Научная статья на тему 'К определению понятия «Пророчество»'

К определению понятия «Пророчество» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1015
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОРОЧЕСТВО / ПРОРОК / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / БУДУЩЕЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРЕДСКАЗАНИЕ / PROPHECY / PROPHET / SPIRITUAL CULTURE / LANGUAGE / FUTURE / FORECASTING / PREDICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лалуев В. Я., Лесовиченко А. М.

На основе ретроспективного культурно-философского анализа в статье обозначены такие понятия, как «пророчество» и «пророк». Представленные авторами материалы позволяют не только проследить их эволюцию, но и понять этот феномен духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DEFINITION OF CONCEPT «PROPHECY»

On the basis of retrospective cultures-philosophical analysis in the article such concepts, as «a prophecy and a prophet» are designated. The materials presented by authors allow not only to observe their evolution, but also to understand this phenomenon of spiritual culture.

Текст научной работы на тему «К определению понятия «Пророчество»»

Раздел 1

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БОРТНИКОВ - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул)

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)

УДК 130.2+008

Laluev V.Ja., Lesovichenko A.M. TO DEFINITION OF CONCEPT «PROPHECY». On the basis of retrospective cultures-philosophical analysis in the article such concepts, as «a prophecy and a prophet» are designated. The materials presented by authors allow not only to observe their evolution, but also to understand this phenomenon of spiritual culture. Key words: prophecy, prophet, spiritual culture, language, future, forecasting, prediction.

В.Я. Лалуев, канд. философ. наук, доц. каф. философии и культурологии Сибирского гос. университета путей сообщения (СГУПС), г. Новосибирск, E-mail: vladimir_laluev@mail. ru; А.М. Лесовиченко, д-р культурологии, проф. каф. философии и культурологии Сибирского гос. университета путей сообщения (СГУПС), г. Новосибирск, E-mail: lecovichenko50@mail.ru

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОРОЧЕСТВО»

На основе ретроспективного культурно-философского анализа в статье обозначены такие понятия, как «пророчество» и «пророк». Представленные авторами материалы позволяют не только проследить их эволюцию, но и понять этот феномен духовной культуры.

Ключевые слова: пророчество, пророк, духовная культура, язык, будущее, прогнозирование, предсказание.

Понятие «пророчество» широко употребляется в любом языке, поскольку сам феномен пророчествования занимает большое место в сознании людей, пораженных необычностью высказываний человека, обладающего особым даром. Пророчеств никогда не бывает много, и любая культура знает подобные явления. Поскольку источник пророческих высказываний часто не известен не только слушающим, но и говорящим, далеко не всякое слово, прореченное неведомым способом, оценивается равнозначно, даже если кто-то признает его пророком, далеко не все слушающие соглашаются с такой оценкой. Поэтому рассмотрение понятия «пророчество» необходимо увязывать с целым гнездом лексем таких как: предвидение, прорицание, ясновидение, предсказание, лжепророчество и т.д. В этом и заключается главная трудность определения сущности этого понятия, хотя эта тема нередко затрагивается в исследовательской литературе. Однако считать ее исчерпанной нельзя, т.к. постоянно возникают новые оттенки смыслов, которые требуют коррекции в определении базового понятия.

В настоящей статье мы очертим комплекс представлений о понятии «пророчество» в научной литературе и речевом обиходе.

Итак, «пророчество» - одно из ярких и значительных явлений в истории человечества. Это один из уникальных феноменов духовной культуры. Наиболее распространенное его понимание - это знание о будущем, хотя очевидно, что этим пророчества никогда не ограничиваются. «Пророк» - это ясновидящий, воспринимающий духовным зрением и слухом указания «Высших существ» в божественно-духовном мире и передающий эту информацию людям, как правило, в порядке своей обязательной миссии. Поэтому о пророках говорили, что они «беседуют с Богом».

Для того чтобы выявить их специфику и отличия, необходимо, прежде всего, определиться со словарными значениями слов «пророчество» и «пророк». Рассмотрим некоторые из них:

1. М. Фасмер, в «Этимологическом словаре русского языка» значение этого слова объясняет так: «Пророк» (род. падеж

- пророка) от старославянского слова - пророкъ. Калька греческого слова «prophetes» в русском языке является производным от слова «про - и реку». Про - от греч. «перед», реку -«говорить», что родственно ли-товскому - «кричать, реветь», а латинскому слову «гассо» - «кричать, как тигр» [1].

2. И.Х. Дворецкий в «Латинско-русском словаре» выводит слово «рropheta» от греч. (prophetes, ае, m,) и определяет как: 1. Прорицатель, жрец, маг (Апулей, Макробий); 2. Пророк [2].

3. «Современный толковый словарь русского языка» поясняет их в следующих значениях: 1. В различных религиях: человек, являющийся истолкователем воли Бога. 2. Тот, кто предсказывает будущее [3].

4. В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля читаем: Пророк, пророчица - кому дан дар провиденья, или прямой дар бессознательного, но верного прорицания; озаренный Богом провозвестник, кому дано откровение будущего; иногда употребляется как прорицатель вообще [4].

5. «Словарь английского языка Nattalls» слово «рrophesy» интерпретирует как объявление чего-то приближающего; книга пророчеств; общественная интерпретация Священного Писания; проповедничество; «рropheаter» - тот, кто предсказывает события; «рrophesy» - предсказывать будущие события; предвидеть; произносить предсказания; толковать религиозные доктрины; «рrophesying» - предсказание; проповедничество. «Prophet» -тот, кто предсказывает будущие события, который специально вдохновлен Богом на это служение; вдохновленный учитель божественной воли; интерпретатор. Школы «пророков» как институт еврейского образования для подготовки общественных учителей. «Prophetess» - женское пророчество (женщины-пророчицы играли важную роль во многих религиях мира, но особое место занимают в Библейской истории [5]. В других англоязычных словарях - близкие дефиниции. Так, в популярном словаре «Webster's Dictionary» слово «рrophet» объясняется так: «Тот, кто передает Божественное послание; тот, кто предсказывает будущее» [6].

6. «Советский энциклопедический словарь» слову «пророк» (и) дает краткую характеристику: «в иудаизме, христианстве и исламе религиозно-политические проповедники и ораторы» [7].

7. «Большой энциклопедический словарь» слову «пророк» (и) предлагает интересную интерпретацию - в иудаизме, христианстве и исламе люди, наделенные даром восприятия Божественного послания и способности сообщить его людям; посредники между Богом и людьми» [8].

8. Словарь «Христианство» формулирует широкую интерпретацию этого слова: «пророк» (и) - библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божьей как в Ветхом, так и Новом Завете. Еврейское название пророка «наби» означает «провозвестника», объявляющего чью-либо волю, а греческий перевод слова «профетик» - того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае - Бога. В дальнейшем значении «пророк» - человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Такими пророками являются Енох, Ной, Авраам, Моисей, Давид и др. Со временем пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют своего рода общества или т.н. «сонмы». Самуил дал стройную организацию пророческим «сонмам» или «школам» в Израиле, сделав их источником нравственно-просветительского воздействия на народ [9, с. 402-403].

9. Архимандрит Никифор под словом «пророк» понимает, во-первых, людей предсказывающих будущее, во-вторых, - тех, кто возвещает людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см.1 Кор.14:1-3). Прорицатели (см. Втор.18:10; Чис. 22:7; 1 Цар. 6:2). Это слово в Священном Писании употребляется в смысле ложного пророчества и означает то же, что гадание, ворожба, чародейство [10].

Как мы заметили, что больших различий в характеристике феномена пророчества у представленных авторов нет, однако смысловые акценты все-таки разнятся. Наименее конкретен из них «Советский энциклопедический словарь», согласно которому пророком можно считать фактически любого религиозного деятеля. Словарь В.И. Даля дает значение, при котором пророком можно считать озаренного Богом провозвестника, кому дано откровение будущего, что перекликается, кстати, со значением слова «ргорЬ^у» из английского словаря <^аНа1^». Богословские словари фактически ограничивают значение этого понятия только библейским смыслом, противопоставляя ему слова -лжепророк, прорицатель. Учитывая все эти различия, необходимо использовать расширительную трактовку термина. На этом основании можно сказать, что пророчество как феномен человеческой активности и речевой акт представляет такое сообщение о событиях, которые могут произойти в будущем.

Однако сообщения о будущем в русском языке выражаются в различных словах и понятиях, в частности, таких как предсказание, прогнозирование, предвидение, предчувствование, прорицание и другие. Все они представляют собой различные оттенки этих смыслов. Так, по мнению польского лингвиста А. Вежбицкой и русского ученого М.Я. Гловинской, предсказание представляет такое сообщение о будущем, которое допускает и мистические, и рациональные способы получения знаний о будущем. Вместе с тем прогнозирование, в отличие от предсказания, допускает только рациональную, научную обработку информации с целью получения знания о будущем, а прорицание - особую мистическую способность человека проникать в будущее и видеть его картины. Что же касается пророчества, то этот способ познания будущего ограничивается только мистическим, нерациональным, ненаучным способом получения знаний [11, с. 175-176].

Эти различия она объясняет так: «глагол «пророчествовать», в отличие от «прогнозирования», предполагает мистическое, сверхъестественное получение знания о будущем. Пророчествуют, находясь в особом мистическом состоянии. Соответственно, глагол «пророчествовать» в этом значении закреплен за узким кругом культурных контекстов, таких как Священное писание, сакральные тексты, пророческая литература. Поэтому, суждения о его семантике можно сформулировать только на этой основе»[11, с. 176]. Пророчествовать может человек, получивший откровение от Бога или избранный Им для передачи своей воли людям. Ветхий и Новый Заветы об этом повествуют следующим образом: «И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Чис. 11:25); «И Захария, отец его, исполнился Святого Духа, и пророчествовал, говоря...» (Лк. 1:67). Однако кроме библейских источников, описывающих пророческую деятельность, существуют и другие тексты, в которых содержатся интересные сведения.

В античности, например, прорицанием событий отдаленного будущего занимались пифии в храме Аполлона Дельфийского. Греки считали Пифию обладательницей «двойного пророческого дара», благодаря которому она возвещала не только «откровения» Аполлона, но и незримо соединяла человека с Богом. Процесс прорицания в Дельфийском храме описан так: «Восседающая на треножнике Пифия, созерцая духовным зрением и иррационально постигая посылаемые ей богом откровения, не теряя самообладания, не впадая в неистовый медиумический транс, не испытывая гипноза. Ее разум бездействуя, но, не отступая, пока она как мантисс, читая волю Аполлона, включается в процесс оформления образов невидимого мира в доступные для человеческого восприятия высказывания» [12, с. 43-44].

На ином восприятии будущего построены древние формы античной наррации, такие как «литературные видения», представленные в откровениях восточных народов. Природа пророческих повествований носит в них чисто умозрительный характер, представляя то, что было показано воочию, когда общее повествование (в настоящем времени) вдруг резко прерывается и воспроизводятся картины будущего, которые узрел автор. Таким предстает видение Одиссея, которое открывает ему Афина, когда он доставляется фэакийцами на Итаку. Проснувшись, Одиссей не узнает своей родины покрытой туманом, но Афина успокаивает его и заверяет в своей благосклонности, изображая пристань Итаки, пещеру, нимф, священное масленичное дерево, Нерионскую гору. «Так сказав, - продолжает песню Гомер, - богиня раздвинула туман и показала землю, которую Одиссей бросился целовать». Будущее, которое открывает Афина, носит здесь не временный характер, а тех событий, которые произойдут в будущем [13, с. 218-219]. Таким образом, можно сказать, что как библейские, так и античные представления о будущем помогают нам шире взглянуть на проблему пророческой деятельности.

Из Книги Деяний Апостолов видно, что не только пророки, но всякий, через кого пожелает говорить Дух Святой, будет пророчествовать: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2:17). Заметим, что пророчествующий здесь - посредник, передающий то, что через него сообщает Бог. Это дало повод Р. Светлову признать, что «раннее христианство было позитивно и доверчиво настроено по отношению к пророческому дару» [14, с. 13].

Пророчествование, как речевой акт имеет особые внешние формы выражения: интонацию голоса, состояние, в котором находится говорящий. Отсутствие этих примет показывает, что перед нами не пророчество, а простое предсказание, либо совет. Так, в предложении: «Пророк советовал идти, но видимо в таком тоне и настроении, по которым можно было заключить, что он говорит не в духе пророческом», т.е. иногда о пророке говорится, что он может просто советовать. Употребление глагола «пророчествовать» близко по значению к «предсказывать» и отличается от него тем, что в его семантике содержится оценочная характеристика. Действие, о котором идет речь, представляется как значительное: «Дело пророков - пророчествовать, а дело народов - побивать их камнями», - писал русский поэт В. Ходасевич.

Прорицать или пророчить (будущее) - это особая мистическая способность человека проникать в будущее, видеть сцены будущего и сообщать об этом, связана с высшей иррациональной силой, не обязательно Божественного характера. Разумеется, что глагол «прорицать» может быть употреблен по отношению к колдунам, волхвам, шаманам, в то время как глагол «пророчествовать», обычно применяется только к библейским пророкам. Еще одним признаком, по которому различаются эти глаголы, является характер предсказанного события. Как считает М.Я. Гловинская, что глаголы «предсказывать» и «пророчить» не имеют специальных ограничений на тип события: это может быть как конкретное единичное событие, так и длительная ситуация общего характера, последовательность событий. Однако глагол «пророчить», в отличие от глагола «предсказывать», ориентирован на саму речь, содержащую предсказание и сочетается либо с прямой или косвенной речью, либо со словами, которые являются как бы частью, «осколком» этой речи» [11, с. 176].

Различие между предсказанием и пророчеством мы находим у французского философа-экзистенциалиста Альбера Камю, который полагает, что «предсказание описывает ближайшее будущее, а пророчество - это акт провидения будущего, ориентированный на далекую перспективу. Предсказание носит конкретный характер, нежели пророчество, его можно проверить и сделать это быстро, в то время как пророчество невозможно

проверить на практике» [15, с. 265] . Возможно, по этой причине пророков часто обвиняли в несбыточности их пророчеств, но, скорее всего это объясняется тем, что будущее, о котором говорится в пророчестве, просто еще не наступило.

Однако если под пророчеством мы будем понимать только процесс выработки неких представлений о будущем в далекой перспективе, то пророком может оказаться любой человек предсказывающий будущее, как далеко стоящее от настоящего. При этом не имеет значения, опирается ли он на научные закономерности развития и функционирования общества или на специфическую иррациональную, мистическую способность. Используя этот критерий, термин «пророчество» часто используют применительно к нерелигиозным предсказаниям будущего. Пророками, в этом смысле именуют Платона, создавшего концепцию «идеального государства»; Г. Гегеля, прогнозирующего появление «Царства свободы»; Карла Маркса, вынашивающего

Библиографический список

планы построения коммунистического общества на научной основе и многих других [16]. В философских словарях и энциклопедиях можно встретить характеристику предвидения и прогнозирования как способов познания будущего, но обычно отсутствует описание пророчества.

Это объясняется, во-первых тем, что сложность понимания феномена пророчества как явления духовной культуры приводит к тому, что в философских словарях отсутствует его определение. Во-вторых, - с позиции научной философии пророчество не является научным фактом, оно всецело принадлежит религиозному, ненаучному сознанию или обыденному мировоззрению, поэтому пророки де не являются достойными интереса, а само явление пророчества недостойно научного внимания. Но, если даже допустить, что приведенный взгляд верен и пророчество недостойно науки, оно остается фактом духовной культуры и, следовательно, - весьма значимо.

1. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - М., 2004.

2. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь. - М., 1976.

3. Современный словарь русского языка. - М.,1976.

4. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. - М., 2002.

5. Nаttalls Standard Dictionary of the English Language. - L: F. Warereco, 1901.

6. Webster's Dictionary. - Запорожье: Видавець, 1993.

7. Советский энциклопедический словарь. - М., 1985.

8. Большой энциклопедический словарь. - М.:АСТ - Астрель, 2005.

9. Лопухин, А.П. Пророки // Христианство. - М., 1995. - Т. 2.

10. Никифор, архимандрит. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. - М., 1990.

11. Гловинская, М.Я. Предсказания и пророчества в русском языке // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994.

12. Непомнящий, Н. Великая книга пророков. - М., 2006. - Кн. 1.

13. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. - М., 1978.

14. Светлов, Р. Век мужей апостольских // Писания мужей апостольских. - СПб., 2007.

15. Камю, А. Бунтующий человек. - М., 1990.

16. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. - М., 1992.

Bibliography

1. Fasmer, M. Ehtimologicheskiyj slovarj russkogo yazihka: v 4 t. - M., 2004.

2. Dvoreckiyj, I.Kh. Latinsko-russkiyj slovarj. - M., 1976.

3. Sovremennihyj slovarj russkogo yazihka. - M.,1976.

4. Dalj, V.I. Boljshoyj illyustrirovannihyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 2002.

5. Nattalls Standard Dictionary of the English Language. - L: F. Warereco, 1901.

6. Webster's Dictionary. - Zaporozhje: Vidavecj, 1993.

7. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1985.

8. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.:AST - Astrelj, 2005.

9. Lopukhin, A.P. Proroki // Khristianstvo. - M., 1995. - T. 2.

10. Nikifor, arkhimandrit. Illyustrirovannaya polnaya populyarnaya Bibleyjskaya ehnciklopediya. - M., 1990.

11. Glovinskaya, M.Ya. Predskazaniya i prorochestva v russkom yazihke // Ponyatie sudjbih v kontekste raznihkh kuljtur. - M., 1994.

12. Nepomnyathiyj, N. Velikaya kniga prorokov. - M., 2006. - Kn. 1.

13. Freyjdenberg, O.M. Mif i literatura drevnosti. - M., 1978.

14. Svetlov, R. Vek muzheyj apostoljskikh // Pisaniya muzheyj apostoljskikh. - SPb., 2007.

15. Kamyu, A. Buntuyuthiyj chelovek. - M., 1990.

16. Popper, K. Otkrihtoe obthestvo i ego vragi: v 2 t. - M., 1992.

Статья поступила в редакцию 20.09.12

УДК 130.2

Pervushina O.V. TRADITIONAL CULTURE AS A PROBLEM OF CULTURAL DISCOURSE. The article deals with the problem of interpretation and reproduction of tradition in a modern globalized culture. Arhaic trends are considered in contemporary social and cultural process. «Neotradition» is understood as a form of removal of the contradiction between «tradition» and «innovation». Key words: tradition, neotradition, archaic, cultural dynamics, neotraditionalism.

О.В. Первушина, канд. культурологии, доц., Алтайская гос. академия культуры и искусства, г. Барнаул, E-mail: onir@altgaki.org

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Статья посвящена исследованию проблемы интерпретации и воспроизводства традиции в условиях современной глобализирующейся культуры. Рассматриваются архаизующие тенденции в современном социокультурном процессе. «Неотрадиция» понимается как форма снятия противоречия между «традицией» и «новацией».

Ключевые слова: традиция, неотрадиция, архаика, культурная динамика, неотрадиционализм.

Традиционное - неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого человеческого сообщества, его развития и сохранения. Многоаспектность социального проявления традиций обусловлена их органической связью с системой общественных отношений, разнообразием социальных общностей, является основой формирования и бытования картины мира, отражающей жизнедеятельность и духовно-мировоззренческие связи этноса.

Вопрос о природе традиционного и связанного с ним понятия традиции как социально-культурного, духовно-мировоззренческого феномена, важнейшего элемента общественного и национального сознания весьма сложный и требует дополнительных разработок.

Понятие «традиция» исследовалось в зарубежной и отечественной гуманитаристике, где с различных позиций рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.