Научная статья на тему 'К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НИКЕЛЬЦИНКОВОГО ФЕРРИТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НИКЕЛЬЦИНКОВОГО ФЕРРИТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Т П. Ермаченко, Н В. Гринь, А Б. Ермаченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biological effects of nickel-zinc ferrit were studied experimentally in white rats exposed inhalationally to the test compound at the concentrations of 0.75±0.0332, 0.30±0.0223, 0.063±0.0044 and 0.015±0.0042 mg/m3. Studies of the general toxic, allergic and gonadotropic effects of the test compound permitted recommending 0.01 mg/m3 as the daily MAC for nickel-zink ferrit.

Текст научной работы на тему «К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НИКЕЛЬЦИНКОВОГО ФЕРРИТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

«Вся власть Советам!». Многочисленные архивные материалы свидетельствовали о том, что, осуществляя ленинские идеи в области охраны здоровья рабочего класса, партия большевиков ставила их на уровень важнейших задач революционной борьбы пролетариата.

Однако только после победы Великой Октябрьской социалистической революции в стране

были созданы предпосылки для организации государственной системы охраны труда и преимущественной медико-санитарной помощи рабочим. Охрана здоровья трудящихся стала важнейшим разделом деятельности Советов, начало которой было положено в героические годы борьбы пролетариата за Советскую власть.

Поступила 22.03-83

УДК М4.73^МЛ1и27.3»2):613.15&Л

Т. П. Ермаченко, Н. В. Гринь, А. Б. Ермаченко

К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НИКЕЛЬЦИНКОВОГО ФЕРРИТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Донецкий медицинский институт

В настоящем сообщении представлены данные экспериментального исследования действия ни-кельцинкового феррита, поступающего в атмосферный воздух в виде аэрозоля с промышленными выбросами предприятий порошковой металлургии.

Никельцинковый ферритовый порошок является одним из представителей нового класса магнитных полупроводниковых материалов, который нашел широкое применение в производстве приборов и средств автоматизации, вычислительной техники и новых видов радиоэлектронной аппаратуры. Это твердое нелетучее и невзрывоопасное кристаллическое вещество от коричневого до темно-коричневого цвета, без запаха. Молекулярная масса в пределах 235—240, температура кипения выше 1600 °С.

Имеющиеся в литературе сведения о токсичности никельцинкового феррита в основном касаются воздействия на организм больших концентраций оксифера (Л. В. Косова и С. С. Куренная; А. Н. Нечаева; И. Т. Брахнова; С. С. Кискачи и соавт.; В. А. Прилипко). Поданным этих авторов, никельцинковый феррит оказывает общетоксическое и фиброгенное действие. В воздухе рабочей зоны в качестве предельно допустимой предложена концентрация порошка 2 мг/м3 (В. А. Прилипко).

Нами изучено биологическое действие малых количеств никельцинкового оксифера (0,75± ±0,0332, 0,30±0,0223, 0,063±0,0044 и 0,015± ±0,0042 мг/м3) при поступлении в организм белых крыс, которых подвергали 4-месячному круглосуточному воздействию. Заданная концентрация аэрозоля в камерах обеспечивалась дозаторами пневмовибрационного типа, пробы отбирали ежесуточно.

Результаты исследований позволили выявить статистически достоверные различия ряда показателей животных основных групп по сравнению с контрольными. Наиболее выраженные измене-

ния обнаружены при воздействии оксифера в концентрациях 0,75 и 0,30 мг/м3.

Так, хроническая затравка никельцинковым ферритом из расчета 0,75, 0,30 и 0,63 мг/м3 сопровождалась нарушением функционального состояния ЦНС, что проявилось в повышении сум-мационно-порогового показателя (СПП) на протяжении всего опыта, за исключением животных 2-й группы (0,30 мг/3), у которых к концу эксперимента данный показатель снизился до 3,90± ±0,07 мВ против 4,60±0,25 мВ в контроле. При изучении возможного влияния оксифера на кроветворные органы белых крыс не удалось установить достоверных изменений количества гемоглобина и эритроцитов в крови животных всех групп. Отсутствие выраженного влияния соединений никеля на кроветворение отмечено в работах А. И. Ицковой и соавт., Н. В. Ревновой. Анализ результатов исследования лейкоцитов с измененным свечением ядра показал, что воздействие оксифера на уровне 3 наиболее высоких концентраций сопровождалось увеличением количества нейтрофилов с красной и оранжевой флюоресценцией в первые 2 мес эксперимента соответственно в 2, 2,1 и 1,7 раза. Дальнейшее поступление в организм аэрозоля способствовало включению защитных сил организма, и через 3 мес наблюдались лишь единичные изменения, а к концу эксперимента данный показатель у животных всех групп был на уровне контроля.

Поскольку токсичность металлов в значительной степени обусловлена их денатурирующим действием на белки, определенный интерес представляло изучение активности ферментов (ката-лазы, холинэстеразы, аланин- и аспартатамино-трансферазы). У животных 1-й и 2-й групп в начале эксперимента отмечено достоверное снижение активности каталазы, харатеризующей окислительно-восстановительные процессы (соответственно на 34,9 и 48,1 % по сравнению с контролем). У крыс данных групп в конце 4-месячной

затравки в 1,4 раза по сравнению с контролем снизилась активность холинэстсразы, что указывало на нарушение функционального состояния нсйрогуморальной регуляции организма. Ферри-товый порошок оказывал неблагоприятное воздействие на легкие животных. Об этом мы судили на основании достоверного повышения активности аланин- и аспартатаминотрансферазыв гомогснате легких во второй половине эксперимента (/>^¡0,05) иод воздействием аэрозоля в концентрациях 0,75, 0,30 и 0,063 мг/м3. Принимая во внимание тот факт, что одним из ранних признаков интоксикации организма металлами являются качественные и количественные изменения белков сыворотки крови, а также то, что поступление никеля приводит к поражению печени и вызывает сдвиги в содержании белка (П. П. Елаховская; А. В. Сакнынь и соавт.), мы провели определение количества белка в гомо-генатах легких, печени и сыворотке крови.

У животных 4-й группы не выявлено изменений данного показателя в исследованном биологическом материале, в то время как у животных других групп в единичных случаях имелись отклонения от контроля после 2 мес затравки. Среди 12 белковых фракций сыворотки крови, выделенных с помощью дискового электрофореза в полиакриламидном геле, нам удалось выявить достоверные изменения содержания альбумина, который является основным протеином, связывающим никель (Е. В. Елфимо-ва и соавт.), церулоплазмин, трансферрин, р-липопротеиды с комплексом гаптоглобинов. Амперометрическое титрование БН-групп крови позволило определить достоверное отклонение этого показателя у крыс 1-й и 2-й групп (соответственно 14 и 14,53 ммоль/л против 16,10 ммоль/л в контроле) после 3-месячного поступления ферритовой пыли в организм животных.

С целью выявления минерального обмена под воздействием изучаемого соединения определяли количество калия и натрия в плазме, а также кальция и фосфора в сыворотке крови белых крыс. Содержание натрия и кальция у животных опытных групп существенно не отличалось от контроля.

Вместе с тем нами отмечено увеличение концентрации калия в плазме крови у животных 1-й группы спустя 3 мес от начала хронической затравки никельцинковым ферритом (6,5 ммоль/л против 5,3 ммоль/л в контроле). Анализ крови белых крыс на содержание фосфора показал снижение его у крыс этой группы в 1,4 раза после 2-месячного воздействия. Ответной реакцией организма крыс на ингаляционное поступление ферритового порошка явилось повышение содержания глюкозы в крови животных 1-й группы в 1,5 раза через 1 мес затравки и 2-й группы в 1,2 раза после 2-месячного воздействия.

У животных 4-й группы все изученные пока-

затели находились на одном уровне с контролем. Ингаляционное поступление в организм животных аэрозоля никельцинкового феррита в течение 2 мес можно считать критическим сроком в нашем эксперименте, так как в этот период количество биохимических показателей, отреагировавших на поступление ксенобиотика в организм оказалось наибольшим у крыс 1-й и 2-й групп, а у крыс 3-й группы именно в этот период исследования появились лишь первые изменения показателей функционального состояния животных.

Морфологическая картина внутренних органов экспериментальных крыс характеризовалась в системе кровообращения, гипертрофией бокаловидных клеток, расширением секреторных желез бронхов и трахеи, утолщением межальвеолярных перегородок, гипертрофией ретикулоцитов селезенки. У животных, затравлявшихся никель-цинковым ферритом из расчета 0,75 и 0,30 мг/м3 в течение 4 мес, кроме функциональных, отмечались и дистрофически-деструктивные изменения.

По истечении 2-недельного восстановительного периода изученные физиологические и биохимические показатели у крыс всех групп не отличались от контроля. У животных 1-й и 2-й групп в печени и почках еще имелись гидропические нарушения и мутность цитоплазмы.

Изучение действия никельцинковых ферритов на процессы сенсибилизации и аллергии заслуживает внимания в связи с многочисленными данными литературы о выраженном сенсибилизирующем действии никеля и его соединений (А. М. Волошина и А. Т. Леонова; Т. Н. Гузей), а также с нарастающим выпуском никельцинковых ферритовых порошков. Возможность аллер-гизации изучена нами при перкутанном и ингаляционном воздействии названного оксифера в концентрациях 0,35, 0,097 и 0,017 мг/м3. Реакция кожи на нанесение феррита как в чистом виде, так и в разведениях его на вазелине (10, 20 и 50%) была отрицательная. Кроме визуальной оценки, о наличии аллергии судили с помощью методов специфической аллергодиагностики (реакции специфического лизиса и специфической агломерации), учитывали количество эозинофи-лов и определяли фагоцитарную активность нейтрофилов крови. В результате многократной эпикутанной сенсибилизации у животных на 36,2 % повысился лизис лейкоцитов. Все остальные показатели были на уровне контрольных. После месячной ингаляционной затравки в крови морских свинок 1-й группы установлено статистически достоверное повышение агломерации (1,87±0,197 в опыте, 1,21 ±0,057 в контроле) и лизиса лейкоцитов (9,08±0,886 в опыте, 5,97±0,668 в контроле). Никельцинковый феррит в концентратах 0,097 п 0,017 мг/м3 при ингаляционном поступлении в организм морских свинок оказался недействующим.

Учитывая данные литературы о влиянии никеля и его соединении на мужскую половую систему (Г. Н. Красовский и соавт.; Mathur и соавт.), мы изучили отдаленные последствия при обосновании гигиенического норматива никельцинкового феррита. Гонадотоксический эффект проявился при вдыхании оксифера на уровне 0,75, 0,30 и 0,063 мг/м3 (статистически достоверные отклонения от контроля коэффициентов массы семенников, семенных пузырьков и простаты, морфологические изменения в семенниках, связанные с нарушением гемодинамики).

Анализируя функциональное состояние сперматозоидов, мы установили,что в результате 4-месячного воздействия изученного соединения в концентрациях 0,75 и 0,30 мг/м3 снизилась осмотическая резистентность сперматозоидов (2,95± ±0,02 и 2,93±0,05 у подопытных животных и 3,13±0,07 у контрольных). У крыс 2 и 1-й групп постепенно увеличивалось количество измененных сперматогоний и число канальцев со спущенным сперматогенным эпителием. С нарастанием концентрации вещества снижался индекс сперматогенеза и после 4-месячной затравки у животных 1-й группы он составил 1,9±0,081 против 3,0±0,016 контроля. У крыс, вдыхавших аэрозоль в концентрации 0,015 мг/м3, во все сроки исследования морфологическая картина семенников, морфометрические и функциональные показатели соответствовали контролю.

Выводы.1. Никельцинковый феррит оказывает политропное действие на организм, вызывая поражение нервной и половой системы, функции печени, нарушение гемодинамики, минерального обмена, обладает слабо выраженными аллергенными свойствами.

2. Длительное ингаляционное поступление

оксифера сопровождается неспецифическим го» надотропным действием.

3. В качестве предельно допустимой среднесуточной концентрации никельцинкового феррита в атмосферном воздухе населенных мест рекомендована 0,01 мг/м3.

Литература. Брахнова И. Т. Токсичность порошков

металлов и их соединений. Киев, 1971, с. 98—100. Волошина А. М., Леонова А. Т. — В кн.: Труд и здоровье человека на севере Красноярского края. Красноярск, 1967, с. 123—127. Гузей Т. Н. — В кн.: Вопросы экспериментальной и клинической медицины. Красноярск, 1973, вып. 4, с. 173—175. Елоховская Н. П. — Гиг. и сан., 1972, № 6, с. 20—22. Елфимова Е. В., Гусев М. Ч„ Юдина Т. В. и др. — Там

же, 1977, № 12, с. 18—22. Ицкова А. И.. Елоховская Н. П., Елисеев И. Н. и др. —

Там же, 1978, № 3, с. 8—11. Кискачи С. С., Марченко Ф. И.. Узун Г. В. — Ж. ушн.,

нос. и горл, бол., 1974, № 4, с. 33—37. Косова JI. В., Куренная С. С. — Гиг. труда, 1967, №6, с. 50-53.

Красовский Г. II.. Юрасова 10. И.. Чарыев О. Г. и др.—

Гиг. и сан., 1977, № 7, с. 11 — 16. Нечаева А. Н. — Гнг. труда, 1971, № 1, с. 55—56. Прилипко В. А. Гигиеническая характеристика пылевого фактора и профилактика его неблагоприятного воздействия на рабочих при производстве ферритов. Лвтореф. дне. канд. Киев, 1981. Ревнова Н. В.— Гиг. труда, 1979, № 2, с. 20—22. Сакнынь А. В., Ельничных А. Н., Воронцов А. С. и др.—

Там же, 1976, № 12, с. 29—32. Mathur А. К.. Datta К. К.. Tancion S К. et а! — Bull, environm. Contam. Toxicol., 1977, v. 12, p. 241—248.

Поступила 28.02.83

S u ш m a r y. Biological effects of nickel-zinc ferrit were studied experimentally in white rats exposed inhalationally to the test compound at the concentrations of 0.75±0.0332, 0.30±0.0223, 0.063±0.0044 and 0.0!5±0.0042 mg/m3. Studies of the general toxic, allergic and gonadotropic effects of the test compound permitted recommending 0.01 mg/ni3 as the daily MAC for nickel-zink ferrit.

УДК 615.285.015.4:616-018.1

Е. И. Гончарук, А. В. Меленевская

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО ПАРАМАГНИТНОГО РЕЗОНАНСА

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Важнейшими процессами, обеспечивающими нормальную жизнедеятельность клетки и организма в целом, являются энергообеспечение и детоксикация чужеродных веществ. Эти процессы осуществляются в основном двумя ферментными системами, потребляющими кислород. Первая система — тканевого дыхания — локализуется в митохондриальных мембранах. В последние годы достигнуты значительные успехи в изучении механизма транспорта электронов и связанного с ним окислительного фосфорилиро-

вания. Открыт новый класс окислительно-восстановительных ферментов, получивших название негемовых железосеросодержащих белков; они участвуют непосредственно в сопряжении дыхания и фосфорилирования (Chance). Открытие этого класса ферментов, изучение их свойств, особенностей функционирования связаны с применением спектроскопии электронного парамагнитного резонанса — ЭПР (В. X. Орм-Джонсон).

Вторая система ферментов локализуется в эн-доплазматических мембранах печени, почек, лег-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.