Н. В. Адаева
(г. Орёл)
К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЗМА И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье раскрывается сущность патриотизма как системного качества личности, представляющая единство внутренней структуры взаимодействующих элементов и внешних проявлений. Выделены компоненты и содержание патриотического воспитания
Переход экономики государства на новый инновационный тип развития невозможен без обеспечения высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, создания комфортной и социальной безопасной среды, модернизации образования, достижения социального согласия, формирования инновационной национальной системы с развитыми институтами демократии и эффективными структурами гражданского общества, высоким доверием к институтам власти и проводимой политике. Молодое поколение ответственно за будущее России, за сохранение и преемственность культуры, истории, национального и духовного единства. От его позиции в общественно-политической жизни, социальной и политической активности зависят демократическое и социально-экономическое будущее страны.
Однако снижение воспитательного потенциала культуры, искусства и образования привело к значительному изменению отношения молодого поколения к духовно-нравственным ценностям, приоритетам, идеалам, историческому прошлому и его значимости. Особую тревогу вызывает утрата у современной молодежи патриотических ценностей. В сознании и поступках многих молодых людей проявляются такие негативные явления, как расизм, экстремизм, радикальный национализм, религиозная нетерпимость, отсутствие ответственности и чувства долга перед страной и обществом.
В современных условиях особый характер приобретает воспитательная работа, направленная на формирование патриотизма, который даст новый импульс духовному оздоровлению молодежи, выступит проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных и меж-поколенческих отношений, сохранения национальных ценностей. Патриотическое вос-
питание, содействующее формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, является одной из основных задач государственной молодежной политики. Успешное решение задач требует разработки научно обоснованных новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания молодежи и построению системы в соответствии с тенденциями развития государства и общества. Важнейшим институтом государственной безопасности, действенным инструментом культурной и политической консолидации общества, сохранения и развития национальной культуры является система образования.
В условиях проведения единой государственной политики по дальнейшему развитию и совершенствованию патриотического воспитания граждан в педагогической науке возрастает интерес к разработке новых подходов к пониманию сущности и содержания патриотического воспитания. Это обусловливает необходимость уточнить определение и сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Термин «Патриотизм» происходит от греческих patriots - соотечественник, patris -родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [2, с. 282]. Современное многообразие определения патриотизма зависит от стремления разных наук исследовать наиболее близкие им подходы и аспекты данного явления: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т. В. Беспалова, А. А. Герасимова,
В. А. Коробанов и др.]; философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В. Г. Валуев, С. И. Иванова, Ю. П. Сентюрин, Г. А. Тихомиров и др.]; теоло-
гия - как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н. А. Гаголин, игумен Филарет и др.]; психология - как системно-функциональное свойство личности (М. Н. Борисова, Н. А. Левина, А. В. Потемкин и другие исследователи].
В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н. И. Болдырев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.], комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовнонравственную основу личности, (Л. Д. Столя-ренко, Е. А. Есина, И. П. Финский]; интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С. В. Матвеева].
Выявление сущности патриотизма позволит раскрыть смысл данного определения, его отличие от других качеств личности. «Сущность выражает глубинные связи, внутреннюю основу вещей, явление её обнаружения. Сущность раскрывает себя в явлениях» [14, с. 352]. По определению философского словаря «явление-то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования» [там же, с. 391]. Д. Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства [там же, с. 352]. Следовательно, для выявления сущности патриотизма необходимо исследовать внешние формы его существования - явления и внутреннюю структуру.
Анализ философской, исторической, психологической литературы позволил выделить сущность патриотизма как духовно-нравственное, политическое, социально-гуманистическое и национальное его проявление.
Духовно-нравственная сущность патриотизма проявляется в многообразии возвышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека.
Политическая сущность патриотизма проявляется в реальных делах граждан, способствующих консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти.
Социально-гуманистическая сущность патриотизма проявляется через потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов личности, народа, общества, любовь к человечеству, уважение
достоинства и прав человека, заботу о благе людей.
Национальная сущность патриотизма проявляется через призму национальных обычаев, традиций, культуры, доминирования ценностно-смысловых установок, особенностей национального характера.
Внутренняя сущность патриотизма, представлена как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами.
Анализ научной педагогической литературы позволил раскрыть основные структурные элементы патриотизма: патриотические знания, патриотическое сознание, патриотические чувства, патриотические потребности, патриотические убеждения, патриотическую деятельность, патриотическое поведение.
Степень освоения знаний может быть различной и в большей мере зависит от того, каково к ним отношение учащихся, их осмысленность и осознанность. Осознание, оценка человеком и осмысление своего знания формируют патриотическое сознание, включающее осмысление морального долга человека перед прошлым и будущим своей страны, проявление ответственности за свои поступки; осознание её величия и славы, и переживание духовной связи с ней; восприятии иных культур; понимание общечеловеческих нравственных ценностей. Знания, органично-присвоенные личностью, становятся для неё собственными воззрениями [3, с. 14], а когда происходит процесс осознания их ценности и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении, переходят в мировоззрение [8, с. 24]. С мировоззрением неразрывно связаны чувства, «которые также являются носителями мировоззренческих идей и представлений» В процессе усвоения знаний участвует вся личность ученика, который не только приобретает знания, но и выражает к ним свои чувства и отношения [6, с. 68]. Формирование патриотического мировоззрения невозможно без чувств, которые вызывают факты, знания, события, люди.
На основании вышесказанного можно интегрировать выделенные элементы патриотизма: патриотические знания, патриотическое сознание, патриотическое мировоззрение - в единый элемент - патриотическое мировоззрение.
Следующим выделенным элементом являются патриотические потребности. Патриотические потребности представляют собой проявление интереса к историко-культур-
ным традициям государства, стратегическим концепциям развития общества; потребности и стремления в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость. По определению Д. А. Жукова, И. Б. Котовой,
О. С. Канарневич, потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству; готовности в случае необходимости встать на его защиту; готовности самоотверженно защищать свое отечество, его свободу и независимость. Сформированный патриотизм предполагает длительную устойчивую мотивацию. «Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, называется направленностью личности человека» [9, с. 354].
Следовательно, совокупность патриотических потребностей и патриотических мотивов образует новый элемент структуры патриотизма - патриотическую направленность личности.
Третьим элементом структуры патриотизма является патриотическое поведение, которое выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства; бережным отношением к родной природе, истории и традициям; гражданской активностью, самовоспитанием.
Каждый элемент патриотизма находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами структуры:
- во-первых, патриотическое мировоззрение, когда оно глубоко прочувствовано, и побуждает действовать в заданном направлении, и определяет направленность личности;
- во-вторых, патриотическая направленность личности является основой всякого поведения;
- в-третьих, патриотическое поведение человека выступает внешним выражением мировоззрения.
С позиции методологии системно-деятельностного подхода, отдельные качества личности, раскрывающие отношение человека к
окружающему миру и к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новые системные качества гражданина, патриота, личности. На основании вышеизложенного сформулировано авторское определение:
Патриотизм - это системное качество личности, заключающее в себе любовь к отечеству, представляющее собой единство патриотического мировоззрения, патриотической направленности личности и патриотического поведения, реализуемого в совокупности многообразных деятельностей на благо отечества.
Сущность патриотического воспитания изменялась в зависимости от социально-исторических условий, образовательно-культурной политики и зависела от национальных, религиозных, географических и других особенностей. Содержательную направленность патриотического воспитания определяли представления об обществе, о человеке-пат-риоте и достижения педагогической мысли конкретного исторического периода.
Нами определены компоненты патриотического воспитания: интеллектуально-эмоциональный, потребностно-мотивационный; деятельностный. Содержание патриотического воспитания с учетом основных направлений и компонентов представлено в таблице.
В современной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов и С. В. Матвеева определяют и патриотическое воспитание как динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма. Однако воспитательное воздействие на личность не всегда приводит к желаемому результату. По мнению В. В. Пионтковского и
Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимо-направленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников» [10, с. 27-38]. В диссертационном исследовании Д. Г. Ряхов уточняет, что процесс взаимодействия представляет собой специально организуемую, педагогически целесообразную продуктивную деятельность [11, с. 11]. Особенностью патриотического воспитания в учреждениях профессионального образования, по утверждению
С. А. Кочевцевой, является то, что процесс взаимодействия включает не только педагогов и студентов, но и социальных партнеров [5, с. 12]. Воспитание личности происходит
Таблица
Содержание патриотического воспитания
Направление патриотического воспитания Интеллектуальноэмоциональный компонент Потребностно- мотивационный компонент Деятельностный компонент
Духовно- нравственное - Знание и уважение религиозных традиций и праздников. - Знание, понимание и уважение нравственных ценностей. - Чувство долга, ответственности перед страной, обществом, семьей - Стремление к идеалам человечества - Посещение святых мест, храмов, религиозных обрядов. - Проявление нравственных качеств: чуткости, ответственности, благочестия, самопожертвования во имя высших целей. - Борьба за нравственное самосовершенствование. - Нравственная оседлость. - Самовоспитание.
Политическое - Знание и уважение политической структуры общества. - Представления о патриотических ценностях. - Знание и уважение законов, политического строя и политических учреждений. - Преданность государству до самоотвержения - Стремление содействовать всем благим начинаниям власти. Проявление интереса к историко-культурным традициям государства, стратегическим концепциям развития общества, стремление быть полезным своему государству. - Готовность в случае необходимости встать на защиту государства. Готовность самоотверженно защищать свое отечество, его свободу и независимость. - Выполнение гражданских и политических обязанностей. - Политическая активность. - Укрепление экономической и политической мощи своего государства. - Законопослушание.
Социально- гуманистическое - Знания и оперирование понятиями историко-культурной, гражданско-правовой направленности. Знание окружающей действительности. Любовь и уважение к человечеству. - Уважение к малой родине, к укладу жизни, гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда, осознание величия и славы страны, любовь и уважение к народу, социальной среде, восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям. - Уважение к любому труду. - Стремление жить в согласии с обществом. - Стремление помогать ближним. - Стремление к служению Отечеству и обществу. - Желание трудиться для Отечества. - Готовность пожертвовать собой и личными благами для отечества и общества. - Желание просветить и возвеличить Родину. - Деятельность во имя общего блага. - Проявление сострадания, сочувствия, сопереживания. - Бережное отношение к родной природе. - Братская любовь ко всем национальностям.
Национальное - Знание русской истории и литературы. - Знание русского языка, национальной географии - Знание национальных традиций, обычаев, культур, гордость за красоту речи, мастерство народных умельцев, ратные подвиги героев. - Гордость за национальную культуру, успехи и достижения её лучших деятелей. - Знание национальных особенностей родины. - Стремление сохранить нацию. - Стремление к национальным идеалам. - Бережное отношение к национальной культуре и традициям.
только в процессе включения её в деятельность. Л. Д. Столяренко и И. Ф. Харламов подходили к определению патриотического воспитания с позиции деятельностного подхода, определяя патриотическое воспитание как «целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма» [12, с. 353].
На основании вышеизложенного сформулировано авторское определение патриотического воспитания - это специально организуемый, педагогически целесообразный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и социальных партнеров в различных видах учебной и внеучебной деятельности, направленный на формирование патриотизма.
Литература
1. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. / под ред. А. В. Петровского - М.: Педагогика, 1979. -304 с.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 19. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1975. - 647 с.
3. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
4. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в России : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 348 с.
5. Кочевцева С. А. Организация патриотического воспитания студентов в среднем специальном учебном заведении : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Рязань, 2005. - 24 с.
6. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология : учеб. пособие для педагогич. ин-тов - М.: М-во просвещения РСФСР, 1958. - 307 с.
7. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
8. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников : кн. для классных руководителей. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учеб. для студ. высш. педаг. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2001. -512 с.
10. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. . д-ра пед. наук. - Якутск, 2006. - 346 с.
11. Ряхов Д. Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе : автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.
12. Столяренко Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.
13. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под ред. В. Я. Струминского - М.: М-во просвещения РСФСР, 1953. - 630 с.
14. Энциклопедический словарь. В 3 т. / под ред. Б. А. Введенского. - Т. 3. - М.: Сов. энцикл., 1955. - 744 с.