Научная статья на тему 'К предварительной оценке растительного потенциала Горной Чечни'

К предварительной оценке растительного потенциала Горной Чечни Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
221
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К предварительной оценке растительного потенциала Горной Чечни»

ФИТОРАЗНООБРАЗИЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 2008. № 5 С. 189-194.

УДК 581.9

К ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРНОЙ ЧЕЧНИ

А.А. Головлёв*

Горная Чечня охватывает подавляющую часть территории современной Чеченской Республики. К растительным ресурсам Горной Чечни относятся лесные, пастбищные и сенокосные угодья, а также пищевые, лекарственные, технические растения и грибы. Кратко охарактеризуем каждый из этих видов природных растительных богатств по состоянию до начала (до 1994 г.) военных действий в регионе.

Лесные ресурсы. Общая площадь земель, принадлежавших государственному лесному фонду (гослесфонду) бывшей Чечено-Ингушской АССР, составляла 452,3 тыс. га, лесопокрытая площадь - 395,9 тыс. га, а средняя лесистость - 20,5% (Остапенко и др., 1971). Приблизительно через 20 лет площадь гослесфонда (теперь уже Чечено-Ингушской Республики) уменьшилась до 446 тыс. га, а площадь горных лесов составила 279,3 тыс. га (Русин, 1989; Рыжиков и др., 1991).1

Среди 15 основных лесообразующих пород Горной Чечни по площади и запасам древесины все еще доминирует «царь» чеченского леса - бук восточный (Fagus orientalis Lipsky). На долю кавказского бука приходится 55,78% площади горных лесов и 74,18% запасов древесины. По запасам буковой древесины Чечено-Ингушетия занимала второе место в СССР после Краснодарского края (Арсанов, 1975). Заметно уступают буку по площади и запасам древесины берёза повислая, пушистая и Радде (Betula pendula Roth, B. pubescens Ehrh. и B. raddeana Trautv.), граб кавказский (Carpinus betulus L.), дуб каменный и черешчатый (Quercus petraea L. ex Liebl. и Q. robur L.), ольха черная и серая (Alnus glutinosa (L.) Gaertn. и A. incana (L.) Moench), липа кавказская и сердцевидная (Tilia begoniifolia Stev. и T. cordata Mill.), клён полевой, красивый, платановидный и высокогорный (Acer campestre L., A. laetum C.A. Mey, A. platanoides L. и A. trautvetteri Medv.).

До 1990 г. в Чечено-Ингушетии ежегодно заготавливалось 88 тыс. м3 древесины (что на 31 тыс. м3 больше установленной нормы). В среднем за год в республике вырубалось свыше 500 га леса. Однако с 1 января 1991 г. леса Чечено-Ингушетии, имевшие большое почвозащитное и водоохранное значение, были переведены в первую лесохозяйственную группу. В связи с этим, ежегодную заготовку древесины предполагалось снизить до уровня 40-42 тыс. м3 (Рыжиков и др., 1991).

В конце периода горбачевской «перестройки» по причине дезорганизации промышленного производства, нарастания бесконтрольности и безответственности в управлении хозяйством, произошло снижение объемов плановых лесозаготовок государственными предприятиями при одновременном росте браконьерских рубок леса (рис.).

© 2008 Алексей Алексеевич Головлёв

* Самарский государственный экономический университет, Самара.

Поступила в редакцию 21 мая 2007 г.

1 Применительно к территории Горной Чечни все эти показатели следует уменьшить при-

мерно на треть.

Рис. Срубленные браконьерами деревья Fagus orientalis Lipsky возле урочища Бёх-Ирзе (истоки р.Гумс, 19.06.91 г.). Прежде здесь был вековой чинаровый лес с черемшой. Хищническая вырубка леса обезобразила местность: оплывшая, развороченная трактором почва, ямы, заполненные дождевой водой, многочисленные пни, кучи обрубленных ветвей.

Пастбищные и сенокосные ресурсы. В Горной Чечено-Ингушетии располагалось 220 тыс. га естественных пастбищ и 40 тыс. га сенокосов. Средняя урожайность горных пастбищ составляла 30 ц/га зеленой массы, а сенокосов - 13 ц/га сухой массы. Субальпийские, альпийские, послелесные луга и горно-степные кормовые угодья позволяли одновременно содержать в теплый сезон (135-150 дней) до 210 тыс. голов крупного рогатого скота (Рыжиков и др., 1991).

Горные кормовые угодья Чечни все еще располагают большим потенциалом для развития овцеводства и скотоводства, но эти возможности неуклонно ухудшаются. В результате длительного нерационального использования, горные пастбища в значительной степени деградированы (эродированы, сбиты и засорены). По данным В.Ф.Русина (1989), в горной части республики тропинчатой эрозией было поражено 73 тыс. га земель и еще 64,4 тыс. га земель было подвержено водной эрозии. Площадь сбитых горных пастбищ и сенокосов составила 41,4 тыс. га. Ядовитыми и вредными травами было засорено 113,2 тыс. га горных пастбищ и сенокосов. По мнению А.И.Галушко (1975), малоценные и вредные растения занимали 80% пастбищной площади республики.

Вместе с тем, во флоре Чечено-Ингушетии насчитывалось около 100 видов, ценных в кормовом отношении. К ценным растениям субальпийских и альпийских лугов принадлежат тимофеевка горная и луговая (Phleum mon-tanum C. Koch и P. pratense L.), кострец Биберштейна, речной и пёстрый (Bromopsis biebersteinii (Roem et Schult.) Holub, B. riparia (Rehm.) Holub и B. variegata (Bieb.) Holub), ячмень фиолетовый (Hordeum violaceum Boiss. et Huet), мятлик грузинский и луговой (Poa iberica Fisch. et C.A. Mey. и P. praten-sis L. s. I.), овсяница луговая (Festuca pratensis Huds.), эспарцет Биберштейна и каменный (Onobrychis biebersteinii Sirj. и O. petraea (Bieb. ex Willd.) Fisch.), люцерна серповидная и железистая (Medicago falcata L. и M. glutinosa Bieb.), клевер непостоянный (Amoria ambigua (Bieb.) Sojak), клевер альпийский и луговой (Trifolium alpestre L. и T. pratense L.). Все эти растения содержат от 8 до 20% протеина (Галушко, 1975; Лапин, Усов, 1990). Кроме того, немалое кормовое значение имеют почти все вики и чины и многие виды разнотравья.

Расчеты В.Ф.Русина (1989) показывают, что при условии реконструкции и развитии автодорожной сети, проведения мелиоративных и культурнотехнических мероприятий на пастбищных и сенокосных угодьях, в горах Чечни и Ингушетии можно содержать в теплое время года 26 тыс. голов дойных коров, 130 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота, около 200 тыс. голов овец и около 9 тыс. лошадей (в зимнее время - столько же голов дойных коров, но 130 тыс. голов овец и 30 тыс. голов молодняка).

Пищевые растения. К ценным пищевым растениям Горной Чечни следует отнести кизил обыкновенный (Cornus mas L.), мушмулу германскую (Mespilus germanica L.), грушу кавказскую (Pyrus caucasica Fed.), боярышник пятипестичный (Crataegus pentagyna Waldst.), яблоню дикую (Malus sylvestris Mill.) и шиповник собачий (Rosa canina L.), плоды которых содержат много сахара (кизил - около 18, мушмула - до 14, груша - 12-14, боярышник - до 10, яблоня - до 9, шиповник - более 8%). В плодах дикой яблони и алычи (Prunus di-varicata Ledeb.) много яблочной кислоты (до 2 и 4% соответственно). Немало витаминов и других полезных веществ содержится в плодах барбариса обыкновенного (Berberis vulgaris L.), облепихи крушиновидной (Hippophae rhamnoides L.), калины обыкновенной (Viburnum opulus L.) и черники кавказской (Vaccinium arctostaphylos L.) (Галушко, 1975; Соколов и др., 1982). Плоды дикорастущих плодовых деревьев и кустарников можно использовать в ка-

честве дешевого сырья в кондитерской, консервной, медицинской и парфюмерно-косметической промышленности, а также для домашнего изготовления варенья, повидла, компотов, киселей, соков, сиропов.2

Первое место по пищевому значению среди диких овощей в Горной Чечне занимает черемша (Allium ursinum L.), которую заготавливали для консервных заводов и продажи на рынке. Меньшее пищевое значение имели спаржа лекарственная (Asparagus officinalis L.), распространенная на Передовых хребтах, и сорные растения садов и огородов - портулак овощной (Portulaca oleracea L.) и звездчатка средняя (Stellaria media (L.) Vill.). В пищу используются также молодые побеги и листья крапивы двудомной (Urtica dioica L.) и щавеля клубневого (Rumex euxinus Klok.). В числе растений, дающих пряности, заслуживают внимания тмин обыкновенный (Carum carvi L.), растущий на среднегорных и высокогорных лугах, тимьян Маршалла (Thymus marschallianus Willd.), иссоп узколистный (Hyssopus angustifolius Bieb.), зизифора Пушкина (Ziziphora puschkinii Adams), трава которых растирается в порошок и используется в виде приправы к мясным блюдам (Галушко, 1975; Соколов и др., 1982). Подсушенные в тени листья рододендрона кавказского (Rhododendron caucasicum Pall.), высушенные листья и плоды черники кавказской, плоды и молодые побеги всех видов шиповников3 вполне пригодны для приготовления напитков чайного типа.4 Листья и плоды этих растений с давних пор используются в качестве заварки для «чабанского» чая чеченскими горцами.

Лекарственные растения. По данным А.И.Галушко (1975), в Чечено-Ингушетии было известно 220 видов дикорастущих лекарственных растений, в том числе 98 фармакопейных видов. Причем, 63 вида лекарственных растений можно заготавливать в объемах, удовлетворяющих местные запросы.

В Горной Чечне наиболее предпочтительны для заготовок лекарственного сырья следующие виды растений: алтей лекарственный и армянский (Althaea officinalis L. и A. armeniaca Ten.) - оба вида используются в качестве противовоспалительного средства; астрагал обнаженный (Astracantha denu-data (Stev.) Podlech) - камеденос, обволакивающее средство; боярышник однопестичный и кровяно-красный (C. monogyna Jacq. и C. sanguinea Pall.) -используются для стимуляции сердечной деятельности и снижения кровяного давления; горец змеиный (Bistorta major S.F. Gray) - как вяжущее средство; зверобой продырявленный (Hypericum perforatum L.) - как вяжущее, противовоспалительное, ранозаживляющее, желче- и мочегонное средство; золототысячник обыкновенный (Centaurium erythraea Rafn) - как кровоостанавливающее, вяжущее и антисептическое средство; омела белая (Viscum album L.) - как кровоостанавливающее и противогипертоническое средство; пустырник пятилопастный (Leonurus quinquelobatus Gilib.) - как успокаивающее средство; тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium L.) -применяется при желудочно-кишечных заболеваниях, внутренних кровотечениях и как болеутоляющее средство; тимьян Маршалла - как отхаркивающее средство; марена красильная (Rubia tinctorum L.) - как мочегонное средство; ромашка лекарственная (Matricaria recutita L.) - как противовоспа-

2 Интересно, что из плодов груши кавказской чеченцы делали грушевый квас (Гилев, 1860). На основе муки, получаемой из высушенных плодов дикой груши, в горах Чечни приготавливают лакомство для детей.

3 В Чечне и Ингушетии установлено более 15 видов шиповника. Ежегодный сбор плодов -около 35 т.

4 В 1975 г. в Майстинском ущелье автор впервые попробовал чай, заваренный из листьев рододендрона кавказского и черники кавказской. Рододендроновый чай быстро снял усталость после весьма сложного пути.

лительное, вяжущее, антисептическое и потогонное средство; череда трёхраздельная (Bidens tripartita L.) - как противовоспалительное, мочегонное, потогонное и мягчительное средство; черёмуха обыкновенная (Padus avium Mill.) - как противомикробное средство при расстройстве желудка; обвой-ник греческий (Periploca graeca L.) - как средство при сердечно-сосудистой недостаточности и гипертонической болезни; и др. (Галушко, 1975; Соколов и др., 1982).

Большое значение во всероссийских заготовках лекарственного сырья может иметь в перспективе валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.) - препараты, изготовленные на ее основе, применяются при неврозах, спазмах коронарных сосудов и в качестве успокаивающего средства.

Крупные запасы валерианы лекарственной, согласно О.И.Щепкиной (1928), выявлены были в Чечне еще в 20-х гг. XX века экспедицией профессора В.Н.Вершковского (окрестности г.Грозного, селений Асланбековское, Гудермес, Джалка, Урус-Мартан, станиц Первомайская, Петропавловская, Горячеводская и Ильинская). По сбору валерианы Чечня одно время занимала первое место в СССР. Однако в последней четверти XX века запасы валерианы лекарственной в Чечне резко сократились (Соколов и др., 1982).

На рубеже 80-90-х гг. XX века профессор А.И.Галушко в организованном им ботаническом саду ЧИГУ предпринял попытку массового разведения валерианы лекарственной (к сожалению, этому полезному начинанию помешали военно-политические события, связанные с утверждением в Чечне криминально-националистического режима генерала Д.М.Дудаева) (Головлёва, 2002).

В настоящее время валериана лекарственная встречается в пойменных лесах по Сунже, Фортанге и Ассе и на пространстве между Грозным и Гудермесом. Общие ее запасы А.И.Галушко (1975) оценивал как умеренные.

Технические растения. К важнейшим техническим растениям Горной Чечни относится бук восточный, сохраняющий большое промышленное значение. Поскольку буковая древесина красивая и хорошо полирующаяся, она может использоваться для производства гнутой мебели, музыкальных инструментов, паркета, фанеры и бочек. Ценную древесину имеют также дуб, сосна, вяз, тис и кизил, но промышленного значения эти породы в Горной Чечне не имеют.

Колючие трагакантовые астрагалы дают смолу и камедь. Дубильные вещества получают из дуба каменного и черешчатого, скумпии кожевенной (Cotinus coggygria Scop.), тополя гибридного (Populus canescens (Ait.) Smith).

Для получения черной краски пригодна крушина ломкая (Frangula alnus Mill.), коричневой краски - скумпия кожевенная. В Горной Чечне имеется немало растений для получения синей, зеленой, красной и желтой краски. Однако главнейшим красильным растением Чечни (особенно по Тереку и в низовьях Сунжи) еще в недавнем историческом прошлом являлась марена красильная.

Грибы. В числе съедобных грибов, произрастающих в Горной Чечне, А.И.Галушко (1975) указывает сморчок съедобный, дождевик, зонтик рослый и бескорый, шампиньон настоящий, опёнок настоящий, щетинистый, летний и уховидный, рядовки, груздь подорешник, сыроежки фиолетовую, зеленоватую и кожистую, зимний гриб, лисичку настоящую, белый гриб, подосиновик обыкновенный, подберёзовик обыкновенный и др.

Считаем, что заготовка и консервирование грибов может превратиться со временем в один из перспективных и доходных промыслов в Горной Чечне. В пользу этого утверждения, в частности, свидетельствует хотя бы то, что в 70-90-е гг. XX века (при проведении полевых студенческих практик на

учебно-научном стационаре географического факультета ЧИГУ около с.Харачой Веденского района) нами собиралось огромное количество грибов (среди них преобладали опята, сыроежки, рядовки, грузди настоящие и подорешники, лисички, дождевики, «оленьи рожки»).

Несмотря на то, что грибы - ценный пищевой продукт, чеченцы их не собирают и в пищу не употребляют (сказывается влияние ментально-бытового фактора). Традиционное отрицательное отношение местного населения ко всем грибам проявляется в самом их названии на чеченском языке: «дж1аьлий нускалш» в буквальном переводе на русский язык означает «собачьи невестки».

В годы фактической независимости Чечни и при ведении военных действий растительные ресурсы были серьезно подорваны и истощены (массовые рубки буковых лесов сельскими жителями из-за прекращения поставок российского газа в мятежную республику, бесконтрольное стравливание пастбищ, повреждение горных лесов и лугов от взрывов бомб и снарядов, уничтожение растительности в результате пожаров во время боевых действий). Вместе с тем полагаем, что неотложные меры по релаксации и воспроизводству растительного потенциала способны исправить сложившееся негативное положение.

Литература

Арсанов А.Б. Леса - наше большое богатство // Охранять и приумножать богатства природы. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1975. С.57-63.

Галушко А.И. Растительный покров Чечено-Ингушетии. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1975. 118 с.

Гилев К.В. Путевые заметки по Дагестану // Кавказ. 1860. №29. С.165-166.

Головлёва Н.М. Памяти профессора А.И.Галушко (штрихи к портрету ученого и человека) // Самарская Лука. 2002. №12. С.313-340.

Лапин А.Г, Усов М.А. Основы агрономии: Учебник. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 488 с.

Остапенко Б.Ф., Пороша С.И., Колотушкин В.Г., Арсанов А.Б., Строганов М.Т. Типы лесов и лесное хозяйство Чечено-Ингушской АССР. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1971. 168 с.

Русин В.Ф. Горный сельскохозяйственный потенциал Чечено-Ингушетии и его рациональное использование. Грозный: Книга, 1989. 256 с.

Рыжиков В.В., Анисимов П.С., Самарский Г.Г., Газарьянц С.К., Голобуцкий А.А. Природа Чечено-Ингушской Республики, ее охрана и рациональное использование. Грозный: Книга, 1991. 160 с.

Соколов П.П., Осканова Е.С., Прима В.М. Лекарственные растения Чечено-Ингушетии. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1982. 160 с.

Щепкина О.И. Лекарственные и технические растения автономных областей и республик Северного Кавказа // Записки Северо-Кавказского краевого горского НИИ. Т.1. Ростов н/Д, 1928. С.33-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.