ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94(560)
Ф. Ф. Желобцов
К ПРИЧИНАМ ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ВО ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КНР
Рассматриваются глубинные причины напряженности в автономном районе Внутренняя Монголия, которые могут привести к вспышке этно-конфессионального конфликта в спокойном пока субъекте КНР.
Ключевые слова и фразы: Внутренняя Монголия, монголы, социально-экономическое положение, скотоводство, политика китайских властей, дискриминация, панмонголизм, борьба за независимость, российско-китайские отношения, буддизм.
F. F. Zhelobtsov
About сauses of ethnic confessional tension in inner Mongolia PRC
The article is about underlying causes of social tension in autonomous region Inner Mongolia, that can lead to ethnic confessional conflict in a still calm region of PRC.
Key words and phrases: Inner Mongolia, the Mongols, socioeconomic status, cattle breeding, Chinese government policy, discrimination, pan-mongolism, fight for independence, Russian-Chinese relations, Buddhism.
В последнее время мировое сообщество выражает обеспокоенность по поводу событий, происходящих в Центральной Азии и в северо-западных провинциях КНР, связанных с этно-конфессиональными столкновениями. Не успели утихнуть волнения в Тибете, как летом 2009 года произошли кровавые события в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Напряжённая ситуация в национальных районах Китая явно грозит принять международный характер, поскольку нельзя не учитывать прямую поддержку местных мусульманских сепаратистов со стороны международной террористической организации «Аль-Каида» и открытую заинтересованность США укрепиться в этом регионе, дестабилизировать глобализирующийся Китай на его слабо защищённых
ЖЕЛОБЦОВ Федот Федотович - доцент кафедры восточных языков и страноведения Восточного отделения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ E-mail: j_diana@mail.ru
северных границах. Все эти события происходят в непосредственной близости от южных рубежей Российской Федерации, которые, по сути, являются «мягким подбрюшьем» нашей страны. Отсутствие укреплённых границ с бывшими государствами СНГ обостряет вопрос безопасности наших южных сухопутных границ - самых протяженных и уязвимых. Таким образом, безопасность и стабильность в северных национальных провинциях Китая непосредственно влияет на безопасность нашей страны на юге и на мир во всём регионе Центральной Азии. Многие политологи не скрывают опасений, что цепь этно-конфессиональных конфликтов может охватить и пока что более или менее «спокойный» автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), являющийся на сегодня наиболее крупным национальным субъектом КНР. Для подобного рода опасений, к сожалению, существует ряд оснований.
АРВМ является одним из самых крупных национальных субъектов Китая. Его площадь составляет 1 183 000 кв. км (12 % всей территории страны) и превосходит территории Франции и Германии вместе
взятые. АРВМ также занимает первое место в Китае по площади лесных насаждений. Столица - город Хух-Хото, переводится как «Зелёный город». Во
Внутренней Монголии проживают представители
49 национальностей. По переписи 2004 г. из всего населения в 23,84 млн человек китайцы составляли 79,17 %, монголы - 17,13 %, маньчжуры - 2,14 % [1]. АРВМ находится в северной части КНР, граничит с Российской Федерацией и Монгольской Народной
Республикой. Общая протяжённость границы с ними составляет 4200 км. Основой экономики района является сельское хозяйство, в котором занято 85 % населения. АРВМ по развитию животноводства
занимает одно из первых мест в стране. Вместе с тем район является дотационным, его экономическое положение в разы уступает другим провинциям КНР. В последние годы здесь идёт ускоренными темпами развитие угольной промышленности, что связано со строительством множества угольных шахт, которые разрушают экологию, а добыча угля идет вразрез с традиционным занятием монголов - скотоводством. Однако правительство, невзирая на протесты местного населения, объявило Внутреннюю Монголию «энергетической базой Китая».
Вся история монголов в регионе проходила в борьбе за установление своей государственности и против китайского завоевания. Эта борьба приняла более ожесточённый характер с началом выхода России на центрально-азиатские рубежи в XVII веке и её соперничеством с Цинской империей за Монголию [2]. Внутренняя Монголия, как и Внешняя Монголия, в тот период находилась в составе Цинской империи. Войска владетельных князей Внутренней Монголии сыграли значительную роль в завоевании Китая маньчжурами. Вместе с тем китайская империя в 1636 г., силой отделив земли Внутренней Монголии от остальной Монголии, сделала её объектом жестокой эксплуатации. Широко внедрялся план насильственной ассимиляции местного населения. Для переселения ханьского населения во Внутреннюю Монголию срочно была построена железная дорога между Пекином и Хух-Хото. Так, с 1909 по 1913 годы было переселено 50 000 китайских крестьян, которые захватили у монголов 1,6 му лучших земель [3]. К концу Х1Х века во Внутренней Монголии развернулось широкое народное движение против маньчжурского господства, жестоко подавленное правительственными войсками. Национальноосвободительное движение в районе получило новый стимул в начале ХХ века с созданием во Внешней Монголии независимого теократического монгольского государства. Все 49 хошунов Внутренней Монголии изъявили желание добровольно присоединиться к нему. Правительство Внешней Монголии отправило войска во Внутреннюю Монголию с целью изгнать
китайские войска. Отношения между Россией и Китаем серьёзно осложнились, когда Россия решительно поддержала независимость Внешней Монголии, а Китай не смог силой подавить выступление монгольского народа. Воспользовавшись Синьхайской революцией в Китае, в декабре 1911 г. Внутренняя Монголия провозгласила свою независимость, которая в 1915 г. в соответствии с Кяхтинским соглашением между Россией, Китаем и Внешней Монголией была сведена до уровня автономии в составе Китая. В 1924 г. в Пекине было подписано советско-китайское соглашение, по которому Внутренняя Монголия стала официально составной частью Китайской Республики. Необходимо заметить, что эти перемены в политической жизни монгольского общества отнюдь не ослабили общемонгольскую идею возрождения единого государства. Как пишет известный востоковед С. Г. Лузянин: «Объективно проблема панмонголизма и сегодня существует и игнорировать её было бы недальновидно» [2, с. 320].
В годы Второй мировой войны японские оккупанты на волне идеи панмонголизма спровоцировали сепаратистские выступления феодалов Внутренней Монголии [4]. Правящие круги Японии планировали создать единое монгольское «государство» под своей эгидой путём присоединения и МНР к будущей колониальной империи. В августе 1945 г. войска МНР, содействуя наступлению советских войск против Квантунской армии, вступили во Внутреннюю Монголию, но вскоре оставили её. Причиной тому была верность Сталина Кяхтинскому договору 1915 г. В район вступили китайские войска. После разгрома Японии 1 мая 1947 г. было образовано народное правительство первого в Китае АРВМ. Однако он просуществовал недолго: в том же году АРВМ подвергся фактической оккупации со стороны китайских войск. Была разогнана Народная партия Внутренней Монголии, ставившая целью воссоединение с МНР.
По конституции 1954 г. право на национальную государственность было предоставлено только одной китайской, то есть ханьской нации. В результате введения нового административного деления района значительно сократилась его территория и резко возросло количество населения в результате переселения в АРВМ ханьцев, что привело к такому положению, когда монголы стали «нацменьшинством» на своей земле. Власть в районе фактически перешла в руки китайских военных. В годы «культурной революции» в 1960-е гг. в политическом лексиконе появился новый термин «пограничный район» вместо термина «автономный район». Репрессиям подверглись более 60 000 жителей района, которые, в основном, выступали против политики насильственной ассимиляции и запрета разговаривать на родном
языке в присутствии ханьца. В 1960-е гг. шло планомерное уничтожение исторических достопримечательностей АРВМ. По существу была ликвидирована национальная местная автономия как форма административного управления [3].
Китайская пропаганда неустанно твердила о том, что «монгольские народности проживают на китайской территории» [5, с. 92]. Так прямо указывалось в вышедшей в 1977 г. в Хух-Хото книге «Краткая история монгольских народностей». Этой же цели служат выпускаемые в КНР многочисленные географические «карты национального позора» или «карты утраченных территорий». «На китайских картах отображается не реально существующая политическая ситуация в мире, а внешнеполитическая линия маоистского руководства. И карты - только один из способов, но наиболее наглядный, выражения этой линии» [5, с. 92]. В Китае издавна существует концепция (о которой говорили многие ведущие политические деятели страны от Сунь Ятсена до Дэн Сяопина), согласно которой земли, некогда входившие в состав Китайского государства или находившиеся в любой степени зависимости от него, считались частью его территории. Если в процессе исторического развития они приобретали самостоятельность или входили в состав других государств, они рассматривались как «утраченные» территории [6].
В последнее время в сети Интернет всё чаще мелькают сообщения из АРВМ о кровавых столкновениях местного монгольского населения с ханьцами, занятыми в строительстве множества угольных шахт на традиционных пастбищах монгольских пастухов. Проходят многотысячные демонстрации протеста в столице Хух-Хото [7]. Среди монгольского населения растёт раздражение массовым притоком ханьцев, ростом смешанных браков, падением, особенно в городах, интереса молодёжи к своему родному языку, традиционной культуре, к буддийской религии. Между тем, среди национальных меньшинств Китая именно у монголов отмечается самое высокое этническое самосознание.
Катализаторами оппозиционных настроений местного населения АРВМ могут служить, на наш взгляд, следующие факторы:
- традиционный менталитет монголов в отношении ханьцев: крепкая генетическая память, связанная с 200-летним правлением в Китае монгольской динас-
тии Юань, то есть монголы отнюдь не считают себя «младшим братом» ханьцев;
- вся история монгольского населения связана с борьбой за независимое автономное существование, но в рамках китайского государства, что, однако, не противоречит идеям панмонголизма - создания в будущем единого монгольского государства (в мире проживает 10 миллионов монголов). Существование рядом независимой МНР также не может не способствовать наличию в монгольском обществе тяги к независимому существованию;
- нельзя забывать о традиционной религии монголов - буддизме, который на протяжении многих веков был цементирующей основой для его последователей и который в определённой степени противостоит ханьскому конфуцианству. Жестокие гонения на буддизм в Тибете и во Внутренней Монголии (в период «культурной революции» в АРВМ из 700 буддийских монастырей осталось только 27), запрет совершать молебны в оставшихся монастырях глубоко задевают религиозные чувства многих тысяч верующих;
- тяжёлое экономическое положение АРВМ, когда ВВП на душу населения в районе является одним из самых низких среди других провинций КНР.
Л и т е р а т у р а
1. Внутренняя Монголия. - Википедия [Электронный
ресурс]: http://ru.vikipedia.org / wiki (дата обращения
26.12.2009).
2. Лузянин С. Г. Китай, Россия и Центральная Азия: разграничение региональных интересов // Китай в мировой политике. - М., 2001. - 527 с.
3. Базаргарьд Д. (МНР). Великоханьский шовинизм и судьбы Внутренней Монголии // Проблемы Дальнего Востока. - 1973. - № 4. - С. 94-105.
4. История Китая. - М., 2004. - 752 с.
5. Костиков Е. Д. Политическая картография на службе великодержавного национализма // Проблемы Дальнего Востока. - 1973. - № 4. - С. 85-92.
6. Степанов Е. Д. Пограничная политика КНР // Китай в мировой политике. - М., 2001. - 527 с.
7. Несколько тысяч пастухов собрались на митинг во Внутренней Монголии [Электронный ресурс]: www.gazeta.ru (дата обращения 29.05.2011).