Научная статья на тему 'К предыстории византийских метономасий в VIII-XV вв'

К предыстории византийских метономасий в VIII-XV вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Круглов Е. А.

The author of the article analyzes Pershitz and Khazanov's conception about ancient society «donor» and steppe nomades. «Recipients» in the author's opinion, this hypothesis is realistic in the sphere, of trade but on the political arena in the early Byzantiae Empire both parties enjoyed equal rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM “BARBARES» TO COMPANIONS IN ARMS

The author of the article analyzes Pershitz and Khazanov's conception about ancient society «donor» and steppe nomades. «Recipients» in the author's opinion, this hypothesis is realistic in the sphere, of trade but on the political arena in the early Byzantiae Empire both parties enjoyed equal rights.

Текст научной работы на тему «К предыстории византийских метономасий в VIII-XV вв»

торговли и ремесла (галльского Меркурия,

отождествляемого с ирландским Лугом) .

Известные факты мифической биографии Луга также проливают свет на сущность этого бога. Его отцом был Киан, один из Туата Де Дананн, сын божественного врачевателя Диан Кехта, а матерью — Этне, дочь Балора, короля фоморов. Таким образом, по отцовской линии Луг происходил из расы богов, а по материнской — из расы демонов . Имя Этне — это всего лишь другая форма имени Этайн, и фактически мать Луга является той же самой богиней, которая была супругой бога Другого мира Мидира и которая

смешивается, в конечном счете, с тройной Бригитой, Богиней-Матерью всех ирландских богов . Однако Луг был воспитан не ею, а богиней Таильтиу. Эта вторая мать Луга является женой Эоху, короля Фир Болг, и это связывает Луга с еще одной мифической расой, которую Туата Де Дананн изгнали из Ирландии.

Таким образом, верховный бог кельтов, ведущий свое происхождение от всей совокупности божественного мира, был всеохватывающим богом . Его образ являлся самой кельтской концепцией мира, тройственной и унитарной одновременно .

ЛИТЕРАТУРА

1. Mac Cana P. Celtic Mythology. London, 1973. P. 23 .

2 . Филип Я . Кельтская цивилизация и ее наследие . Прага, 1961. С . 170 .

3. Vendryes J . La Religion des Celtes // Les Religions de l’Europe ancienne . Т. Ill . Paris, 1948. P 273.

4 . Гионварк X . , Леру Ф . Кельтская цивилизация . Пер . с фр . Г. В . Бондаренко, Ю . Н . Стефанова . СПб, 2001. С . 158 .

5 . Lambrechts P Contribution a l’etude des divinites celtiques . Brugge, 1942.

6 . Гионварк X . , Леру Ф . Кельтская цивилизация . С . 158 .

7 . Duval P -М . Les dieux de la Gaule . Ed .2 . Paris, 1978. P 69 .

8 . Vries J . de . Keltishe Religion. Stuttgart, 1961. S . 42 .

9 . Benoit F. Mars et Mercure . Nouvelles recherches sur l’interpretation gauloise des divinites romaines . Aix-en-Provence, 1959 . P 137.

10 . Benoit F. Mars et Mercure . P 151.

11 .Ibid . P 154 .

12 . Vries J . de . Keltishe Religion. S . 44 .

13 . Duval P -M . Les dieux de la Gaule . P 70 .

14 . Vries J . de . Keltishe Religion. S . 44 .

15 . Duval P -M . Les dieux de la Gaule . P 28 .

16 . JullianC . Histoire de la Gaule . V. II . Paris, 1908. P119 .

17 . Lambrechts P Contribution a l’etude des divinites celtiques . P 131, 145, 153 .

18 . Vries J . de . Keltishe Religion. S . 44 .

19 . Sjostedt M .-L . Dieux et heros des Celtes . Paris, 1940. P 32; Duval P M . Les dieux de la Gaule . P 28 .

20 . Benoit F. Mars et Mercure . P 148 .

21. Le Roux F. , Guyonvarc’h Ch. Les Druides . Rennes, 1986. P403.

22 . Vries J . de . Keltishe Religion. S . 51.

23 .Ibid . S . 50 .

24 . Duval P -M . Les dieux de la Gaule . P 71.

25 . Jullian C . Histoire de la Gaule . V. II. P 252 . N. 6 .

26 . Битва при Маг Туиред . — Пер . С . В . Шкунаева // Предания и мифы Средневековой Ирландии . Москва, 1991. С . 39 .

27 . Мелетинский Е . М . Один // Мифы народов мира . Т. 2 . Москва, 1997. С .242.

28 . Vries J. de . Keltishe Religion. S . 52 .

29 . Dumezil G . Gods of the Ancient Northmen. Berkeley, 1973. P 26 .

30 . Le Livre des Conquetes // Le Roux F. , Guyonvarc’h Ch. Les fetes celtiques . Rennes, 1995 . P 149 .

31. Ibid . P 148 .

32 . Le Roux F. , Guyonvarc’h Ch. Les Druides . P 396 .

33 . Baile in Scail // Le Roux F. , Guyonvarc’h Ch. Les fetes celtiques . P 146-149.

34 . Битва при Маг Туиред . — Пер . С . В . Шкунаева // Предания и мифы Средневековой Ирландии. С . 40 .

35 . Vendryes J. La Religion des Celtes . P279.

УДК 94 (495 . 01)

ББК63 . 3(0)3

К ПРЕДЫСТОРИИ ВИЗАНТИИСКИХ МЕТОНОМАСИИ В VIII-XV ВВ.

Круглов Е.А.*

Когда в первые века н. э . в условиях Великого переселения народов целый ряд некогда действительно варварских этно-массивов «вдруг» стал выходить на авансцену истории и играть в ней роли отнюдь не статистов, жители Ромейской державы, окруженные этим миром и имея с ними контакты широкого спектра (от военно-враждебных до мирно-торговых и даже брачно-династийных), тем не менее еще долго продолжали именовать

этот мир в традиционных терминах античного наследия . Объясняют это, как правило, претензией на преемственность Византией традиций античной Эллады [1] либо же ее подспудным желанием не замечать объективно шедших вокруг изменений этнополитического порядка .

Но династийные браки элиты мало влияли на сознание рядовой массы ромеев, где, по словам З.В .Удальцовой, сохранялся стереотип

* Круглов Евгений Анастасович - канд. ист. наук., доц. БашГУ

«неизменности этно-географической номенклатуры» [2], а окружающий мир по-прежнему мыслился в категориях Страбона, коего почитали и старательно переписывали из века в век . И в итоге на страницах византийских авторов можно было сплошь и рядом наблюдать потрясающие порой анахронизмы . Так, у автора VI в . Евагрия в «Церковной истории» тождественно фиксировались гунны и массагеты (III, 2), а современник Евагрия Агафий в труде «О царствовании Юстиниана» все народы около Меотиды называл «гуннами или скифами» (V, 11) .

Подобные этно-географические экзерциции авторов VI в . были продолжены их преемниками в последующие времена . Так, в «Истории» Феофилакта Симокаты (V, 10, 10-15) через 100 лет после Менандра турки стали «восточными скифами», а еще веком спустя в «Хронографии» Феофана Исповедника скифами были объявлены не только турки, но и хазары (СЬгоп. I, 266, 31; I, 409, 31)7 . В свою очередь, турками на страницах трактата «Об управлении Империей» Константина VII были названы венгры, а готы - сарматами (13, 9 сл; 53, 23) . Но если у ранних венгров Паннонии действительно была родственная связь с тюрками Южного Урала, то аналогичного родства между крымскими готами и сарматами (для Константина Порфирогенета - это аксиома X в . ) не выявлено наукой по понятным причинам и в XX

в. [3]

. . . Возвращаясь же кмиру византийских «скифов», отметим, что если у Агафия они «включали» в свои ряды гуннов, то у других авторов еще и булгар с печенегами, а также и половцев с русскими. Но последних все-таки выделяли из рядов тюркоязычных степняков и именовали чаще «тавроскифами» . К примеру, описывая правление Комнинов Иоанна и Мануила, И. Киннам в XIV в . отмечал, что «один управлял чехами, а другой - лехами, народом скифского происхождения, сопредельным с . . . гуннами» (II, 18) . Как видно из этого текста, восемь веков спустя после Агафия отождествлять со скифами гуннов уже не всем византийским авторам представлялось возможным. Между тем, современник И. Киннама Никифор Григора в своей «Ромейской истории» (I, 30 sq) целый пассаж посвящает описанию скифов - этого «бича от Бога» для пораженных «лихорадкой цивилизации» людей (I, 32, 5-24), где под скифами Григора недвусмысленно подразумевал татарское население Тавриды [4] , этнос тюркского происхождения, давно уже перешедший от кочевий к оседлому образу жизни. Но так и оставшийся в сознании ромеев «варварским» .

Со всей очевидностью эту же традицию демонстрирует даже в XV веке «сарматский» экскурс Лаоника Халкокондила, где сознательная архаизация и подражания Геродоту и Страбону приводят хорографа к отождествлению России с Сарматией. При этом народ России говорит на том же иллирийском (!) языке, что и болгары с сербами, и боснии с далматами (I, 122, 5 сл) . Таким образом, тут действительно иллирийские по языку далматы соседствуют с изначально тюркоязычными болгарами и босниями, а также со славянами России и Сербии под общим псевдоэтниконом Сарматия - типичный, по мнению Г. Диттена [5] , пример «сознательного византийского архаизирования» окружавших державу Ромеев реалий .

Между тем, ко времени Лаоника передовая мысль византийских ученых, антикваров и хорографов уже выработала для нужд широких слоев державы Ромеев, связанных в ходе торговых контактов необходимостью

общения с миром пост-античных «варваров», целый блок таблиц-метономасий для перевода прежних античных названий на их византийские соответствия современности. Первая из упомянутых таблиц с

29 параллелями появилась еще на рубеже XII-XIII вв . как приложение к тексту трактата Константина Порфирогенета «О фемах» . Последняя же, пятая по счету [6] , вышла в свет примерно на рубеже XV-XVI вв . и включала в свои списки более полусотни новых географических соответствий в сравнении с первой метономасией . Упомянутые таблицы призваны были до какой-то степени все-таки рассеять путаницу в сознании массового ромея, особенно связанного с торговлей, по части правильной ориентации в окружающем Византию мире «варварских земель» .

Итак, для нужд ромейских навклеров создаются несколько вариантов метономасий с новыми этнонимами старых «варваров» . Мы акцентируем внимание на этом термине специально: для большинства жителей Ромейской державы ее окружение еще долго мыслилось именно варварским . И это особенно было заметно когда речь заходила о торговле, где планка византийского качества как бы подпитывала пост-античную гордыню ромеев .

Еще в VI в . знаменитый готский писатель Иордан, говоря о торговых парнерах Византии и вскользь упоминая среди них об угорском этносе мари - цер-мас (черемисы), об их волжских соседях хуннугурах (хунгры, унгры - протовенгры, мадьяры), донес лаконичный, но весьма характерный пассаж: «Нипп^уп аи!ет . . . аЬ 1рк1к ро11ит типпапит уеп-И соттегсшт» (ОеИса, . . 59), т. е . «хуннугуры же со своей стороны (букв. «от себя») приносят для торговли меховые шкурки куниц-горностаев» [7]. И в продолжение нескольких веков после сообщения Иордана ситуация с торговлей между ромеями и уграми - основными торговыми партнерами Византии по «пути из варяг в греки» - оставалась прежней: угорский мир Биармы-Пармы поставлял на юг, в Иран и Византию, главным образом пушнину - горностаев и бобров, соболей и белок [8] . В ответ же поступал материал, который служил как бы ориентиром престижа местной знати, о чем свидетельствует многочисленный материал византийского серебра Приуралья и Волго-Камья .

Проведенные В . Ю . Лещенко еще в середине 70х гг. подсчеты показали, что на Урале было учтено более 70 комплексных (клады) и единичных находок серебра, в том числе около 40 чаш, 19 кувшинов, более 20 кубков и 80 блюд, не говоря о светильниках и ковшах с монетами византийского и иранского производства - всего более 170 (!) предметов [9] . Что же касается характера их использования, то картина выглядела следующим образом:

а) большая часть находок (свыше 60 %) служила

предметами роскоши и социального престижа для знати ломоватовских племен вв . и их преемников

- ранне-родановских племен IX-XI вв . ;

б) около четверти материала шло на культовые цели местных священнослужителей (ритуальные табу язычников Камы и Приуралья воспрещали им вкушение мяса с деревянной посуды - требовалась металлическая, главным образом серебряная; эта посуда была крайне необходима и при камлании жрецов-шаманов [10] );

в) наконец, небольшая часть восточного серебра шла на переплавку для изготовления погребальных лицевых масок в родановских могильниках X-XI вв . -практика, поразительно напоминающая аналогичные ритуальные маски владык древнего Египта и крито-

микенской Греции (III-II тыс . до н . э . ) .

Итак, торговля несомненно подпитывала пост-античную гордыню жителей Византии в контактах с «варварами» . Но реалии для Ромейской державы VI в . н. э . лежали не только в сфере торговли, но и в сфере политики, где оснований для снобизма было гораздо меньше .

В течение многовековой своей истории у Византии не раз менялись соседи и соперники. Соответственно, менялись и союзники-партнеры по внешней политике и, как следствие, по торговле . Увлеченные воспоминаниями о былом величии времен Александра и его преемников, византийские историки подчас старались не замечать шедших в мире объективных изменений и предпочитали по старинке именовать новых торговых соседей своей державы старыми этнонимами эпохи поздней античности.

Однако военно-политические успехи сасанидского Ирана времен Кавада I (502-506 гг. ) и его преемников стали доставлять византийской внешней торговле все больше проблем и, в частности, поставили в совершенно кризисное положение знаменитый шелковый путь, столь обоюдовыгодно питавший и Китай, и Византию . Уходя от этой проблемы, китайские караваны апробируют «новую дорогу севера» через Лоб-нор, бассейн р . Тарим, Турфан и города Согда, а далее - через север Каспия и Аланию - к Понту. Но вскоре почти все эти территории, с разгромом эфталитов (белых гуннов), оказались в руках тюркских каганов, настроенных к Ирану резко враждебно .

В Византии это оперативно оценили и, спасая доходы «шелкового пути» и имея Иран общим недругом, правители державы Ромеев идут на серьезный и длительный контакт с «варварским» миром степных тюрков . Послы последних, оскорбленные надменностью Ирана, сами прибывают в Константинополь к Юстину для заключения чисто торгового соглашения .

Византийскому правителю эта цель, похоже, показалась недостаточно «глобальной», ведь противостояние с Ираном начинало приобретать характер широкомасштабного военно-политического конфликта: игра шла всерьез . Вот почему в ответ на визит степняков Юстин II в том же 568 г отправляет далеко на Восток, в ставку главного кагана (или хакана) тюрков, полномочную делегацию во главе с киликийцем Зимархом, дав ему самые серьезные секретные поручения .

В чем они состояли, как и где проходило путешествие в тюркский мир византийской миссии

- все это с той или иной мерой подробности доносит до нас сочинение преемника Прокопия и Агафия

- Менандра Протиктора, жившего в конце VI в . Собственно, это даже и не одно, а три сочинения-бревиария, включающие в себя: а) выдержки из изречений знаменитых мужей прошлого (Exc . de sent. ); б-в) краткие извлечения из истории делегаций Ромеев (Exc . de leg . Rom .) и других народов (Exc . de leg . gent . ). Фрагментарная сохранность текстов позволяет все-таки воссоздать общую картину истории византийской дипломатии той поры, в том числе и её визитов на Южный Урал .

Итак, перебои с шелком из-за происков Ирана подтолкнули согдаитов, жителей северно-бухарских земель Согдианы возле Окса - Сыр-Дарьи, известных ещё Геродоту (III, 93, VII, 66) и Арриану (IV, 2), обратиться к своему правителю Дизабулу за помощью, а тот завязывает контакты с Ромеями, коим Иран тоже

давно был «не друг» . Рассказав в Константинополе на приеме у Юстина о своей стране из четырех владений (видимо, четырех племенных территорий ? - ЕК), землях и городах, делегаты Дизабула убедили византийского василевса заключить с ними «мир и союз, т. к . они очень расположены воевать с неприятелями Римской (т. е . Ромейско-византийской

- ЕК) державы, живущими в их краях» (Exc . de leg . gent . 108).

В августе того же 5б8 г. киликийский посол Ромеев Зимарх отправляется далеко на Восток, в ставку Дизабула, и по прошествии продолжительного времени прибывает к хакану Typков . В отличие от более позднего визита Ибн-Фадлана, детально описавшего весь свой маршрут по «дням пути» между пунктами, Зимарх - в пересказе Менандра

- таких деталей «на перегонах между станциями» не сохранил; его повествование выхватывает из сумерков VI в . лишь отдельные, но яркие картины .

Среди них - прибытие в ставку к Золотой горе Эктаг и прохождение всей делегации через костер из ветвей ливанского кедра, дабы это ритуальноязыческое окуривание в паралельно шедшим звоном колоколов очистило ромеев перед встречей с хаканом Дизабулом . О последнем чуть позднее ученик Менандра, Феофилакт Симокатта, напишет, что тот

- «сильнейший хакан тюрков и владыка семи племен и их обитаемых территорий семи» (В . 282) . Нетрудно заметить, что подобная характеристика на рубеже VI-VII вв . практически полностью соответствует современным историческим реконструкциям этно-племенного прошлого башкир в начале н . э . , где известные сомнения исследователей оставляет лишь локализация ставки хакана возле Эктага (возможно, Алтай?) .

Tак или иначе, встреча на Эктаге состоялась и после трехдневных пиршеств в шелковых шатрах, потрясших византийцев обилием золота и серебра, был заключен союз, делегация с почетом отправлена домой, а самого Зимарха - за личные услуги в ходе тяжелых переговоров с персами - хакан наградил ещё и пленницей из народа «херхис» (Exc . de leg . Rom . l52-l53), в котором следует, видимо, усматривать, не черкесов [l0] , а зависимых от Дизабула киргизов, в чьей долине Tалас и шли переговоры хакана и Зимарха с персами . . .

На обратном же пути к императору Юстину Зимарх в сопровождении двенадцати всадников, знатоков тех мест - тюрков Дизабула, с трудом переправился через Оих (Окс - СырДарья), почти две недели шел вдоль берегов «широкого озера» (Арал или Каспий? - ЕК), пока послы не достигли Даиха, а затем «через болота - прибыли к Аттиле» (Ibid ., 154), где подчиненный Дизабулу вождь угуров снабдил делегацию кожаными мехами с водой и помог по безводной степи добраться до волгодонских алан (Ibid ., 154). Последующий маршрут делегации, через Кpым-Кавказ-Tpапезyнд, Менандр вновь дает схематично, но нам в данном случае эти географические детали не суть важны. Важнее общая направленность сообщения византийского историка о поездке обычно столь горделивых ромеев с целью союза (едва не на поклон) к «варварам», каковые в подобных сложившихся политических обстоятельствах тем самым, хотя и не сразу, начинали переходить в новый ранг участников диалога ромеев с соседями .

Но вернемся к текстам фрагментов Менандра, тем более что последующие материалы вносят в нашу тему ряд новых моментов . В 57б г. преемник

Юстина Тиберий, ввиду серьезного ухудшения отношений с сасанидским Ираном, вновь отправляет из Византии посольство к тюркам Дизабула, назначив главой миссии Валентина - «царского меченосца» (важный ранг придворной иерархии тогдашнего Константинополя) . Свиту сопровождали сто шесть турок, уже давно живших в столице державы Ромеев и «от имени своего народа посланные», как говорит Менандр (Exc . le leg . Rom . '160 sq) . Поразительный момент при этом фиксирует византиец: «некоторые из этих скифов, из племен так называемых турков, уже прежде сопутствовали Валентину, ибо Валентин был дважды (!) отправлен к туркам в звании посланника; другие же сопровождали Иродиана и Павла Киликийца . Так что всех собралось до 106 человек» (Ibid., 161). Прибыв на кораблях в Фанагорию, на стыке Понта и Азова, делегаты Валентина весь последующий путь через земли утигуров и других «скифов» проделали на конях. Судя по всему, путь вновь был долгим и утомительным, без фиксации столь интересных современнику историку-краеведу деталей маршрута и живописания быта автохтонов . Менандр Протиктор лишь отмечает, что по смерти Дизабула - Истеми, разгромившего и подчинившего ещё за 25 лет до этого эфталитов и вархонитов (последних археологи [12] считают караякуповцами или кушнаренковцами - в любом случае, прямыми предками башкир), наследником и верховным владетелем всех его племен и земель на рубеже 575576 гг. , стал Арсила, чьи владения теперь делились на восемь частей и управлялись подчиненными ему тюркскими вождями, в том числе Турксанфом . Кто из Крыма едет в края тюрков на Восток, из подчиненных Арсиле встречает первым именно Турксанфа, к которому и был представлен теперь в 576 г. Валентин. Исполняя задание Тиберия, посол, ссылаясь на пример недавно почившего Дизабула, призвал Турксанфа поддержать старую дружбу Степи с Византией и выступить совместно против Ирана . На что последовала обличительная отповедь, начавшаяся с кратких возражений в духе лаконичных спартанцев, а завершившаяся риторикой в стиле Демосфена или Цицерона! Вот как передал Менандр ответ Турксанфа: «Не вы ли те самые римляне (т. е . ромеи-византийцы

- ЕК), кто употребляет десять языков и один обман? При этом он заткнул себе рот десятью пальцами, а потом продолжал: Как у меня сейчас во рту десять пальцев, так у вас - десять языков . Одним обманывая меня, другим - моих рабов вархонитов . . . Ваш царь получит в свое время наказание за то, что со мной ведет речи дружественные, а с вархонитами, рабами моими, бежавшими от своих господ, заключил договор . Но вархониты, рабы мои, как только увидят посланную мною плеть, убегут в преисподнюю, а как осмелятся взглянуть на нас, то будут растоптаны копытами моих коней и раздавлены, как муравьи. . .

Я точно знаю, где течет река Данапр куда впадает Истр, и как мои рабы вархониты прошли в Римскую землю . Ведь мне преклоняется вся земля от первых лучей солнца и где оканчивается край Запада» . Выслушав сей риторический пассаж с обвинениями в двуличии византийской дипломатии, Валентину пришлось долго оправдываться и опровергать обвинения ссылками на добровольный союз державы Ромеев со Степью, заключенный по просьбе, между прочим, самого Дизабула-Истеми . . . В подтверждение верности делегация стала царапать ножами свои лица в знак верности памяти Дизабула и, как того требовал похоронный тюркский обычай «дохия», Валентин участвовал вместе с Турксанфом в поминальной тризне, в ходе которой в жертву вместе с конями были принесены четверо военнопленных уннов (De leg . Rom. 162-163) .

Только после этого ромеи с Валентином были отпущены Турксанфом далее на Восток, к его брату Тарду, чья ставка находилась возле горы Эктель . Название её, как сообщает Менандр, означает «золотая», но поскольку записи о поездке Валентина на этом прекращаются, нам остается лишь строить предположения о возможном тождестве Эктель Тарду и Эктага Дизабула с проблемой локализации новой (?) ставки хакана тюрков - «варваров», в терминологии ромеев .

. . . Да и сам успех миссии Валентина (в отличие от Ибн-Фадлана через три века после этого) оказывается покрытым густой пеленой тумана, чему способствовали, в известной мере, как скрытность истории дипломатии, так и, в результате, наличествующее состояние источниковой базы . Впрочем, важнее другое: Менандр во всех цитированных фрагментах своих сочинений ни разу (!) не называет участников политического диалога Византии по созданию антииранского блока варварами - факт, на наш взгляд, знаменательный. Ведь если в сфере торговли ромейские историки еще долго будут позволять себе квазиэтнические архаизмы в адрес экономических партнеров державы, то в сфере политики, как кажется, миссии Зимарха и Валентина знаменуют начало серьезного поворота к диалогу с бывшими варварами, которые все более становились равноценными соратниками в борьбе против общего недруга - Сасанидского Ирана .

И если ныне этот эпизод южноуральско-византийских политических контактов ведом лишь узкому кругу специалистов, то для ромеев сер . I тысячелетия н. э . он оказался, как представляется, о дним из тех моментов, который сыграл свою катализирующую роль в создании метономасий

- зримого свидетельства нового уровня отношений византийцев с окружающим их миром постантичных «варваров», а теперь соратников в последующем историческом процессе .

ЛИТЕРАТУРА

1. Garin E . Studi sul platonismo medievale . Firenze, 1958. P. 164 sqq; Медведев И . П . Византийский гуманизм XIV-XV вв . М. , 1976. С . 171 слл; Удальцова З . М. Дипломатия // Культура Византии второй половины VII-XII вв . М . , 1989. С . 249 слл .

2 . Удальцова З . М. Указ . соч . С . 242.

3Васильев А . А . Готы в Крыму // ИГАИМК . 1921. № 1. С . 289 .

4 . Красиков С . В . Скифы в «Истории» Никифора Григоры // Иностранцы в Византии. М. , 1997 . С . 26 .

5 ДиттенГ. Известия Лаоника Халкокондила о России //ВВ . 1962. № 21. С . 51, 55 сл .

6 Diller A . Byzantine Lists of Old and New geographical Names// Byzantinische Zeitschhrift 1970. Bd. 63 . p . 2742.

7 Кропоткин В . В . Из истории торговли с Восточной Европой // ИАС . М . : МГУ, 1962. С . 150-151; Археологическая карта Татарии . Т. I . М. , 1981. С . 169 .

8 Йессен А . А . Ранние связи Приуралья с Ираном // СА . 1952 . № 16 . С . 230.

9 Лещенко В . Ю . Использование восточного серебра на Урале // Даркевич В . П. Художественные металлы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Востока. М. , 1976. С . 188 .

10 Лещенко В . Ю . О ритуальном использовании серебряных сосудов с отверстиями // КСИА . 1977. Вып .

150 .

11 На это обращал внимание ещё почти два века назад Н . М . Карамзин (История государства Российского . Т. 1. М. , 1989. С . 190 прим . № 53) . Добавим к этому, что этноним «черкес» передается по-гречески «дзеркис», но никак не херкис . . .

12 Нодробнее об этно-генетическом родстве ранних хазар-авар-угров-гуннов-вархуннов (вархонитов)

- протобашкир см .{Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар . Л . , 1936. С . 24; Халиков А. X .

Великое переселение народов и его роль в образовании варварских государств // От доклассовых обществ к раннеклассовым . М. , 1987 . С . 94-96; Гарустович Г. Н . , Иванов В . А. Ареал расселения угров на Южном Урале и в Нриуралье во второй половине I - начале II тыс . н. э . // Нроблемы этногенеза финно-угорских народов Нриуралья. Ижевск, 1992. С . 23; Мажитов Н. А . , Султанова А. Н. История Башкортостана с древнейших времен до конца XVI века . Уфа, 1994, гл . и-У

УДК 94 «04/14 ББК63 . 3(0)4

ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ КАРЛА V ГАБСБУРГА (1519 - 1556)

Евдокимова А.А. *

“Ты же, о римлянин, помни - державно народами править;

В том твои будут искусства, вводить чтоб обычаи мира, Милость покорным давать и войною обуздывать гордых. "

Вергилий, Энеида; VI, 847-853

СредневековаяГерманиявеладлительнуюборьбу за гегемонию в Европе . Результатом ее стало создание и существование Священной Римской империи (962

- 1806) . Арнольд Тойнби писал, что дух Римской империи присутствовал в двух соперничавших державах: Священной Римской империи Запада и Восточной Римской империи православного христианства. Известные мыслители неоднократно отмечали факт какого - то странного бытия Римской империи post mortum - после завершения ее реальной политической истории - в политической культуре, символике и т. д . [1] . Великий Вольтер считал, что Священная Римская империя, вовсе не была ни священной, ни Римской и не империей. Вряд ли с этим можно полностью согласиться . За 9 веков своего “имперского” существования германское государство нередко было действительно Империей, правда не “священной” и не “римской” - в этом французский философ прав . Проблема типологии империй не является предметом данной статьи. Но, если империями “принято называть государства 1) крупные, 2) полиэтнические, 3) нацеленные на внешнюю экспансию“ [2], то государство Карла V Габсбурга этим критериям соответствовало .

В 1519 году императором “Священной Римской империи германской нации” (так называлась Германия с 1485 года) стал молодой испанский король Карл I Габсбург. Ни один из европейских монархов не имел столь обширных владений , как он. В его Империи действительно “никогда не заходило солнце” . В состав нового универсалистского государства вошли не только германские и нидерланские земли, но и Испания с ее владениями в Италии и в Новом Свете ( т. е . Америке) . Карлу было всего 19 лет, когда он стал самым могущественным государем Европы . С гравюры этого времени на мир смотрит бледный юноша, с белокурыми мягкими волосами и задумчивыми глазами. Над его головой три короны : испанская, германская и Имперская . Он был последним императором коронованным папой (Болонья 1530 год) . Впоследствии титул императора

наследовал вновь избранный германский король . На портрете кисти Тициана нам представлен уже другой человек: это умудренный жизнью, уставший, рано постаревший мужчина с потускневшим взглядом . Что же случилось с Империей за 36 лет его правления?

Историки не отказывали величественному монарху в уме, знаниях и амбициях. Особенно в амбициях . Последние вполне объяснимы . Уже в 15 лет по настоянию высшего бургундского дворянства он принял власть в Нидерландах. Его отец герцог Бургундский Филипп Красивый был сыном императора Максимилиана I и Марии Бургундской. В 1516 году Карл становиться испанским королем -его мать Хуана Безумная была дочерью католических королей Испании Фердинанда и Изабеллы, а в 1519 году он - германский император . Случайно ли столь быстрое восхождение на политический Олимп ?

Как известно, искателями имперской короны были три юных государя: Карл I Испанский,

Франциск I Французский и Генрих VIII Английский . Большую популярность имел Франциск I, “стяжавший военную славу на полях Мариньяно, рыцарь - государь, обещавший Германии помогать в войне против турок“[3]. Франциск, как и Карл, был увлечен идей универсальной монархии. Оба молодые короля считали, что политическое господство единого монарха позволит преодолеть раздробленность Европы; обеспечит мир внутри христианского сообщества; мобилизирует силы этого сообщества на борьбу с османской угрозой [4]. Почему победа в борьбе за Monarchia universalis досталась Карлу? Вероятно свою роль сыграли следующие обстоятельства:

1. среди немецких князей - избирателей, курфюрстов сильны были неогибеллинские и антипапские настроения;

2 . немалую роль сыграла материальная поддержка Якоба Фуггера . Он писал Карлу в 1523 году:” Чтобы доставить вам римскую корону , мы дали обязательства некоторым князьям, . . . мы дали вашим комиссарам большую сумму наличными

* Евдокимова Ангелина Алексеевна - канд. ист. наук., доц. БГПИ

Вестник Башкирского университета .2005 . №1. 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.