от 4,8±0,38 м*с"1до 3,25±0,275 м-с-1(ДУ=1,55 м-с-1).
Абсолютное значение мгновенной скорости лодки в опорной фазе у байдарочников высокой квалификации меньше чем у квалифицированных спортсменов (6,25±0,56 м-с-1 против 6,5±0,72 м-с-1). Но достаточно высокая скорость сохраняется более продолжительном отрезке времени, и быстрее достигаются максимальные ее величины в начале опорной фазы с обоих бортов. Минимальные значения мгновенной скорости в опорной фазе у кандидатов в мастера спорта в момент начала захвата 3,4±0,22 м-с-1 и 4,15±0,31 м-с-1 в конце проводки, у спортсменов высокой квалификации 3,8±0,28 м-с-1 и 4,9±0,41 м-с-1 соответственно. Динамика скорости лодки в обеих группах имеет двухпиковую структуру.
Меньшие перепады, скорости в цикле гребка указывает на более высокую экономичность работы.
На основе полученных данных нами построена статистическая квалификационная модель технической подготовленности спортсменов-греб-цов разной квалификации (рис. 3).
В модель включены характеристики, вносящие наибольший вклад в интегральный показатель эффективности гребли: длительность опорного периода; длительность фазы проводки; темп гребли; скорость лодки; угол атаки весла в момент начала захвата; угол в локтевом суставе тянущей руки в момент окончания опорного периода; перемещение лопасти весла за опорную фазу; средняя скорость лопасти весла за опорную фазу; средняя скорость лодки в цикле гребка.
Выводы:
1. Главной отличительной особенностью временной структуры опорного периода у высоко квалифицированных гребцов является меньшая длительность переходных фаз при большей длительности проводки.
2. Структура динамики скорости лопасти весла и лодки у спортсменов разной квалификации имеет двухпиковый график в опорной фазе при разных максимальных значениях скорости. Средняя скорость лопасти весла в опорной фазе у спортсменов высокой квалификации выше на 0,12 м-с-1.
3. У спортсменов высокой квалификации более экономичная техника гребли. Так как отсутствуют значительные перепады скорости лодки, более длительное удержание ее на высоком уровне и быстрое достижение этого уровня. Средняя скорость лодки в цикле гребка у высококвалифицированных спортсменов выше на 0,43 м-с-1.
4. На основании полученных данных построены среднегрупповые модели технической подготовленности гребцов разной квалификации.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем техники гребковых движений у спортсменов разной квалификации.
Литература
1. Дольник Ю.А., Пылаев С.М. Анализ стартовых действий
гребцов на байдарках и каноэ//Гребной спорт - ежегодник.-М.: Физкультура и спорт, 1986.- С.27-31.
2. Жмарев Н.В. Тренировка гребцов.- М.: Физкультура и спорт, 1981.- 111 с.
3. Иссурин В.Б. Биомеханика гребли на байдарках и каноэ. -М.: Физкультура и спорт, 1986.- 122 с.
4. Литвиненко Ю.В. Исследование влияния современных биомеханических эргогенных средств прямого действия, на технику высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №11. -С. 56-59.
5. Стеценко Ю.Н., Никоноров А.Н. Подготовка гребцов на байдарках. - К.: Здоровье, 1985.- 120 с.
Поступила в редакцию 10.03.2007г.
К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ
Залдастанишвили Д. В., Мирцхулава М.Б. Алваридзе Г. П., Цицишвили И.З., Челидзе З.Б. Грузинская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация. Рассмотрен вопрос повышения эффективности обучения начинающих боксеров посредством использования видео- аудио устройств. Сценарий видео фильма разработан на основе исследованного авторами алгоритма боя спортсмена. Предлагается повышение наглядности и эффективности обучения начинающих спортсменов - стрелков посредством применения разработанного авторами алгоритма прицеливания. В алгоритме рассмотрены последовательные операции, влияющие на правильность прицеливания, а также последствия нарушения указанного алгоритма. На основе алгоритма разработан тренажер для начинающих стрелков.
Ключевые слова: наглядность, обучение, эффективность, алгоритм, сценарий, аудио-видео устройство, начинающий боксер, прицеливание, тренажер. Анотація. Залдастанішвілі Д.В., Мірцхулава М.Б. Ал-варідзе Г.П., Ціцішвілі І.З., Челідзе З.Б. До підвищення ефективності підготовки спортсменів, що починають. Розглянуто питання підвищення ефективності навчання боксерів, що починають, за допомогою використання відео-аудіо пристроїв. Сценарій відеофільму розроблений на основі дослідженого авторами алгоритму бою спортсмена. Пропонується підвищення наочності і ефективності навчання спортсменів, що починають, -стрільців за допомогою застосування розробленого авторами алгоритму прицілювання. У алгоритмі розглянуті послідовні операції, що впливають на правильність прицілювання, а також наслідки порушення вказаного алгоритму. На основі алгоритму розроблений тренажер для стрільців, що починають.
Ключові слова: наочність, навчання, ефективність, алгоритм, сценарій, аудіо-відео пристрій, боксер, що починає, прицілювання, тренажер.
Annotation. Zaldastanishvili D., Mirtskhulava M., Alvaridze G., Tsitsishvili I., Chelidze Z. To increase of efficiency of preparation of beginning sportsmen. The increase of presentation and efficiency for starting sportsmen-shooter is offered by means of application developed by authors of algorithm of aiming. In algorithm of the consecutive operations influencing correctives of aiming and also a sequence of infringement of the spеcifed algorithm are considered. On the basis of algorithm the simulator for starting shooters is developed. The question
of increase of a learning efficiency of starting boxers on means of considered using of video-audio devices. The script of video-film is developed on the basis of the algorithm of fight of the boxer investigated by authors. Key words: рrezentation, training, efficient, algorithm, the script, audio-video device, the starting boxer, aiming, simulator.
Введение.
С целью повышения эффективности тренировки начинающих спортсменов предлагается повысить наглядность их обучения посредством применения элементов информатики, цифровой видеотехники и современных компьютерных технологий [1, 4]; в частности задание на каждого боксера составляется в виде алгоритма с учетом исходных данных соревнующихся спортсменов, их взаимодействия в схватке, носящей ситуационный, вероятностный характер. При этом в схеме алгоритма указываются возможные вероятностные решения, связанные с действиями противника и т. д. (рис. 1 - алгоритм боя боксеров).
Известно множество различных позиций, комбинаций ударов, тактических решений при поединке [2, 5]; выбор необходимых для успешного развития боя приемов и тактических ходов (ускорение боя, переход в наступление, взрыв в конце раунда и т. д.), связанных как со спортивными, так и с физико-психологическими данными участников боя.
При тренировочном задании спортсмену разъясняется оптимальное решение задачи, рекомендуется тактика боя с учетом данных противника. Актуальным, при этом является изучение боев предполагаемого противника, демонстрируемых, в том
числе, и на пониженной скорости, что позволяет боксеру определить специфику действий противника, его тактику и т.д.
Работа выполнена по плану НИР Грузинской Государственной Академии физического воспитания и спорта.
Формулирование целей работы.
Методы. Оптимальным для решения указанной задачи является применение цифровых видеокамер [3]; обеспечивающих демонстрацию заснятого видеофильма (поединок, показательные упражнения с нанесением различных комбинаций ударов и защиты от них и т.д.), как на мониторе компьютера, так и на экране телевизора. Совместно с тренером производятся подбор ударов и контрударов, тактическое решение предстоящего боя, исходя из изучаемого видеофильма о противнике и т. д.
Результаты исследований.
Актуальным при подготовке спортсмена к соревнованию является повышение его устойчивости к стрессовым ситуациям [1]; особенно при бое с противником высокого ранга, поэтому целесообразно заснять на видео и демонстрировать перед боем различные приёмы психорегуляции: словесное внушение, задание на расслабление, дыхательные упражнения, концентрацию физических ощущений и т. д. Несомненно, сценарий указанных фильмов должен составляться совместно с психологом.
Актуальной задачи является обучение начинающих спортсменов-стрелков правилам процесса прицеливания, в том числе у спортсменов-пятибор-цев. Поставленная цель может быть решена посредством повышения наглядности обучения и разработ-
Рис.2 Алгоритм прицеливания
ки алгоритма прицеливания.
Авторами разработана структурная схема тренажера на основе алгоритма прицеливания, обеспечивающего эффективность обучения приёмам и последовательность действий стрелка-спортсмена при производстве выстрела. При составлении алгоритма использованы элементы математической логики и информатики [1].
Процесс прицеливания представлен рядом последовательных операций, связанных друг с другом условными переходами и, в целом, влияющими на результативность прицеливания (после заряжения, это совмещение прицела и мушки, стабилизация оружия при их правильном расположении и плавный спуск курка для попадания в цель). В алгоритме приводятся возможные результаты при нарушении любых из указанных составных частей процесса прицеливания, способствующие отклонению от оптимального попадания в мишень (отклонение влево, вправо, вверх, вниз и т. д).
Разработка и внедрение алгоритма в процесс обучения обеспечивает наглядность обучения начинающих стрелков - спортсменов, в том числе в современном пятиборье, акцентирует их внимание на основных действиях спортсменов при прицеливании и производстве выстрела.
Алгоритм лежит в основе разрабатываемого в Грузинской Академии физической культуры и спорта стенда-тренажера, наглядных пособий, плакатов (2) и может быть применен для обучения стрелков в армии.
Выводы.
Применение элементов информатики - разработка алгоритмов возможных комбинаций, при целевом задании спортсмену способствует повышению наглядности обучения и эффективности тренировки. Внедрение компьютерных технологий, цифровой видеокамеры, демонстрация боёв известных спортсменов, а также предполагаемых противников на различных скоростях, способствует повышению эффективности тренировки.
Демонстрация кассет, содержащих методики психорегуляции перед боем, способствует достижению спортсменом оптимального боевого состояния.
Предлагаемый авторами метод повышения эффективности подготовки начинающих спортсменов посредством алгоритмирования действий спортсмена с использованием алгоритмов для обучения спортсменов, составления сценариев, съемок учебных видеофильмов и разработки тренажеров способствует повышению эффективности подготовки спортсменов за счет наглядности обучения и положительному воздействию на дидактику преподавания.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем повышения эффективности подготовки начинающих спортсменов.
Литература
1. Никифоров Ю. Б. Эффективность тренировки боксеров. -М.: ФиС.,1987. - 192с.
2. Щитов В. Бокс для начинающих. - М.: Гранд, 2001. - 443с.
3. Цифровая видеокамера ВСК РС17Е, SONY 2005г.
4. Мирцхулава М.Б. Алваридзе Г.П, Челидзе З.Б. К вопросу повышения наглядности обучения и эффективности тренировки боксеров /Матегіаіе conferentei stintifice internationale - Moldova, Chisinau 2006. - С. 89-95.
5. Орел П.О. Значимість мовних впливів викладача на результати виступів кікбоксера //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №12. - С. 120-123.
Поступила в редакцию 12.04.2007г.
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО КАЗАЧЕСТВА И СПОРТА
Зиненко В. Н.
Союз патриотов казачества, военнослужащих и работников правоохранительных органов Донбасса
Аннотация. В данной статье автор обращается к истории Украинского народа и показывает взаимосвязь между казачеством и спортом, а также указывает на значение двигательной активности и спорта в развитии физических и моральных качеств воинов-казаков. Ключевые слова: история, казачество, спорт.
Анотація. Зиненко В.М. Історична співдружність козацтва і спорту. В даній статті автор звертається до історії Українського народу і показує взаємозв’язок між козацтвом і спортом, а також указує на значення рухової активності і спорту у розвитку фізичних і моральних якостей воїнів-козаків.
Ключові слова: історія, козацтво, спорт.
Annotation. Zinenko V. The Historical concord of the cossacks and sport. In this article an author speaks to history of the Ukrainian people and shows intercommunication between the cossacks and sport, and also specifies on the value of motive activity and sport for development of physical and moral qualities of warriors-cossacks. Keywords: history, the cossacks, sport.
Введение.
Наша страна богата своей казацкой и спортивной историей, талантливым народом и огромным потенциалом. Спортивные и казацкие гены давали и дают положительные результаты, как в минувшем веке, так и сейчас. Во все времена Донецкая область была кузницей спортивных кадров для сборных команд, представляющих Украину на престижных международных соревнованиях. Исторически подтверждается тот факт, что казак -воин, участвуя в многочисленных походах, обладал непобедимым духом, сноровкой, отличным физическим состоянием. Давайте сделаем небольшой экскурс в украинскую историю [1,3].
Работа выполнена в соответствии с практическими задачами Союза патриотов казачества, военнослужащих и работников правоохранительных органов Донбасса.
Формулирование целей работы.
Цель исследований: в историческом аспекте показать взаимосвязь казачества и спорта, значение для воинов-казаков занятий физической культурой и спортом.
Результаты исследований.
На протяжении пяти лет обаятельный ук-