Научная статья на тему 'К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи'

К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6164
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTISM / WORLD VIEW / PERSONAL ORIENTATION / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаева Наталья Валерьевна

В статье раскрывается сущность патриотизма как системного качества личности, представляющая единство внутренней структуры взаимодействующих элементов и внешних проявлений. Выделены компоненты и содержание патриотического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding the essence of patriotism and patriotic education of studying youth

The article reveals the essence of patriotism as a systemic quality of an individual that presents the unity of the internal structure of the interacting elements and external manifestations. Components and content of patriotic education are allocated

Текст научной работы на тему «К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи»

Н. В. Адаева

(г. Орёл)

К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЗМА И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье раскрывается сущность патриотизма как системного качества личности, представляющая единство внутренней структуры взаимодействующих элементов и внешних проявлений. Выделены компоненты и содержание патриотического воспитания

Переход экономики государства на новый инновационный тип развития невозможен без обеспечения высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, создания комфортной и социальной безопасной среды, модернизации образования, достижения социального согласия, формирования инновационной национальной системы с развитыми институтами демократии и эффективными структурами гражданского общества, высоким доверием к институтам власти и проводимой политике. Молодое поколение ответственно за будущее России, за сохранение и преемственность культуры, истории, национального и духовного единства. От его позиции в общественно-политической жизни, социальной и политической активности зависят демократическое и социально-экономическое будущее страны.

Однако снижение воспитательного потенциала культуры, искусства и образования привело к значительному изменению отношения молодого поколения к духовно-нравственным ценностям, приоритетам, идеалам, историческому прошлому и его значимости. Особую тревогу вызывает утрата у современной молодежи патриотических ценностей. В сознании и поступках многих молодых людей проявляются такие негативные явления, как расизм, экстремизм, радикальный национализм, религиозная нетерпимость, отсутствие ответственности и чувства долга перед страной и обществом.

В современных условиях особый характер приобретает воспитательная работа, направленная на формирование патриотизма, который даст новый импульс духовному оздоровлению молодежи, выступит проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных и меж-поколенческих отношений, сохранения национальных ценностей. Патриотическое вос-

питание, содействующее формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, является одной из основных задач государственной молодежной политики. Успешное решение задач требует разработки научно обоснованных новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания молодежи и построению системы в соответствии с тенденциями развития государства и общества. Важнейшим институтом государственной безопасности, действенным инструментом культурной и политической консолидации общества, сохранения и развития национальной культуры является система образования.

В условиях проведения единой государственной политики по дальнейшему развитию и совершенствованию патриотического воспитания граждан в педагогической науке возрастает интерес к разработке новых подходов к пониманию сущности и содержания патриотического воспитания. Это обусловливает необходимость уточнить определение и сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Термин «Патриотизм» происходит от греческих patriots - соотечественник, patris -родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [2, с. 282]. Современное многообразие определения патриотизма зависит от стремления разных наук исследовать наиболее близкие им подходы и аспекты данного явления: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т. В. Беспалова, А. А. Герасимова,

В. А. Коробанов и др.]; философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В. Г. Валуев, С. И. Иванова, Ю. П. Сентюрин, Г. А. Тихомиров и др.]; теоло-

гия - как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н. А. Гаголин, игумен Филарет и др.]; психология - как системно-функциональное свойство личности (М. Н. Борисова, Н. А. Левина, А. В. Потемкин и другие исследователи].

В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н. И. Болдырев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.], комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовнонравственную основу личности, (Л. Д. Столя-ренко, Е. А. Есина, И. П. Финский]; интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С. В. Матвеева].

Выявление сущности патриотизма позволит раскрыть смысл данного определения, его отличие от других качеств личности. «Сущность выражает глубинные связи, внутреннюю основу вещей, явление её обнаружения. Сущность раскрывает себя в явлениях» [14, с. 352]. По определению философского словаря «явление-то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования» [там же, с. 391]. Д. Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства [там же, с. 352]. Следовательно, для выявления сущности патриотизма необходимо исследовать внешние формы его существования - явления и внутреннюю структуру.

Анализ философской, исторической, психологической литературы позволил выделить сущность патриотизма как духовно-нравственное, политическое, социально-гуманистическое и национальное его проявление.

Духовно-нравственная сущность патриотизма проявляется в многообразии возвышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека.

Политическая сущность патриотизма проявляется в реальных делах граждан, способствующих консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти.

Социально-гуманистическая сущность патриотизма проявляется через потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов личности, народа, общества, любовь к человечеству, уважение

достоинства и прав человека, заботу о благе людей.

Национальная сущность патриотизма проявляется через призму национальных обычаев, традиций, культуры, доминирования ценностно-смысловых установок, особенностей национального характера.

Внутренняя сущность патриотизма, представлена как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами.

Анализ научной педагогической литературы позволил раскрыть основные структурные элементы патриотизма: патриотические знания, патриотическое сознание, патриотические чувства, патриотические потребности, патриотические убеждения, патриотическую деятельность, патриотическое поведение.

Степень освоения знаний может быть различной и в большей мере зависит от того, каково к ним отношение учащихся, их осмысленность и осознанность. Осознание, оценка человеком и осмысление своего знания формируют патриотическое сознание, включающее осмысление морального долга человека перед прошлым и будущим своей страны, проявление ответственности за свои поступки; осознание её величия и славы, и переживание духовной связи с ней; восприятии иных культур; понимание общечеловеческих нравственных ценностей. Знания, органично-присвоенные личностью, становятся для неё собственными воззрениями [3, с. 14], а когда происходит процесс осознания их ценности и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении, переходят в мировоззрение [8, с. 24]. С мировоззрением неразрывно связаны чувства, «которые также являются носителями мировоззренческих идей и представлений» В процессе усвоения знаний участвует вся личность ученика, который не только приобретает знания, но и выражает к ним свои чувства и отношения [6, с. 68]. Формирование патриотического мировоззрения невозможно без чувств, которые вызывают факты, знания, события, люди.

На основании вышесказанного можно интегрировать выделенные элементы патриотизма: патриотические знания, патриотическое сознание, патриотическое мировоззрение - в единый элемент - патриотическое мировоззрение.

Следующим выделенным элементом являются патриотические потребности. Патриотические потребности представляют собой проявление интереса к историко-культур-

ным традициям государства, стратегическим концепциям развития общества; потребности и стремления в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость. По определению Д. А. Жукова, И. Б. Котовой,

О. С. Канарневич, потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству; готовности в случае необходимости встать на его защиту; готовности самоотверженно защищать свое отечество, его свободу и независимость. Сформированный патриотизм предполагает длительную устойчивую мотивацию. «Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, называется направленностью личности человека» [9, с. 354].

Следовательно, совокупность патриотических потребностей и патриотических мотивов образует новый элемент структуры патриотизма - патриотическую направленность личности.

Третьим элементом структуры патриотизма является патриотическое поведение, которое выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства; бережным отношением к родной природе, истории и традициям; гражданской активностью, самовоспитанием.

Каждый элемент патриотизма находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами структуры:

- во-первых, патриотическое мировоззрение, когда оно глубоко прочувствовано, и побуждает действовать в заданном направлении, и определяет направленность личности;

- во-вторых, патриотическая направленность личности является основой всякого поведения;

- в-третьих, патриотическое поведение человека выступает внешним выражением мировоззрения.

С позиции методологии системно-деятельностного подхода, отдельные качества личности, раскрывающие отношение человека к

окружающему миру и к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новые системные качества гражданина, патриота, личности. На основании вышеизложенного сформулировано авторское определение:

Патриотизм - это системное качество личности, заключающее в себе любовь к отечеству, представляющее собой единство патриотического мировоззрения, патриотической направленности личности и патриотического поведения, реализуемого в совокупности многообразных деятельностей на благо отечества.

Сущность патриотического воспитания изменялась в зависимости от социально-исторических условий, образовательно-культурной политики и зависела от национальных, религиозных, географических и других особенностей. Содержательную направленность патриотического воспитания определяли представления об обществе, о человеке-пат-риоте и достижения педагогической мысли конкретного исторического периода.

Нами определены компоненты патриотического воспитания: интеллектуально-эмоциональный, потребностно-мотивационный; деятельностный. Содержание патриотического воспитания с учетом основных направлений и компонентов представлено в таблице.

В современной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов и С. В. Матвеева определяют и патриотическое воспитание как динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма. Однако воспитательное воздействие на личность не всегда приводит к желаемому результату. По мнению В. В. Пионтковского и

Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимо-направленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников» [10, с. 27-38]. В диссертационном исследовании Д. Г. Ряхов уточняет, что процесс взаимодействия представляет собой специально организуемую, педагогически целесообразную продуктивную деятельность [11, с. 11]. Особенностью патриотического воспитания в учреждениях профессионального образования, по утверждению

С. А. Кочевцевой, является то, что процесс взаимодействия включает не только педагогов и студентов, но и социальных партнеров [5, с. 12]. Воспитание личности происходит

Таблица

Содержание патриотического воспитания

Направление патриотического воспитания Интеллектуальноэмоциональный компонент Потребностно- мотивационный компонент Деятельностный компонент

Духовно- нравственное - Знание и уважение религиозных традиций и праздников. - Знание, понимание и уважение нравственных ценностей. - Чувство долга, ответственности перед страной, обществом, семьей - Стремление к идеалам человечества - Посещение святых мест, храмов, религиозных обрядов. - Проявление нравственных качеств: чуткости, ответственности, благочестия, самопожертвования во имя высших целей. - Борьба за нравственное самосовершенствование. - Нравственная оседлость. - Самовоспитание.

Политическое - Знание и уважение политической структуры общества. - Представления о патриотических ценностях. - Знание и уважение законов, политического строя и политических учреждений. - Преданность государству до самоотвержения - Стремление содействовать всем благим начинаниям власти. Проявление интереса к историко-культурным традициям государства, стратегическим концепциям развития общества, стремление быть полезным своему государству. - Готовность в случае необходимости встать на защиту государства. Готовность самоотверженно защищать свое отечество, его свободу и независимость. - Выполнение гражданских и политических обязанностей. - Политическая активность. - Укрепление экономической и политической мощи своего государства. - Законопослушание.

Социально- гуманистическое - Знания и оперирование понятиями историко-культурной, гражданско-правовой направленности. Знание окружающей действительности. Любовь и уважение к человечеству. - Уважение к малой родине, к укладу жизни, гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда, осознание величия и славы страны, любовь и уважение к народу, социальной среде, восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям. - Уважение к любому труду. - Стремление жить в согласии с обществом. - Стремление помогать ближним. - Стремление к служению Отечеству и обществу. - Желание трудиться для Отечества. - Готовность пожертвовать собой и личными благами для отечества и общества. - Желание просветить и возвеличить Родину. - Деятельность во имя общего блага. - Проявление сострадания, сочувствия, сопереживания. - Бережное отношение к родной природе. - Братская любовь ко всем национальностям.

Национальное - Знание русской истории и литературы. - Знание русского языка, национальной географии - Знание национальных традиций, обычаев, культур, гордость за красоту речи, мастерство народных умельцев, ратные подвиги героев. - Гордость за национальную культуру, успехи и достижения её лучших деятелей. - Знание национальных особенностей родины. - Стремление сохранить нацию. - Стремление к национальным идеалам. - Бережное отношение к национальной культуре и традициям.

только в процессе включения её в деятельность. Л. Д. Столяренко и И. Ф. Харламов подходили к определению патриотического воспитания с позиции деятельностного подхода, определяя патриотическое воспитание как «целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма» [12, с. 353].

На основании вышеизложенного сформулировано авторское определение патриотического воспитания - это специально организуемый, педагогически целесообразный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и социальных партнеров в различных видах учебной и внеучебной деятельности, направленный на формирование патриотизма.

Литература

1. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. / под ред. А. В. Петровского - М.: Педагогика, 1979. -304 с.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 19. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1975. - 647 с.

3. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

4. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в России : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 348 с.

5. Кочевцева С. А. Организация патриотического воспитания студентов в среднем специальном учебном заведении : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Рязань, 2005. - 24 с.

6. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология : учеб. пособие для педагогич. ин-тов - М.: М-во просвещения РСФСР, 1958. - 307 с.

7. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

8. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников : кн. для классных руководителей. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учеб. для студ. высш. педаг. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2001. -512 с.

10. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. . д-ра пед. наук. - Якутск, 2006. - 346 с.

11. Ряхов Д. Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе : автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.

12. Столяренко Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.

13. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под ред. В. Я. Струминского - М.: М-во просвещения РСФСР, 1953. - 630 с.

14. Энциклопедический словарь. В 3 т. / под ред. Б. А. Введенского. - Т. 3. - М.: Сов. энцикл., 1955. - 744 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.