Научная статья на тему 'К ПОНЯТИЮ О "ЛИЧНОСТИ"'

К ПОНЯТИЮ О "ЛИЧНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
899
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туленкова Л.А.

В данной статье рассмотрены и проанализированы разные подходы к определению понятия «личность». На основании чего, было дано обобщенное понятие. Проанализированы различия между «личностью», «индивидом» и «человеком».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПОНЯТИЮ О "ЛИЧНОСТИ"»

УДК 37.013

Туленкова Л.А. аспират

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагоги ческий университет»

Россия, г. Челябинск К ПОНЯТИЮ О «ЛИЧНОСТИ»

Аннотация: в данной статье рассмотрены и проанализированы разные подходы к определению понятия «личность». На основании чего, было дано обобщенное понятие. Проанализированы различия между «личностью», «индивидом» и «человеком».

Ключевые слова: личность, индивид, человек, индивидуальность

Tulenkova L.A.

Postgraduate student

Federal state budget higher educational institution «South Ural State

Humanitarian Pedagogical University»

Russia, Chelaybinsk

Abstract: In this article there are description and analysis of different approaches to the definition of "person." We give generalized concept. We also depict the differences between "personality", "individual" and "person."

Key words: personality, individual, person, personality

На сегодняшний день предметом исследования педагогики, а также главной целью современного воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности. Вследствие этого необходимо четко понимать, что же из себя представляет личность, являясь предметом воспитания.

В психологии отсутствует единое определение понятия «личность». Но ученые раскрывают в своих работах, что «личность является совокупностью черт, которые индивидуальны и формируются при жизни. Она обусловливает стиль мышления, чувства и поведения человека» [6].

Перед тем, как дать определение «личности», сначала разграничим следующие определения: «человек», «индивид», «индивидуальность». Об этом говорили многие ученые. Одним из них является С.Л. Рубинштейн: «человек представляет собой индивидуальность, потому что обладает особыми неповторимыми качествами; человек так же является и личностью, по причине того, что он преднамеренно устанавливает свое отношение к окружающему его миру» [7].

В «Словаре практического психолога» говорится, «человек» -существо, являющееся наивысшей ступенью развития жизни на Земле и выступает в роли субъекта общественно-исторической деятельности [8].

Другой ученый, А. Н. Леонтьев говорит, что «индивид» - природное существо, которое имеет определенные особенности. Данное понятие отражает:

1) единство и целостность конкретного человека в роли отдельного представителя данного биологического вида;

2) характеристики определенного представителя, которое разнится от остальных представителей данного вида[4].

В «Словаре практического психолога»даются следующие особенности индивида:

1) имеет целостностную психофизиологическую организацию, то есть связь между различными функциями и механизмами, которые осуществляют жизненные отношения индивида;

2) характерна неизменность во связи с внешним миром;

3) свойственна активность, которая предоставляет возможность индивида к изменению себя в зависимости от ситуации [8].

Стоит также отметить, что вышеупомянутые особенности индивида имеются у каждого человека, так как они врожденные, и передающиеся по наследству. Однако, они не включают психологические свойства, все же являются нужным для естественного и адекватного развития психики, формирования индивидуальных характеристик.

Таким образом, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость называется «индивидуальностью»[8]. Ее можно наблюдать в опыте, знаниях, мнениях, различных убеждениях, в отличительных особенностях характера и темперамента. В течении всей жизни человек доказывает и утверждает свою собственную «индивидуальность».Данные особенности генетически не передаются, однако они связаны со специфической работой нервной системы, в связи с чем проявляются с самого рождения.

В процессе своей деятельности индивид преобразуется в «личность», другими словами, индивиду присущи способности, а они функционируют через деятельность.

Что же такое «личность»? Существует множество подходов к определению«личности». Различные ученые уделяют вниманию разным аспектам личностной проблематики.

В различных исследованиях психологии по проблеме «личности» используются теории и положения из философии, так как именно эта наука показывает, какая из сторон личности является приоритетной: социальная, индивидуальная, рациональная или этическая. Однако, психологии интересна структура личности, ее движущие силы и механизмы формирования. Именно им уделяется центральное внимание.

3. Фрейд, австрийский врач-психиатр,первым начал изучать теорию личности, только для лечения функциональных психических заболеваний, поэтому в нашей работе мы не будем его рассматривать подробно.

Его ученик К. Юнг имел некоторые противоречия с теорией Фрейда.

Впоследствии их научные пути разошлись. Юнг верил, что в структуру личности входят следующие компоненты: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и сознание [10]. Он полагал, что индивидуальное бессознательное и сознание - это личностные характеристики, приобретенные во время жизни, а коллективное бессознательное является некой «памятью поколений», с которой рождаются.

Следующий ученик Фрейда А. Адлер основал иной подход, называемый социально-психологическим [1]. Он немного перекликался с классическим психоанализом. Это была целостная система развития личности. По Адлеру важной тенденцией в формировании личности - это желание сберечь в цельности, развить и осознать свою индивидуальность. Одним из важных качеств личности, помогающим ей выдерживать жизненные невзгоды, преодолевать тягости и достигать совершенства,-навык кооперирования, сотрудничества. Адлер полагал, если человек может общаться и взаимодействовать с другими, у него не будет невроза.

Вслед за Адлером, Хорни высказывается о господствующем воздействии общества и социального окружения на развитие личности. Ученый обосновывала в своих работах: развитие личности не предопределены лишь врожденными инстинктами, поскольку человеку свойственны изменения в течение всей жизни[11].

Г. Салливен считает, что «личность» не является врожденной. Ее формирование происходит при связях младенца и окружающего мира, то есть «личность - это некая модель межличностных отношений, которые повторяются из-за дня в день».

Другой ученый К. Левин говорил о формировании «личности»в психологическом поле окружающих ее объектов, содержащие некий заряд, порождающий потребность[11].

Советский психолог Б. Г. Ананьев в многочисленных своих работах писал, что личность - это субъект труда, познания и общения [2].

Раскрывая проблематику в определении такого понятия, как «личность», И. С. Кон объясняет, что данное понятие не является тождественным понятиям «индивид» и «индивидуальность». Понятие «индивид» показывает принадлежность к человеческому роду, не содержащих ни социальных, ни психологических характеристик. «Индивидуальность» является унаследованными или приобретенными как физическими, так и психологическими характеристиками, отличающие одного индивида от другого. «Личность» — это специфическое объединение индивидуальных особенностей и социальных ролей[3].

Продолжая анализировать проблему «личности», начатую еще И.С.Коном, А.В. Петровский пишет, что «личность» можно охарактеризовать системой отношений, на которую оказывает огромное влияние общественная жизнь[11].

В своих работах В.П. Тугаринов говорит о идентичности, а не о

тождественности определений «человек» и «личность»: «личность» свидетельствует о характеристиках, а человек носитель данных характеристик. «Личность» является человеком, имеющего степень разумности, которая присуща исторически. Данный человек так же имеет ответственность перед обществом, внося лепту в развитие общества, пользуется правами и свободами [9].

К.К. Платонов определяет «личность» как определенного человека, выступающего как носитель сознания [5].

А. Г. Ковалев пишет о том, что «личность» - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий установленную роль в этом же обществе [11].

А.Н. Леонтьев считал «личность» социальной сущностью человека, оттого в состав «личности» он включал темперамент, характер, а способности и чувства нет, так как, по его мнению, они являются только условиями к формированию личности [4].

В своих работах Гегель дает такое определение: «личность -постижение себя, внешнего мира и своего места в нем» [11].

Проанализировав вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что «личность» - это не просто объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект какой-либо деятельности, общения, сознания, самосознания.

Проанализировав определения данные в работе, «личность» представляет собой:

1) социальную особенность человека, при которой возможно заниматься самостоятельной и социально-полезной деятельностью;

2) социально-психологическую сущность человека, образующуюся в итоге овладения общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта;

3) некоторые качества, сформированные у человека в ходе всей жизни; на них оказывает влияние взаимодействие с окружающим миром и социумом;

4) автономную, самоорганизованную систему, являясь социальной характеристикой человека.

Использованные источники:

1. Адлер А. и индивидуальная психология [Электронный ресурс]: http ://psihoanalitiki.ru/occupations/teorii-lichno sti/ individualnaia-psikhologhiia/@@index.html

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания :избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. -соц. ин-т. — М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии" ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996. — 382, [1] с. — (Психологи Отечества: Избранные психологические труды: в 70 т. / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн). — Библиогр.: 377-381 с.

3. Кон И.С. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ психология. Избранные психологические труды.-Москва — Воронеж, 1999

4. Леонтьева А.Н. «Деятельность и личность». Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: БАРАХ, 1999.

5. Принцип личностного подхода К.К. Платонова http://studbooks.net/1684872/psihologiya/printsip_lichnostnogo_podhoda_platono va

6. Психология и педагогика - Учебное пособие (Радугин А.А.) http://uchebnik-online.net/book/522-psixologiya-i-pedagogika-uchebnoe-posobie-radugin-aa/18-1-ponyatie-lichnosti-v-psixologii.html

7. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопр. психол. - 1957. - № 3. - С. 32.

8. С. Ю. Головин. СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. 1998

9. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Изд-во "Мысль", 1965

10.Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.

11.Ярошевский М.Г. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. М., 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.