УДК 34
Федотова О.В. студент магистратуры научный руководитель: Майорова Е.Н., к.ю.н.
доцент
кафедра конституционного права и муниципального права
ФГБОУВО «ЧелГУ» Россия, г. Челябинск
К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Аннотация: Рассмотрен процесс применения отдельных видов административных наказаний. Выявлены возможные и существующие проблемы в данной сфере. Обобщены мнения авторов по вопросам применения административных наказаний. Проанализированы различные пути решения данных процессов.
Ключевые слова: административное право, административные наказания, административно-правовые нормы, правонарушения, правовое общество, правовое государство.
Fedotova O. V. graduate student
scientific adviser: Mayorova E.N., Cand. legal in Economics
associate professor Chair of Constitutional Law and Municipal Law
FSBEI HE "ChelSU" Russia, Chelyabinsk
TO SOME QUESTIONS OF APPLICATION OF ADMINISTRATIVE
PUNISHMENTS
Annotation: The process of applying certain types of administrative punishments is considered. Possible and existing problems in this area are identified. The authors' opinions on the application of administrative penalties are generalized. Various ways of solving these processes are analyzed.
Key words: administrative law, administrative penalties, administrative legal norms, offenses, legal society, rule of law.
В настоящее время при активном развитии социума, реализация норм административного права является одной из самых значимых задач государственно-правовой деятельности.
Значимость административно-правовых норм выражается в том, что они имеют большое значение, как для всего общества, так и лично для каждого гражданина, поскольку в них представлена воля государства, выраженная через нормативные правовые акты его органов, касающиеся
обеспечения прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов в сфере публичного управления.
Наказание за административные правонарушения, бесспорно, более мягкие, чем за уголовные преступления. Несмотря на это, органы государственной власти должны уделять большое внимание вопросам исполнения наказания по административным делам.
Формирование правового общества неразрывно связано с вопросами наказания за те или иные правонарушения. Далеко не секрет, что правонарушителя может остановить не столько тяжесть наказания, сколько его неотвратимость.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что рассмотрение вопросов о порядке исполнения отдельных видов административных наказаний весьма важная и актуальная задача на текущий момент.
Как сказано в статье 3.1. КоАП РФ «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами».
Цель данного наказания нужно рассматривать в качестве конечного результата, которого добивается государство при назначении виновному наказания за преступление, которое он совершил. Административные наказания не должны преследовать цель унизить достоинства человека, а также причинить ему боль. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.1
Отметим, что административное наказание назначается за совершение административного правонарушение в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях.
Каждое административное правонарушение индивидуально, соответственно индивидуализация назначения наказания виновному зависит от множества! факторов.
Административное! наказание! всегда! выражает! отрицательную! оценку государством! совершенного! правонарушения. Применение! административных! наказаний! является! хотя и| необходимым,! но все! же! вспомогательным средством! борьбы! с| административными! правонарушениями. Применяя! административное! наказание,! государство! сочетает! принуждение! и| убеждение. Административное наказание,! являясь!
1 Рогачева О. С. Административная ответственность. - Воронеж, 2012. С.33.
принудительной!! мерой,! в| тоЦ же| время| содержит] в| себе! воспитательный!! потенциал.2
К| административным!! наказаниям] нельзя! относить так! называемые] восстановительные! санкции, в| число которых! включают! например^ изъятие! и| уничтожение! самогона! и| других! крепких! спиртных|е напитковЦ домашней! выработки,! изъятие! работниками! государственной торговой! инспекции! из употребления! неправильных! измерительных! приборов, подлинников! документов,! образцов недоброкачественных! товаров,! свидетельствующих! о| нарушениях! или! злоупотреблениях,! сносЩ| самовольно!! возведенных! строений,! возмещение! причиненного! ущерба.3
Разумеется, административным наказаниям,! как и] уголовным,! присущ! воспитательный! характер. Однако! суть! и| тех! и| других|| санкций| состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны! компетентны™ органов государства.
Добровольное! исполнение! правонарушителем! наложенного^ на| него! наказания] (например, уплата! наложенного| штрафа! в| установленный] срок)] не| меняет! принудительной] сущности^ этой! меры,| так| как| государство] всегда! оставляет] за! собой право- принудить| виновного! претерпеть| правоограничения,| вытекающие| из| применения! к| нему| соответствующего! наказания|е (например,1 при| неуплате штрафа] он| принудительно! взыскивается! из| заработной платы,! стипендии! или| пенсииЦ нарушителя,! либоЩ взыскание! обращается! на| его| имущество).4
Согласно общим! правилам! назначения! отдельных| видов| наказания лицу,| которое| совершило! административное^ правонарушение,! при! назначении] емуп административного! наказания| судье! следует| учитывать] характерЦ совершенного] административного^ правонарушения,) обстоятельства! смягчающие! и отягчающие] административную! ответственности га имущественноет или| финансовое положение.
Необходимо! строго| соблюдать! требования! закона,| тоф есть| за| конкретное административное правонарушение должно быть наложено только одноЦ основное административное! наказание. Определяясь! с| выбором| какое! административное! наказание! должноЦ быть| наложено,^ нужноЦ сначала! выбрать] правильно] норму, по! которой| можно! будет] квалифицировать! определенное административное^ правонарушение. В| то| же| время| лицу,! совершившему! административное] правонарушение! наряду| с| основным,! можетЦ бытьЦ назначено! и| дополнительное административное! наказание. Также! следует отметить,| что| толькот вменяемое физическое или юридическое лицо может подвергаться
2Полянский И. А. Законодательство субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях // Роль юридического образования и науки в формировании гражданского общества и правового государства: сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 65-летию юридического факультета ХГАЭП / Под общ ред. С.В. Нарутто и В.Н. Ширяева. - Хабаровск, 2010. С.20.
3Салищева Н. Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России / Административная ответственность: вопросы теории и практики. - М., 2012. С. 11- 12.
4Рогачева О. С. Административная ответственность. - Воронеж, 2012. С.27.
административной! ответственности. Наличие! смягчающихф обстоятельств] дает! основания,!! чтобы| судья^ выбрал|н менее! строгий вид наказания,| либо| уменьшил! его! размер. КоАП| РФ| называет! десять! видов! смягчающих! обстоятельств,! которыеИ должны! быть! учтены! уполномоченным! лицом| (судьей,! органом,Ц должностным] лицом) при! назначении наказания! лицу,! совершившемуЦ административное! правонарушение. А| обстоятельства,! отягчающие! административную] ответственность! описаны! в| ст. 4.3 КоАП| РФ. Ни! суд,| ни! другой|я орган, наделенный правом! привлечения по| административным! правонарушениям,] нет вправе! расширять! перечень,! предусмотренный! законом.
Таким образом, обстоятельства, отягчающие административную ответственность,! -I это! факты,| увеличивающие! уровеньЦ общественной] опасности! действий нарушителя! и, как! следствие,! требующие| назначения! применения| болееЦ строгой! санкции.
За! совершение! административных!! правонарушений! КодексЦ Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 3.2) устанавливает! административные! наказания такие! как:! предупреждение;! административный! штраф;! конфискация! орудия! совершения или! предмета! административного! правонарушения;! лишение! специального! права,| предоставленного! физическому лицу;| административный]! арест;| административное] выдворение| за! пределы| Российской Федерации| иностранного гражданина] или| лица без| гражданства;! дисквалификация;! административное! приостановление! деятельности;! обязательные^ работы! административный! запрет! на! посещение местЦ проведения официальных! спортивных| соревнований] в| дни проведения. Давайте| поподробнееЦ раскроем^ данные^ видыЦ административных! наказаний.
В юридической литературе предложено несколько классификаций разными авторами. Так,| например,| одни! делят| административные^ наказания! на| имущественные! и| денежныеп взыскания! (штраф),| неимущественные! взыскания|д (предупреждение! и| взыскания,^ которые| обращены^ на| личность! правонарушителя (административный! арест). Другиет делят] административные) взыскания! по| принципу воздействия! административных взысканий, которые оказывают влияние на правонарушителей.
Остановимся! поподробнееЦ нал административном! штрафе. Административный штрафп является денежным взысканием! выражается вЦ рублях| и| устанавливается! для| гражданЦ вЦ размере! не| превышающемИ 5|| тыс. руб.; для] должностных! лицЦ - 50| тыс. руб.; для| юридических^ лиц| - 1 млнЦ руб., а| в| случаях,| предусмотренных! статьей! 7.5, частью| 2\ статьи! 7.13, статьей 7.14.1, частью| 2| статьи! 7.15, частями| 8| и| 9 статьи| 13.11, частями! 2.2 и 4| статьи| 13.31, частью| 1 статьи! 14.51, статьей| 15.27.1, частями 1 - 5 статьи 15.39 КоАП, - 6 млн. руб., или может выражаться в величине! кратной| стоимости| предмета административного! правонарушения, подлежащих! уплате| налогов,| сборов,| сумме| выручки|
правонарушителя, а также иным суммам, исчерпывающий перечень которых! дан законодателем] в| статье! 3.5 КоАП.
Административный штрафп уплачивается не| позднее! тридцати! дней! со! дня| вступления! постановления! о| наложении! административного! штрафа! вЦ законную! силу! либо! со дня! истечения! срока! отсрочки! или! срока! рассрочки.
Важным| показателем,] отмечающим! характер административного! штрафа как меры административной ответственности, выступает процессуальный! порядок! его! осуществления. Субъектом! административной! ответственности^ является лицо, совершившее| правонарушение и| подлежащее! на! этом| основании! административному! наказанию. Административный! штраф! может! бытьЦ наложен! за| совершение административного правонарушения как физическим, так и юридическим| лицам: гражданина,! индивидуального^ предпринимателя! который| осуществляет! свою! деятельность! без| юридического! образования,] лицо! без! гражданства! и| иностранного! гражданина. В| таком! случае| установленный! федеральным! законом| административный порядок! наложения| административного] наказания! в виде| административного! штрафа представляется несопоставимым с требованиями Конституции РоссийскойЦ Федерации! о| неприемлемости! лишения| любого| лица собственного! имущества иначе! как| по^ решению. В| соответствии! с| КоАЛ РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в! полном! объеме! в| соответствий с законодательством^ Российской Федерации.
Административный! штрафЦ не| может! применяться^ к сержантам,! старшинам! солдатам^ и| матросам,Ц проходящим| военную| службуя пои призыву,| а! также| кс курсантам! военных! профессиональных) образовательных| организаций| и военныхЦ образовательных! организаций! высшего] образования! до| заключения^ с| ними! контракта] о| прохождении! военной службы.
МногимиЭ авторами неоднозначно! оценивается ужесточение! административной! ответственности. «Увеличение] размеров] административных] штрафовЦ в| отношений граждан былоИ осуществлено^ за совершение 37 видов правонарушений (части 1 статьи 3.5 КоАП РФ). Напомним, что| в| соответствии! с| частью| 11 статьи 3.5 максимальный размер] штрафа] в| отношений граждан] недолжен| превышать] пяти^ тысячи рублей. Наиболее| яркий! пример| -| увеличение] штрафов| за] нарушениет законодательства о проведении публичных мероприятий. Федеральным законом| от] 8] июня| 2012] г. №] 65-ФЗл был|е увеличен| размер^ штрафа! за нарушение! организатором публичногоЦ мероприятия! установленного^ порядка] организаций либоЦ проведения! собрания,! митинга,| демонстрации,]] шествия или пикетирования до двадцати тысяч рублей (статья 20.2 часты 1 КоАП РФ);| за организацию! либо^ проведение^ публичного! мероприятия] без] подачиЦ в| установленномд порядке] уведомления! о| проведении] публичного] мероприятия| -| до! тридцати тысяч| рублей (статья!
20 часты 2);1 за совершение| указанных! действия (бездействие),! повлекших! причинениеЦ вреда! здоровью! человека! или} имуществу,! еслиЦ эти действия! (бездействие) не! содержат уголовноЦ наказуемого! деяния,^ -I до^ трехсот! тысяч рублей. Этим же Законом статья 20.2 дополнена частями 6, 7 и 8,| также! предусматривающими) ответственности граждан в| виде! штрафа] до| трехсот! тысяч! рублей»5.
Следует! обратите внимание,! что! судьям! разрешили! в| отдельных! случаях^ снижать минимальный размер^ административного! штрафа! юридическим| и| физическим| лицам, так какЦ вступил в| силуЦ Федеральный закон| отЦ 31ф декабря^ 2014Ц г. №°| 515-^ЗЦ «О внесении| изменении в| статью! 4.1 Кодекса] Российской Федерации! об| административных^ правонарушениях»,] предусматривающий! соответствующие! изменения! в| КоАп1 РФ.
ВЦ частности,]! установлена! возможность)] назначения! юридическим| лицам! наказанияЦ вЦЦ виде| административного^ штрафа в| размере! менее| минимального! размера| административного!! штрафа! предусмотренного^ соответствующей! статьей или|е частью| статьи! Особенной! частиЦ КоАП РФ. Такая возможность предусмотрена! при наличии исключительных^ обстоятельств,) связанны™ с| характером! совершенного правонарушения! и| его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого!) та ответственности! юридическогоЦ лица. При этом| минимальный размер| штрафа должен!] быть| не^ менее| 100л тыс. руб.6
Аналогичная! возможность] сниженияЦ размера| административного^ штрафа предусмотрена для физических лиц, если минимальный размер административного) штрафа! для граждан] составляет! не| менее| 10| тыс. руб., а! дляЦ должностны™ лиц! — не| менееЦ 50| тыс. руб. Исключительные! обстоятельства,! при| наличии которых^ допускается! назначение) штрафа] ниже| установленногот размера, также| должны| быть связаны| с| характером совершенного! административного! правонарушения^ и| его| последствиями,! личностью^ иЦ имущественным! положением^ привлекаемогот га административной! ответственности физического^ лица.
Право снижать размеры административного штрафа предоставлено судьям,| органам| иЦ должностным! лицам,| рассматривающим^ делЦ об| административных] правонарушениях] либо! жалобы, протестьи н| постановления! или| решенияЦ по| делам| об! административных] правонарушениях.7 При этомЦ штраф^ назначенный! ниже^ низшего] предела! не| может составлять] менее^ половины! установленного^ минимальногос размера.
Напомним, что закон принят в целях учета правовой позиции, изложенной в| постановлении! КС| РФ|и от! 25) февраля! 2014| г. 4-П,|
5 ПоповаН.Ф. О некоторых проблемах и недостатках административного законодательства. //Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. № 1 (144). С. 50-59.
6 Федеральный закон от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
7 Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. М., 2013. С.45.
которая предусматривает! возможность назначения! административного! штрафа ниже! низшего| предела,! установленного] санкциями! соответствующих|с норм! Особенной] части КоАП| РФ.8
Административный] штраф предусмотрен! Кодексом! в! качестве административного] наказания практически заЦ все^ виды! административных! правонарушений. Он| может| также| устанавливаться! законами субъектов|е РФ| обЩ административных! правонарушениях. Сумма! административного] штрафа подлежи™ зачислению! вс бюджет в| полном| объеме в| соответствиит| с законодательством! РФ. Изучение! правоприменительной! практики! показывает,! чтоф в| постановлениях! по| делам! об| административных|е правонарушениях! некоторые| судьи указывают,] в доход| какоговр бюджета! штраф| подлежит| взысканию. ПодобнаяЦ практика] не| соответствует! положениям^ ст. 29.10 КоАП! РФ,| котораяЦ не| требует этого.
Необходимо! отметить,! что! есть существенная^ разница между! штрафом| административным! и| уголовным. Проводя! сравнение! между! уголовным| и! административным,! можно^ сделать вывод,! что| административный! штраф^ ви качестве| административного! наказания! назначается! лицу,| которое| совершило| это| противоправное! деяние, а| вп качестве! уголовногон -| лицу,| которое! совершило^ общественно! опасное| деяние. Еще| одинЦ признак| отличия| заключается в| следующем: тот| размер| штрафа,| который| для| уголовного! имеетЦ нижнийЦ предел! тоУ для административного он будет максимальным. В свою очередь, административный! штраф| остается| неизменен, а| уголовный] же^ в| случае^ злостного! уклонения] о™ оплатыЦ может| быть| уполномоченным^ на| то| лицомЦ заменен,^ например, обязательными или! исправительными работами.
Также| административный] штраф| имеет отличие| от! штрафа в| гражданскомур судопроизводстве. Рассматривая эти! два| штрафа,| можноц сделать| вывод,| что| в! гражданском|н судопроизводстве^ штраф! назначается в^ качестве необходимого! возмещения! потерпевшему! ущерба! который был| причинен] гражданским| противоправными! действиями. ИИ соответственно^ возмещенный ущерб| в| собственность стороны,! которая^ пострадала! (потерпевший), а] административный штраф| зачисляется^ в| счет| бюджета] государства.
Необходимо! также| отметить,| что! несмотря| на то,] что| в| КоАП| РФс содержится большой| объем! норм,| постоянно| возникает много| вопросов, которые| связаньш с соблюдением! принципов! индивидуализации! й
8 Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
справедливости! назначенияф наказания^ лицу,| совершившему! административное^ правонарушение,! и| которые^ законодатель! не! можетЦ решить. Ведь прежден всего] любая^ ответственность,] также^ и| административная,! должна] преследовать цельЦ удовлетворить] потерпевшую сторону назначаемым судьей наказанием, должна учитывать! общую| профилактику! данного вида] административного^ правонарушения.
В| настоящее] время| определение! золотой| середины между! этимиЦ целями находятся^ ^ рукахри судей! должностных! лиц. Это необходимо^ для! того, чтобы| все| индивидуальные) условия,| при которых| были совершены^ правонарушения несмотря на то, что ж видов очень много, должны быть| обязательноп учтены| при назначении] административного наказания. В| соответствии! с| этим] в^ нашем] законодательстве] обЦ административных] правонарушениях!] применяется) и] различается^ очень] много видов! административных!) наказаний,! которые| назначаются^ правонарушителю.
Проблему несправедливости! назначения! альтернативного^ видЦ административного! наказания! лицам,| которыеп совершили| административное^ правонарушение! можно| решить^ путем| пересмотра! принципов) и правил| его! назначения.
Основнымс критерием| назначенияк административногот наказания! лицу, которое совершило административное правонарушение, должен быть| отказ| отф возможностй выбора! вида! административного^ наказания| уполномоченным! н| то| лицом (судья,| орган, должностное^ лицо). ДолженЦ быть| четкоЦ установлен) законодателем!] в| законе| размеры иЦ вид! того| илиЦ иногоЦ административного наказания,! которое^ назначается! лицу,| совершившемуп административный проступок. Размер| каждого| конкретного| административного! наказанияЦ должен! определяться! не[ из! соображений уполномоченного! лица,| который] рассматривает] административное] правонарушение,! а от! наличия! обстоятельств^ смягчающихт ит отягчающихт административнуюо ответственность. Еще| необходимо искоренить проблему того, что законодатель, устанавливая в закона ряд] факторов] для^ того,| чтобым назначить административное^ наказание лицу,| которое совершилон административное^ правонарушение,^ четко] нел указывает! как] именноЦ они| должныИ быть] учтены.
Использованные источники:
1. Федеральный! закон от! 31.12.2014 N 515-ФЗ! "О внесении изменений в| статью| 4.1 Кодекса Российской Федерации! об! административных] правонарушениях"
2. Постановление! Конституционногод СудЦ РФ| от| 25.02.2014 N1 4-П "По^ делу о| проверке! конституционности ряда) положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса) Российской! Федерации об| административных! правонарушениях вЦ связи! а запросом^ Арбитражного! суда] Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно -технический узел
связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
3. Конин, Н.М. Административное право России в вопросах и ответах [Электронный ресурс]/ Н.М. Конин.- М.: 2013. -45 с.
4. Попова, Н.Ф. О некоторых проблемах и недостатках административного законодательства[Электронный ресурс]: Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. / Н.Ф. Попова.- М.:2015. № 1 (144). -50-59 с.
5. Полянский, И. А. Законодательство субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Роль юридического образования и науки в формировании гражданского общества и правового государства: сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 65-летию юридического факультета ХГАЭП / Под общ ред. С.В. Нарутто и В.Н. Ширяева. -Хабаровск: 2010. - 20 с.
6. Рогачева, О. С. Административная ответственность. [Электронный ресурс]/ О.С. Рогачева . - Воронеж: 2012. - 33 с.
7. Салищева, Н. Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России [Электронный ресурс]: Административная ответственность: вопросы теории и практики. / Н.Г. Салищева. - М., 2012. -11- 12 с.