Научная статья на тему 'К мифологическому содержанию удмуртских музыкальных инструментов (по материалам Г. Е. Верещагина)'

К мифологическому содержанию удмуртских музыкальных инструментов (по материалам Г. Е. Верещагина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
313
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВЫЕ ОРУДИЯ / ТРЕЩОТКА / ЖУЖЖАЛКА / СВИСТУЛЬКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛУК / МИФОЛОГИЯ / Г. Е. ВЕРЕЩАГИН / PHONIC/SOUND INSTRUMENTS / RATTLE / BALL ROARER / WHISTLES / MUSICAL BOW / FUNCTIONING / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пчеловодова Ирина Вячеславовна

Рассматриваются детские звуковые орудия, определяются их место и роль в удмуртской традиционной культуре. Затрагивается вопрос этнокультурных параллелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About mythological content of the Udmurt musical instruments (materials of the G. Je. Vereshchagin)

The article deals children sound instruments; it is found place and role in the Udmurt traditional culture. The question of ethnocultural parallels is mentioned.

Текст научной работы на тему «К мифологическому содержанию удмуртских музыкальных инструментов (по материалам Г. Е. Верещагина)»

^^_

К у л ь т у р А, И с К у с с т в О

удк 780.6(=511.131) и. в. Пчеловодова

к мифологическому содержанию удмуртских музыкальных инструментов

(по материалам г. е. верещагина)

Рассматриваются детские звуковые орудия, определяются их место и роль в удмуртской традиционной культуре. Затрагивается вопрос этнокультурных параллелей.

Ключевые слова: звуковые орудия, трещотка, жужжалка, свистульки, музыкальный лук, мифология, Г. Е. Верещагин.

Возникновение и функционирование многих предметов и явлений в традиционном обществе связано с магическими представлениями о них, уходящими своими корнями в мифологическое время. Согласно народным представлениям, эти предметы обладают способностью прямо или опосредованно воздействовать

на окружающее пространство. Среди всего корпуса подобных предметов наше

*

внимание привлекают так называемые звуковые орудия как наименее освещенные в удмуртском этноинструментоведении.

Основной особенностью использования звуковых орудий является их промежуточное положение между магией и собственно музыкой. Громкие, резкие и звонкие звуки, издаваемые этими инструментами, наделялись магической силой воздействия, способностью отпугивать злых духов и оберегать людей от отрицательных и губительных воздействий.

Ранние, а нередко и единственные, сведения о некогда бытовавших подобных инструментах в удмуртской традиционной культуре зафиксированы Григорием Егоровичем Верещагиным в кон. XIX в. на территории Сосновского края Сарапульского уезда Вятской губернии (совр. Шарканский р-н УР). Информацию о них автор приводит в разделе «Игрушки дЪтсюя» [4. С. 187-196], среди которых в качестве звуковых орудий мы выделяем следующие: трещотка, жужжалка, свистульки, кукла-свистулька и пукыч (игрушка в виде охотничьего

* К звуковым орудиям мы относим инструменты прикладного назначения (охотничьи манки, коровьи колокольчики, сигнальные рожки), использующиеся в повседневном быту и не имеющие эстетической функции.

лука). Верещагин приводит детальное описание внешнего вида инструментов, что на сегодняшний день представляет большую ценность, поскольку некоторые из них уже исчезли. Последнее обстоятельство заставляет нас обратиться к инструментальной культуре других народов, где вышеназванные инструменты активно функционировали до последнего времени.

Трещотка - состоит из прямоугольной рамы (с березовой пластиной посередине) и ребристого валика. Когда рама вращается вокруг своей оси, ее пластинка задевает за ребристую поверхность валика и издает громкие и трескучие звуки. Наряду с другими шумящими и звенящими инструментами трещотка использовалась удмуртами в очистительном обряде портмаськон (ряжение), проводимом в ночь на Великий Четверг. Важное место трещотка занимала также в обряде Шайтан уллян (изгнание беса), который происходил зимой. Группа мужчин ходила из дома в дом с кольями, трещотками и вилами. Войдя в дом с зажженными факелами, прогоняли бесов из каждого уголка. После обхода всех домов на краю деревни разжигали костер, куда «с гиканием» бросали все колья и трещотки [8. С. 113].

К. П. Вахменн отмечает, что в древности трещотки и погремушки имели магически-религиозное значение, чем и объясняется их употребление знахарями в своей практике [22. С. 26]. Огромное количество самозвучащих инструментов, в том числе подобных трещотке, активно используются в обрядовой практике у южноамериканских индейцев [21]. В качестве шумового сигнального инструмента трещотка известна и народам Поволжья. Например, у чувашей она занимала центральное место в очистительном обряде серен, проводимом всей деревней или селом. Этот обряд под влиянием христианства слился с Вербным воскресением. Чувашский исследователь А. К. Салмин связывает название обряда с названием инструмента [16. С. 99-100]. В тех же функциях трещотка встречается в традиционной культуре финно-угорских (коми, мари и др. [19; 7]) и славянских народов. У русских трещотка представлена в виде нанизанных пластин, однако функция ее не меняется: это обрядовый инструмент, использующийся главным образом в свадебном обряде: «Во время свадьбы его (инструмент. - И. П.) украшают лентами, искусственными цветами, в Курской области на нем укрепляют даже бубенчики» [1. С. 120]. Такое внимание к инструменту позволило музыковеду К. Квитке предположить, что, помимо музыкальной, он выполнял еще и магическую функцию: оберег молодых от злых духов [1. С. 120].

Таким образом, в традиционной культуре многих народов трещотка выполняет магически-охранительную функцию: благодаря своему трескучему звучанию, способствует очищению «окультуренного» пространства.

Жужжалка - вихревая вертушка. Это - один из архаичных духовых инструментов. Судя по описанию Г. Е. Верещагина, у удмуртов он представлен в виде цилиндра, сделанного из дерева, длиной не менее 45 см, толщиной 1 см. В середине цилиндра с обеих сторон на одинаковом расстоянии друга от друга вырезают по две дырочки, в которые продевают нитку или шнурок, конец его завязывается. Один конец нитки надевается на указательный палец правой руки, а другой - на указательный палец левой руки. Нитка натягивается в горизонтальном направлении. Для извлечения звука ее необходимо скрутить, после чего

потянуть за оба конца нитки, то ослабляя, то натягивая ее. Жужжалка крутится то в одну, то в другую сторону и издает звук, похожий на жужжание.

Необычность звучания инструмента предполагает его использование в обрядовой практике, что подтверждается функционированием аналогичного по конструкции инструмента у многих народов Сибири. Так, жужжалки и гуделки (вращаемые пластинки) сопровождали очистительный обряд нового жилища у народа саха. Как отмечает И. С. Вдовин, жужжалка занимала центральное место в обряде ангыт хололо у коряков-карагинцев и ительменов: мужчины раскручивали вертушку до тех пор, пока не рвался ремень, после чего начиналась борьба мужчин за ремень, «каждый обрезал себе столько, сколько успел захватить (намотав на руку)» [цит. по: 20. С. 90]. Сонорное звучание жужжалки у древних народов вызывало ассоциации со звучанием ветра. Так, например, магическая формула воздействия на природу у народа удэ сопровождалась ритмично извлекаемыми звуками на жужжалке, обозначаемой словом хуга; эвенки считали, что ветер возможно вызвать только магическим способом, а именно - при помощи жужжалки [20. С. 89]. По мнению Ю. И. Шейкина, особое отношению к инструменту связано с тем, что в силу специфического звучания он выполнял «функцию посредника между миром духов и людей» [20. С. 91].

Свистульки. В удмуртской традиционной культуре духовые инструменты составляют древний и архаический пласт инструментальной культуры. Основная функция их использования связана с отдельными видами хозяйственной деятельности, прежде всего, охотой и пастушеством. Особенности контактирования с миром птиц, зверей, животных способствуют созданию особой формы общения, которая не связана с вербальным текстом. Как отмечает этноинструментовед И. В. Мациевский, «.. .в сознании самих носителей фольклора ее знаковая система должна противостоять словесному способу коммуникации. С животными и духами ведь нужно говорить на их языке!» [12. С. 10]. Языком общения между «своим» и «чужим» мирами становится тембр инструмента, за которым скрывается человеческий голос.

Среди одинаковых по конструкции свистулек в отдельную группу выделяется рябчиковый манок для приманки охотником этой птицы. Замечание Г. Е. Верещагина о материале изготовления манка (из травных дудок и коры, снятой с виц ивы, черемухи и липы, из гусиных перьев [4. С. 187]) подтверждается и современными экспедиционными материалами. До сих пор охотники используют это звуковое орудие в своей практике [18].

Из разряда детских игрушек Г. Е. Верещагин выделяет еще один духовой инструмент - куклу-свистульку, причем дает не только описание инструмента, но и способы игры на нем: «Это глиняный болванъ утки съ пустотой внутри; по бокамъ болвана небольшiя дырочки, а въ концЪ, изображающемъ хвостикъ, отверспе какъ у оловянной свистульки полицейскихъ служителей. Взявши уткообразную свистульку за оба бока между большимъ и указательнымъ пальцами обЪихъ рукъ, ко-нецъ хвостика берутъ въ губы и дуютъ въ плоское отверспе въ концЪ хвостика; при этомъ кукла свиститъ, а для разнообразiя звуковъ боковыя дырочки попеременно то закрываются, то открываются указательными пальцами»[4. С. 189-190].

Сюй шулан относится к числу ритуальных инструментов. По замечанию удмуртского исследователя А. М. Карпова, «использование шулана в обряде

шайтан уллян (изгнание беса) указывает на его древнее ...происхождение» [10. С. 17]. Нам не удалось найти подтверждения данной информации, однако не исключаем возможности бытования глиняной свистульки в рамках этого обряда.

В прошлом в некоторых регионах России на праздниках, сопровождаемых свистом, дети играли на глиняных свистульках. Например, во время вятских поминальных обрядов-праздников обязательно продавались детские глиняные игрушки-свистульки [9. С. 135]. А. А. Плотникова объясняет это «верованиями в то, что души умерших (в данном случае - насильственно убиенных) издают свистящие звуки, подражание которым способно их же и отпугнуть» [14. С. 299]. Нами зафиксирована информация об игре на глиняных свистульках у южных удмуртов во время праздника гырон быдтон, посвященного окончанию пахоты. Играть на сюй шулане в другое время запрещалось во избежание нанесения вреда будущему урожаю [13. С. 6]. Обряд-благодарение гырон быдтон приурочен к началу периода Инвожо (летнего солнцестояния) - «переломного момента солнечного круга» удмуртов [5. С. 83]. Возможно, игрой на глиняной свистульке с помощью свистящих звуков удмурты создавали своего рода защиту от потусторонних сил, наиболее опасных именно в переломные/переходные моменты.

Не меньший интерес вызывает детская игрушка удмуртов под названием пукыч. Она представляла собой деревянный ствол в виде желобка, в основании которого просверливалось отверстие для продевания лукообразного прутика из вяза или вереска*. К обоим концам лука привязывалась крепко натянутая бечевка. Цель игрушки заключалась в том, чтобы выпустить стрелу с помощью натянутой бечевки, которая крепилась к специально вырезанной зарубке на стволе. Судя по рисунку, лук устанавливался прямо на земле или мог закрепляться для устойчивости на каком-либо предмете.

В качестве музыкального инструмента лук впервые описан музыковедом В. М. Беляевым: музыкальный лук - один из древних смычковых музыкальных инструментов удмуртов «с одной, двумя и даже тремя тетивами-струнами из конских волос» [2. С. 36], то есть изготавливался из ветки с несколькими разветвлениями. Другой такой же лук с одной тетивой-струной использовался в качестве смычка. Волос предварительно натирался еловой смолой. Исследователь замечает, что местное название инструмента и способы игры на нем не зафиксированы, не упоминается и регион бытования инструмента. Других сведений о смычковом музыкальном луке удмуртов встретить не удалось. Однако зафиксирована информация об игре на ротовом музыкальном луке среди южных и завятских удмуртов [11; 6; 14]. Этот инструмент представлял собой согнутую широкую ветвь, за края которой прикреплялась одна, а возможно и несколько струн; во время игры один конец инструмента прикладывали ко рту, струну защипывали пальцем. Таким образом, в удмуртской инструментальной культуре можно выделить два типа музыкального лука, отличающихся способом звуковоспроизведения: при помощи смычка и защипывания пальцем.

Музыкальный лук встречается в традиционной культуре ряда народов: финно-угорских, в Сибири, южноамериканских племен индейцев и др. Существует,

* Вереском на территории УР называют можжевельник [устн. сообщение канд. биологич. н. Н. Ю. Сунцовой].

несколько древних способов игры на нем: ударяя по струне, защипывая пальцем или с помощью смычка. У тувинцев во время игры на ча-хомусе один конец лука упирается в землю, другой - в плечо, к тетиве прикладывается открытый рот, струна защипывается пальцем [17. С. 56]. Разные племена южных индейцев использовали все три способа [21. С. 203]. У сибирских народов (нганасан, энцев, ненцев, селькупов, эвенков и др.) также применяется одновременно игра с помощью смычка (плавное ведение или удар) или «щипком одной или обеими руками исполнителя» [20. С. 119]. У марийцев, наряду с музыкальным инструментом в виде ротового музыкального лука коц-коц, в качестве ударного звукового орудия использовался лукообразный инструмент йыдан: звук без определенной высоты извлекался с помощью щипка пальцами или палочкой [7. С. 197]. Наличие ротового музыкального лука у марийцев и удмуртов дало основание музыковедам Е. П. Бусыгину и В. И. Яковлеву предположить, что струнно-щипковый музыкальный лук явился прообразом гуслей в регионе Поволжья [3. С. 334].

Рассмотренные в данной статье музыкальные инструменты представляют собой архаичный пласт в традиционной удмуртской культуре. Одна из главных их функций - очищение и сохранность «окультуренного», освоенного человеком пространства, возможность общения с представителями другого мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: Гос. республ. центр русского фольклора, 1997. 248 с.

2. Беляев В. М. Справка об удмуртских народных музыкальных инструментах // Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. Удмуртские народные песни. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989 (Памятники культуры). С. 34-38.

3. Бусыгин Е. П., Яковлев В. И. Гусли у поволжских народов // Счастье жить и творить. Казань: Изд-во Kazan-Казань, 2006. С. 332-335.

4. Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края. СПб, 1886. 218 с.

5. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. 356 с.

6. Гаврилов И. Тодам ваисько. Ижевск: Удмуртия, 1978. 172 с.

7. Герасимов О. М. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола, 1996.

223 с.

8. Герд К. Вотский театр // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Стихотворения, поэмы, переводы, статьи, научные работы, письма / Сост., авт. предисл., коммент. Ф. К. Ермаков. Ижевск: Удмуртия, 2004. С. 110-115.

9. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого, подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. М.: Изд-во «Индрик», 1995. 432 с. (Традиционная духовная культура славян / Из истории изучения).

10. Карпов А. М. Древние музыкальные инструменты (К этнографическому изучению) // Истоки искусства Удмуртии / Отв. ред. В. В. Ложкин. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 12-22.

11. Курочкин М. Кубыз. Сборник вотских мелодий Малмыжского, Можгинского и Казанского уездов. Ижевск: Удкнига, 1925. 58 с.

12. Мациевский И. В. О финно-угорских параллелях в русской народной инструментальной музыке // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами / Сост. И. Рюйтел. Таллин: Ээсти Раамат, 1980. С. 9-20.

13. Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: дело № 2Н-1383«б». 40 с.

14. Нуриева И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. Вып. 2 (Удмуртский фольклор). 332 с.

15. Плотникова А. А. О символике свиста // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М., 1999. С. 295-304.

16. Салмж А. К. Система религии чувашей. СПб: Наука, 2007. 654 с.

17. Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии. М.: Изд. дом «Композитор», 2007. 408 с.

18. Фонограммархив Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: магнитофонная кассета № 201.

19. Чисталёв П. И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. 104 с.

20. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002. 718 с.

21. IzikowitzKarl G. Musical and other sound instruments of the South American Indians: a comparative ethnographical study. Goteborg, 1935. 435 P.

22. Wachsmann Klaus P. The Primitive Musical Instruments // Musical Instruments through ages. Great Britain, 1961. P. 23-54.

Поступила в редакцию 10.01.2012

I. V. Pchelovodova

About mythological content of the Udmurt musical instruments (materials of the G. Je. Vereshchagin)

The article deals children sound instruments; it is found place and role in the Udmurt traditional culture. The question of ethnocultural parallels is mentioned.

Keywords: phonic/sound instruments, rattle, ball roarer, whistles, musical bow, functioning, mythology.

Пчеловодова Ирина Вячеславовна,

кандидат филологических наук, научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

Ижевск

E-mail: [email protected]

Pchelovodova Irina Vyacheslavovna,

Candidate of Science (Philology), research associate, Udmurt Institute of history, language and literature Ural branch of the Russian Academy of Sciences

Izhevsk

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.