05.20.01 ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
05.20.01
УДК 631. 171:656.137
DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-5-14
К обоснованию комплексного критерия эффективности использования
технических средств для уборки суданской травы
О. А. Федорова , С. Ю. Фандеев
Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Россия
*/оа_77@таИ. ги
Введение. В настоящее время сено, в том числе из суданской травы, чаще заготавливают в тюках и рулонах, т. к. оно в таком виде теряет питательные вещества меньше в 1,5-2,0 раза по сравнению с рассыпным, а также имеет выше питательность, лучше хранится и меньше занимает места при хранении. Однако до настоящего времени нет единой методики выбора технических средств для уборки спрессованного сена с учетом показателей использования технических средств на погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена. Разработка математической зависимости для расчета комплексного критерия эффективности является актуальной задачей.
Материалы и методы. Изучены конструктивные особенности таких устройств по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена, которые позволяют в той или иной степени улучшать эксплуатационные и экономические показатели их использования по сравнению с существующими машинами, т. е. повышать частные показатели эффективности - составляющие комплексного критерия эффективности. Показано, что при уборке сельскохозяйственных культур необходимо стремиться к тому, чтобы частные показатели эффективности были не ниже требуемого уровня Ж,ТР, т. е. реализовалась бы концепция пригодности.
Результаты и обсуждение. Предложено выполнять расчет комплексного критерия эффективности КЭ как математическое ожидание функции агрегирования ^(Ж), которая учитывает совокупность частных показателей эффективности использования технических средств на погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена ^ и их относительную значимость.
Заключение. На основе анализа научно-исследовательских работ выбраны частные показатели эффективности использования системы технических средств по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена: производительность системы технических средств, суммарная трудоемкость работ, суммарный расход топлива, удельная себестоимость погрузки, транспортировки и разгрузки одного рулона сена и повреждаемость рулонов сена. Предложена зависимость для расчета комплексного критерия эффективности, учитывающая совокупность частных показателей и их относительную значимость.
Ключевые слова: грузовая платформа транспортного средства, значимость показателя, использование технических средств, комплексный критерий эффективности, концепция пригодности, погрузочные, транспортные и разгрузочные операции, рулоны сена, суданская трава, транспортировщик рулонов сена, частные показатели эффективности.
Для цитирования: Федорова О. А., Фандеев С. Ю. К обоснованию комплексного критерия эффективности использования технических средств для уборки суданской травы // Вестник НГИЭИ. 2021. № 6 (121). С. 5-14. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-5-14
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-38-90255.
Аннотация
© Федорова О. А., Фандеев С. Ю., 2021
в ®
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
To substantiate a complex criterion for the efficiency of using technical means for harvesting sudanese grass
O. A. Fedorova , S. Yu. Fandeev Volgograd State Agrarian University, Volgograd, Russia *foa_77@mail. ru
Abstract
Introduction. Currently, hay, including from Sudan grass, is more often harvested in bales and rolls, because it loses nutrients in this form less than 1.5-2.0 times compared to loose, and also has a higher nutritional value, is better stored and takes up less space during storage. However, to date, there is no single method of selecting technical means for harvesting compressed hay, taking into account the indicators of the use of technical means for loading, transporting and unloading hay rolls. The development of a mathematical dependence for the calculation of a complex efficiency criterion is an urgent task.
Materials and methods. The design features of such devices for loading, transporting and unloading hay rolls are studied, which allow to improve the operational and economic indicators of their use to a greater or lesser extent in comparison with existing machines, i. e. to increase private efficiency indicators - components of a comprehensive efficiency criterion. It is shown that when harvesting agricultural crops, it is necessary to strive to ensure that the private efficiency indicators Wi are not lower than the required level wit, i. e. the concept of suitability would be implemented.
Results and discussion. It is proposed to perform the calculation of a complex criterion for the efficiency of CE as a mathematical expectation of the aggregation function 9(W), which takes into account the set of partial indicators of the efficiency of using technical means for loading, transporting and unloading hay rolls Wi and their relative significance. Conclusion. Based on the analysis of the research work of the selected partial indicators of efficiency of use of a facility for the loading, transportation and unloading bales of hay: the performance of the system of technical means, the total volume of work, total fuel consumption, the unit cost of loading, transporting and unloading one bale of hay and damage rolls of hay. A dependence for calculating the complex efficiency criterion is proposed, which takes into account the set of particular indicators and their relative significance.
Keywords: the cargo platform of the vehicle, the significance of the indicator, the use of technical means, a comprehensive criterion of efficiency, loading, transport and unloading operations, the concept of suitability, Sudan grass, hay rolls, hay roll transporter, private performance indicators.
For citation: Fedorova O. A., Fandeev S. Yu. To substantiate a complex criterion for the efficiency of using technical means for harvesting sudanese grass // Bulletin NGIEI. 2021. №. 6 (121). P. 5-14. DOI: 10.24412/2227-94072021-6-5-14
Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-38-90255.
В настоящее время перед сельхозтоваропроизводителями стоит задача по увеличению поголовья крупного рогатого скота и его продуктивности. Решение этой задачи невозможно без создания кормовой базы, включающей, в частности, сено и солому. Заготовку сена и соломы ведут как в рассыпном, так и в прессованном виде. При этом проводится ряд технологических операций, которые должны выполняться в сроки, заданными агротехническими требованиями, с высоким качеством работ и минимальными затратами труда и средств. Все работы должны выполняться машинами и агрегатами, выбранными с учетом комплекса показателей их использования.
Введение
При возделывании и уборке сельскохозяйственных культур большая доля затрат труда, энергии и денежных средств приходится на транспорт-но-погрузочно-разгрузочные операции. Так, в себестоимости производства и уборки сельскохозяйственной продукции затраты денежных средств на транспортные работы составляют от 15 до 40 % [1], а на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы - 40-45 % [2]. При уборке сельскохозяйственных культур особая роль отводится транспортным операциям [3; 4], а также погрузочно-разгрузочным работам [5; 6]. В настоящее время чаще всего сено, в том числе из суданской травы, заготавливают в тюках и рулонах, т. к. оно в таком виде теряет питательные вещества меньше в 1,5-2,0 раза по сравне-
нию с рассыпным, а также имеет выше питательность, лучше хранится [7] и меньше занимает места при хранении. Однако до настоящего времени нет единой методики выбора технических средств для уборки спрессованного сена по комплексному критерию эффективности, учитывающему показатели использования технических средств на погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена, что является актуальной задачей для сельскохозяйственного производства.
Цель исследования - на основе анализа работы ряда машин по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена определить частные показатели эффективности использования технических средств на уборке суданской травы, рассмотреть методику определения их значимости в комплексном критерии эффективности, предложить зависимость для расчета комплексного критерия эффективности.
Материалы и методы
Транспортировку рулонов сена суданской травы выполняют транспортными агрегатами,
например, Беларус-82.1 + 2ПТС-4, К-744Р2 + + ЗПТС-12, транспортировщиками рулонов ТП-10 и других модификаций, а также автомобили различной грузоподъемности, например, КАМАЗ 55102, ГАЗ-САЗ 3307, ГГАЗ-3102 «Газель». Погрузку рулонов на транспортные средства осуществляют, как правило, погрузчиками ПФ-0,5 с приспособлением ПТ-Ф-500, СНУ-550 и другими. При этом значительная доля времени смены теряется на указанную операцию [8], что ведет к снижению производительности транспортных средств.
При проектировании технических средств для уборки сорго, в том числе и суданской травы как разновидности сорго, учитываются также различные характеристики данной культуры [9; 10].
Имеются разработки, при использовании которых не требуется применение специализированных погрузчиков рулонов. Одна из таких разработок описана в работе [11]. Схема погрузчика-транспортировщика рулонов сеносоломистых материалов представлена на рис. 1.
JL
а б
Рис. 1. Схема погрузчика-транспортировщика рулонов сеносоломистых материалов: а - вид сбоку; б - вид сзади; 1 - энергетическое средство; 2 - дышло; 3 - рама; 4 - колеса; 5 - кузов; 6 - наклонные продольные борта; 7 - шарнирный механизм; 8 - проталкивающая стенка;
9 - гидроцилиндр; 10 - борт; 11 - гидроцилиндр; 12 - загружающий механизм; 13 - стрела; 14 - гидроцилиндр; 15 - вильчатый захват; 16 - башмак; 17 - упорная рамка; 18 - упор; 19 - упор; 20 - скатная решетка; 21 - днище; 22 - гидроцилиндр; 23 - гидрораспределитель Fig. 1. Diagram of the loader-transporter of hay bales: a - side view, b - rear view; 1 - power tool; 2 - drawbar; 3 - frame; 4 - wheels; 5 - body; 6 - inclined longitudinal sides; 7 - hinge mechanism; 8 - pushing wall; 9 - hydraulic cylinder; 10 - side; 11 - hydraulic cylinder; 12 - loading mechanism; 13 - boom; 14 - hydraulic cylinder; 15 - fork grip; 16 - shoe; 17 - thrust frame; 18 - stop; 19 - stop; 20 - pitched grille; 21 - bottom; 22 - hydraulic cylinder; 23 - hydraulic control valve
Источник: [11]
Работает устройство следующим образом.
До начала работы погрузчика-транспортировщика рулонов опускают его стрелу 13 с вильчатым захватом 15 до опоры в башмаки 16. Затем переводят в рабочее положение скатную решетку 20. При движении по полю вильчатый захват 15 захватывает ру-
лон и перемещает его до упора в упорную рамку 17. Агрегат останавливают, стрелу 13 поднимают, и рулон по скатной решетке 20 перемещается в кузов 5. Аналогично загружаются следующие рулоны. После погрузки трех рулонов они проталкиваются в заднюю часть кузова 5 с помощью протал-
кивающей стенки 8. Аналогично загружается в кузов 5 еще дважды по три рулона. После загрузки рулонов стрелу 13 и скатную решетку 20 переводят в транспортное положение. Агрегат транспортирует рулоны к месту складирования, где открывают левый борт 10, днище 21 поворачивается на угол, обеспечивающий возможность скатывания рулонов. После разгрузки рулонов опускается днище 21 и закрывается борт 10.
Предложенный авторами работы [11] погрузчик-транспортировщик рулонов прост по конструкции, однако имеет существенный недостаток - зна-
чительные потери времени смены на остановки перед загрузкой каждого рулона.
Для повышения производительности транспортных средств на перевозке рулонов сена предложены некоторые конструкторские решения, обеспечивающие снижение затрат времени на погрузку и разгрузку рулонов сена. Так, на кафедре «Эксплуатация машинно-тракторного парка» Новосибирского ГАУ под руководством д.т.н., профессора Ю. Н. Блынского разработано специализированное транспортное средство для погрузки, перевозки и разгрузки рулонов [12] (рис. 2).
а б
Рис. 2. Схема транспортного средства для погрузки, перевозки и разгрузки рулонов [пат. № 2108022]: а - вид сверху, б - вид сзади; 1 - несущие брусья; 2 - продольные пальцы; 3 - внешние вертикальные стойки; 4 - внутренние вертикальные стойки; 5 - рулоны; 6 - гидроцилиндр; 7 - гидроцилиндр; 8 - рычаг; 9 - рычаг; 10 - колесо; 11 - колесо; 12 - гидронавеска; 13 - тягач; 14 - дышло; 15 - гидроцилиндр; 16 - направители Fig. 2. Diagram of the vehicle for loading, transporting and unloading rolls [pat. No. 2108022]: а - top view, b - rear view; 1 - load- bearing bars; 2 - longitudinal fingers; 3 - external vertical racks; 4 - internal vertical racks; 5 - rolls; 6 - hydraulic cylinder; 7 - hydraulic cylinder; 8 - lever; 9 - lever; 10 - wheel; 11 - wheel; 12 - hydraulic suspension; 13 - tractor; 14 - drawbar; 15 - hydraulic cylinder; 16 - guides
Источник: [12]
Работает транспортное средство следующим образом. До погрузки рулонов в зависимости от загружаемого желоба поворачивают гидроцилиндром
15 дышло 14 вправо или влево до положения, при котором транспортное средство выходит за габариты тягача 13 на расстояние, равное диаметру рулона 5. Затем опускается с помощью гидронавески 12 и гидроцилиндра 6 в соответствии с загружаемым желобом левая или правая внешняя вертикальная стойка 3 до минимального зазора между продольными пальцами 2 соответствующего желоба и стерней. При движении агрегата по полю вдоль рядка направители
16 обеспечивают необходимую ориентацию загружаемого в транспортное средство рулона.
После загрузки одного рулона 5 поднимается загружаемый желоб и транспортное средство переводится в транспортное положение. После выполняется переезд к следующему рулону. Разгрузка руло-
нов из транспортного средства осуществляется следующим образом. Сначала опускается в нижнее положение один из желобов. Агрегат начинает резкое движение вперед, и при этом рулоны скатываются с желоба. Аналогично разгружается второй желоб.
Основными преимуществами данного транспортного средства являются простота его конструкции и высокая производительность, а недостатком -значительные потери времени на подъем транспортного средства из рабочего положения в транспортное после загрузки рулона и опускание его в рабочее положение при подъезде к следующему загружаемому рулону.
На кафедре «Эксплуатация машинно-тракторного парка» Волгоградского ГАУ под руководством д.с.-х.н., профессора А. И. Ряднова разработана специальная грузовая платформа к транспортному средству [13] (рис. 3).
а б
Рис. 3. Схема специальной грузовой платформы: а - вид сбоку, б - вид сверху 1 - платформа; 2 - боковые откидные борта; 3 - механизм фиксации борта; 4 - рукоятка управления разгрузкой; 5 - гибкая связь; 6 - обводной ролик; 7 - подвижный брус; 8 - направляющие; 9 - пружины; 10 - наклонный борт; 11 - механизм регулирования угла наклона борта; 12 - рулон
Fig. 3. Diagram of a special cargo platform: a - side view, b - top view 1 - platform; 2 - side folding walls; 3 - the mechanism of fixing of a Board; 4 - control arm unloading; 5 - flexible connection; 6 - pass roller; 7 - movable beam; 8 - guide; 9 - spring; 10 - inclined side; 11 - mechanism for adjusting the angle of inclination of sides; 12 - roll
Источник: [13]
На грузовой платформе стандартные откидные борта заменены откидными бортами уменьшенной высоты 2. Но при этом высота установленных откидных бортов обеспечивает укладку рулонов с уклоном к продольной оси грузовой платформы. Откидные борта 2 соединены с подвижными брусьями 7 гибкими связями 5 через обводной ролик 6. При открывании одного из боковых бортов 2 соответствующий подвижный брус 7 перемещается вместе с боковым откидным бортом 2 ближе к боковому краю грузовой платформы 1. Одновременно с этим натягиваются соответствующие пружины 9. При этом рулон 12 наклоняется и смещается к внешней стороне грузовой платформы 1. При переходе центра тяжести рулона 12 на края грузовой платформы 1 происходит выгрузка рулона 12 на площадку. Закрываются борта 2 с помощью возвратных пружин 9.
Основное преимущество грузовой платформы - существенное снижение затрат труда при разгрузке рулонов сена. Недостаток - необходимо использовать специальные погрузчики рулонов.
Рассмотренные конструкции устройств по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена позволяют в той или иной степени улучшить эксплуатационные и экономические показатели их использования по сравнению с существующими машинами, т. е. повышать частные показатели эффективности -составляющие комплексного критерия. Критерий эффективности вырабатывается на основе одной из следующих концепций рациональной выработки решений: пригодности, оптимизации, адаптивизации [14].
При уборке сельскохозяйственных культур стремятся к тому, чтобы частные показатели эффективности Ж были не ниже требуемого уровня Ж,ТР, т. е. реализовалась бы концепция пригодности.
Одной из первых научных работ по применению концепции пригодности при оценке эффективности уборки сельскохозяйственных культур является работа Ряднова А. И. [15]. В этой работе предложена также методика формирования комплексного критерия эффективности, которая была использована позже в научных работах по оценке использования машин, участвующих в сельскохозяйственном процессе [16; 17], и конкретно: зерноуборочных комбайнов [18], сельскохозяйственного транспорта [19; 20], соргоуборочного комбайна [21].
Результаты и обсуждение
С целью оценки эффективности использования технических средств для уборки суданской травы как на семена, так и на корм крупному рогатому скоту требуется обобщение ряда частных показателей в комплексный критерий. Выбор частных показателей эффективности сделан на основе анализа научно-исследовательских работ ученых и специалистов, работы технических средств по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена, а также из опыта практической деятельности. При этом учитывались положения ГОСТ-24059, в соответствии с которым одним из показателей при эксплуатационно-технологической оценке использования технических средств является их производительность. В зависимости от учетного времени произво-
дительность технических средств может быть за 1 ч основного, технологического, сменного и эксплуатационного времени.
В общем случае производительность транспортного средства W (т) можно записать следующим образом [22]:
W = THqyVTß /(¡ге + VT tmß), (1)
где Тн - время пребывания в наряде, ч; q - грузоподъемность транспортного средства, т; у - коэффициент использования грузоподъемности, VT -техническая скорость автомобиля, км/ч; ß - коэффициент использования пробега; tm - среднее время погрузочно-разгрузочных работ за один оборот, ч; ¡ге - длина ездок с грузом, км.
Для системы технических средств, включающей погрузчик, транспортное средство и разгрузчик рулонов, под производительностью понимается суммарная масса сена в рулонах W4 (кг/ч), доставленных к месту складирования в единицу времени, например, за время смены:
= 2i^mtNpt /Тсм, (2)
где mt - масса одного рулона, сформированного i-й маркой рулонного пресс-подборщика, кг; Np t - количество рулонов, доставленных в течение смены от i-й марки рулонного пресс-подборщика, шт.; Тс м - продолжительность смены, ч; i = 1...« - количество марок рулонных пресс-подборщиков, от которых рулоны транспортируются к месту хранения.
Количество рулонов сена, фактически доставленных транспортным средством к месту складирования, учитывает не только показатели, входящие в зависимость (1), но и показатели, рекомендуемые ГОСТ-24059: коэффициенты технологического обслуживания, надежности технологического процесса, использования технологического времени, использования сменного времени; скорости движения с грузом, без груза и среднюю техническую; коэффициент использования номинальной грузоподъемности.
На каждой отдельной технологической операции производственного процесса уборки суданской травы работает одна или несколько машин, каждая из которых обслуживается в настоящее время, как правило, одним оператором. Следовательно, суммарные затраты труда на уборке суданской травы будут зависимы, в частности, от количества используемых машин и числа технологических операций. Исходя из этого, можно выделить следующий частный показатель эффективности использования технических средств на погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена - суммарная трудоемкость работ T (чел. -ч):
Т= 2}=?tyNony, (3)
где ¿у - трудоемкость }-й технологической операции, чел.-ч; - количество операторов, выполняющих }-ю технологическую операцию, чел.; }=1...ё- число технологических операций, шт.
Каждая машина в процессе использования расходует энергию. В настоящее время на уборке сеносоломистых культур применяются машины, энергетическим средством которых являются двигатели внутреннего сгорания, работающие на дизельном топливе, бензине, газе или биотопливе. В связи с этим следующим важным частным показателем эффективности использования технических средств на погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена является суммарный расход топлива О (л):
0 = (4)
где д ук - часовой расход топлива на }-й технологической операции машиной к-й марки, л/ч; - продолжительность работы машины к-й маркой на }-й технологической операции, ч; к = 1.1 - количество марок машин, шт.
Комплексный критерий эффективности должен учитывать также и экономический показатель, т. к. экономические показатели влияют на тарифы работ, стоимость сена, прибыль сельскохозяйственного предприятия и т. п. В качестве такого показателя можно принять удельную себестоимость погрузки, транспортировки и разгрузки одного рулона сена (С, руб.).
К частным показателям эффективности можно отнести также повреждаемость (П, %) рулонов сена, включая их потери при транспортировке.
Таким образом, в качестве частных показателей эффективности использования технических средств на погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена Wi принимаем: ЖЧ, Т, О, С и П.
Каждый выбранный частный показатель эффективности влияет на суммарную эффективность по-разному. В связи с этим, следует определить их относительную значимость.
Относительная значимость единичных показателей эффективности определяется по методу экспертной оценки [14]:
п п т
» =Е г! / ЕЕг], (5)
1=\ 1=\ ]=1
где г} - ранг, присвоенный }-му единичному (частному) показателю I - т экспертом.
Критерий эффективности КЭ можно рассчитать как математическое ожидание функции агрегирования (р( УК):
Кэ = т{<р№)}. (6)
Функция агрегирования р (УК) может быть представлена различными математическими выражениями. Но в данном случае функция агрегирования может быть представлена в виде отношения частных показателей, увеличение значения которых влечет к росту величины комплексного критерия эффективности, к частным показателям, снижение величины которых влечет также к росту величины комплексного критерия эффективности [15]. Кроме того, все частные показатели в комплексном критерии должны быть безразмерными и скалярными величинами. Для этого необходимо определить отношения значений всех частных показателей Wi к соответствующим требуемым значениям W1ТР .
Тогда функция агрегирования может быть представлена в виде:
W
п
а
p(W) = ■
W w
Л W
П а
i=mi +1
Wтр
(7)
Тогда комплексный критерий эффективности использования системы технических средств по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена примет вид:
W.
а
Кэ =
W ^
WL WkWL
W? W^ W* W^
(8)
Выводы
На основе анализа научно-исследовательских работ выбраны частные показатели эффективности использования системы технических средств по погрузке, транспортировке и разгрузке рулонов сена: производительность системы технических средств, суммарная трудоемкость работ, суммарный расход топлива, удельная себестоимость погрузки, транспортировки и разгрузки одного рулона сена и повреждаемость рулонов сена. Предложена зависимость для расчета комплексного критерия эффективности, учитывающая совокупность частных показателей и их относительную значимость.
i = 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гамаюнов П. П., Алексеев С. А. Модель движения автотракторного поезда // Научное обозрение. 2018. № 4.С. 8-11.
2. Лунякин В. Н. Оптимизация уборочно-транспортного процесса уборки зерновых культур с использованием передвижного перегрузчика: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. Москва. 2004. 28 c.
3. Бышов Н. В., Борычев С. Н., Успенский И. А., Юхин И. А., Кокорев Г. Д., Костенко М. Ю., Рембало-вич Г. К., Колотов А.С., Колупаев С. В. Особенности применения современного тракторного транспорта в технологических процессах по возделыванию сельскохозяйственных культур // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 126 (02). С. 180-198.
4. Ряднов А. И., Алмазов И. В. Обоснование длины ездки грузовых автомобилей при транспортировке сена в рулонах // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2015. № 3 (39). С. 167-170.
5. Тихонкин И. В., Блынский Ю. Н., Гуськов Ю. А. Технологические схемы сбора и транспортировки рулонов растительной массы // Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства. Новосибирск : Новосиб. гос. аграр. ун-т. 2003. С. 97-103.
6. Гуськов Ю. А., Тихонкин И. В., Блынский Ю. Н. Использование специализированных транспортных средств в технологиях сбора и транспортировки прессованной в рулоны растительной массы в условиях Сибири // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 2 (46). С. 146-152.
7. Кучин Н. Н., Мансуров А. П., Жужин М. С., Ломаченко О. А. Проблемы сохранения сенажа в рулоне, упакованного в пленку // Аграрный научный журнал. 2020. № 6. С. 104-108.
8. Алмазов И. В., Беспалова О. Н., Ряднов А. И. Результаты хронометража работы транспортных средств на перевозке рулонов // Прикаспийский международный молодежный научный форум агропромтехнологий и продовольственной безопасности. 2016. Астрахань. С. 3-5.
9. Kim S. K. et al. Changes in Physicochemical Characteristics Of Sorghum Among Different Varieties and at Different Harvest Stages after Heading // Korean Journal of Food Science and Technology. 2018. V. 50. № 3. P. 260-266.
10. Mathanker S. K., Hansen A. C. Harvesting System Design and Performance // Engineering and Science of Biomass Feedstock Production and Provision. 2014. P. 85-139.
11. Шапров М. Н., Абезин В. Г., Харлашин А. В., Цепляев А. Н. Патент РФ № 2580163 МПК А 01 D 90/00. Погрузчик-транспортировщик рулонов сеносоломистых материалов. Бюл. № 10. 2016 г.
12. Гуськов Ю. А., Блынский Ю. Н., Голубь С. А., Тихонкин И. В. Пат. РФ № 2108022 МПК А 01 D 90/00. Транспортное средство для погрузки, перевозки и разгрузки рулонов. Бюл. № 10. 1998 г.
13. Ряднов А. И., Шарипов Р. В., Алмазов И. В. Патент РФ № 2554036 МПК B60P1/52, B62D33/027. Грузовая платформа автомобиля для перевозки рулонов сена, соломы. Бюл. № 17. 2015 г.
14. Надежность и эффективность в технике : Справочник: в 10 т. / Ред. совет: В. С. Абдуевский (пред.) и др., Т. 3: Эффективность технических систем / Под общ. ред. В. Ф. Уткина, Ю. В. Крючкова. М. : Машиностроение, 1986. 328 с.
15. Ряднов А. И. Агротехнические решения проблемы уборки зерновых колосовых культур по комплексному критерию эффективности в условиях недостаточного увлажнения : автореферат дис. ... д.с.-х.н.: 05.20.01. Волгоград. 1995. 46 с.
16. Ряднов А. И. Методы оценки эффективности уборки сельскохозяйственных культур : монография. Волгоград : Изд-во ИПК «Нива» Волгогр. гос. с.-х. академ., 2008. 108 с.
17. Ряднов А. И. Оценка эффективности сельскохозяйственного процесса // Достижения науки и техники АПК. 1998. № 3. С. 12-16.
18. Бердышев В. Е. Теоретическое определение комплексного показателя эффективности работы зерноуборочных комбайнов // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2010. № 3. С. 168-172.
19. Ряднов А. И. Метод выбора транспортных средств при уборке сельскохозяйственных культур // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2020. № 1 (57). С. 349-356.
20. Бышов Н. В., Ряднов А. И. Методика комплексной оценки эффективности использования транспорта в сельскохозяйственном производстве // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П. А. Костычева. 2019. № 1 (41). С. 104-108.
21. Ряднов А. И., Шарипов Р. В. Метод выбора эффективной технологии уборки сельскохозяйственных культур // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2004. № 8. С. 26- 28.
22. Щитов С. В., Кривуца З. Ф. Энергетическая оценка технологического процесса перевозок бобовых культур // Достижения науки и техники АПК. 2014. № 1. С. 58-60.
Дата поступления статьи в редакцию 11.01.2021, принята к публикации 11.02.2021.
Информация об авторах: ФЕДОРОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА,
доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Технические системы в АПК»
Адрес: ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», 400002, Россия, г. Волгоград,
пр. Университетский, д. 26
E-mail: [email protected]
Spin-код: 9727-3706
ФАНДЕЕВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ,
аспирант кафедры «Эксплуатация и технический сервис машин в АПК»
Адрес: ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», 400002, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26 E-mail: [email protected] Spin-код: 3210-9198
Заявленный вклад авторов:
Федорова Ольга Алексеевна: научное руководство, концепция исследования, проведение критического анализа материалов, формирование выводов и написание окончательного варианта текста.
Фандеев Сергей Юрьевич: поиск материалов в отечественных и зарубежных источниках, подготовка первоначального варианта текста, участие в обсуждении материалов статьи, компьютерные работы.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
12
REFERENCES
1. Gamajunov P. P., Alekseev S. A. Model' dvizhenija avtotraktornogo poezda [Auto-tractor train movement model], Nauchnoe obozrenie [Scientific review], 2018, No. 4, pp. 8-11.
2. Lunjakin V. N. Optimizacija uborochno-transportnogo processa uborki zemovyh kul'tur s ispol'zovaniem peredvizhnogo peregruzchika [Optimization of the harvesting and transport process of harvesting grain crops using a mobile loader. Ph. D. (Agriculture) thesis], Moscow, 2004, 280 p.
3. Byshov N. V., Borychev S. N., Uspenskij I. A., Juhin I. A., Kokorev G. D., Kostenko M. Ju., Remba-lovich G. K., Kolotov A. S., Kolupaev S. V. Osobennosti primenenija sovremennogo traktornogo transporta v tehno-logicheskih processah po vozdelyvaniju sel'skohozjajstvennyh kul'tur [Features of the use of modern tractor transport in technological processes for the cultivation of agricultural crops], Nauchnyj zhurnal KubGAU [Scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2017, No. 126 (02), pp. 180-198.
4. Ryadnov A. I., Almazov I. V. Obosnovanie dliny ezdki gruzovyh avtomobilej pri transportirovke sena v rulonah [Justification of the length of the road of trucks when transporting hay in rolls], Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie [Bulletin of Nizhnevolzhsky agro-university complex: Science and higher professional education], 2015, No. 3 (39), pp. 167-170.
5. Tihonkin I. V., Blynskij Ju. N., Gus'kov Ju. A. Tehnologicheskie shemy sbora i transportirovki rulonov ras-titel'noj massy [Technological schemes for collecting and transporting rolls of plant mass], Mehanizacija i jelektrif-ikacija sel'skohozjajstvennogo proizvodstva [Mechanization and electrification of agricultural production], Novosibirsk: Novosibirsk State Agrarian University, 2003, pp. 97-103.
6. Gus'kov Ju. A., Tihonkin I. V., Blynskij Ju. N. Ispol'zovanie specializirovannyh transportnyh sredstv v tehnologijah sbora i transportirovki pressovannoj v rulony rastitel'noj massy v uslovijah Sibiri [Using specialized vehicles technologies collect and transport the compressed crop material into rolls in Siberia], Dal'nevostochnyj agrarnyj vestnik [Far Eastern Agrarian Bulletin], 2018, No. 2 (46), pp. 146-152.
7. Kuchin N. N., Mansurov A. P., Zhuzhin M. S., Lomachenko O. A. Problemy sohraneniya senazha v rulone, upakovannogo v plenku [Problems of preserving haylage in a roll, packed in film], Agrarnyj nauchnyj zhurnal [Agrarian scientific journal], 2020, No. 6, pp. 104-108.
8. Almazov I. V., Bespalova O. N., Ryadnov A. I. Rezul'taty hronometrazha raboty transportnyh sredstv na perevozke rulonov [Results of the timing of the work of vehicles on the transportation of rolls], Prikaspijskij mezhdu-narodnyj molodezhnyj nauchnyj forum agropromtehnologij i prodovol'stvennoj bezopasnosti [Caspian International Youth Scientific Forum of Agro-industrial technologies and food security], Astrakhan, 2016, pp. 3-5.
9. Kim S. K. et al. Changes in Physicochemical Characteristics of Sorghum Among Different Varieties and at Different Harvest Stages after Heading, Korean Journal of Food Science and Technology, 2018, Vol. 50, No. 3, pp. 260-266.
10. Mathanker S. K., Hansen A. C. Harvesting System Design and Performance, Engineering and Science of Biomass Feedstock Production and Provision, 2014, pp. 85-139.
11. Shaprov M. N., Abezin V. G., Harlashhin A. V., Cepljaev A. N. Patent RF No. 2580163 MPK A 01 D 90/00. Pogruzchik-transportirovshhik rulonov senosolomistyh materialov [Loader-transporter rolls of hay materials], Bjul. No. 10, 2016.
12. Gus'kov Ju. A., Blynskij Ju. N., Golub' S. A., Tihonkin I. V. Pat. RF No. 2108022 MPK A 01 D 90/00. Transportnoe sredstvo dlja pogruzki, perevozki i razgruzki rulonov [Vehicle for loading, transporting and unloading rolls], Bjul. No. 10, 1998.
13. Ryadnov A. I., Sharipov R. V., Almazov I. V. Patent RF No. 2554036 MPK B60P1/52, B62D33/027. Gru-zovaja platforma avtomobilja dlja perevozki rulonov sena, solomy [Truck platform for transporting bales of hay, straw], Bjul. No. 17, 2015 .
14. Nadezhnost' i jeffektivnost' v tehnike [Reliability and efficiency in technology: Handbook], in 10 volumes, Red. sovet: V. S. Abduevskij et al., Vol. 3: Jeffektivnost' tehnicheskih system [Efficiency of technical systems], In Utkina V. F., Krjuchkova Ju. V. (ed), Moscow: Mechanical engineering, 1986, 328 p.
15. Ryadnov A. I. Agrotehnicheskie reshenija problemy uborki zernovyh kolosovyh kul'tur po kompleksnomu kriteriju jeffektivnosti v uslovijah nedostatochnogo uvlazhnenija [Agrotechnical solutions to the problem of harvesting grain crops according to a complex criterion of efficiency in conditions of insufficient moisture. Ph. D. (Agriculture) Thesis], 05.20.01, Volgograd, 1995, 46 p.
16. Ryadnov A. I. Metody ocenki jeffektivnosti uborki sel'skohozjajstvennyh kul'tur [Methods for assessing the effectiveness of harvesting crops: monography], Volgograd: Publ. IPK «Niva» Volgograd SAA, 2008, 108 p.
17. Ryadnov A.I. Ocenka jeffektivnosti sel'skohozjajstvennogo processa [Evaluation of the effectiveness of the agricultural process], Dostizhenija nauki i tehniki APK [Achievements of science and technology of the agro-industrial complex], 1998, No. 3, pp. 12-16.
18. Berdyshev V. E. Teoreticheskoe opredelenie kompleksnogo pokazatelja jeffektivnosti raboty zernouborochnyh kombajnov [Theoretical definition of a complex indicator of the efficiency of combine harvesters], Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie [Bulletin ofNizhnevolzhsky agro-university complex: Science and higher professional education], 2010, No. 3, pp. 168-172.
19. Ryadnov A. I. Metod vybora transportnyh sredstv pri uborke sel'skohozjajstvennyh kul'tur [Method of selecting vehicles for harvesting crops], Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie [Bulletin of Nizhnevolzhsky agro-university complex: Science and higher professional education], 2020, No. 1 (57), pp. 349-356.
20. Byshov N. V., Rjadnov A. I. Metodika kompleksnoj ocenki jeffektivnosti ispol'zovanija transporta v sel'skohozjajstvennom proizvodstve [Methodology for a comprehensive assessment of the efficiency of using transport in agricultural production], Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta im. P. A. Kostycheva [Bulletin of the Ryazan State Agrotechnological University named after P. A. Kostycheva], 2019, No. 1 (41), pp. 104-108.
21. Ryadnov A. I., Sharipov R. V. Metod vybora jeffektivnoj tehnologii uborki sel'skohozjajstvennyh kul'tur [Method of choosing an effective technology for harvesting agricultural crops], Mehanizacija i jelektrifikacija sel'skogo hozjajstva [Mechanization and electrification of agriculture], 2004, No. 8, pp. 26-28.
22. Shhitov S. V., Krivuca Z. F. Jenergeticheskaja ocenka tehnologicheskogo processa perevozok bobovyh kul'tur [Energy assessment of the technological process of transportation of legumes], Dostizhenija nauki i tehniki APK [Achievements of science and technology of the agro-industrial complex], 2014, No. 1, pp. 58-60.
The article was submitted 11.01.2021, accept for publication 11.02.2021.
Information about the authors: FEDOROVA OLGA ALEKSEEVNA,
Dr. Sci. (Engineering), Associate Professor, Professor of the Department «Technical Systems in Agriculture»,
Address: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Volgograd State Agrarian University»,
400002, Volgograd, Russia, Universitetskiy ave., 26
E-mail: [email protected]
Spin-code: 9727-3706
FANDEEV SERGEY YURIEVICH,
postgraduate student of the Department
«Operation and Technical Service of Machines in the agro-industrial complex»
Address: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Volgograd State Agrarian University», 400002, Volgograd, Russia, Universitetskiy ave., 26 E-mail: [email protected] Spin-Kog: 3210-9198
Contribution of the authors:
Olga A. Fedorova: participation in the discussion of the materials of the article, analysis and addition of the text of the article, preparation of a literary review, joint analysis of scientific literature on the problem of research. Sergey Yu. Fandeev: search for analytical materials in domestic and foreign sources, preparation of the initial version of the text, participation in the discussion of the article materials, computer work.
All authors have read and approved the final version of the manuscript.
The authors declare no conflict of interest.