Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИНИГЕРИИВ ОТНОШЕНИИ ЭКОВАС'

К ОЦЕНКЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИНИГЕРИИВ ОТНОШЕНИИ ЭКОВАС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГЕРИЯ / NIGERIA / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ЭКОВАС / ЗАПАДНАЯ АФРИКА / WEST AFRICA / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATION / ECONOMIC COMMUNITY OF WEST AFRICAN STATES (ECOWAS)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Омо Огбебор Деннис Осасуйи

В статье,с использованием метода исторического анализа, исследуются внешнеполитические отношения Нигерии с государствами-членами ЭКОВАС. Для реализации данной цели автор поставил три задачи. Во-первых, показать историю эволюции внешнеполитического курса Нигерии после обретения ею независимости. Во-вторых, проанализировать политику Нигерии в отношении ЭКОВАС на этапе ее формирования, когда в стране существовало военное правление. Наконец, выявить внешнеполитические цели Нигерии в последние годы существования ЭКОВАС, в период, когда Нигерия развивается в условиях стабильного демократического строя. На основе проведенного анализа, автор утверждает, что политика страны в ЭКОВАС имеет очень важное значение, поскольку она помогает направлять деятельность межправительственной организации и улучшать международные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE EVALUATION OF NIGERIA’S FOREIGN POLICY WITH REGARD TO ECOWAS

In the article with usage of historical analysis method, researched the Nigeria’s foreign policy relationships with the members-states of ECOWAS. The author set out three tasks to actualize this aim through diplomatic theoretical approach. Firstly, to explain the history of Nigerian foreign policy directions after independence.Secondly, to analyze Nigerian foreign policy with regard to ECOWAS at the formative stage when Nigeria was mainly under military rule.Lastly, to highlight Nigerian foreign policy objectives in the latter years of ECOWAS when Nigeria is now under a stable democratic rule. Based on the analysis of the study, the author submits that the foreign policy of a country is significant, it helps direct the activity and conductor of a country within an intergovernmental organization and international affairs.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИНИГЕРИИВ ОТНОШЕНИИ ЭКОВАС»

смысле, - обеспечить «африканское решение африканских проблем» [1]. С другой стороны, довольно громоздкий бюрократический аппарат АС и влияние крупных, имеющих большой политический вес государств-членов, чьи стратегические цели зачастую вступают в противоречие с американскими приоритетами, препятствуют превращению АС в эффективного партнера Соединенных Штатов. Это ведет к тому, что США предпочитают осуществлять взаимодействие и финансирование с Африкой через двусторонние и субрегиональные каналы.

В январе 2017 года на пост президента США заступил Дональд Трамп. Пока сложно судить о том, насколько и каким образом в связи с приходом к власти новой администрации изменится формат взаимодействий США с АС. Пока Африка явно не стала приоритетным направлением внешней политики США. Тем не менее, не исключено, что при Трампе сотрудничество Соединенных Штатов с Африканским Союзом получит импульс для своего дальнейшего развития и расширения.

Литература и источники

1. The African Union (AU): Key Issues and U.S.-AU relations. Nicolas Cook, Tomas F. Husted. Congressional Research Service Report. December 16, 2016

2. https://www.usau.usmission.gov/

3. http://photos.state.gov/libraries/usau/231771/PDFs/us_assistance_to_the_au_fact_sheet.pdf

4. https://www.au.int/web/pa

5. КовальчукА.П. Как США торгуют с Африкой //Азия и Африка сегодня. - 2014. - №2.

6. http://www.inafran.ru/node/1310

References and Sources

1. The African Union (AU): Key Issues and U.S.-AU relations. Nicolas Cook, Tomas F. Husted. Congressional Research Service Report. December 16, 2016

2. https://www.usau.usmission.gov/

3. http://photos.state.gov/libraries/usau/231771/PDFs/us_assistance_to_the_au_fact_sheet.pdf

4. https://www.au.int/web/pa

5. Koval'chuk A.P. Kak SSHA torguyut s Afrikoj //Aziya i Afrika segodnya. - 2014. - №2.

6. http://www.inafran.ru/node/1310

КРЮКОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА - аспирант Института Африки РАН (kamakavviwoole@gmail.com) KRYUKOVA, TATIANA V. - Ph.D. student of Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences.

УДК 94(669) «1975/2017»

ОМО ОГБЕБОР О.Д. К ОЦЕНКЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ В ОТНОШЕНИИ ЭКОВАС

Ключевые слова: Нигерия, внешняя политика, ЭКОВАС, Западная Африка, Межправительственная организация.

В статье, с использованием метода исторического анализа, исследуются внешнеполитические отношения Нигерии с государствами-членами ЭКОВАС. Для реализации данной цели автор поставил три задачи. Во-первых, показать историю эволюции внешнеполитического курса Нигерии после обретения ею независимости. Во-вторых, проанализировать политику Нигерии в отношении ЭКОВАС на этапе ее формирования, когда в стране существовало военное правление. Наконец, выявить внешнеполитические цели Нигерии в последние годы существования ЭКОВАС, в период, когда Нигерия развивается в условиях стабильного демократического строя. На основе проведенного анализа, автор утверждает, что политика страны в ЭКОВАС имеет очень важное значение, поскольку она помогает направлять деятельность межправительственной организации и улучшать международные отношения.

OMO OGBEBOR, O.D.

TO THE EVALUATION OF NIGERIA'S FOREIGN POLICY WITH REGARD TO ECOWAS

Keywords: Nigeria, foreign policy, Economic Community of West African States (ECOWAS), West Africa, Intergovernmental Organization.

In the article with usage of historical analysis method, researched the Nigeria's foreign policy relationships with the members-states of ECOWAS. The author set out three tasks to actualize this aim through diplomatic theoretical approach. Firstly, to explain the history of Nigerian foreign policy directions after independence. Secondly, to analyze Nigerian foreign policy with regard to ECOWAS at the formative stage when Nigeria was mainly under military rule. Lastly, to highlight Nigerian foreign policy objectives in the latter years of ECOWAS when Nigeria is now under a stable democratic rule. Based on the analysis of the study, the author submits that the foreign policy of a country is significant, it helps direct the activity and conductor of a country within an intergovernmental organization and international affairs.

Нигерия является ключевым игроком в субрегионе Западной Африки, что, в частности, отражается в деятельности региональной межправительственной организации Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Внешнеполитический подход страны к региональной повестке дня ЭКОВАС основан на ее афроцентричной внешней политике, которая сформулирована в рамках доктрины концентрического круга, включающего западноафриканских соседей Нигерии. Во многом именно благодаря неустанным усилиям Нигерии, собственно, и произошло появление в 1975 году ЭКОВАС, как межправительственной региональной организации. Целью уже тогда была демонстрация своего потенциала и стремления играть более значительную роль на мировой арене.

Внешняя политика - это целый ряд действий. Также это набор принципов, влияющих на данные действия, предпринятые в отношении внешних ситуаций и факторов, суммирование мыслей, действий и принципов по внешним делам, принимаемых лицами, принимающими решения, с целью достижения долгосрочных целей, цели и краткосрочные цели [1]. В данном контексте определение своей роли в региональной повестке дня ЭКОВАС стало главной задачей Нигерии после создания этой организации. Страна должна была приспособиться к роли, которую принимает естественный лидер в западноафриканском регионе в силу его размера, местоположения и экономического потенциала, в процессе объединения африканских стран.

Важнейшая задача региональной стабильности в настоящее время зависит от региональных организаций. Поэтому оценка этой глобальной тенденции с точки зрения ЭКОВАС занимает центральное место в процессе региональной интеграции в Западной Африке [2]. По словам Акинтолы (2007), оценка внешней политики Нигерии с 1960 года по настоящее время указывает, что это государство придерживалось относительно последовательной внешней политики, несмотря на то, что в стране в этот период были различные формы правления. При этом, несмотря на все политические перемены, Африка была центральным элементом внешней политики Нигерии, сделавшей акцент на эмансипацию, развитие и единство африканцев как внутри, так и за пределами континента

[3].

Позитивное влияние внешней политики Нигерии на региональные инициативы ЭКОВАС также можно отнести на счет окончания эпохи «холодной войны», которая позволила развивающимся странам, таким как Нигерия, реализовать свои политические инициативы (в данном случае - в межправительственной организации ЭКОВАС). Международная сфера, которая была до тех пор контролируемой биполярной борьбой между Востоком и Западом получила больший набор возможностей. По этой причине - из-за сокращенного стратегического значения основных внешних сил - Нигерия смогла играть ведущую роль в Африке [4].

Нигерийское влияние в ЭКОВАС привлекло внимание международного сообщества и научных исследователей благодаря очевидным достижениям в региональных мероприятиях ЭКОВАС, которые хорошо документированы и известны во всем регионе и за его пределами (в частности в миссиях по поддержанию мира, политических вмешательствах и процессах экономической либерализации). Основываясь на этих достижениях Нигерии, Олусанья и др. (1986) определили пять основных принципов, которые продолжают влиять на руководство внешней политикой Нигерии. Среди них: несогласованность (неудачная, поскольку она

беззастенчиво направлена на Запад) правовое равенство всех государств, невмешательство во внутренние дела других государств, многосторонняя дипломатия и афроцентризм [5].

Предыстория формирования внешней политики Нигерии.

Поскольку страны всегда находятся в определенном географическом регионе, они вынуждены иметь отношения с соседями, которые порой меняются [6]. Нигерийская внешняя политика началась, когда страна стала независимой. 1 октября 1960 года, ее первый премьер-министр Абубакар Тафава Балева начал реализацию новаторской программы внешней политики, которая заложила основу роли и влияния Нигерии на международной арене и способствовала формированию позитивного образа страны в сообществе наций. Внешняя политика Нигерии на этапе становления, как новой независимой страны, стала заметной на международной арене благодаря членству страны в различных международных организациях.

В работах многих историков содержится утверждение, что во внешней политике африканских стран, особенно на ранних стадиях, они находились под влиянием бывших колониальных администраторов. Иными словами, развитие данных стран было связано с влиянием на их развитие бывших метрополий, причем даже после окончания их колониального правления. В частности, Бондаренко (2008) постулировал, что внешняя политика большинства стран Африки основана на неоколониальной идеологии, генерируемой большинством европейских стран. Пытаясь создать для себя идентичность, африканские страны по-прежнему имеет сильную связь со своими бывшими колониальными администраторами [7].

На ранней стадии нигерийской государственности экс-колониальная власть также по-прежнему определяла внешнюю политику Нигерии. Устойчивый характер влияния Великобритании на внешнюю политику Нигерии и ее правящую элиту сохранялся до конца 1960-х годов, когда уроки гражданской войны 1967-1970 годов вынудили ориентированные на Англию политические элиты Нигерии переоценить свою позицию по отношению к внешним связям [8].

Внешняя политика Нигерии в 1975-1999 годах.

Нигерийский внешнеполитический подход к ЭКОВАС после его создания отражает международный имидж, который страна создала себе еще до учреждения ЭКОВАС. Но на новом этапе от страны изначально потребовалась также решимость возглавить вновь образованную организацию.

Внешняя политика государства отражает его приоритеты, но она не может быть разработана совершенно произвольно, поскольку на политику неизбежно влияют многие соображения, касающиеся различных обстоятельств и внутренних проблем государства [9]. Нигерийская внешняя политика в отношении ЭКОВАС в годы ее формирования также характеризовалась определенной динамикой. Вообще говоря, в годы становления и большую часть существования ЭКОВАС Нигерия управлялась военными, за исключением краткого периода гражданского правления Ш. Шагари с 1979 по 1983 год. Данный статус Нигерии определял ее внешнеполитический курс в отношении ЭКОВАС и регионального интеграционного процесса в Западной Африке. Задачи обеспечения политической стабильности и решения вопросов безопасности страны в столь сложных условиях преобладали над интересами развития сообщества, углубления экономической интеграции, которые и являлись основными причинами создания ЭКОВАС.

ЭКОВАС был создан в условиях относительной политической стабильности и в годы нефтяного бума. Проект был интересен для тогдашнего лидера страны генерала Якубу Говона, который и сыграл важную роль в формировании ЭКОВАС. По мнению Эгбо (2003), причиной данной инициативы Нигерии было то, что доходы от нефти «принесли Нигерии новый импульс для ее политики неприсоединения и нейтралитета в международных событиях» [10]. Более того, поскольку этот период стал временем нефтяной революции, последняя явилась очень серьезным экономическим ресурсом для Нигерии. С развитием же экономики Нигерия активизировала внешнюю политику, которая включала экономическую

экспансию в соседние африканские государства. В итоге, это неизбежно привело к формированию Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) в мае 1975 года с участием пятнадцати западноафриканских стран [11].

Внешняя политика Нигерии с 1999 года по настоящее время.

С момента возвращения к демократическому правлению в 1999 году нигерийская внешняя политика в отношении региональной повестки дня ЭКОВАС основывается на ее Конституции 1999 года, в которой изложены цели ее внешнеполитического стратегии. В разделе 19 Конституции 1999 года для Нигерии определена динамичная внешняя политика путем содействия экономическому развитию, интеграции и единству, миру и безопасности в Западной Африке, Африке и в мире в целом.

Выборы в 1999 г. Олусегуна Обасанджо президентом Нигерии открыли период четвертой республики, закрыв занавес тридцати пяти лет военной диктатуры и диктаторского правления [12]. Они дали надежду и укрепили доверие нигерийцам со стороны международного сообщества, особенно государств-членов ЭКОВАС. Пример возврата Нигерии, как регионального лидера, к демократическому правлению придавал дополнительный авторитет и укреплял правовую основу протокола ЭКОВАС. В своей инаугурационной речи Обасанджо подчеркнул необходимость для Нигерии проводить активную политику в сфере международных отношений: «Мы будем проводить динамичную внешнюю политику по развитию дружественных отношений со всеми странами, и будем и впредь играть конструктивную роль в Организации Объединенных Наций, Организации африканского единства и других международных органах. Мы будем продолжать соблюдать существующие соглашения между Нигерией и другими странами» [13].

Отмеченный внешнеполитический подход Нигерии к ЭКОВАС во время пребывания Обасанджо на посту президента являлся неизменным. Он укрепил позиции страны в системе региональных отношений в Западной Африке. Африка вообще являлась основным приоритетом внешней политики Нигерии, которая уделяла особое внимание поощрению региональной повестки дня ЭКОВАС, укреплению мира и безопасности. Однако, несмотря на нигерийскую внешнеполитическую доктрину, страна получила очень мало в обмен на свою щедрость, свою амбициозную афроцентрическую внешнюю политику и обширные жертвы в региональной и континентальной дипломатии [14].

Выборы президента Умару Яр-Адуа и его последующее вступление в должность 29 мая 2007 года стали эпохальным моментом в политической истории Нигерии, поскольку это был первый случай перехода власти от одного избранного правительства к другому. Внешняя политика Нигерии при президенте Умару Яр-Адуа сосредоточена на гражданской дипломатии. Национальные интересы Нигерии играли определяющую роль при решении субрегиональных, континентальных и глобальных проблем [15]. По мнению Погосона (2009), эта знаковая внешнеполитическая позиция, известная как «Гражданская дипломатия», потребовала от правительства Нигерии более внимательного учета основных потребностей населения, прав человека и его социально-экономического благополучия при регулировании двусторонних и многосторонних отношений с другими странами [16].

Однако оставив пост президента, Умар Яр-Адуа стал свидетелем нового изменения в нигерийском внешнеполитическом подходе к ЭКОВАС. Президентство Г. Джонатана вновь показало, что только стабильная политическая и экономическая обстановка даст Нигерии прочную внешнюю политику [17]. Новое направление внешней политики Нигерии было сосредоточено на инвестиционном и экономическом сотрудничестве, которое связывает внешнюю политику страны с внутренней повесткой дня. То есть произошел радикальный отход от старой политической стратегии, в которой безусловным внешнеполитическим приоритетом являлась Африка. Несмотря на модификацию внешнеполитических целей, Нигерия демонстрировала поддержку в отношении нулевой терпимости к ЭКОВАС за неконституционную и недемократическую смену правительства. Свидетельством этого является осуждение недемократической смены правительств в Мали и в Гвинее-Бисау.

Внешняя политика Нигерии под председательством М. Бухари (с 2015г.) по региональной повестке дня ЭКОВАС была законсервирована. При нем особое внимание уделяется внутренним проблемам, а не слишком привлекательным внешним вопросам, которые поглощают ресурсы страны. При этом нигерийская внешняя политика в отношении региональной безопасности в рамках ЭКОВАС осталась неизменной и состоит в постоянной поддержке позиции ЭКОВАС в отношении неконституционной смены правительств. В частности, это было продемонстрировано в ходе политических кризисов в Буркина-Фасо и Гамбии. Обеспечение безопасности Нигерии в отношениях с ее соседями по-прежнему является главным приоритетом (борьба с террористической группой Боко Харам и другими угрозами безопасности для Нигерии и региона).

В целом, нигерийская внешняя политика, несмотря на собственные проблемы страны, неизменно посвящена делам Западной Африки. Нигерия доказала свою ценность в Африке, особенно в рамках западноафриканской региональной организации ЭКОВАС, проводящей политику, рассчитанную на удовлетворение потребностей и решение региональных проблем.

Нигерийский внешнеполитический подход к региональным мероприятиям ЭКОВАС оставался неизменным, несмотря на различные внутренние и внешние проблемы. В значительной степени, он основан на позициях панафриканства. Внешняя политика последовательно сменявшихся правительств Нигерии, в той или иной форме, способствовала поддержанию ЭКОВАС, как региональной межправительственной организации. Нигерийская внешняя политика в отношении региональных инициатив ЭКОВАС, прямо или косвенно, способствовала росту организации и развитию региона в целом, особенно в сферах экономического сотрудничества, безопасности и укрепления политической стабильности посредством демократии и благого управления. Поэтому политика Нигерии в отношении ЭКОВАС осуществляется в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии,

отражающей ожидания международного сообщества от Нигерии, как регионального лидера.

+++

Nigeria is a key player in West Africa sub-region, Africa, and global stage, especially in the activities of the regional inter-governmental organization ECOWAS. Its foreign policy approach towards ECOWAS regional agenda is based on its Afrocentric foreign policy which is articulated through the concentric circle's doctrine directed at its West African neighbors. The untiring effort of Nigeria saw the emergence of ECOWAS in 1975 as an inter-governmental regional organization to demonstrate its potential to play a larger role in the global stage. Foreign policy is a range of actions, as well as a set of principles influencing these actions, taken regarding external situations and factors, the summation of thoughts, actions, and principles on external affairs taken by decision-makers with the intention of achieving long-range goals and short-term objective [1].

Defining its role in ECOWAS regional agenda was the main challenge before Nigeria after the creation of ECOWAS which was to adjust to the role assumes of a natural leader in the West African region by the virtue of its size, location, and economic potential and African unification. Therefore, the enormous task of regional stability now hinges on regional organizations, that is why assessing this global trend from ECOWAS perspective is central to the West African regional integration process [2]. According to Akintola, (2007) assessment of Nigerian foreign policy from 1960 to date, points out that, Nigerian has maintained a relatively consistent foreign policy because the country had experienced varied forms of government within this period. Right from independence, Africa was the centerpiece of Nigeria's foreign policy with emphasis on the emancipation, development, and unity of Africans both within and outside the continent [3].

Nigerian foreign policy influence in ECOWAS regional initiatives can also be attributed to the end of cold war era which allowed developing countries like Nigeria to exercise their power in the inter-governmental organization such as ECOWAS, thus the international scene has been up till then controlled by the bipolar struggle of the East-West rivalry. For that reason, Nigeria could play a leadership role in Africa because of the dwindled strategic significance of major external powers [4].

Another factor, many scholars attributed Nigeria's foreign policy approach towards ECOWAS regional agenda since its formation in 1975 to a develop foreign policy doctrine which is tilted favorably to the West Africa, and the geopolitical link among countries in the region. Nigerian influence in ECOWAS has attracted the attention of the international community and academic researchers' due to its accomplishments in ECOWAS regional activities which are well documented and known throughout the region and beyond, specifically in peacekeeping missions, political interventions and economic liberalization process. Based on these achievements by Nigeria, Olusanya, et al, (1986) identified five major principles that have continued to influence and guide the comportment of Nigeria's foreign policy such as: non-alignment (not successful as she unabashedly tilted to the West), the legal equality of all states, noninterference in the domestic affairs of other states, multilateral diplomacy, and Afro-centrism [5].

Background of Nigerian foreign policy formation.

A chronological review of Nigerian foreign policy is tied to its geopolitical structure which makes available contextual information about Nigeria's basis and its transformation into a nation-state in 1914. Since countries are always located in a geographical region, and they are forced to have relations with their neighbors which vary [6]. Nigerian foreign policy started when it became an independent nation on 1st October 1960, it first Prime Minister Abubakar Tafa Balewa whose pioneering efforts at foreign policy-making and implementation laid the foundation of Nigeria's role and influence in international politics, and unconsciously, casting a part and credible image for the country in the community of nations.

Nigerian foreign policy at the formative stage as a newly independent nation became visible on the international political front because of its membership in various international organizations. The work of many historical researchers argued that most African countries foreign policies were influenced by ex-colonial administrators in the early stages after they got independent. They stated that the development was due to the firm grip on the region by ex- colonial administrators even after the end of colonial rule. The submission of Bondarenko, (2008) made it clearer in his postulation of Africa countries foreign policies. He stated that most Africa nations foreign policies are patterned in line with colonial ideology having been colonized by most of the European countries, thus trying to create an identity for themselves but still have a strong tie with their colonial administrators [7].

However, at the early stage of Nigeria's nationhood, the ex-colonial authority still dictates Nigerian foreign policy abroad. Thus, the enduring nature of the British influence on Nigeria's foreign policy and its ruling elites continued until the late 1960s when the lessons of the civil war of 1967-1970 compelled Nigeria foreign policy elites to reappraise its stand towards external relations [8].

Nigeria's Foreign Policy from 1975-1999.

Nigerian foreign policy approach towards ECOWAS after its creation reflects the international image it's built for itself before the creation of ECOWAS. This necessitated its determination to lead the newly formed organization right from the beginning. The foreign policy of a State is liable to reflect the State's personality, but foreign policy cannot be developed in a completely arbitrary manner since the policy is bound to be affected by many considerations concerned with the circumstances and internal problems of the State [9]. Nigerian foreign policy towards ECOWAS during its formative years was also defined by some dynamics that gave rise to any kind of foreign policy which is namely the synergetic relationships, religious associations, economic activities and historical experience. Broadly speaking, during the formative years and the greater part of ECOWAS existence Nigeria was governed by military rulers except for the brief period of Shagari civilian rule from 1979 to 1983. Hence, during that era, Nigeria's status dictates its foreign policy directions towards ECOWAS and the West African regional integration process. Also, it was a period of lack of expectation in Nigeria-ECOWAS relations.

Therefore, political stability and security matters come to dominate the activities of the community before this decade instead of economic integration which was the primary reason ECOWAS was formed. Besides, ECOWAS was created just after the end of Nigerian civil war, during the oil boom years; hence it was suitable for General Yakubu Gowon who played a prominent role in the formation of ECOWAS. This made Egbo, (2003) to reason that the revenue from oil "provided Nigeria a new impetus to practice her non-aligned stance and position of neutrality in international events [10]. Moreover, this period witnessed the oil revolution which became a very serious economic resource for Nigeria, and with her economy developing, Nigeria began a foreign policy that involved economic expansion into neighboring African states. This would invariably lead to the formation of the Economic Community of West African States (ECOWAS) in May 1975 involving fifteen West African countries [11].

Nigeria's foreign policy since 1999-till date.

Since returning to democratic rule in 1999, Nigerian foreign policy towards ECOWAS regional agenda is guided by its 1999 constitutions which outline the objectives of its foreign policy direction. In section 19 of the 1999 constitution, projects a dynamic foreign policy for Nigeria, through the promotion of economic development, integration and unity, peace and security in West Africa, Africa, and the world. The election of Olusegun Obasanjo as president of Nigeria kicks start the fourth republic, drawing the curtain on thirty-five years of military dictatorship and autocratic rule [12]. Also, brings hope and trust to Nigerians and international community especially ECOWAS member states because as an assumed regional leader, it is supposed to lead by example, so Nigeria returned to democratic rule gives credibility and legal ground to ECOWAS' protocol on democracy and good governance.

In his inaugural speech, Obasanjo emphasizes on the need for Nigeria to remain active at the center stage of international affairs, accordingly "We shall pursue a dynamic foreign policy to promote friendly relations with all nations and will continue to play a constructive role in the United Nations and the Organization of African Unity and other international bodies. We shall continue to honor existing agreements between Nigeria and other countries [13]. Nigerian foreign policy approach towards ECOWAS witnessed a proactive response during Obasanjo's tenure as president of Nigeria, he reinforced the country's position as Africa's regional power is sustained a nd extended. Africa continued to attract the attention of Nigeria's foreign policy, with particular emphasis on the promotion of ECOWAS' regional agenda, development, peace, and security. Despite Nigerian foreign policy doctrine, the country had received very little in return for its generosity, its ambitious Afrocentric foreign policy and the extensive sacrifices made in regional and continental diplomacy [14].

The election of President Umaru Yar'Adua and his subsequent assumption of office on May 29, 2007, was an epic moment in the political history of Nigeria because it was the first time of transiting power from one elected

government to another. Nigeria's foreign policy under President Umaru Yar'Adua focuses on citizen diplomacy that Nigeria's national interest would take prominence over sub-regional, continental and global issue [15]. In the view of Pogoson, (2009) this notable foreign policy stance tagged as 'Citizen Diplomacy' requires the government of Nigeria to more consciously resort to the basic needs, human rights, and socio-economic welfare of the citizen in conducting bilateral and multilateral engagements with other nations [16]

The demised of President Yar' Adua witnessed a modification in Nigerian foreign policy approach towards ECOWAS. The Jonathan' presidency stressed that only a stable political and economic environment would give Nigeria a robust foreign policy [17]. Nigeria's new foreign policy direction was a focus on investment and economic cooperation, which ties the country foreign policy to domestic agenda, a radical departure from the old one which has Africa as the center point. Despite modification in its foreign policy objectives, Nigeria continued to demonstrate its support towards ECOWAS zero tolerance for an unconstitutional and undemocratic change of government. Its condemnation of the undemocratic change of government in both Mali and Guinea-Bissau is evidence of this fact.

The Nigerian foreign policy under Buhari's presidency towards ECOWAS regional agenda is reserved, somewhat emphasis is on internal issues than getting too involved with external matter that will drill the country lean resources. Although, Nigerian foreign policy towards ECOWAS regional security arrangement is not compromised, and its continued support of ECOWAS' stand on unconstitutional change of government is unwavering as demonstrated during Burkina Faso and Gambia political crises. While Nigeria security network operation with its neighbors is still a top priority in its fight against Boko Haram terrorist group and other security threat to Nigeria and the region.

Conclusively, Nigerian foreign policy from the very beginning is dedicated to West African cum African affairs despite its own internal challenges and not appreciative gesture of most of the beneficiaries' countries toward Nigeria. Nigeria has proven its worth in Africa especially through the West African regional organization ECOWAS based on its well-articulated and crafted foreign policy, designed to accommodate the needs and challenges arising in the region which every successive Nigerian leader has come to accept and act on.

Nigeria' foreign policy approach towards ECOWAS regional activities has remained consistent despite various internal and external challenges confronting its application. It ages long foreign policy stance of Pro-Africanism which starts with its immediate constituency the West African region has remained part of its foreign policy directions till date which has continued to guide its role in ECOWAS activities. The various foreign policies of successive governments in Nigeria have in one way or the other contributed to the sustenance of ECOWAS as a regional inter-governmental organization. Subsequently, Nigerian foreign policy towards ECOWAS regional initiatives has directly or indirectly contributed to the growth of the organization and the development of the region at large especially in spheres of the economic scheme, security, and promotion of political stability through democracy and good governance. Therefore, Nigerian engagements in ECOWAS activities are carried out through bilateral and multilateral diplomacy to actualize the expectations of the international community as a regional leader.

References and Sources

1. Frankel, J. International Relations, London: Oxford University Press, 1978.

2. Omo-Ogbebor, D.O. Significance of Intergovernmental Regional Organization (A Case Study of ECOWAS In West Africa) [Electronic resource]. Access: http://scientific-conference.com/h/sborniki/istoricheskie-nauki/800significance-of-inter.html (reference date 30.06.2017).

3. Akintola, Bukola, Nigeria and the World: A Review of Nigeria's Foreign Policy (1960-2007) // The Nigerian Army Quarterly Journal, 439(4), 2007.

4. Otunbajo, F. (1989). Introduction: Phases and changes in Nigeria's foreign policy. In A.B. Akinyemi (Ed.), Nigeria since independence: The first 25 years Vol. x 'International Relations'. Ibadan: Heinemann Educational Books Ltd.

5. Olusanya, G.O. and Akindele, R.A. (1986) Nigeria's External Relations: The First Twenty-Five Years. Ibadan: Ibadan University Press.

6. Pejic, I., Western Balkans in the context of regional security theory. Vestnik, RUDN. International relations, serial no 3. 2016, p.494-504.

7. Bondarenko D.M. The image of modern Russia in Africa: the formation and characteristics (2006-2008)/ Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 2008.

8. Nuamah, R. Nigeria's Foreign Policy after the Cold War. Domestic, Regional and External Influences. United Kingdom: International Peace Academy, Oxford, 2003, p.6.

9. Price, J.H. Political Institutions in West Africa, Hutchinson of London, 1975, p.181

10. Egbo, Steve, Nigeria and the World: A Treatise on Foreign Policy. Enugu: John Jacobs Classic Publishers, 2003.

11. Institute of Army Education, "Nigeria's Foreign Policy, 1960-1976". Nigerian Army Information Briefs, IV (1), January 1977.

12. Obasanjo, O. Who is Obasanjo. [Electronic resource]. Access: http://olusegunobasanjo.org/hiscareer.php (reference date 25.06.2017).

13. Obasanjo's Inaugural Speech, Nigerian Ministry of Foreign Affair, Abuja, Nigeria, 29th May 1999.

14. Alao, A., Nigeria and the global powers: Continuity and change in policy and perceptions (Occasional Paper No. 96). South African Foreign Policy and African Drivers Programme. SAIIA, 2011.

15. Yar'Adua, U.M., Inauguration Speech of President, Nigeria, Federal Ministry of Information & Communications, Vision 2020. 29th May 2007.

16. Pogoson, A.I., New dimensions in Nigeria's foreign policy, 1999-2009/ Journal of African Culture and Civilization, 2, 2009, p.58-73.

17. Ambassador Ashiru, Ministerial briefing, Nigerian Ministry of Foreign Affairs, Abuja, Nigeria, 2013.

ОМО ОГБЕБОР ДЕННИС ОСАСУЙИ - аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский Университет Дружбы Народов, Москва OMO-OGBEBOR OSASUYI DENNIS - Ph.D. student, Department of theory and history of International relations, People's Friendship University of Russia, Moscow. (samsuyi2002@yahoo.co.uk)

УДК 94(510)« 18/21 »(=161.1)

ЛИ МЭНЛУН, БИ ЦЗЮНЬЖУ РОССИЯ И КИТАЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ

Ключевые слова: русский язык в Китае, история образования, китайский вуз, сотрудничество в сфере культуры.

В статье представлен краткий обзор истории преподавания русского языка в Китае. Показано, что, известный с времен российского посольства 1708 года, процесс распространения русского языка, практика его преподавания и изучения в Китае прошли различные периоды. Авторы выделяют периоды Цин (Лифаньюань), позднего Цин (Тунвэньгуань), Китайской Республики (1912-1949 гг.), Китайской Народной республики (1949-2017 гг.). Они обращают внимание на связь процесса преподавания русского языка с развитием экономических и культурных контактов двух стран, китайско-российских отношений в целом. Установление отношений стратегического сотрудничества между Китаем и Российской Федерацией в 2000-е годы дало новый импульс распространению преподавания русского языка в Китае. Вместе с тем, в данном процессе еще существуют проблемы. В частности, необходимо дополнительно развивать преподавание русского языка в южных и западных провинциях Китая.

LI MENGLONG, BI JUNRU RUSSIA AND CHINA IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION: THE EXPERIENCE OF TEACHING OF RUSSIAN LANGUAGE IN CHINA

Keywords: Russian language in China, history of education, Chinese university, cooperation in the sphere of culture.

In the article provides a brief overview of the history of teaching Russian in China. It is shown that, famous since the time of the Russian embassy of 1708, the process of spreading the Russian language, the practice of its teaching and learning in China, have passed through various periods. The authors distinguish the periods of Qing (Lifanyuan), late Qing (Tongwenguan), the Republic of China (1912-1949), the People's Republic of China (1949-2017). They draw attention to the connection of process of the teaching of the Russian language with the development of economic and cultural contacts between the two countries, and China-Russia relations as a whole. The establishment of relations of strategic cooperation between the China and the Russian Federation in the 2000-ies gave a new impetus to the spread of the teaching of the Russian language in China. At the same time, in this process there are still problems. In particular, it is necessary to further develop the teaching of the Russian language in the southern and western provinces of China.

В июле 2017 года состоялся визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Российскую Федерацию. В ходе плодотворной встречи Председателя Си Цзиньпина с Президентом В.В. Путиным стороны всесторонне обсудили развитие отношений между КНР и РФ и наметили новые планы будущего сотрудничества. Главы двух государств встретились с представителями предприятий и СМИ двух стран, утвердили комплекс мероприятий по улучшению двустороннего обмена и сотрудничества, непрерывному укреплению гуманитарного фундамента дружественных отношений КНР и РФ.

В контексте данного события, очевидно, что китайско-российские отношения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства становятся все более прочными. В связи с прямой корреляцией задач экономического строительства Китая, развития внешнеэкономических отношений и вопросов подготовки специалистов, влядеющих русским языком, они постоянно находятся в центре внимания ученых и исследователей. Усиление всестороннего сотрудничества и продвижения строительства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.