Будет несколько десятков образовательных программ, которые будут обновляться по за-

просу работодателей», т.к. спрос на профессии в сфере туризма и гостеприимства в стране с каждым годом увеличивается. Сегодня в СКФУ более 800 студентов обучаются на бюджетных местах, и почти 300 - на платной основе, помимо этого, реализуются программы повышения квалификации и переподготовки по данным направлениям [8].

Образовательная база Школы будет организована в СКФУ методические рекомендации и консультационные услуги предоставит Гаагская школа гостиничного бизнеса, АО «Курорты Северного Кавказа» обеспечит будущих специалистов турсферы базой для отработки навыков. Основной площадкой практической подготовки персонала в рамках Школы кавказского гостеприимства станет ВТРК «Архыз». Директор по сотрудничеству с предприятиями Гаагской школы гостиничного бизнеса г-н Аллегро отметил, что в Гааге учебный процесс ориентирован на практику - формирование бизнес-навыков в сфере гостеприимства и что СКФУ стал первым российским вузом, с которым сотрудничает Гаагская школа. Отвечая на вопрос журналиста о кавказском гостеприимстве, Сандер Мартин Аллегро отметил, что «если говорить о гостеприимстве, пожалуй, те, кто приезжают на Кавказ, могут понять, что ему здесь можно только учиться, вряд ли улучшать. В том, что касается технического исполнения и профессионализма, у нас имеется 90-летний опыт работы, и мы готовы им поделиться. Мы рады тому, что нам удалось вступить в такие отношения с Кавказом, потому что это тот самый регион, который нас интересует» [8].

В рамках данной статьи обозначены лишь некоторые проблемы подготовки конкурентоспособных бакалавров гостеприимства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Концепция обеспечения трудовыми ресурсами Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея с учетом создания на их территории туристического кластера //www.livelaiban.ru/..,/na-baze-ksk-sozdadut-tsentr-otsenki-spetsialistov-v- sfere-turizma

2. Курорты северного Кавказа доработали концепцию создания туркластера /http://mars-r.ru/ kurorty-severnogo-kavkaza-dorabotali-koncepciyu-s

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р) // www.consultant.ru.

4. Кириллова С. О.Современное состояние российского рынка туристских услуг http:// ekonomika. snauka.ru/2016/10/12565

5. Новиков В.С Характерные черты туризма XXI века - устойчивое инновационное развитие / B.C. Новиков // Международная Туристская Академия. - М., 2006.

6. Сулейманова М.С. Проблемы развития туризма в регионе / М.С. Сулейманова, Н. А. Гад-жиева // Проблемы современной экономики. - 2009. - №3 (31).

7. В СКФО появится Школа кавказского гостеприимства www.ncfu.ru/.../8231-v-skfo-poyavitsya-shkola-kavkazskogo-gostepriimstva

8. Университетская наука - региону: Работа по созданию Школы кавказского гостеприимства продолжается /http://www.ncfu.m/universitet/8905-rabota-po-sozdaniyu-shkoly-kavkazskogo-gostepriimstva-prodolzhaetsya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.