Научная статья на тему 'К понятию «Ресурсосберегающая архитектура»'

К понятию «Ресурсосберегающая архитектура» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
627
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К понятию «Ресурсосберегающая архитектура»»

НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА

УДК 72.01

Г.Н. Айдарова, Д.А. Куликов

К ПОНЯТИЮ «РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ АРХИТЕКТУРА»

Архитектура до XX века использовала традиционные ресурсы, такие как: дерево, камень, металл и многие другие материалы естественного происхождения. В XX столетии мы стали свидетелями небывалого развития архитектурной науки, когда пространство создается путем изощренной компиляции естественных, синтетических, информационных ресурсов. Слияние всех возможных способов получения информации становится главной характеристикой пространства каждодневного пребывания человека.

Театр становится виртуальным, зарывается глубоко под землю, играет представления на улице и без зрителей. Третьяковская галерея путешествует по миру, находясь одновременно в нескольких точках земного шара. Пространство теряет свою идентификацию, становится универсальным полем перемещения людей как предметов потребления. Мы не мыслим магазина одежды без трансляции премьер коллекций от Расо ЯаЬаппе, кофейни без доступа к виртуальному общению. Каждая вещь несет в себе отпечаток Культуры Потребления.

Мир изменился. Архитектура сегодняшнего дня вынуждена использовать иные ресурсы, чтобы быть востребованной обществом. Она, как никакая другая область деятельности, использует множество новых ресурсов, чтобы быть адекватной обществу. Что такое архитектура XXI века? Что можно считать ресурсами архитектуры нового дня? Определимся с понятиями.

Понятие «ресурс» появилось, когда возникла необходимость широкого использования природных богатств и объектов окружающей среды. «Ресурсы

- от франц. ге^^оигсе - вспомогательное средство, денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете». БСЭ трактует «ресурс» как «вещь» или возможность. Более общим является определение, данное А.Минцем [1]: «... ресурсы... тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности, могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления». А.Минц вводит временную и социологическую составляющую понятия - этап развития.

В современности «ресурсы» трансформировались,

большинство из них уже не являются естественными. Но откуда тогда берутся ресурсы? Они повсюду: все элементы цивилизации одновременно являются и становятся ресурсами. Кошка, дом, газон, мусоросборочная машина, ее водитель и содержимое, беспилотное средство передвижения, утренняя газета, где написано о его появлении. Этот список связей можно продолжать до бесконечности, главное его отличие - вторичность.

Определение: ресурсы - естественные и искусственные объекты потребления, имеющие наиболее высокий потенциал восполнения.

В XXI веке архитекторы вынуждены использовать ресурсный потенциал пространства с учетом его сбережения и развития. Сегодня все возможности находятся во власти крупнейших капиталистических компаний, а это мир «ресурсоемкой архитектуры», которая использует всю систему ресурсов без учета их утилизации, возобновления и конечности. Она обладает разрушающим свойством - порождает отходы в количестве, несоизмеримо большем в сравнении с ее продуктом. Ресурсоемкая архитектура - система, разрушающая внутренний потенциал пространства, её продуктом является сверхпотребляющее здание, в основе которого лежат ресурсоемкие строительные технологии,

нарушающие экологическое равновесие.

Ресурсоемкая архитектура опирается на

современные методы обучения, принятые в обществе стандарты, стереотипы и амбиции архитектора. Суммарная оценка такой архитектуры заключена в уровне комфорта - базовом понятии культуры сверхпотребления.

Ресурсоемкая архитектура - определенный этап эволюции архитектуры. Сейчас формируется тенденция к увеличению процента так называемых «зеленых зданий» и изменению способов потребления. Закономерен вопрос о новых принципах архитектуры.

Переходя к определению ресурсосберегающей архитектуры, необходимо остановиться на существующих точках зрения. Давиденко П. Н. дает следующую трактовку: «Ресурсосберегающие жилые образования - это жилая застройка и здания, в которых используются возобновляемые источники энергии, экономятся расходы электроэнергии, воды, газа, твердого и жидкого топлива, при этом экономятся расходы энергии не только на эксплуатацию, но и на производство строительных материалов и изделий, применяются безотходные

НАУЧНЫЕ ПРОЫОЫ АРХЩК1УРЫ И ДИЗАЙНА

или малоотходные инженерные технологии» [2]. В науке складывается представление о ресурсосбережении как о наборе инженерных решений. Табунщиков Ю.А. дает определения существующим концепциям [3], среди которых он выделяет наиболее важные:

• энергоэффективное здание: с низким

энергопотреблением, с ультранизким энергопотреблением, с нулевым использованием энергии;

• пассивное здание;

• биоклиматическая архитектура;

• здоровое здание;

• интеллектуальное, «умное» здание;

• здание высоких технологий;

• экологически нейтральное здание;

• жизнеудерживающее здание.

Во всех приведенных концепциях подчеркивается инновационность технологических и конструктивных решений, применяемых для обеспечения микроклимата здания, снижения эксплуатационных затрат, снижения экологической нагрузки на город.

Ни одна из них не оперирует ни комплексным ресурсосберегающим пространством, ни новыми стандартами жизни человека, ни альтернативной иконографией и эстетикой. Именно такой подход видится наиболее жизнеспособным и нравственным в условиях ресурсного кризиса и подавляющего влияния ресурсоемкой архитектуры.

Поиски новой иконографии, архитектуры и эстетики, их принципов и методологии только начинаются. Многие исследования [4] показывают: единственный шанс выживания Человека - в становлении именно альтернативной культуры -посттехногенного общества: «Альтернативой ресурсоемкой архитектуры должна стать ресурсосберегающая архитектура... - это искусственная среда, потребляющая минимум природных ресурсов при максимуме эксплуатационного и эстетического эффекта. Движение к ней повлечет изменение модели потребления современного человека, стереотипов его мышления, жизненных стандартов, пересмотр этических норм, духовных и физических возможностей». Сейчас, впервые за историю современной цивилизации, только альтернативная культура вырабатывает иммунитет нового общества.

Таким образом, единого и устоявшегося определения ресурсосберегающей архитектуры на данный момент не существует. С одной стороны, ресурсосбережение видится как набор инженерных решений, с другой - ресурсосбережение - это альтернативная культурологическая парадигма. Критерии научного знания требуют ввести базовое понятие для создания ресурсосберегающих прототипов, моделей и экспериментальных городских пространств. Такое понятие должно стать

главной установкой для дальнейших теоретических построений, в которых город выступает как основной объект преобразования. В формировании ресурсосберегающей ткани, поля, первоосновы, сберегающего фрактала, плазмы, ультрановой экзистенции города видится задача нового архитектурного потребления.

Определение: Ресурсосберегающая архитектура

- универсальная структура-поле, единое сберегающее архитектурное пространство, преобразующее социальные и материальные отношения, развитие и взаимодействие Человека, Города и Природы. В основе функционирования ресурсосберегающей архитектурной системы лежат принципы сбережения ресурсов, соответствующие ее внутреннему потенциалу.

В приведенном определении архитектура трактуется как система, суперструктура, поверхность организации сообщества. Забота о рациональном использовании ресурсов становится имманентным действием архитектора и градостроителя. Вследствие этого должны изменятся и профессиональное сознание, и методики проектирования.

Ресурсосберегающая архитектура потребляет альтернативные строительные материалы с заданными свойствами: свободная утилизация, неограниченность и возобновимость, цикличность.

Пока же противоположные концепции работают независимо друг от друга, находясь в процессе коммуникации. В среде архитекторов возникает вопрос о новой фундаментальной стратегии. «Если бы такая парадигма существовала, она была бы отражением глобальных изменений в науке, религии и политике, - пишет Чарлз Дженкс в статье «Новая парадигма в архитектуре» [5]. Однако, уже сегодня можно разглядеть ряд достаточно радикальных перемен в архитектуре, которые, с одной стороны, связаны с серьезными трансформациями в научной сфере, и с другой стороны, должны, по моему убеждению, постепенно распространиться на все другие области жизни». Можно ли говорить о тенденции к сбережению ресурсов в архитектуре?

Анализ развития ресурсоэффективных зданий показывает, что архитектура и строительство вступают в новый этап своей истории. Пока не ясно, будет ли это революционный путь или же медленный эволюционный. Главным понятием XX века является «потребление». Научные данные позволяют говорить о связи между архитектурой и культурой потребления. Возможно ли, что смена парадигмы связана с трансформацией процесса потребления в планетарном масштабе? В XXI веке мы видим одну и ту же тенденцию ускорения потребления, изменения его способов, функций и формы.

Архитекторам необходимо предпринять решительные действия, чтобы адаптироваться к

НАУЧНЫЕ ПРОЫОЫ АРАЩК1УРЫ И ДИЗАЙНА

новым условиям ресурсосберегающего потребления.

Литература

1. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. - М., 1972.

2. Давиденко П.Н., Петрова З.К. О проектировании ресурсосберегающей и экологической жилой среды. // Жилищное строительство, 2003, .№9.

3. Табунщиков Ю.А.Строительные концепции зданий XXI века в области теплоснабжения и климатизации. II АВ ОК, 2005, №>4.

4. Айдарова Г.Н. Альтернативная архитектура. Культурологический аспект. I В сб.: Искусство и этнос: новые парадигмы. - Казань: Изд-во «Дом печати», 2002. - 168 с.

5. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре. Перевод: Ложкин А., Ситар С. II Проект International, .№5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.