Научная статья на тему 'Результаты оптимизации геометрических параметров экспериментальной грузовой платформы для перевозки рулонов сена'

Результаты оптимизации геометрических параметров экспериментальной грузовой платформы для перевозки рулонов сена Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВАЯ ПЛАТФОРМА / РУЛОНЫ СЕНА / ОПТИМИЗИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ / КРИТЕРИЙ ОПТИМИЗАЦИИ / FLATBED TRUCK / ROLLS OF HAY / THE OPTIMIZED FACTORS / THE CRITERION OF OP-TIMESALE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ряднов А.И., Федорова О.А., Алмазов И.В.

Повысить эффективность использования транспортных средств возможно за счет снижения затрат труда на выгрузку груза из грузовой платформы. В связи с этим цель работы оптимизация геометрических параметров разработанной грузовой платформы к бортовому автомобилю ГАЗ-3302 по допустимому усилию на рукоятке борта грузовой платформы в момент начала выгрузки рулонов сена. При оптимизации геометрических параметров грузовой платформы использовался известный метод планирования эксперимента. Выбор оптимизируемых факторов осуществлялся исходя из их независимости, возможности измерения, варьирования и определения области их значений, а также их влияния на выбранный критерий оптимизации. В качестве критерия оптимизации принято усилие на рукоятке в момент начала поворота борта при выгрузке рулонов спрессованного сена. Результаты теоретических предпосылок, а также информация поисковых экспериментов позволили принять следующие оптимизируемые факторы: х1 эксцентриситет борта, х2 расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы, х3 высота борта. Экспериментальные исследования выполнялись на экспериментальной грузовой платформе в центральной ремонтной мастерской ИП Алмазова П.К. Кумылженского района Волгоградской области. Результаты экспериментов были обработаны с использованием дисперсионного анализа. Получено уравнение регрессии в кодированном виде, которое затем было приведено к типовой канонической форме, поверхности откликов которой представляют трехмерные параболоиды с координатами центров поверхностей в оптимальных значениях факторов. При анализе поверхностей отклика относительно исследуемых факторов определено, что с точки зрения допустимого усилия на рукоятке борта грузовой платформы, оптимальные значения эксцентриситета борта находятся в пределах 30…24 мм внутрь платформы, расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы 45…55 мм и высоты борта 120…132 мм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE OPTIMIZATION GEOMETRIC PARAMETERS OF EXPERIMENTAL CARGO PLATFORM FOR TRANSPORTATION OF ROLLS HAY

It is possible to increase the efficiency of use of vehicles by reducing the cost of labor for unloading cargo from the cargo platform. In this regard, the aim of this work is the optimization of geometrical parameters of the designed loading platform to the onboard car GAS-3302 on the allowable stress on the ru-latke side of the loading platform at the beginning of discharge of the bales of hay. The well-known method of experiment planning was used to optimize the geometrical parameters of the cargo platform. The choice of optimized factors was based on their independence, the ability to measure, vary and determine the area of their values, as well as their impact on the selected criterion of optimization. As a criterion of optimization the force on the handle at the moment of the beginning of turn of a Board at unloading of rolls of the pressed hay is accepted. The results of theoretical assumptions, as well as the information of search experiments allowed to accept the following optimized factors: x1 eccentricity of the Board, x2 distance from the hinge to the projection of the center of gravity of the roll, X3 height of the Board. Experimental studies were carried out on an experimental cargo platform in the Central repair shop of SP Almazov P. K. Kumylzhensky district of Volgograd region. The experimental results were processed using the analysis of variance. The regression equation is obtained in coded form, which was then reduced to a typical canonical form, whose response surfaces are three-dimensional paraboloids with the coordinates of the surface centers in the optimal values of the factors. When analyzing the response surfaces with respect to the studied factors, it was determined that in terms of the permissible force on the handle of the cargo platform, the optimal values of the Board eccentricity are within 30 ... 24 mm inside the platform, the distance from the hinge to the projection of the center of gravity of the roll is 45...55 mm and the height of the Board is 120...132 mm.

Текст научной работы на тему «Результаты оптимизации геометрических параметров экспериментальной грузовой платформы для перевозки рулонов сена»

2. Evdokimov, A. P. Dozy ul'trafioletovogo izlucheniya dlya baktericidnoj obrabotki zema [Tekst]/ A. P. Evdokimov, I. Yu. Podkovyrov, T. A. Kuznecova// Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2018. - №1. - P. 284-291.

3. Ivanov, A. S. Opredelenie minimal'noj jeffektivnoj dozy ul'trafioletovogo oblucheniya [Tekst] / A. S. Ivanov // Vodosnabzhenie i sanitarnaya tehnika. - 2011. - № 7. - P. 25-27.

4. Lucenko, E. V. Avtomatizirovannyj sistemno-kognitivnyj analiz v agronomii [Tekst]/ E. V. Lucenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2018. - №02(136). - P. 87-145.

5. Lucenko, E. V. Sistemno-kognitivnoe modelirovanie v APK [Tekst]: monografiya /E. V. Lucenko, V. I. Lojko, L. O. Velikanova. - Krasnodar: Izdatel'stvo KubGAU, 2008. - 257 p.

6. Lucenko, E. V. Sistemno-kognitivnoe modelirovanie v APK [Tekst]/ E. V. Lucenko, V. N. Laptev, A. Je. Sergeev. - Krasnodar: Izdatel'stvo Jekoinvest, 2018. - 518 p.

7. Lucenko, E. V. Teoreticheskie osnovy sistemno-kognitivnogo modelirovaniya processov i mashin agroinzhenernyh sistem [Tekst] / E. V. Lucenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2018. - №135. - P. 1-49.

8. Lucenko, E. V. Universal'naya kognitivnaya analiticheskaya sistema "Jejdos" [Tekst]/ E. V. Lucenko. - Krasnodar: Izdatel'stvo Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2014. - 600 p.

9. Obezzarazhivanie stochnyh vod ul'trafioletovym izlucheniem [Tekst]/ A. P. Grudinkin, S. V. Volkov, A. G. Komarov i dr. // Vodoochistka. - 2013. - № 6. - P. 22-30.

10. A review of landfill leachate induced ultraviolet quenching substances: Sources, characteristics, and treatment [Tekst]/ S.M. Iskander, R.Z. Zhao, A. Pathak, A. Gupta, A. Pruden, J.T. Novak, Z. D. He // WATER RESEARCH. 2018. - Vol. 145. - P. 297-311.

11. The effect of increasing grain size in biosand water filters in combination with ultraviolet disinfection [Tekst]/ T. E. Frank, M. L. Scheie, V. Cachro, A. S. Munoz // Journal of water sanitation and hygiene for development. - 2014. - Vol. 4. - №. 2. - P. 206-213.

12. Efficacy of ultraviolet (UV-C) light in reducing foodborne pathogens and model vies in skim milk [Tekst]/ D. M. Gunter-Ward, A. Patras, M. S. Bhullar, A. Kilonzo-Nthenge, B. Pokharel, M. Sasges // Journal of food rocessing and preservation, - 2018. - V. 42. - №.2.

Е-mail:takuznetsova@list.ru

УДК 631.171:633.2 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-01-37

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РУЛОНОВ СЕНА

THE RESULTS OF THE OPTIMIZATION GEOMETRIC PARAMETERS

OF EXPERIMENTAL CARGO PLATFORM FOR TRANSPORTATION OF ROLLS HAY

А.И. Ряднов1, доктор сельскохозяйственных наук, профессор

О.А. Федорова , доктор технических наук, доцент И.В. Алмазов2, кандидат технических наук, главный инженер

A.I. Ryadnov, O.A. Fedorova, I.V. Almazov

1 Волгоградский государственный аграрный университет, 2ИП Алмазова П.К. Кумылженского района Волгоградской области

1Volgograd State Agrarian University, 2IP Almazova P. К. Kumylzhenskiy district, Volgograd region

Повысить эффективность использования транспортных средств возможно за счет снижения затрат труда на выгрузку груза из грузовой платформы. В связи с этим цель работы -оптимизация геометрических параметров разработанной грузовой платформы к бортовому автомобилю ГАЗ-3302 по допустимому усилию на рукоятке борта грузовой платформы в момент начала выгрузки рулонов сена. При оптимизации геометрических параметров грузовой плат-

формы использовался известный метод планирования эксперимента. Выбор оптимизируемых факторов осуществлялся исходя из их независимости, возможности измерения, варьирования и определения области их значений, а также их влияния на выбранный критерий оптимизации. В качестве критерия оптимизации принято усилие на рукоятке в момент начала поворота борта при выгрузке рулонов спрессованного сена. Результаты теоретических предпосылок, а также информация поисковых экспериментов позволили принять следующие оптимизируемые факторы: х1 - эксцентриситет борта, х2 - расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы, х3 - высота борта. Экспериментальные исследования выполнялись на экспериментальной грузовой платформе в центральной ремонтной мастерской ИП Алмазова П.К. Кумылженского района Волгоградской области. Результаты экспериментов были обработаны с использованием дисперсионного анализа. Получено уравнение регрессии в кодированном виде, которое затем было приведено к типовой канонической форме, поверхности откликов которой представляют трехмерные параболоиды с координатами центров поверхностей в оптимальных значениях факторов. При анализе поверхностей отклика относительно исследуемых факторов определено, что с точки зрения допустимого усилия на рукоятке борта грузовой платформы, оптимальные значения эксцентриситета борта находятся в пределах 30...24 мм внутрь платформы, расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы - 45.55 мм и высоты борта - 120.132 мм.

It is possible to increase the efficiency of use of vehicles by reducing the cost of labor for unloading cargo from the cargo platform. In this regard, the aim of this work is the optimization of geometrical parameters of the designed loading platform to the onboard car GAS-3302 on the allowable stress on the ru-latke side of the loading platform at the beginning of discharge of the bales of hay. The well-known method of experiment planning was used to optimize the geometrical parameters of the cargo platform. The choice of optimized factors was based on their independence, the ability to measure, vary and determine the area of their values, as well as their impact on the selected criterion of optimization. As a criterion of optimization the force on the handle at the moment of the beginning of turn of a Board at unloading of rolls of the pressed hay is accepted. The results of theoretical assumptions, as well as the information of search experiments allowed to accept the following optimized factors: x1 - eccentricity of the Board, x2 - distance from the hinge to the projection of the center of gravity of the roll, X3 - height of the Board. Experimental studies were carried out on an experimental cargo platform in the Central repair shop of SP Almazov P. K. Kumylzhensky district of Volgograd region. The experimental results were processed using the analysis of variance. The regression equation is obtained in coded form, which was then reduced to a typical canonical form, whose response surfaces are three-dimensional paraboloids with the coordinates of the surface centers in the optimal values of the factors. When analyzing the response surfaces with respect to the studied factors, it was determined that in terms of the permissible force on the handle of the cargo platform, the optimal values of the Board eccentricity are within 30 ... 24 mm inside the platform, the distance from the hinge to the projection of the center of gravity of the roll is 45...55 mm and the height of the Board is 120...132 mm.

Ключевые слова: грузовая платформа, рулоны сена, оптимизируемые факторы, критерий оптимизации.

Key words: flatbed truck, rolls of hay, the optimized factors, the criterion of op-timesale.

Введение. На перевозках сельскохозяйственных грузов и, в частности, сена, спрессованного в рулоны, используется серийный или специализированный автотракторный транспорт различного типажа [3, 4, 5]. Повысить эффективность использования транспортных средств возможно за счет приближения фактической грузоподъемности транспортного средства к оптимальному уровню, правильного выбора маршрута движения [12], снижения затрат труда на выгрузку груза из грузовой платформы [8, 9] и ряда других организационных, технологических, технических и экономических мероприятий. При этом следует учесть, что погрузочно-разгрузочные работы крупногаба-

ритных грузов из грузовых платформ автомобилей относятся к травмоопасным [11]. В связи с этим важнейшая задача при разработке или модернизации грузовых платформ различных транспортных средств - соблюдение требований охраны труда при погру-зочно-разгрузочных работах.

Цель настоящей работы - оптимизация геометрических параметров разработанной грузовой платформы к бортовому автомобилю ГАЗ-3302 по допустимому усилию на рукоятке борта грузовой платформы в момент начала выгрузки рулонов сена.

Материалы и методы. Выполнена оптимизация геометрических параметров разработанной нами грузовой платформы к бортовому автомобилю ГАЗ-3302 [10] (рисунки 1 и 2).

Рисунок 1 - Автомобиль ГАЗ-3302, оборудованный разработанной грузовой платформой, на перевозке рулонов сена

и 7 / ЛУ _£У 12у 57

Рисунок 2 - Схема разработанной грузовой платформы: 1-пол, 2-откидной борт; 3-механизм фиксации откидного бокового борта; 4 - рукоятка борта; 5 - трос (цепь); 6 - место крепления троса на борту; 7 -подвижный брус; 8 - направляющие подвижного бруса; 9 - пружины; 10 - задний борт; 11 - рулон спрессованного сена; 12 -щит опорный; 13 - механизм возврата подвижного бруса

Выгрузка сена в рулонах из разработанной грузовой платформы осуществляется следующим образом. Отсоединяется рукоятка борта 2 от ее фиксатора. При повороте откидного борта 2 натягивается трос 5, который воздействует на подвижный брус 7. Подвижный брус 7 перемещается по полу 1 вместе с опорным щитом 12 и рулоном 11

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

спрессованного сена в сторону открывающегося борта 2. Пружины 9 деформируются, накапливая потенциальную энергию. В момент перехода центра тяжести рулона 11 спрессованного сена края платформы 1, рулон 11 начинает скользить по опорному щиту 12. Осуществляется выгрузка рулона. Затем при закрывании борта 2 опорный щит 12 возвращается в первоначальное положение, срабатывает возвратный механизм 13. За счет накопленной потенциальной энергии пружин 9 подвижный брус 7 возвращается в исходное положение. Аналогично выгружаются рулоны 11 спрессованного сена с другой стороны платформы 1.

При оптимизации геометрических параметров грузовой платформы использовался известный метод планирования эксперимента, который применялся, в частности, в работах [1, 7].

Выбор факторов осуществлялся исходя из их независимости, возможности измерения, варьирования и определения области их значений, а также их влияния на выбранный критерий оптимизации [6]. В качестве критерия оптимизации принято усилие Р на рукоятке в момент начала поворота борта при выгрузке рулонов спрессованного сена.

Предварительно рассмотрена зависимость усилия Р на рукоятке борта от ряда параметров, полученная нами в работе [9]:

р = тд^ (/Л + /тр^)

(1)

где т - масса опорного щита и рулонов сена на одном из опорных щитов, кг; Н - высота борта, м; Ь - расстояние от точки соприкосновения опорного щита с подвижным брусом до борта, м; /к , /Тр - соответственно коэффициенты качения колес опорного бруса о пол платформы и трения опорного щита о борт; 1г - расстояние, определяемое по зависимости ¡1= Ь - м , здесь ¿2 - расстояние, измеренное по горизонтали, от центра тяжести рулона спрессованного сена при его транспортировке до точки соприкосновения опорного щита с подвижным брусом, м; а - эксцентриситет борта, м; Нр - плечо силы Р, м.

При разгрузке рулонов спрессованного сена пресс-подборщиком ПР-Ф-110 расстояния ¡1 зависит от высоты борта Н (рисунок 3).

Рисунок 3 - Изменение ¡1 от Н

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кривая, представленная на рисунке 3, с точностью Я = 0.994 описывается зависимостью:

11 = 0,43 Н2 + 0,32 Н + 0,5. (2)

Используя зависимость (1), мы определили, что при Р = 0 эксцентриситет борта определяется неравенством:

а<г(/Л+ /тр/2). (3)

При рассмотрении двух вариантов выгрузки рулонов спрессованного сена из грузовой платформы в работе [9] получена зависимость высоты расположения оси шарнира подвижного бруса от высоты борта (Н) и эксцентриситета (а):

к> (В - <5 - ё - а - 27^2+02 $1и (у/2))

(4)

где В - ширина грузовой платформы, м; 5 - расстояние между продольной осью грузовой платформы и ближайшим к продольной оси грузовой платформы краем подвижного бруса, м; ё -расстояние между ближайшим к продольной оси грузовой платформы краем подвижного бруса и точкой соприкосновения опорного щита с подвижным брусом, м; к - расстояние от оси шарнира подвижного бруса до пола грузовой платформы; у - угол между отрезком, соединяющим точку соединения троса с бортом и центром шарнира откидного борта с полом грузовой платформы, и вертикалью; [Р] - статический угол трения сена, спрессованного в рулон, по стали.

Зависимости (1, 2, 3 и 4) позволили определить факторы, от которых зависит усилие Р на рукоятке борта, и пределы изменения факторов при планировании эксперимента.

Результаты наших теоретических предпосылок [9], а также других авторов, информация поисковых экспериментов позволили выбрать следующие оптимизируемые факторы: х1 - эксцентриситет борта, х2 - расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы, х3 - высота борта.

Экспериментальные исследования выполнялись на экспериментальной грузовой платформе в центральной ремонтной мастерской ИП Алмазова П.К. Кумылженского района Волгоградской области.

При оптимизации геометрических параметров грузовой платформы использовалась целевая функция вида [2]:

Р = (хг;х2;х3) ^[Р],

(5)

где [Р] - допустимое (в соответствии с требованиями безопасности труда) усилие на рукоятке.

Экспериментальные данные, полученные в реальных условиях, обрабатывали с использованием дисперсионного анализа.

Значения факторов на выбранных уровнях и интервалы варьирования факторов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Значения факторов на выбранных уровнях и интервалы варьирования факторов

Обозначение фактора Значение фактора на выбранныхуровнях Интервал варьирования фактора

0 -1 +1

х1, мм 0 - 30 30 30

х2, мм 50 0 100 50

х3, мм 120 60 180 60

При реализации многофакторного эксперимента в области оптимума исследуемых факторов был выбран план второго порядка - план Рехтшафнера.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Равноточность экспериментов оценивали с использованием критерия Кохрена, адекватность модели проверяли по критерию Фишера (Р-критерию), а значимость коэффициентов уравнения регрессии рассчитывали по критерию Стьюдента (¿-критерию).

Результаты и обсуждение. Результаты экспериментальных исследований усилия на рукоятке Р грузовой платформы представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты экспериментальной оценки усилия на рукоятке Р

№ Усилие на рукоятке Рщ, Н Рь Н (Рк, - Р о2 Рь Н (Р: - Р_ 2

1 2 3 1 2 3

1 22,8 23,8 23,4 23,3 0,2844 0,2178 0,0044 23,20 0,0178

2 23,2 22,4 23,1 22,9 0,0900 0,2500 0,0400 22,80 0,0100

3 30,2 30,6 28,9 29,9 0,0900 0,4900 1,0000 29,40 0,2500

4 32,1 32,9 32,0 32,3 0,0544 0,3211 0,1111 32,20 0,0178

5 30,8 31,0 29,9 30,6 0,0544 0,1878 0,4444 30,40 0,0278

6 23,9 23,8 24,7 24,1 0,0544 0,1111 0,3211 24,20 0,0044

7 24,3 23,1 23,4 23,6 0,4900 0,2500 0,0400 23,40 0,0400

8 26,3 27,3 27,9 27,2 0,7511 0,0178 0,5378 27,30 0,0178

9 24,3 24,0 23,7 24,0 0,0900 0,0000 0,0900 23,90 0,0100

10 22,5 22,3 22,5 22,4 0,0044 0,0178 0,0044 22,70 0,0711

N п

ЕЕР - Р)= 6,42 1 1

Б2 (у)= 0,1605

£ Р - Р. )2 = 0,4667.

Б2а = 0,1750.

Используя программу, представленную в работе Дегтярева Ю.П. (Регрессионный анализ на ПЭВМ, 1992 г.), определены коэффициенты Во, Вг-, В^ и Вц уравнения регрессии:

У = В0 +Е В х, Вч. х, х. В. х2

(6)

ч ' }

После отсеивания незначимых коэффициентов и повторного расчета коэффици ентов регрессионной модели получено уравнение регрессии в кодированном виде:

(7)

Получено, что табличное значение критерия Фишера при уровне значимости 5 % Р0,05 > Р. Из этого следует, что математическая модель адекватна результатам эксперимента. Оптимальные значения исследуемых факторов представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Оптимальные значения факторов

Фактор Оптимальные значения факторов

X] - эксцентриситет борта, мм - 0,91 - 27,3

х2 - расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы, мм - 0,01 49,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х3 - высота борта, мм 0,11 127

Примечание: в числителе даны значения в кодированном виде, в знаменателе - в раскодированном.

Затем математическую модель (7) привели к типовой канонической форме:

Ур - 20,2 = 2,0Х12 + 1,7Х22 + 1,3Х32 (8)

Так как коэффициенты при квадратных членах уравнения (8) имеют положительные знаки, то поверхности откликов представляют трехмерные параболоиды с координатами центров поверхностей в оптимальных значениях факторов.

При анализе поверхностей отклика (рисунок 4) относительно эксцентриситета борта (хх) и расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы (х2), высота борта находится на оптимальном уровне х3 = 0,11. В этом случае оптимальные значения факторов: хх= - 1,0 ...- 0,8 и х2 = - 0,1 .. .0,1.

-1 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1

Рисунок 4 - Двумерное сечение при изучении влияния х1 и х2 на Р при х3 = 0,11

-1 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1

х1

Рисунок 5 - Двумерное сечение при изучении влияния х1 и х3 на Р при х2 = - 0,01

287

При анализе поверхностей отклика (рисунок 5) относительно эксцентриситета борта (х1) и высоты борта (х3), расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы (х2) находится на оптимальном уровне х2 = -0,01. В этом случае оптимальные значения факторов: х1= - 1,0 ...- 0,8 и х3 = 0.. .0,2.

При анализе поверхностей отклика (рисунок 6) относительно расстояния по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы (х2) и высота борта (х3), эксцентриситет борта (х1) находится на оптимальном уровне х1 = - 0,91.

В этом случае оптимальные значения факторов: х2 = - 0,1 .0,1 и х3 = 0.0,2.

Анализ двумерных сечений показал, что для обеспечения минимального усилия Р на рукоятке борта грузовой платформы необходимо, чтобы исследуемые факторы принимали следующие значения: х1 = - 1,0 ...- 0,8 (-30.-24 мм), х2= - 0,1.0,1 (45.55 мм), х3= 0.0,2 (120.132 мм). В этом случае усилие на рукоятке борта грузовой платформы, приходящееся на один рулон, равно 20,4 Н.

-0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0

Хз 0,2

0,4

0,6

0,8

1

-1 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0 v 0,2 0,4 0,6 0,8 1

х2

Рисунок 6 - Двумерное сечение при изучении влияния х2 и х3 на Р при х1 = - 0,91

Заключение. Таким образом, с точки зрения допустимого усилия на рукоятке борта грузовой платформы, оптимальные значения эксцентриситета борта находятся в пределах 30.24 мм, расстояние по вертикали от точки крепления троса на откидном борту до пола грузовой платформы - 45.55 мм и высоты борта - 120.132 мм.

Библиографический список

1. Борисенко, И.Б. Оптимизация конструктивных параметров отвально-чизельного рабочего органа [Текст] / И.Б. Борисенко, С.В. Тронев, А.Е. Доценко //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2015. - № 3 (39). - С. 142-146.

2. Гамаюнов, П.П. Факторный анализ одноцелевого функционирования динамических систем [Текст] / П.П. Гамаюнов, Н.К. Вихорев // Научное обозрение. - 2014. - № 11. - С. 46.

3. Гуськов, Ю.А. Использование специализированных транспортных средств в технологиях сбора и транспортировки прессованной в рулоны растительной массы в условиях Сибири [Текст] / Ю.А. Гуськов, И.В. Тихонкин, Ю.Н. Блынский // Дальневосточный аграрный вестник. - 2018. - №2(46). - С. 146-151.

4. Каплиев, К.И. Многофункциональные машины в животноводстве - универсальность и импрортозамещение [Текст] / К.И. Каплиев, Д.В. Казанский // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства. - 2015. - №4(20). - С. 233-235.

5. Классификация типажа машин для заготовки прессованного сена [Текст] / И. И. Пиуновский, В.Р. Греков, Н.И. Дудко и др. // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 4. - С. 133-138.

6. Крупин, А.Е. Отсеивание факторов при планировании эксперимента [Текст] / А.Е. Крупин, Д.В. Зуйков // Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 4 (35). - С. 62-70.

7. Пахомов, А.А. Оптимизация параметров конструкции мобильного поливного трубопровода [Текст] / А.А. Пахомов, С.В. Тронев, Д.А. Суслин // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. - 2016. - № 1 (21). - С. 84-97.

8. Повышение эффективности технической эксплуатации автомобилей [Текст] / Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, Г.Д. Кокорев и др. // Сельский механизатор. - 2015. - № 7. - С. 38-39.

9. Ряднов, А.И. Обоснование высоты бокового борта грузовой платформы для перевозки рулонов сена [Текст] /А.И. Ряднов, И.В. Алмазов // Научное обозрение. - 2016. - №9. - С. 98-102.

10. Ряднов, А.И. Усовершенствованная грузовая платформа автомобиля ГАЗ-3302 «Газель». [Текст] / А. И. Ряднов, Р. В. Шарипов, И. В. Алмазов / /Сельский механизатор. - 2015. -№ 5. - С. 14.

10. Eklund, J. Application of the HTO Concept for a Powered Pallet Truck [Tekst] / J. Eklund // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Volume 821. - P. 482-485.

11. Decision Support System to Improve Delivery of Large and Heavy Goods by Road Transport [Tekst] / A. Pashkevich, K. Shubenkova, I. Makarova, D. Sabirzyanov // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Volume 844. - P. 13-22.

Reference

1. Borisenko, I. B. Optimizaciya konstruktivnyh parametrov otval'no-chizel'nogo rabochego organa [Tekst] / I. B. Borisenko, S. V. Tronev, A. E. Docenko //Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversi-tetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2015. - № 3 (39). - P. 142-146.

2. Gamayunov, P. P. Faktornyj analiz odnocelevogo funkcionirovaniya dinamicheskih sistem [Tekst] / P. P. Gamayunov, N. K. Vihorev // Nauchnoe obozrenie. - 2014. - № 11. - P. 46.

3. Gus'kov, Yu. A. Ispol'zovanie specializirovannyh transportnyh sredstv v tehnologiyah sbora i transportirovki pressovannoj v rulony rastitel'noj massy v usloviyah Sibiri [Tekst] / Yu. A. Gus'kov, I. V. Tihonkin, Yu. N. Blynskij // Dal'nevostochnyj agrarnyj vestnik. - 2018. - №2(46). - P. 146-151.

4. Kapliev, K. I. Mnogofunkcional'nye mashiny v zhivotnovodstve - universal'nost' i im-prortozameschenie [Tekst]/ K. I. Kapliev, D. V. Kazanskij // Vestnik Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta mehanizacii zhivotnovodstva. - 2015. - №4(20). - P. 233-235.

5. Klassifikaciya tipazha mashin dlya zagotovki pressovannogo sena [Tekst] / I. I. Piunovskij, V. R. Grekov, N. I. Dudko i dr. // Vestnik Belorusskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akade-mii. - 2012. - № 4. - P. 133-138.

6. Krupin, A. E. Otseivanie faktorov pri planirovanii jeksperimenta [Tekst] / A. E. Krupin, D. V. Zujkov // Vestnik NGI}I. - 2014. - № 4 (35). - P. 62-70.

7. Pahomov, A. A. Optimizaciya parametrov konstrukcii mobil'nogo polivnogo truboprovoda [Tekst] / A. A. Pahomov, S. V. Tronev, D. A. Suslin // Nauchnyj zhurnal Rossijskogo NII problem melioracii. - 2016. - № 1 (21). - P. 84-97.

8. Povyshenie jeffektivnosti tehnicheskoj jekspluatacii avtomobilej [Tekst] / N. V. Byshov, S. N. Borychev, G. D. Kokorev i dr. // Sel'skij mehanizator. - 2015. - № 7. - S. 38-39.

9. Ryadnov, A. I. Obosnovanie vysoty bokovogo borta gruzovoj platformy dlya perevozki rulonov sena [Tekst] /A. I. Ryadnov, I. V. Almazov // Nauchnoe obozrenie. - 2016. - №9. - S. 98-102.

10. Ryadnov, A. I. Usovershenstvovannaya gruzovaya platforma avtomobilya GAZ-3302 "Gazer". [Tekst] / A. I. Ryadnov, R. V. Sharipov, I. V. Almazov / /Sel'skij mehanizator. - 2015. - № 5. - S. 14.

10. Eklund, J. Application of the HTO Concept for a Powered Pallet Truck [Tekst] / J. Eklund // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Volume 821. - P. 482-485.

11. Decision Support System to Improve Delivery of Large and Heavy Goods by Road Transport [Tekst] / A. Pashkevich, K. Shubenkova, I. Makarova, D. Sabirzyanov // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Volume 844. - P. 13-22.

E-mail alex.rjadnov@mail.ru 289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.