Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Психология
военных психологов, офицеров по работе с личным составом, командиров подразделений, педагогов, на курсах повышения квалификации и переподготовки военных специалистов.
Список литературы
1. Исаева, Н. Н. Педагогические условия формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2011. - 57 с.
2. Исаева, Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 209 с.
3. Колпаков, В. Ю., Кособуцкий, А. О., Менжега, Ю. Д. и др. Особенности воспитательной работы по сплочению многонационального воинского коллектива. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России. 2005. - 51 с.
4. Колпаков, В.Ю. Профессиональное самовоспитание военнослужащих. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2007. - 27 с.
УДК 159.9.072 В.К. Николаева*
К пониманию феномена чести сотрудника полиции в психологии
Без чести нет и офицера.
А.В. Суворов
Статья посвящена определению феномена «честь» с точки зрения психологической науки. О психологической сущности понятия «честь» сотрудника полиции и о ее влиянии на профессиональную деятельность.
Ключевые слова: феномен, честь, профессиональная деятельность, нравственность, духовность.
V.K. Nikolaeva*. Understanding the phenomenon of police officer honor in psychology. Article is devoted to the phenomenon of «honor» from the point of view of psychology. The psychological nature of the concept «honor» of the police officer and its impact on the profession.
Keywords: phenomenon, honor, professional work, morality and spirituality.
В связи с дальнейшим реформированием системы МВД России и принятием нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, вырос практический интерес к нравственной составляющей. В современных условиях особое значение приобретают общественное мнение [1] и представления о личностных, профессиональных и особенно нравственных качествах сотрудника органов внутренних дел, который своим отношением к исполнению служебных обязанностей соответствует своей социальной роли и ожиданиям граждан. Все эти меры направлены на восстановление подорванного доверия общества, граждан к полиции и органам внутренних дел в целом («Дорожная карта» дальнейшего реформирования МВД России) [9]. Согласно Приказу МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних Российской Федерации», профессиональные понятия «долг», «честь» и «достоинство» являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел. Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, присяге, данному слову и принятым нравственным обязательствам [4].
В рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции» был сделан акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. В данном законе содержатся разделы, детально регламентирующие эти отношения. Общественное мнение законодательно закреплено в качестве одного из ключевых критериев оценки работы полиции. Согласно ч. 6 ст. 9 ФЗ РФ «О полиции», общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1].
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О службе в ОВД РФ»), регламентирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних
* Николаева, Валерия Константиновна, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Nikolaeva, Valery Konstantinovna, Head of the Cabinet of special disciplines of the department of legal psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, 198206, St. Petersburg, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Николаева В.К., 2013
дел. Так, в ст. 13 данного закона отражены требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел. В частности, в п. 2. ст. 13 ФЗ РФ «О службе в ОВД РФ» от сотрудника органов внутренних дел требуется заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти [2].
В п. «д» ч. 6 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N° 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» указывается, что личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, в частности, являются уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали [3].
В отечественной психологии появляется новая антропологическая парадигма, пытающаяся найти место нравственности, духовности, человечности в контексте целостного психологического знания о сущности человека (Б.С. Братусь, В.В. Знаков, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков,
B.Э. Чудновский, В.Д. Щадриков и т.д.) [5].
C.Л. Рубинштейн, говоря о человеческой сущности, описывает ее следующими словами: «Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой [10].
Б.С. Братусь, говоря о тенденциях современного общества, признает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз: психически здоров, но личностно болен. Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.) [7].
Длительный период времени явления духовно-нравственной сферы рассматривались исключительно с позиций философии и этики. Но психология как наука о человеке не может проходить мимо вопросов нравственности, общественной морали, добра и зла, долга и добродетели, чести и достоинства. Исследуя природу человека, психология сталкивается с такими феноменами, как моральный выбор, моральное или, наоборот, аморальное поведение. Все это объективные феномены и имеют реальное содержание, а потому они могут и должны быть объектом пристального внимания психологии наравне с феноменами физиологического и социального характера, уже давно прочно занявшими свое место в психологии. Б.С. Братусь, вводя понятие «нравственная психология», говорил о том, что хотя связь этики как учения о нравственных началах и психологии охотно признается почти всеми, конкретные, реальные формы этой связи остаются весьма малопредставимыми. Как подчеркивает, например, Ю.А. Шрейдер, этика антипсихологична [14]. Более того, по мнению Ю.А. Шрейдера, в определенном смысле она принципиально антипсихологична. Ибо, как считает Ю.А. Шрейдер, положения этики нормативны, они предписывают поступать так или иначе, не соотносясь, по сути, с психологией конкретного человека, его возможностями, положением, психологическими реалиями.
Однако, по нашему мнению, нельзя вполне согласиться с позицией Ю.А. Шрейдера, поскольку нормативные предписания человек интерполирует через свой внутренний мир, имплицитно выстраивая свое поведение в соответствии со своими убеждениями, ценностями, установками.
Само понятие «феномен» - категория философская, ею обозначают явления, которые постигаются в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену»
- категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, не сводима к ним, познается иным - опосредствованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления [11]. «Честь» относится к феноменам общественных отношений и духовной культуры, так как она развивается под действием социокультурных норм, принятых в обществе. Без включения субъекта в общественные отношения человеческая психика не могла бы сформироваться. Духовной же составляющей прежде всего являются регулирующие человеческие взаимоотношения нормы и ценности, религиозные представления и обряды и др. Изучение подобных феноменов необходимо, т.к. в них «опредмечена» человеческая деятельность, мировоззрение человека, его переживания и размышления, его направленность.
Честь в любом виде всегда связана с принадлежностью человека (обладателя чести) некой социальной группе или сообществу. При этом существенно наличие в такой социальной группе устоявшихся норм поведения и требований к личным качествам членов сообщества (в виде писанных или неписаных кодексов, правил, обычаев). Эти нормы и требования определяют условия вхождения новых членов в социальную группу, пребывания в ней, и обстоятельства которые влекут за собой
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Психология
выход из социальной группы. Соответственно определяется порядок обретения, обладания и утраты чести. Следует заметить, что этимология слова «честь» восходит к словам «читать», «считать». Нормы и требования, действующие в социальной группе и определяющие условия принадлежности к ней, фактически являются кодексами чести, а зачастую так и именуются. Содержание норм для различных сообществ может быть весьма разнообразным. Однако в требованиях к членам сообществ как необходимое условие всегда присутствует стремление каждого члена сообщества сохранять свою принадлежность ему, дорожить ею как высокой ценностью, всегда соответствовать предъявляемым требованиям, а также необходимое признание другими членами сообщества либо его лидерами определенных достоинств. В современном социуме России, под понятием «честь», чаще всего подразумевают «честных людей» - как людей, не совершающих корыстных преступлений, не стремящихся к обогащению любой ценой, не обманывающих, говорящих правду, даже если это невыгодно для них лично.
Если рассматривать честь сквозь призму теории потребностей А. Маслоу, то она относится к культурным (высшим) потребностям, т.е. является мотивацией в потребности к самоуважению. самоактуализации и самосовершенствованию.
Честь относится к числу своеобразных психолого-юридических явлений, объективно детерминированных юридической природой явлений, находящих свое психическое отражение. Согласно А.М. Столяренко, «юридическое и психическое в этих явлениях не рядоположены. Диалектика их отношений может быть описана философскими категориями содержания и формы, предполагающими взаимодействие, взаимопереходы, опосредованные процессами и механизмами» [14].
По мнению ученых - юридических психологов, в психологической науке честь - категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь обычно выступает в форме профессиональной чести. Согласно В.Л. Васильеву, понятие «честь» неотделимо от понятия «долг». Это понятие в наиболее общем виде выражает общественное значение человека (как личности, гражданина, мастера своей профессии и т.д.). Оно выражает также соответствующее самосознание личности, т. е. стремление поддержать свою репутацию, добрую славу, достоинство [8].
Процесс развития как социальных, так и индивидуальных качеств личности сопровождается непрерывным взаимодействием с социальной средой, в ходе которого происходит восприятие и усвоение индивидом различного рода информационных воздействий. Наиболее важными из них являются те, которые можно было бы охарактеризовать как ценностную информацию, представляющую собой систему социальных норм и ценностей. Ценностная информация является разновидностью информации социальной, которая является как бы отражением в общественном сознании объективной реальности.
Социальные нормы и ценности выступают в качестве важнейших системообразующих элементов общественного сознания в целом, их усвоение составляет сущность процесса социализации.
У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, однако их нельзя отождествлять. Как известно, сознание следует за чувством, но человек как разумное существо в своем поведении не просто поддается чувствам, но занимает определенную позицию по отношению к ним: один - воспринимает, другой - отвергает, исключает, подавляет.
В «Энциклопедии юридической психологии» А.М. Столяренко пишет: «Для российского менталитета характерно: преобладание морального сознания - моральных представлений - над политическими и правовыми, неразрывная связь представлений о «Я» с представлениями об обществе, противоположность основных ценностей праву и норме, разорванность прав и обязанностей и вытесненность первых вторыми» [14].
Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности [12]. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с определенными правилами - нормами поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом. Как отмечает В.Л. Васильев, все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующие использование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, включающие в себя обычаи, мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения представителей этнических и религиозных групп; мораль - принятые в обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди, правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец, право - это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных условиях как выполнение гражданского долга.
Нравственность выделяется как один из наиболее существенных критериев чести человека (И. Кант, Аристотель, В.А. Блюмкин, О.Г. Дробницкий, Э.А. Колобкова). Согласно В.А. Ядову, структура нравственной сферы личности складывается из следующих компонентов: когнитивный (информационный), эффективный (эмоции, чувства) конативный (поведенческий - устойчивая последовательность реального поведения относительно объекта установки). Честь образует такую нравственную позицию личности, где отражается вся совокупность его отношений к миру, людям
и себе, которая, в свою очередь, определяется ведущими личностными ценностями человека. На содержание и развитие чести не влияют материальные условия существования общества. Честь коренится в нравственном сознании, но также оказывает влияние на эмоционально-чувственный уровень правосознания. Честь - это сознание принадлежности к некоему обществу людей, особо объединенных светлой идеей и возвышенным служением. Это чувство такой ответственности, которое не позволяет человеку совершать целый ряд поступков, могущих привести к обмену отстаиваемого идеала на какие-либо материальные эквиваленты. Становление чести связано не только с усвоением личностью моральных норм, но и с формированием индивидуального мировоззрения. Усвоение культурных ценностей, таких как честь, является непрерывным процессом, связанным с активностью познавательных процессов и напряжением духовных сил личности. Честь как психическое отражение предполагает осознание человеком своей объективной и субъективной ценности. Последнее сопровождается переживанием отношения к себе как к ценности и требует определенной саморегуляции поведения для его сохранения. Поведение, соответствующее чувству чести, предполагает отказ от совершения безнравственных поступков и совершение нравственных, что регулируется посредствам волевых качеств человека.
Таким образом, рассмотрев понятие «честь» с позиции гуманитарного знания, мы можем сделать следующие выводы.
1. Сущность чести составляет ее внутреннее содержание. Поскольку это внутреннее содержание крайне сложно и многообразно, каждая наука, исследующая понятие «честь», определяет в нем свой предмет. Комплексный анализ теоретических источников различных наук помог уяснить сущность понятия «честь» с различных точек зрения и подходов.
2. Как явление, феномен «честь» имеет свое внешнее выражение, которое проявляется в профессиональной деятельности, в отношениях ее носителя к окружающему обществу и, в свою очередь, отношения общества к нему. Это социальный контекст чести, в котором имеют место социально-психологические закономерности.
3. Честь понимается в психологии как особое свойство личности, проявляется в осознании и переживании человеком своей социально-психологической и индивидуально-психологической ценности как субъекта и объекта культуры. И если в логическом определении категории культуры главным атрибутом является ценность, то, соответственно и в центре профессиональной деятельности сотрудника полиции должна стоять личность как высшая ценность, которая осознается и переживается им в феномене чести.
Анализ психологической литературы позволяет прийти к выводу о том, что на современном этапе термин «честь» имеет недостаточно четкую содержательную характеристику, понятие является весьма размытым, отсутствует выделение психологической сущности чести, как особого феномена. Разносторонность и разноплановость данного понятия говорят о том, что проблема чести оставляет достаточный простор для дальнейших исследований.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 г.) «О полиции» // Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 8 февраля. - № 5401.
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 7 декабря. - № 5651.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета (федеральный выпуск). - 2012. - 12 декабря. - № 5959.
4. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета (федеральный выпуск). - 2008. - 26 декабря. - № 4822.
5. Барсукова, С. А. К пониманию феномена совести в психологии // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12. - № 3. - С. 693-701.
6. Блюмкин, В. А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
7. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. - 1997. - № 5.
- С. 3-5.
8. Васильев, В. Л. Юридическая психология : учебник / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2009.
- 608 с.
9. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования полиции России // Профессионал. - 2012.
- № 5. - С. 2-5.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
11. Соколова, Е. Е. Введение в психологию : учебник для студентов высших учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.
12. Сорочан, В. В. Юридическая психология : учебное пособие. - М.: МИЭМП, 2010. - 105 с.
13. Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике. - М.: Мирос, 1994. - 136 с.
14. Энциклопедия юридической психологии / под ред. А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 607 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013