К ПРЕДМЕТУ ЮРИДИЧЕСКОЙ ВИКТИМОЛОГИИ А.И. Папкин
Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов
Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
В статье раскрывается новый теоретический подход к определению предмета виктимо-логии на основе анализа уязвимого (провоцирующего, юридически безграмотного). В статье обоснована точка зрения, согласно которой виктимность граждан, виктимность людей имеет место, когда в отношении них совершается уголовное преступление, а также правонарушение административного и гражданского характера. Определяются два направления в исследовании виктимности: социологически-правовой и психологический.
В юридической науке и правоприменительной деятельности в настоящее время сложилось положение, когда разговор о пострадавшем (лице, потерпевшем от правонарушения) идет только применительно к исследованиям в рамках криминологии, точнее ее раздела — криминальной виктимологии, и игнорируется проблема пострадавших от нарушения правовых норм в гражданско-правовой, административной, трудовой и иных сферах правоприменительной практики. Вместе с тем имеются факты и наблюдения, когда пострадавшие в результате административных правонарушений, гражданско-правовых деликтов и др. вели себя в определенных юридически значимых ситуациях уязвимо, обнаруживали недостаточные правовые знания и умения их реализации, принимали неверные юридические решения, демонстрировали отрицательные личностные качества (жадность, корысть, бестактность, недисциплинированность, игнорирование установленного правовыми нормами поведения в разных сферах жизнедеятельности, обман, несоблюдение договоренностей и т.п.), то есть вели себя виктимно (по В.И. Далю — это жертвы того, что отдали, потеряли безвозвратно (имущество, ценности, здоровье, жизнь); или the victim of his own foolishness (англ) — то есть жертвы собственной глупости; tu fall а victim tu (англ.) - стали жертвой кого-либо, чего-либо; tu be victimized by smb., smth. (англ.) — жертвы кого-либо, чего-либо —- А.П.).
Конечно, тенденция виктимизации населения России ярче выражена в сфере уголовно-правого и административно-правового регулирования поведения граждан (табл. 1). Исследования, проведенные ВНИИ МВД России, подтверждают наличие высокого уровня виктимизации населения. Известно, что официальная уголовная статистика фиксирует только часть числа людей, подвергшихся преступному насилию. В результате опросов установлено, что в 1999 году 27,2% от общего числа опрошенных взрослых людей подвергались преступным посягательствам. При этом 43,7% потерпевших не обращались в органы внутренних дел по факту совершенных против них преступных посягательств [3, с. 9]. Высокий уровень латентности современной российской преступности (по мнению ряда экспертов в стране ежегодно совершается 15-20 млн. преступлений, а официально регистрируется около 3 млн. преступлений — А.П.) позволяет считать, что число реально потерпевших от преступных посягательств значительно больше.
Статистические данные о потерпевших от преступлений, дорожно-транспортных происшествий и пожаров в России за период 1999-2003 г.г.
(по материалам ГИЦ МВД России)
Таблица 1.
Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Всего потерпевших от преступлений (чел,): 2099383 2095504 2162315 1893207 2077097
в т.ч. на 100 тыс. населения: 1434,9 1440,2 1486,1 1315,6 1451,5
Погибло людей в результате разных преступлений: 65060 76651 78697 76803 76921
в т.ч. на 100 тыс. населения: 44,5 52,7 54,1 53,4 53,7
Число погибших людей в результате ДТП: 29700 29600 30900 33200 35600
в т.ч. на 100 тыс. населения: 20,3 20,3 21,2 23,1 24,9
Число раненых людей в результате ДТП: 182100 179400 187800 215700 243900
в т.ч. на 100 тыс. населения: 124,5 123,3 129,1 149,9 170,4
Погибло людей в результате пожаров: 14901 16298 18289 19906 19275
в т.ч. на 100 тыс. населения: 10,2 11,2 12,6 13,8 13,5
Анализ эмпирических материалов позволяет утверждать, что элементы вик-тимности у граждан проявляются и в иных сферах правового регулирования. Нередко человек своим поведением провоцирует ответные действия правомочных субъектов посредством применения в его отношении различных санкций (гражданско-правовых, административных и др.). Более того, нередко наблюдается, что провокации иногда ведут к импульсивному правовому реагированию правомочных субъектов и нарушению ими установленного правового порядка привлечения к той или иной ответственности. То есть в отличие от виктимного поведения лица, вызывающего криминальный ответ в его отношении со стороны преступника, в иных сферах правового регулирования этот ответ связан с применением в связи с уязвимым поведением в сфере правового регулирования определенных санкций (дисциплинарное взыскание, штраф, увольнение от должности, возвращение незаконно полученной прибыли, требование уплаты налогов и др.), либо несением определенных имущественных потерь в результате не знания правовых норм и неадекватного существующему правопорядку умышленного или неосторожного поведения.
Даже в сфере международно-правовых отношений отмечается уязвимое (вик-тимное) поведение отдельных государств, игнорирующих принятые международно-правовые договоренности, ведущих себя вызывающе по отношению к мировому сообществу, что может вызвать применение со стороны других государств в отношении их различного рода санкции. Поэтому можно считать, что пострадавшим (жертвой) может быть не только отдельное физическое лицо, но и групповой, интегративный субъект (например, государство, предприятие, организация, партия и иное социальное сообщество), обнаруживающие в своем поведении виктимные потенции. Поэтому выделяют индивидуальную и групповую виктимностъ.
Юридическая виктимология изучает социологические и психологические, а также социально-психологические характеристики личности или группы лиц, отдельных социальных сообществ, обнаруживающие элементы правовой уязвимости, провокационности и виктимности в поведении, что влечет совершение в их отношении различного вида правонарушений (и преступлений).
Наблюдения показывают, что в юридической виктимологии можно выделить две основные разновидности субъектов, пострадавших в результате своего виктим-ного поведения: пострадавших — правонарушителей, виктимное поведение которых было связано с умышленным или неумышленным нарушением некоторых правовых норм трудовой дисциплины, порядка заключения сделок и т.п., и пострадавших — не правонарушителей, которые проявляли виктимность вне сферы правового регулирования (вели себя безнравственно, бестактно, нарушали нормы морали и человеческого общения, не уважали других людей, игнорировали руководство и т.п.), провоцируя других лиц к совершению правонарушения в их отношении. Таким образом, при проведении виктимологического анализа приходится рассматривать большое число фактических юридических фактов (как положительных, так и отрицательных), не сводимых только к анализу юридического состава правонарушения. С.С. Алексеев отмечал, что «фактический состав представляет собой комплекс разнородных, самостоятельных жизненных обстоятельств, каждое из которых может иметь значение особого юридического факта» [1, с. 179]. При этом фактический состав следует отличать от целостной совокупности взаимосвязанных характеристик, характеризующих правонарушение.
В теории права кроме правонарушений выделяется разновидность социальных отклонений, которая может быть объединена понятием «противоправное поведение».
К таким отступлениям от целей, принципов и предписаний права можно отнести:
— невиновные действия, объективно противоправное поведение малолетних, душевнобольных и пр.;
— незначительные отклонения от требований юридического режима (не злостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка платежа, несвоевременное возвращение долгов или кредита в силу извинительных обстоятельств, незначительные проступки в административно-правовой сфере, сфере действия трудового законодательства и т.д.);
— злоупотребление правовыми средствами как не особый тип правонарушения, а как разновидность не правовых действий, связанных с совершением поступков «во зло» и в противоречие с назначением предоставленного права, его «духом» и др. Такие разновидности противоправного поведения могут влечь применение мер юридической защиты или воспитательного характера [5, с. 238].
Д.В. Ривман совершенно прав говоря, что определить какие жертвы должна изучать виктимология — это вопрос принципиальный. «Назначить» жертву в качестве предмета науки нельзя. Далее он справедливо отмечает, что жертвы должны обладать сходными (аккумулированными) качествами, так или иначе объясняющими их способность стать пострадавшими, характер уязвимости и причиняемого вреда [4, с. 9].
Такие сходные характеристики жертв, позволяющие включить их в состав предмета юридической виктимологии, создаются за счет их нахождения в общем правоприменительном и правоохранительном пространстве. Юридическая виктимология изучает только тех пострадавших (физических и юридических лиц), которые в силу своего уязвимого поведения понесли ущерб в результате правонарушений различной модальности в их отношении или признаны потерпевшими в результате правового разбирательства (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального и т.п.)
В силу своего опыта, недостаточной подготовленности, в том числе правовой, отсутствия определенных ресурсов (имущественных, физических, технических), наличия определенных виктимных качеств, такие пострадавшие либо неадекватно оценивают предшествующую правонарушению ситуацию и его процесс, не могут противостоять правонарушителю, либо своим поведением провоцируют других лиц на правонарушения и преступления. В любом случае — это лица, находящиеся в сфере применения юридических норм и правоохранительной деятельности.
Например, К. Уэда отмечает в своей работе две группы потерпевших предпринимателей, склонных к противоправному поведению: 1) владельцев увеселитель-
ных заведений, уклоняющихся от уплаты налогов, нарушающих законодательство о предпринимательской деятельности и 2) добропорядочных предпринимателей, которые для собственной охраны нанимают членов преступных групп и тем самым вступают с ними в противозаконную связь [6, с. 65-66].
Юридическая виктимология включает в себя разделы применительно к отдельным отраслям правового регулирования: уголовно-правовой (криминальная виктимология), уголовно-исполнительной (пенитенциарная виктимология), гражданско-правовой, административно-правовой, международно-правовой и др. В ее структуре следует отдельно выделить теоретико-методологические разделы: предмет, принципы и методы юридической виктимологии; общую теорию виктимного поведения и общую теорию виктимологической профилактики. Несколько обособленное место в юридической виктимологии занимают травмалъная виктимология, связанная с обычно проводимым правовым разбирательством происшествий (автотранспортных происшествий, пожаров, несчастных случаев на различных предприятиях, аварий в жилищно-коммунальной сфере, фактов суицидов и т.п.) и профессиональная виктимология работников правоохранительных органов.
С точки зрения внутренней структуры юридическая виктимология включает в себя два тесно взаимосвязанных уровня анализа: 1) социологически-правовой (правовая социовиктимология) и 2) психологический (психовиктимология). Такие же уровни научного анализа существуют в отдельных разделах юридической виктимологии (уголовно-правовой, уголовно-исполнительной или пенитенциарной, гражданско-правовой, административно-правовой и др.). Социологически-правовой анализ ориентирован на изучение влияния на виктимность человека его возраста, пола, образования, профессии, должности, социального статуса, положения в организации, авторитета, юридически значимых ситуаций и т.п. (применительно к интегрированному субъекту, социальному сообществу выделяют иные социологические характеристики — цель и время образования, социальный состав, содержание совместной деятельности и др. — А.П.).
Психологический анализ имеет целью установления личностных и групповых особенностей, влияющих на уровень виктимности и проявления его в поведении. Психологическое изучение виктимности в рамках юридической виктимологии позволяет поставить вопросы об изучении психологических механизмов виктимности людей, групп, социальных сообществ, ее динамике, уровнях и психологической структуре. Следует отметить, что конкретные психологические исследования виктимности в России стали активно проводиться только в последнее время (А.В. Буданов, А.И. Папкин, Е.А. Пономарева, А.М. Столяренко, А.Д. Сафронов и др.).
Выделение двух направлений научного анализа соответствует принятому в виктимологии разделению виктимности (К. Миадзава) на общую виктимность, зависящую от возраста, пола, рода деятельности, социального статуса и т.п., и специальную виктимность, зависящую от неустойчивости в психическом и психологическом плане, отставания в развитии интеллекта, алкогольной интоксикации, безволия, эмоциональной неустойчивости, эксцентричности и т.п. [6, с. 64-65]. При наслоении одной разновидности виктимности на другую общий уровень виктимности повышается.
Эти два вида виктимности и следовательно два направления научного анализа, с одной стороны, взаимосвязаны, но с другой стороны, имеют существенные отличия. Социологический анализ ориентирован прежде всего на изучение условных групп людей или условных групп сообществ (организаций, общественных объединений, партий и т.п.), выделяемых по определенным признакам. Поэтому разработки и рекомендации носят общий характер. Например, утверждается на основе анализа причин типового уязвимого поведения представителей одной условной группы по сравнению с другой, что потенциальная виктимность одной профессии выше чем другой, дети более виктимны, чем взрослые.
Психологический анализ ориентирован на изучение реальных людей и реальных групп (организаций и иных социальных сообществ). Поэтому психологические ре-
комендации носят конкретный характер и направлены на снижение виктимности в поведении конкретного субъекта, разработку психологических основ профилактики виктимности. Психологические исследования виктимности должны учитывать данные, которые имеются не только в юридической психологии [7], но и психологии безопасности труда [2]. Например, для психологического понимания сущности индивидуальной виктимности большое значение имеют теории: предрасположенности к несчастным случаям (К. Марбе) и подверженности несчастным случаям (Э. Фармер).
В настоящее время более всего разработана проблематика криминальной вик-тимологии. Большой вклад в развитие криминальной виктимологии внесли зарубежные (М. Амир, М. Вольфганг, Г. Гентинг, Р. Гассер, Б. Мендельсон, К. Миядза-ва, Г. Шульц, Г. Элленберг и др.) и отечественные (Ю.М. Антонян, В.В. Вандышев, В.И. Полубинский, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, J1.B. Франк и др.) ученые.
В связи с предметом своего исследования в криминальной виктимологии поставлены и разработаны следующие проблемы: понятие виктимности, ее виды и уровни; психологические механизмы формирования виктимности, ее структуры и проявлений в виктимном поведении человека; типология поведения жертв и классификация опасных для жизни и здоровья ситуаций; основные направления профилактики и снижения виктимности в поведении людей. Полученные результаты могут быть учтены при проведении исследований в других разделах юридической виктимологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах.— М.: Юрид. лит., 1982. —
Т.2.
2. Котик М. А. Психология и безопасность. — Таллин: Валгус, 1981.
3. Преступность. Преступное насилие в России (состояние и основные тенденции) / Под общ. ред. Ю. М. Антоняна. — М.: ВНИИ МВД России, 2000.
4. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. — СПб.: Питер, 2002.
5. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.: Право и Закон, 1996.
6. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии: Пер. с яп. / Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.Н. Еремина. — М.: Прогресс, 1989.
7. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столя-ренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
RE: SUBJECT OF JURIDICAL VICTIMOLOGY A.I. Papkin
The Department of a Criminal Law and Process Russian Peoples’ Friendship University
Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia
The article reveals a new theoretical approach to define the victimology subject-matter on grounds of analyzing victims’ vulnerable (provoking, legally ignorant, etc.) behavior. The paper suggests arguments that victimity of different people takes place when both criminal offences and administrative and civil delicts are committed against them. Two trends in victimity research are highlighted: they are sociological-legal and psychological ones.