Научная статья на тему 'К. П. Победоносцев о природе национального своеобразия христианских церквей'

К. П. Победоносцев о природе национального своеобразия христианских церквей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВ / ИСТОРИЗМ / ИРРАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / "НАРОДНЫЙ ДУХ" / ЭКУМЕНИЗМ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / KONSTANTIN POBEDONOSTSEV / HISTORICISM / IR RATIONALISM / ETHNOCONFESSIONAL ORIGINALITY / "NATIONAL SPIRIT" / ECUMENISM / HOLY SYNOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карташева Наталья Валерьевна

К.П. Победоносцев выдающийся государственный деятель, оказавший большое влияние на религиозную и культурную жизнь предреволюционного российского общества. В статье рассмотрены некоторые аспекты мировоззрения обер-прокурора Святейшего Синода, связанные с его пониманием природы церкви как социального института. Историзм и иррационализм взглядов Победоносцева нашли отражение в концепции «национальной церкви» как плода исторического развития «народного духа». Немаловажную роль в формировании этой концепции сыграл эстетический и эмоциональный опыт, приобретенный им в моменты присутствия на богослужениях в различных христианских храмах Европы (православных, католических, протестантских). Рассматривая церковь как неотъемлемую часть народной традиции и как живой организм, Победоносцев считал крайне опасными попытки реформирования церковного уклада, разрушения любых форм народной религиозности. Из концепции «национальной церкви» также следовала убежденность К.П. Победоносцева в невозможности экуменического воссоединения христианских конфессий, разошедшихся «по национальным квартирам» и закрепивших в богослужебной и обрядовой практике исторический опыт и этническое своеобразие своих народов. Еще одним важным убеждением Победоносцева, связанным с его представлением о природе церкви, является идея неразрывной связи религиозной, национальной и гражданской идентичности русского народа. Именно эта идея послужила основанием для активной противосектантской и противораскольничьей деятельности, проводимой Синодом под руководством Победоносцева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K.P. Pobedonostsev on the nature of the national identity of Christian churches

Konstantin Pobedonostsev was an outstanding statesman, who had a great influence on the religious and cultural life of the pre-revolutionary Russian society. The article deals with some aspects of the worldview of the Chief Prosecutor of the Holy Synod, in relation to his understanding of the nature of the Church as a social institution. Historicism and irrationalism of Pobedonostsev’s views are reflected in the concept of the “national Church” as a result of the historical development of the “national spirit”. An important role in the formation of this concept was played by the aesthetic and emotional experience acquired by him at the time of his presence at services in various Christian churches around Europe (Orthodox, Catholic, Protestant). Considering the Church as an integral part of national tradition and as a living organism, Pobedonostsev viewed any attempts of reforming church life as extremely dangerous, destroying any forms of national religiosity. The concept of the “national Church” also led Pobedonostsev to his conviction in the inability of the ecumenical reunion of Christian confessions, which were spread to live “in national apartments” and informed the liturgical and ritual practice with the historical experience and ethnic identity of their peoples. Another impor tant belief of Pobedonostsev, related to his vision of the nature of the Church, is the idea of an inextricable link between the religious, national and civil identity of the Russian people. It was this idea that served as the basis for the intense anti-sectarian and anti-scismatic activities car r ied out by the Sy nod u nder the leadership of Pobedonostsev.

Текст научной работы на тему «К. П. Победоносцев о природе национального своеобразия христианских церквей»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4

Н.В. Карташева

К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВ О ПРИРОДЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

К.П. Победоносцев - выдающийся государственный деятель, оказавший большое влияние на религиозную и культурную жизнь предреволюционного российского общества. В статье рассмотрены некоторые аспекты мировоззрения обер-прокурора Святейшего Синода, связанные с его пониманием природы церкви как социального института. Историзм и иррационализм взглядов Победоносцева нашли отражение в концепции «национальной церкви» как плода исторического развития «народного духа». Немаловажную роль в формировании этой концепции сыграл эстетический и эмоциональный опыт, приобретенный им в моменты присутствия на богослужениях в различных христианских храмах Европы (православных, католических, протестантских). Рассматривая церковь как неотъемлемую часть народной традиции и как живой организм, Победоносцев считал крайне опасными попытки реформирования церковного уклада, разрушения любых форм народной религиозности. Из концепции «национальной церкви» также следовала убежденность К.П. Победоносцева в невозможности экуменического воссоединения христианских конфессий, разошедшихся «по национальным квартирам» и закрепивших в богослужебной и обрядовой практике исторический опыт и этническое своеобразие своих народов. Еще одним важным убеждением Победоносцева, связанным с его представлением о природе церкви, является идея неразрывной связи религиозной, национальной и гражданской идентичности русского народа. Именно эта идея послужила основанием для активной противосектант-ской и противораскольничьей деятельности, проводимой Синодом под руководством Победоносцева.

Ключевые слова: К.П. Победоносцев; историзм; иррационализм; этнокон-фессиональное своеобразие; «народный дух»; экуменизм; Святейший Синод.

Константин Петрович Победоносцев - выдающаяся фигура в истории русского общества и русской Церкви. Значительное влияние, которое оказывал этот человек на общественную жизнь России в

Карташева Наталья Валерьевна - кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: nkarta-shevamsu@yandex.ru).

течение нескольких десятилетий, обусловлено не только высотой его должностного положения, но и масштабом личности. Благодаря исследованиям последних лет на смену демоническим «совиным крылам» обер-прокурора приходит образ глубокий, внутренне противоречивый, искренний в своем искании правды. Впрочем, сложность и неоднозначность личности Победоносцева были очевидны даже для некоторых его идейных врагов. Так, Н.А. Бердяев писал: «Победоносцев вызывал к себе жгучую ненависть, долгие, тяжкие годы он был кошмаром русской жизни. Но когда читаешь его, ненависть слабеет: звучат у него такие искренние ноты, искреннее смирение перед высшим, любовь к народному, романтическая привязанность к старому быту» [К.П. Победоносцев: pro et contra, 1996: 287]. Парадоксальным образом всякая попытка однозначно определить мировоззрение и характер Победоносцева приводит к упрощению и даже искажению его портрета. Достаточно сложны в определении и церковно-религиозные взгляды, пожалуй, самого известного в истории Российской империи обер-прокурора Святейшего Синода. В его статьях и переписке трезвый анализ церковной проблематики, резкие оценки и суждения, высказанные по конкретным вопросам церковной политики, сочетаются с эмоционально окрашенными рассуждениями, наполненными любовью и душевной привязанностью к православному богослужению, ко всему традиционному укладу русской веры.

Несомненно, эта особая теплота к Церкви была во многом предопределена биографическими обстоятельствами Константина Петровича - семейной средой, воспитанием. Но для нас важно отметить, что эстетическое и эмоциональное восприятие церковной традиции не ограничивалось сферой личных переживаний Победоносцева, а имело прочное обоснование в его мировоззрении. Эмоционально-эстетическая сторона богослужения для Победоносцева не является лишь внешней стороной, она составляет важную часть религиозной практики, выражает ее «духовную подкладку». «Самое существенное, самое упорное и драгоценное в церковном веровании, - пишет Победоносцев в одной из своих журнальных публикаций, - неуловимо, недоступно определению, подобно разнообразию света и теней, подобно чувству, сложившемуся из бесконечного ряда последовательных ощущений, представлений и впечатлений»1. «Неуловимое» и при этом «самое существенное» содержание народного верования находит свое выражение в своеобразии церковного уклада, в той

1 Победоносцев К.П. Русские листки из-за границы // К.П. Победоносцев. Государство и церковь. Т. 1. М., 2011. С. 451.

культурной форме, которая стала результатом исторического развития народа и отражением его этнического мировосприятия.

Один из наиболее ярких примеров переживания богослужения как проявления жизни народного духа - описание освящения православного храма святителя Николая в Праге 4(16) августа 1874 г.2 Подробное описание церковной архитектуры и старинной истории храма предваряет столь же подробное описание богослужения, выдержанное в приподнятом эмоциональном тоне. Можно предположить, что, находясь за границей, Константин Петрович особенно остро ощущает национальный характер православного богослужения. Родные звуки и знакомые с детства молитвы вызывают у него прилив искреннего патриотического чувства, он как будто погружается в родную народно-церковную стихию. На протяжении всей статьи богослужение, состоявшееся в Праге, Победоносцев называет «русским», что подтверждает мысль о тождественности для него религиозного и национального. Особое внимание он уделяет присутствовавшим на богослужении чехам, на которых церковнославянский язык произвел сильное впечатление. «Родные звуки», по мысли Победоносцева, напомнили о далеком прошлом народа, о кирилло-мефодиевской миссии, «полагавшей основанием своей деятельности проповедь на языке обращаемого народа» [Карташева, 2017: 91], о славянском единстве.

Нераздельность этнокультурной формы богослужения и его ве-роучительного содержания, так же как неразрывная связь истории народа и выработанных им форм церковной жизни для Победоносцева не есть исключительное свойство русского православия. Подтверждением этому могут служить описания богослужебной практики инославных христианских церквей, встречающиеся в текстах К.П. Победоносцева. Часто бывая за границей, обер-прокурор любил бывать в местных храмах, и непосредственное религиозное, эмоциональное и эстетическое переживание богослужения становилось для него отправной точкой для серьезных обобщений. Анализируя его путевые заметки и описания той или иной христианской церкви, можно прийти к выводу, что для исследовательского мышления Победоносцева характерен эмпирический подход, при котором характеристика догматических отличий опирается на личный эстетический и эмоциональный опыт.

Вот, например, один из ярких фрагментов путевых заметок Победоносцева - описание Вестминстерского аббатства: «Когда я в первый раз обошел этот храм, мною овладело неиспытанное до тех

2 Опубликовано в газете-журнале «Гражданин» за 2 сент. 1874 г. под заголовком «Освящение русской церкви».

пор чувство, которое можно, пожалуй, назвать чувством восторга исторического и эстетического»3. Величественное здание аббатства предстает в описании русского путешественника в единстве его религиозного, национального и исторического содержания. Победоносцев подчеркивает, что Вестминстерское аббатство занимает совершенно особое место в культуре и истории Великобритании, поэтому и в эстетическом отношении отлично от других готических храмов. Далее Константин Петрович описывает особенную торжественность англиканского богослужения и «соблюдение всевозможного благоговения», которые оказывают очень благоприятное впечатление, однако, замечает он, православный не может не заметить однообразности, холодности и сухости всего строя службы. Заметим, что «холодность и сухость» характеризуют, скорее, не англиканское богослужение само по себе, а именно его восприятие православным наблюдателем. «Обряд не отвечает нашему чувству, и мы чувствуем, что красота, какая может быть в нем, - не наша красота, а чужая»4. Причиной такого отторжения, по мнению Победоносцева, является различие в духе богослужения, порожденное различием между «общественным духом и складом англосаксонского и русского племени», которое ни в чем так явственно не ощущается, как в церкви. И здесь стоит подробнее обратить внимание на такое важное для рассуждений Победоносцева понятие, как «общественный дух». Это понятие в его трудах синонимично понятию «народного духа», которое, по всей вероятности, сформировалось у него не без влияния Ф.К. фон Савиньи - основоположника учения об «историческом праве»5, и вообще всей школы правового историзма. По Савиньи, историческое право складывается постепенно из исторических событий, традиций и местных обычаев народа. Победоносцев же экстраполирует этот принцип и на другие формы социального устройства, в том числе на церковь. «Всякая форма, исторически образовавшаяся ... есть произведение духа народного подобно тому, как история отдельного человека есть, в сущности, произведение живущего в нем духа. То же самое сказать должно о формах церковного устройства» . Таким образом, церковь как социальный институт не есть лишь результат Божественного установления, но и ре-

3 Вестминстерское аббатство // Гражданин. 1873. 6 авг.

4 Победоносцев К.П. Московский сборник // Победоносцев К.П. Государство и Церковь. Т. 2. М., 2011. С. 488.

5 Влияние фон Савиньи на государственно-правовые взгляды Победоносцева убедительно проанализировано в исследовании: Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев. СПб, 2000. 204 с.

6 Победоносцев К.П. Московский сборник ... С. 448.

зультат действия народного духа в его историческом развитии. И весь уклад церковного быта, его богослужебное, эстетическое, эмоциональное своеобразие не может быть определяемо исключительно догматическими, вероучительными различиями. Но «действие народного духа» (согласно органической методологии, присущей консервативному мировоззрению Победоносцева) также есть проявление творческого веления Бога. Следовательно, разделить догматическую основу церкви и внешнюю, этнокультурную сторону ее жизни нельзя.

Наряду с историзмом, в отношении Победоносцева к этнокультурным особенностям христианских церквей отчетливо проявилась такая особенность его мировоззрения, как иррационализм. Так, разность религиозных обрядов он связывает с «коренной и глубокой разностью духовного представления, таящейся в бессознательных сферах духовной жизни»7. Именно эта разность порождает разность в религиозных обрядах и составляет основную причину разности церквей и вероисповеданий. Из этого положения логически следует, что неразрывная связь этнокультурного и конфессионального порождена не только историческими обстоятельствами развития «народного духа», но и изначально присущей этому «народному духу» спецификой миропонимания. Рациональное познание этой специфики невозможно, для ее постижения нужно погружение в те самые «бессознательные сферы духовной жизни». «Церковь есть живой организм», - пишет Победоносцев, и чтобы познать ее, «и для того чтобы познать Церковь, надо войти в душу народа, который составляет Церковь, надо жить одной жизнью с народом, как с равными собратиями, не ставя себя выше народа, не относясь к нему с одним отрицанием, как к толпе невежественной и дикой»8.

Концепция национально-исторического своеобразия христианских церквей имеет весьма большое значение не только для уяснения своеобразия мировоззрения обер-прокурора Св. Синода, но и для объяснения его позиции по многим существенным вопросам религиозной жизни. Так, концепция исторической объективности разнообразия христианских конфессий ставит под вопрос идею православного прозелитизма, ибо обращение католика или протестанта в православие потребовало бы и изменения его этнокультурного габитуса, отказа от национальной принадлежности. Рассказывая в одной из статей о том, как неприятно поразил немца православный похоронный обычай, Победоносцев пишет: «В этом, как и во многом другом, немец не может понять нас, покуда не поживет с нами и не

7 Победоносцев К.П. Московский сборник ...С. 485.

8 Там же. С. 468.

войдет в глубину духовной нашей жизни»9. Христианская вера, «раздробившись по национальностям», сливается с национальностями, и в этом слиянии Константин Петрович видит объективный и благотворный процесс: «Достоинства протестантизма достаточно выяснились в истории германского и англосаксонского племени. Пуританский дух создал нынешнюю Британию. Протестантское начало привело Германию к силе, к дисциплине и к единству»10.

Характер нации, выработавшийся в ее истории, ищет своего обоснования в адекватной нравственной теории, а она, в свою очередь, получает соответствующее оправдание в религиозном учении - так, по мнению Победоносцева, выглядит историческая связь нации и ее религии. Разумеется, в свете таких воззрений экуменическая идея воссоединения христианских церквей представляется Победоносцеву делом абсолютно невозможным, ибо пройденный путь не позволяет вернуться к исходному религиозному единству, у каждого народа «есть вера, в которой ему приютно, которая ему по душе, которую он любит»11. Отказаться же от культурного своеобразия религиозного акта, от уникальности обрядовой стороны церковной жизни невозможно, ибо в них воплощена жизнь души народной. Несколько иным было отношение К.П. Победоносцева к вопросу христианизации язычников, подданных Российской империи. С его точки зрения, их культура была недостаточно сформированной, быт - грубым, обычаи - безнравственными, хозяйственная деятельность - примитивной. Перенимая христианство от русских миссионеров и просветителей, они постепенно перенимали и русский образ жизни, русский язык, русскую культуру, и процесс аккультурации был для них, по мнению Победоносцева, исключительно благотворным.

Другим важным следствием идеи нераздельности этнокультурного и вероучительного начал в церкви является особое отношение К.П. Победоносцева к Русской Православной церкви как к основе русской народной духовной традиции в полноте ее культурно-исторических форм. Отсюда исходит так называемое охранительство в деятельности Победоносцева на его посту; его пресловутая «нерешительность» в вопросах реформирования; его труднообъяснимая для многих современников любовь к «простецам», не имеющим образования самоучкам из народа, носителям традиционной религиозности и, одновременно, недоверие, нелюбовь к высокоученым столичным пастырям. Г.В. Флоровский писал о Победоносцеве, что

9 Там же. С. 486.

10 Победоносцев К.П. Русские листки. С. 459.

11 Там же. С. 451.

«когда он говорит о вере, он всегда разумеет веру народа, не столько веру Церкви. Не догматическую веру, не учение веры, но именно "простую веру", т.е. чутье или чувство, некий инстинкт, пресловутую "веру угольщика"» [Флоровский, 2006: 403]. Но в том то и дело, что для Победоносцева «догматическая вера» существовала в слиянии с религиозным инстинктом народа, и, признавая существование суеверий, ложных представлений и, порой, грубых форм народной религиозности, он считал крайне опасной борьбу с ними. Как справедливо заметил известный исследователь деятельности К.П. Победоносцева А.Ю. Полунов, «цельность народного мировоззрения казалась Победоносцеву столь драгоценной, что представители мира образования и науки не должны были пытаться разрушить ее» [Полунов, 2017: 61]. Народ для Победоносцева - носитель высшей правды, правды, превышающей любые рационалистические научные открытия. Дихотомия «народного мировоззрения и идеологии творческой элиты» [Фатющенко, 2000: 116] однозначно разрешалась К.П. Победоносцевым в пользу народного мировоззрения. В связи с этим обер-прокурор в своей государственной и общественной деятельности последовательно придерживался тактики сохранения традиции в ее неприкосновенности. В основе всякого народно-религиозного представления он видел уникальный духовный опыт, духовное переживание христианства народом, при «истреблении» этих народных форм, даже тех, которые образованному человеку представляются суевериями и предрассудками, по его мнению, уничтожится и сам своеобычный «дух», утратится основа жизнеспособности религиозного чувства в народе. В связи с этим любые преобразования в сфере духовной жизни народа не должны касаться формы, но должны исподволь совершенствовать духовное содержание.

Обер-прокурор Синода был убежден, что вопрос неприкосновенности традиции есть вопрос национальной безопасности. Когда в 1888 г. деятели европейского Евангелического союза в открытом письме обратились с пожеланием отмены закона, воспрещающего переход православных в иное вероисповедание, Победоносцев обосновал свое категорическое несогласие необходимостью для России тщательно охранять свои духовные начала, вырастившие и укрепившие ее самобытность. Непримиримая борьба с сектантами и раскольниками, которую Победоносцев вел на протяжении всего своего четвертьвекового обер-прокурорства, была также основана на убеждении, что русские люди, утратив свою православную идентичность, неизбежно утратят и идентичность национальную и, как следствие, гражданскую и станут врагами своего Отечества.

Таким образом, большое внимание, которое Константин Петрович Победоносцев уделял в своих работах эмоционально-эстетической стороне христианского богослужения и его этнической уникальности, обусловлено существенными особенностями его мировоззрения. Исторически сложившаяся церковно-религиозная традиция, по мнению К.П. Победоносцева, есть результат всего исторического процесса развития «народного духа». В отношении обер-прокурора Св. Синода к этой традиции проявились такие особенности консервативного мировоззрения, как историзм, иррационализм, интуитивизм, органицизм. Признавая, что в религии «самое существенное связано и сплетено множеством тонких корней с психическою природою каждого племени и с общими сложившимися в нем началами нравственного миросозерцания»12, Победоносцев формулирует свою концепцию неразрывности этнического и религиозного начал национальной культуры. Именно эта концепция предопределила многие шаги и решения К.П. Победоносцева на посту обер-прокурора Св. Синода в 1880-1905 гг.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Загрязкина Т.Ю. Этнодискурс в пространстве языка и культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 52-65.

2. К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб, 1996.

3. Карташева Н.В. Культурологические аспекты миссионерских переводов святителя Николая Японского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная цивилизация. 2017. № 1. С. 90-103.

4. Полунов А.Ю. Победоносцев: русский Торквемада. М., 2017. 335 с.

5. Фатющенко В.И. Программа курса «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 3. С. 104-121.

6. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. 608 с.

Natal'ya V. Kartasheva

K.P. POBEDONOSTSEV ON THE NATURE OF THE NATIONAL IDENTITY OF CHRISTIAN CHURCHES

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

Konstantin Pobedonostsev was an outstanding statesman, who had a great influence on the religious and cultural life of the pre-revolutionary Russian society. The article deals with some aspects of the worldview of the Chief Prosecutor of the Holy Synod, in relation to his understanding of the nature of the Church as a social

12 Победоносцев К.П. Русские листки. С. 451.

institution. Historicism and irrationalism of Pobedonostsev's views are reflected in the concept of the "national Church" as a result of the historical development of the "national spirit". An important role in the formation of this concept was played by the aesthetic and emotional experience acquired by him at the time of his presence at services in various Christian churches around Europe (Orthodox, Catholic, Protestant). Considering the Church as an integral part of national tradition and as a living organism, Pobedonostsev viewed any attempts of reforming church life as extremely dangerous, destroying any forms of national religiosity. The concept of the "national Church" also led Pobedonostsev to his conviction in the inability of the ecumenical reunion of Christian confessions, which were spread to live "in national apartments" and informed the liturgical and ritual practice with the historical experience and ethnic identity of their peoples. Another important belief of Pobedonostsev, related to his vision of the nature of the Church, is the idea of an inextricable link between the religious, national and civil identity of the Russian people. It was this idea that served as the basis for the intense anti-sectarian and anti-scismatic activities carried out by the Synod under the leadership of Pobedonostsev.

Key words: Konstantin Pobedonostsev; historicism; irrationalism; ethno-confessional originality; «national spirit»; ecumenism; Holy Synod.

About the author: Natal'ya V. Kartasheva - Ph.D. in Cultural Studies, Associate Professor at Department of Comparative Studies in Literature and Culture, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: natkartasheva@gmail.com).

REFERENCES

1. Zagryazkina T.Yu. 2016. Etnodiskurs v prostranstve yazyka i kul'tury. [Ethnodiscourse in space of language and culture] Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 52-65. (In Russ.)

2. K.P. Pobedonostsev: pro et contra. [K.P. Pobedonostsev: pro et contra] 1996. St. Petersburg, RHGA. (In Russ.)

3. Kartasheva N.V. 2017. Kul'turologicheskie aspekty missionerskikh perevodov svyatitelya Nikolaya Yaponskogo. [Cultural aspects in the Missionary Translations of St. Nicholas of Japan] Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 90-103. (In Russ.)

4. Polunov A.Yu. 2017. Pobedonostsev: russkii Torkvemada. [Pobedonoscev: Russian Torquemada] Moscow, Molodaya gvardiya. (In Russ.)

5. Fatyushchenko V.I. 2000. Programma kursa "Russkii mir v kontekste mirovykh tsivilizatsii". ["Russian World in the Context of World Civilization". Course Programme] Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 104-121. (In Russ.)

6. Florovskii Georgii, prot. 2006. Puti russkogo bogosloviya. [Ways of Russian Theology] Minsk. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.