Научная статья на тему 'К обоснованию выбора систем очистки воздуха, подаваемого в кабины горнотранспортных машин'

К обоснованию выбора систем очистки воздуха, подаваемого в кабины горнотранспортных машин Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Харькова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обоснованию выбора систем очистки воздуха, подаваемого в кабины горнотранспортных машин»

а в нижней части кабины - низкую температуру;

6. из-за отсутствия кондиционеров в

летний период температура воздуха в кабине превышает температуру воздуха снаружи на 4-50С, что вынуждает машинистов горнотранспортных машин открывать окна, через которые в кабины проникает пыль и газы;

1. Ивашкин B.C. Борьба с пылью и газами на угольных разрезах. М., Недра, 1980. 152 с.

2. Слепцов В.И. Микроклимат кабин северной техники. ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001, 192 с.

7. конструкции кабин и системы нагрева воздуха и охлаждения его не обеспечивают санитарно-гигиенические нормы, что требует разработки как систем кондиционирования, так и автоматизации их работы, чтобы обеспечить в следящем режиме требуемые нормы микроклимата.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Кирин Б.Ф., Слепцов В.И. Анализ существующих систем очистки воздуха в кабинах горнотранспортных машин. «Безопасность труда в промышленности», № 5, 2002, с. 37-39.

— Коротко об авторах

Харькова Н.Б. - инженер, Минэнерго РФ.

-----Ф

Ъ------

----------------------------------------- © Н.Б. Харькова, 2004

УДК 622:331.4; 622:331.34 Н.Б. Харькова

К ОБОСНОВАНИЮ ВЫБОРА СИСТЕМ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В КАБИНЫ ГОРНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

~П условиях Севера, где колебание тем--Я-М пературы превышает 100оС, а средняя годовая температура имеет отрицательное значение, синоптическая обстановка определяется в основном антициклическими процессами в атмосфере с радиационным выхолаживанитем подстилающей поверхности, что приводит к отрицательным значениям температуры, продолжительным штилям, температурным инверсиям. Поэтому в угольных разрезах накапливаются вредные примеси, из-за чего бездействуют горно-транспортные средства. Продолжительность простоя их колеблется от сотен до тысяч ч/год (в зависимости от года и типа раз-

реза). Проблема нормализации атмосферы в объеме разреза в условиях Севера - сложная задача, поэтому в данной ситуации актуальна локальная газопылеочистка воздуха, подаваемого в кабины горно-транспорт-ных машин.

В работах [1, 2, 3] показано, что в настоящее время существует несколько систем очистки воздуха, подаваемого в кабины горнотранспортных машин.

1. Система подачи чистого воздуха из баллонов высокого давления, размещаемых на специальной раме.

Воздух подается через кондиционер, обеспечивающий требуемый микроклимат.

После завершения 12-часового цикла работы системы, баллоны заменяют на новые. Заправляют их мембранным компрессором вне зоны работ горно-транспортных машин.

Система очистки воздуха на основе баллонов сжатого воздуха обладает рядом недостатков: через каждые 12 ч работы горнотранспортной машины требуется демонтаж секций с баллонами; при демонтаже и перевозке необходим подъемный кран грузоподъемностью не менее 5 т; система сложна в эксплуатации и требует больших материальных затрат; при открывании дверей кабины резко падает давление в связи с чем возможно проникновение вредных веществ в кабину, что может служить причиной вредного воздействия на машиниста.

2. Система сорбционной очистки воздуха очищает последний с помощью фильтра и адсорбера. Очищенный воздух кондиционером подается в кабину.

Для условий Севера и Северо-востока этот способ мало применим из-за высокой трудоемкости, необходимости снятия в перерывах работы горно-транспортного средства адсорбера с водными растворами МЭА и теплообменников и поддержания их в рабочем состоянии непрерывным термостатированием. Все это усложняет эксплуатацию этой системы.

3. Система воздухоочищения на основе сжижения воздуха работает на принципе подачи в кабину воздуха, переведенного из сжиженного состояния в газообразное в специальном газификаторе с подогревом до комнатной температуры в электронагревателе.

1. Слепцов В.И. Система очищения воздуха от вредных примесей в кабине транспортных машин в условиях загазованности и запыленности. Информационный листок № 85-008-01 Якутского ЦНТИ, Якутск, 2001.

Это наиболее простой способ очистки воздуха, так как установка по сжижению воздуха и подогреватель с газификатором могут быть смонтированы непосредственно вблизи кабины оператора горно-транспорт-ной машины.

Такая система может обеспечивать непрерывную работу экскаватора в течение нескольких месяцев без демонтажа оборудования.

Система обладает рядом существенных недостатков: запуск системы в зимний период невозможен при 1 = -30 0С и ниже; установка системы на площадке горнотранспортных машин практически невозможна из-за больших габаритов и веса. Стоимость установки высокая.

Рассмотренные системы обладают рядом недостатков, которые ставят под сомнение целесообразность их использования в условиях разрезов Северо-востока.

Исходя из изложенного выше есть настоятельная необходимость разработки более простых, экономичных и недорогих систем. При этом должны соблюдаться следующие требования:

1. Система не должна быть энергоемкой.

2. Очистка воздуха должна удовлетворять требованиям санитарных норм.

3. Система не должна быть громоздкой. Она должна легко монтироваться и демонтироваться, технологична в ремонте.

4. Система должна работать в автоматическом режиме с учетом обеспечения необходимого количества воздуха в кабинах требуемого качества.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Кирин Б.Ф., Слепцов В.И. Анализ существующих систем очистки воздуха в кабинах горнотранспортных машин. Безопасность труда в промышленности. № 5, 2002, с. 37-38.

3. Слепцов В.И. Микроклимат кабин северной техники. Якутск. 2001. С. 18-19.

— Коротко об авторах ■

Харькова Н.Б. - инженер, Минэнерго РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.