№ 1, №2, 1998; Он же: Тени прошлого и контуры будущего // Высшее образование в России.— № 2, 1998; Он же: Первые шаги// Школа.— №2, 1999; Он же: Религиозное образование в государственной школе // Школа.— №6, 1999; Он же: Школа и религия: поиск компромиссов// Школа.— № 3, 2000; Он же: Рождественские образовательные чтения и религиозная ситуация в России// Школа.— №1, 2001; Образование и религия: политологический контекст// Высшее образование в России.— № 4, 2007
8 См., например, Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференции (Москва, 2000— 2001). — М.: Рудомино. 2002
4 Подробно см.: Элбакян Е. С. Религия и теология: к проблеме демаркации объектов исследования//
Религиоведение.— №1, 2001. Попутно отметим, что религиоведение и теология так же
отличаются. Во-первых, это две разные государственные специальности высшей школы, которым соответствуют различные профессиональные стандарты: религиоведение— 031800, теология— 520200; во-вторых, и религиоведение и теология отрасли философской науки. Религиоведение— часть социальной философии и изучает религию и церковь со стороны ее социальных функций в обществе. Теология же занята сравнительным анализом мировоззреыческо-гуманитарной составляющей конфессиональных вероучений (христианство, мусульманство, буддизм, иных национальных религий), и, поэтому, оказывается стороной философской онтологии и гносеологии. См.: Аринин Е. И. Религиоведение: Введение в основные концепции и термины: Учебное пособие для ВУЗов.— М.: Академический проект.2004,— 320 с. Назаров В. Н. Введение в теологию: Учебное пособие для ВУЗов.— М.: Гардарики, 2004,— 320 с.
5 Сысоев Алексей, священник. Аксиологический аспект образовательного процесса// Сб,докладов VI Международных рождественских образовательных чтений.— отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, Российский православный университет св.ап. Иоанна Богослова.— 1998.— с. 186-197
Жуков А. Б.
Читинский государственный университет
К МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД»
Религиозность народов Забайкалья — одна из актуальных и интереснейших тем отечественной науки, которая привлекает внимание исследователей с конца XVII столетия. В настоящее время более чем трехсотлетняя история изучения данной проблемы показала стойкий интерес специалистов к этнической и конфессиональной культуре народов региона. Многими специалистами уже предпринят структурный анализ параметров религиозно-мифологического сознания отдельных этнических групп. Интересной в связи с этим, представляется попытка общей характеристики религиозно-мифологической традиции в сознании народов Забайкалья и выявления основных этапов ее генезиса с древнейших времен до наших дней. Важным представляется создание учебного курса, посвященного характеристике архаических и традиционных типов мировоззрения населения Забайкалья, а также описанию взаимодействия данных слоев сознания населения с распространяющими свое влияние мировыми религиями и идеологиями современности. Таким образом, на
примере истории религий Забайкалья, анализируется процесс становления архаических и традиционных религий, исследуются пути их воспроизводства, а также проблема взаимодействия традиционных религий с распространяющей своё влияние культурой мировых религий. Целью учебного курса является изучение основ мировоззрения населения Забайкалья с древности и до наших дней. Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:
— изучение результатов новых исследований в области истории религий Забайкалья, обобщение материала, накопленного за три столетия исследований истории и культуры региона, философское осмысление развития религиозной жизни общества;
— реконструкция основ мировоззрения населения различных эпох на территории Забайкалья, выявление структурных связей между составляющими как внутри каждой модели, так и между ними.
— попытка проследить генезис развития религиозных традиций в широком хронологическом диапазоне — от эпохи палеолита до наших дней, проследив древние традиции и закономерности развития религий регионе»
— анализ систем вероучения и культовой практики религиозномифологической культуры народов Забайкалья;
— рассмотрение вопросов влияния христианской и буддийской религии на мировоззрение представителей этнических культур;
— анализ современной религиозной ситуации в регионе; выявление содержания и влияния идеологий распространяющихся религиозных
^ ^ _ Г"> ^
движений на мировоззренческий комплекс народов Забайкалья.
Объектом изучения должна стать синкретическая религиозномифологическая традиция в истории культуры; предметом исследования — закономерности возникновения, становления и функционирования, мировоззренческих религиозно-мифологических традиций Забайкалья; аспектом сравнительного анализа — картина мира и местоположения в нем человека в мировоззренческих системах аборигенного населения Забайкалья и в вероучении мировых религий: христианстве и буддизме, Мировоззренческие структуры, таким образом, должны быть рассмотрены со следующих позиций: направленный вовне (представления о Боге (богах), мире и обществе) и, зависимый от него; направленный внутрь (представления о человеке и месте человека по отношению к Богу (богам), миру и обществу),
На основе традиций отечественной науки методология нашего исследования построена на описании обрядов и ритуалов, реконструирующих особенности образа мира как совокупной целостности
«природы — человека — культуры — общества», и определении места человека в нем. Для изучения отдельных аспектов темы использовались социологические методы: статистики, этнодемографии, социальной
лингвистики, этнопсихологии и других. В числе методов философской науки особое место отводилось принципу историзма, комплексному, структурному анализу исследуемого феномена.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
— основные понятия и категории дисциплины;
— основные особенности религиозных воззрений представителей этнических культур Забайкалья;
— закономерности взаимовлияния религиозных идеологии и традиционных народных культур региона;
— закономерности процесса распространения прозелитических религиозных традиций в инокультурныом окружении.
По результатам изучения дисциплины специалист должен уметь:
* ориентироваться в вероучениях и основных мировоззренческих идеях наиболее распространенных религиозных систем региона;
* определять сущность и специфику взаимодействия религиозной личности, коллектива, общества.
* прогнозировать поведение религиозной личности и в различных ситуациях.
* оценивать уровень духовного развития региона.
Для обеспечения задач учебного курса необходимо привлечь археологический, палеоантропологический, этнографический,
эпиграфический, письменный материал, материал социологических исследований, осознавая, что только комплексный анализ позволит проследить основные закономерности развития религий на конкретной территории.
Нами предпринята попытка общей характеристики религиозной традиции народов Забайкалья в плане ее функциональной направленности и выявления основных этапов ее генезиса с древнейших времен до наших дней. Работая над текстом пособия, студент должен ответить на вопрос, каким представляли мир себе жители Забайкалья на протяжении тысячелетий, где место человека в этом мире. Для этого необходимо реконструировать основные элементы моделей мира в мировоззренческих представлениях, выявить структурные связи между составляющими как внутри каждой модели, так и между ними.
Говоря о реконструкции мировоззрения, важно коснуться вопроса о принципиальной возможности ее осуществления. Зачастую, для реализации этой задачи мы располагаем только этнографическими материалами,
отражающими состояние мировоззрения народов региона в Х1Х-ХХ в.. Однако, учитывая то, что мировоззрение — образование не только сложное, но и весьма устойчивое, можно сказать, что основные идеи традиционного мировоззрения могут надолго пережить эпоху, обусловившую их появление. Кроме того, методологически неверно рассматривать мировоззрение как «корпус текстов», передаваемых из поколения в поколение. В действительности транслировался некий набор идей и представлений, на основе которых каждое поколение достраивало картину мира, варьируя и неизбежно интерпретируя ее. Выявление этих основополагающих идей и принципов отношения к миру — задача вполне реальная [10, 10].
Важной «точкой опоры» исследования выступает особая культура мышления, культура неклассического историко-эволюционного подхода, ключевыми идеями которого являются построенные по неклассической логике дополнительности ипостаси человека, раскрывающие его сущность и основание как личности как многомерного существа. Указанный подход позволяет охарактеризовать историю развития представлений о мире и человеке как историю открытий различных измерений действительности, а не историю заблуждений и ошибок. На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности ни обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора.
Мы полагаем, что изучение студентами специальности «Религиоведение» учебного курса, посвященного основам мировоззрения населения важно для Забайкалья, учитывая динамизм протекающих здесь этнокультурных процессов [10, 5]. Современные территории Забайкалья располагаются в зоне контакта крупных природно-ландшафтных областей субконтинентов Северной и Центральной внетропической Азии. С юга регион граничит со степными просторами Монголии, с севера — с таежными массивами Якутии. На востоке, включая в себя территории Даурии, регион граничит с Амурской областью [3, 370]. Определяющее значение для региона имеет региональный рубеж Сибири — оз. Байкал [1, 3]. Природные и климатические условия благоприятствовали развитию самобытных культур и цивилизаций. Здесь развивались яркие археологические и этнические культуры. В силу географических климатических и других природных особенностей эти территории с
древности стали местом естественного соседства кочевых и полукочевых народов с оседлыми. Эти общие условия обеспечивали такое историческое пространство, в котором в разные эпохи разворачивались события и процессы, одним из основных источников которых являлись тесные контакты и взаимодействия народов с разным хозяйственно-бытовым укладом, разными экономиками.
Отличительной характеристикой региона является сложное переплетение религиозно-мифологических представлений.
Поликонфессиональность является важной составляющей духовной основы населения, проживающего здесь. Процесс становления
поликонфессиональности исторически проходил несколько периодов. В каждый из них происходило изменение конфессионального состава верующего населения, так как начало каждого нового этапа сопровождалось серьезными цивилизационными изменениями. Причем свое влияние оказала как восточная, связанная с традиционными азиатскими и дальневосточными культурами, так и западная цивилизация, обогатившая религиозную палитру Забайкалья практически всеми европейскими конфессиями. Кроме этого, необходимо учитывать и то, что религия здесь является этноконфессиональной. Она составляет часть традиционной культуры того или иного народа и с удивительной устойчивостью сохраняется в течение тысячелетий. Это наложило существенный отпечаток на складывание мировоззренческих систем, которое происходит здесь в рамках этноконфессиональных структур и традиций.
Объективной предпосылкой становления духовной культуры народов региона явилось то, что он с XVII в. входит в состав России. Россия является крупнейшим в мире многонациональным государством, в котором живет более ста народов, каждый из которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Именно с определенными народами связано распространение христианства, буддизма, ислама, католицизма, иудаизма, лютеранства и т.д. [8, 292.].
Изучение истории религий Забайкалья должно показать, что человек с глубочайшей древности обладал целостным мировоззрением, включавшим как мировоззренческие устои, так и ценностную компоненту сознания. В период средневековья процесс поиска правителями кочевых государств религиозных систем, способных стать идеологиями, противостоящими враждебному окружению, нашел встречную тенденцию распространения инокультурных прозелитических религий. Попытки религиозной реформы с разной степенью последовательности принимались практически во всех известных государственных образованиях. Однако большинство населения
неизменно обращалось к традиционным и архаическим системам мировоззрения, ценностям и идеалам предков. Эпоха колониальной экспансии, начавшаяся в XVII в., положила начало становлению взаимозависимого и единого мира. Протекавшие в связи с этим в религиозной сфере процессы носили многослойный характер и сопровождались распространением в традиционных обществах Востока конфессиональных сообществ исторически нового типа. Происходила выработка социально-обусловленных психологических установок на восприятие аборигенного населения как культурной общности, с которой не только возможен, но желателен контакт в духовной сфере. Синкретизм религиозных воззрений русских, бурят и эвенков явился источником опыта толерантности, залогом мирного существования и положительного межкультурного взаимодействия.
Говоря о перспективах развития современной религиозной ситуации в целом, необходимо учитывать, с одной стороны, то качественно новое состояние, которого достигла религиозность населения в течение «религиозного бума», охватившего в 90 гг. XX в. страны бывшего СССР, когда она стремительно расширила сферы своего влияния, но с другой, то, что эта религиозность характеризуется высокой степенью неустойчивости и двоеверия, связанного с сохранением в сознании большинства верующих архаических пластов сознания, связанных с многотысячелетним развитием человеческой культуры в рамках языческого мировидения. В условиях современной культуры, переориентации с космической и теоретической на «человеческую сферу», постоянной апелляции к научному знанию и эмпиризму традиционное мировосприятие народов Байкальского региона воспроизводит ряд черт, свойственных, по сути, еще архаическому этапу эволюции религии и обнаруживаемых в ее доклассовых и раннеклассовых формах. Это, в первую очередь, признание целостности пронизываемого сверхъестественным началом бытия, с которым индивид неразрывно связан, отождествление себя со сверхъестественным началом как гарантия достижения поставленной цели, предметно-практический характер религиозных установок, индивидуальная харизма, а не общественноопределяемое место в религиозной иерархии, как санкция на статус главы религиозного сообщества, воспринимающегося расширенной семьей, скрепленных личностными, а зачастую, и родственными отношениями верующих.
В последние годы приобрели большую остроту вопросы национального самосознания, активизировалась деятельность церквей. Роль религиозного фактора в культурно-духовном возрождении наций и народов стала значительно весомее [9, 198]. С началом трансформации общественного
строя российского общества, особенно в 90-х гг. происходил быстрый, но весьма противоречивый рост национального самосознания, обусловленный во многом процессами демократизации общества, а также усиливающимися призывами со стороны части интеллигенции к возрождению духовной культуры. Среди народов Забайкалья возрождаются традиционные духовные ценности и социальные институты.
Духовное возрождение русских традиций проявляется в том, что общественные и образовательные структуры обращаются сегодня к православной церкви как к хранительнице духовной культуры. Итоги деятельности и современное положение РПЦ в регионе демонстрируют, что сегодня для основной массы русскоязычного населения характерны общероссийские тенденции поиска устойчивых личностных, гражданских и государственных ориентиров и ценностей, а также стремления к духовному становлению на традиционной основе. Все более значимое место в структуре традиционных ценностей русского населения сегодня занимают не столько церковные, сколько бытовые, празднично-обрядовые традиции, связанные как с православием, так и с наследием народной веры и религиозно-обрядовых традиций восточнославянской культуры. Определённую роль продолжает играть советская, российская, общеевропейская и семейная обрядовость. Народная обрядовая традиция не только отражает систему и специфику национальных ценностей, но и является одновременно механизмом, регулирующим социальные отношения. Приведённый в движение этот механизм осуществляет ценностно-нормативное урегулирование в обществе, реализует социальнополезные функции [4, 457].
Под воздействием реформ начал свое возрождение буддизм. Устойчивые позиции буддизма в Забайкалье основаны на его тесной связи с этнической культурой бурят. В конце XX в. в Байкальском регионе вновь появилось католичество. Возобновилась деятельность иудейской общины, в которой, несмотря на малочисленность, ведется работа по сохранению традиций и обычаев еврейского народа [5, 5]. В 90-е гг. XX в. переживает период возрождения ислам [7, 41]. К концу XX в. в регионе активизируется деятельность азербайджанской, армянской и грузинской общин. Все более ощутимым становится присутствие в регионе дальневосточного: китайского и корейского населения. Для представителей таких национальностей, как поляки, немцы, евреи, татары и другие характерным на сегодняшний день является то, что в целом при языковой и культурной ассимиляции с окружающим городским и сельским населением они сохраняют свое этническое самосознание, идентификацию, в которую входят национальный язык, культура и религия. Возрождение национального
самосознания у указанных групп проходит через объединение на основе национальных религий.
На современную религиозную ситуацию региона значительное влияние оказывают религиозные организации, не имеющие традиционного этнического фундамента на территории края [2, 3]. Это протестантские конфессии и представители нетрадиционных религиозных организаций. Их объединяет отсутствие значительной социальной базы и ориентация на поддержку из-за рубежа. В настоящее время в регионе представлены следующие объединения протестантов: лютеранство, баптизм, адвентисты Седьмого Дня, пятидесятники, Новоапостольская церковь, «Свидетели Иеговы. Хотя современный российский протестантизм остается расчлененным на множество течений, во многих протестантских объединениях под влиянием западных церквей сформировался так называемый евангелический склад религиозности, считающий конфессиональные различия несущественными и требующий постоянно сверять жизнь с принципами Евангелия, обрести собственный религиозный опыт, вести миссионерскую деятельность. Характерной чертой в деятельности протестантов является изначальный прозелитизм и попытки интенсивного набора новых членов с ориентацией в основном на молодежь. В то же время традиционный уклад жизни забайкальского населения в целом, отсутствие мегаполисов, преобладание в конфессиональной сфере влияния этноконфессиональных групп определили как характер деятельности протестантов, вынужденных приспосабливаться к социальному окружению, так и социальные ниши, свободные для их влияния и распространения.
Постепенно меняются и установки населения региона по отношению к протестантским деноминациям. Религиозность протестантов связывается с западными, капиталистическими ценностями. Она ориентирована на идеалы частной собственности, здорового духа предпринимательства, самореализации личности и поддержания семьи как здоровой ячейки общества. Все больше и больше эти церкви воспринимаются адептами и потенциальными последователями в качестве морального оплота личности и социума в современном, стремительно меняющемся мире.
В процессе реставрации религиозной сферы не отстает язычество аборигенных народов Забайкалья. В новых условиях язычество стало своеобразным символом национального духа и самопознания. Общественные или коллективные молебствия, семейные и индивидуальные жертвоприношения, почитание различного рода священных мест, обращение к услугам шаманов и гадателей, соблюдение всевозможных повелений и запретов — все это реалии сегодняшнего дня. Появились
новые шаманы и шаманки с различным уровнем интеллекта, мастерства и этики. Среди новейших шаманов немало людей с высшим образованием и даже учеными степенями, занимающихся публикациями научных трудов по «шаманизму».
Религиозность населения региона сегодня — показатель жизнедеятельности, во многом обусловленный общероссийской ситуацией, возникшей на рубеже 80-90-х гг. XX столетия и охарактеризованный в ряде публикаций как «религиозный ренессанс». Действительно, на фоне общемировых секуляризационных процессов религиозная ситуация в России претерпела предельно резкие изменения. Согласно распространенному мнению, в течение последнего десятилетия XX в. постсоветское общество от всеобщего атеизма (во всяком случае, религиозного индифферентизма) обратилось к почти тотальной религизации населения страны [4, 426],
По нашему мнению, секуляризация общественного сознания — закономерная и необратимая общемировая тенденция, но она не исключает возможности локального усиления позиций религии при определенных обстоятельствах, что и было выявлено российскими социологическими опросами последних 10-12 лет истекшего века. Данные опросов свидетельствуют о том, что около половины населения Забайкалья является верующим в Бога. Колеблющихся между верой и неверием около четверти. Неверующими определила себя одна пятая часть опрошенных респондентов. Остальные ответили, что не верят в Бога, но верят в сверхъестественные силы. Важно также то, что среди тех, кто заявил о своей конфессиональной принадлежности, лишь немногие осуществляют религиозное поведение. Ответы свидетельствуют, что более половины верующих никогда не посещали богослужения. Главным образом это касается населения, имеющего православные мировоззренческие установки. Данные также свидетельствуют, что респонденты, исповедующие иные религии, и неверующие, также иногда посещают православную церковь. В силу того, что больше половины верующих участников опроса было приобщено к религии в детском возрасте, необходимо сделать вывод о том, что источником религиозности в основном является воспитание в семье. Позиция респондентов относительно обрядового сопровождения важных этапов жизни свидетельствует, что при всех трех сущностных этапах жизни необходима или частично необходима религиозная обрядность. Причем этой позиции придерживаются не только верующие люди. Стоит заметить, что, несмотря на запреты церкви, большинство верующих признают свою приверженность различным проявлениям современного язычества. В обществе распространена вера в магию и существование духов. Более
половины респондентов пользовались услугами народных лекарей, знахарей, гадалок. Многие практикуют обращение к магическим ритуалам.
Данные опроса показали, что среди верующих в наличие сверхъестественных сил (духов) большинство людей с высоким уровнем образования. Таким образом, не подтверждается известный тезис о том, что с ростом образования люди становятся атеистами. Наоборот, наличие языческой веры среди них (вера в духов, магия) и т.д. свидетельствуют о кризисе мировоззрения, поиске религиозной опоры жизни.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что в целом население Забайкалья принимая религиозные идеи, не является конфессиональным. Большая доля населения, считая себя верующими, очень редко или никогда не посещает церковь, считает, что религия по отношению к вере относительна, предполагают, что церковная организация нужна в определенных случаях или же вообще можно обойтись без нее. При этом большинство верующих причисляют себя к православию, в меньшей степени к буддизму и еще в меньшей к остальным религиям. Другими словами, большинство верующих на самом деле отождествляют себя с определенной культурой и историей. Выбор делается не в пользу той или иной конфессии, а в пользу определенного типа цивилизации, символа исторического единения народа. Это подтверждает выявленное тождество религиозного и этнического в сознании респондентов.
Поликонфессиональность и веками складывавшийся религиозный синкретизм сделали достаточно своеобразными религиозные представления граждан, живущих в регионе. Содержательное отличие религиозной ситуации в Байкальском регионе в том, что здесь достаточно большой удельный вес приверженцев веры в духов (язычества) и буддизма. Это явление во многом объясняется тем, что население во избежание этнокультурного растворения, утраты самобытности наиболее привержено к традиционному мировоззрению.
Одной из ведущих идей, развиваемых в учебном курсе, посвященном основам религиозного мировоззрения населения Забайкалья, является предположение о том, что существующая на данный момент гетерогенная традиция народной религии, как и на протяжении многих тысячелетий, базируется на фундаменте традиции, которая складывается синтезом того, что, было накоплено в предшествующий период и продолжает развиваться в настоящем. Одной из тенденций становления современного
мировоззрения явилась актуализация архаического мировидения,
предполагающего образ единой Вселенной, объединенной и доступной во
всех ее структурах. В наши дни, эти идеи выступают формой религиозности, духовно соответствующей, тому этапу развития
человечества, когда мир, снова как в архаические времена, мыслится единым, превращается в большую общину, а возможности человека видятся потенциально неограниченными, стремящимися к сверхъестественным пределам, В условиях современной культуры, переориентации с космической и теоретической, на «человеческую сферу», постоянной апелляции к научному знанию и эмпиризму, религиозность народов Забайкалья воспроизводит ряд черт, свойственных, по сути, еще архаическому этапу эволюции религии.
Одной из важных задач учебного курса мы видим необходимость показать, что, несмотря на то что, современные этнокультурные процессы в регионе имеют тенденцию к интеграции культур и религий, и как следствие, к их деэтнизации, существует обратная тенденция, связанная со стремлением сохранить себя как этнос в постоянном изменяющемся мире. Эта тенденция убеждает в том, что в этом процессе глобализации нет оснований для этнонационального пессимизма. Возрождение этнических и национальных культур, основанное на ценностях и мировоззрении традиционных религиозно-мифологических представлений, имеющих тысячелетнюю историю, составляет серьезную конкуренцию духовной ассимиляции и ведет к обогащению культурного потенциала России в целом.
Примечания
1 Бураева, О.В. Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в ХУП-начале XX в. / О.В. Бураева. — Улан— Удэ, 2005.
2 Волкова, А.Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: автореф. дис... канд. истор. наук / А.Н. Волкова. — Чита, 2005.
3 Герасимов, И.П. Предбайкалье и Забайкалье. Природные условия и естественные условия СССР / И.П. Герасимов. — Москва, 1965.
4 Затеев, В.И. Русские в Бурятии: история и современность / В.И. Затеев. — Улан-Удэ, 2002.
6 Кальмина, Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века
— февраль 1917 года) / Л.В. Кальмина, Л.В. Курас. — Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
6 Коновалов, П.Б. Древнее Забайкалье и его культурные связи / П.Б. Коновалов.
— Новосибирск, 1985.
7 Константинов, М.В. Татары / М.В. Константинов, Н.Н. Закаблуковская // Ассамблея народов Забайкалья. — Чита, 2004.
8 Логинов, А.В. Поликонфессиональность / А.В. Логинов // Энциклопедия России. — М., 2001.
9 Михайлов, Т.М. К вопросу о шаманизме с позиций современного религиоведения народов / Т.М. Михайлов// Мир Центральной Азии.-Т. III. Культурология. Философия, Источниковедение: материалы международной конференции. — Улан-Удэ: изд — во БНЦ СО РАН, 2002.
10 Львова, Э.Л Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир/ Э.Л. Львова [и др.]— Новосибирск, 1988.
Коноплев Н. С.
Иркутский государственный университет
ВЫЗРЕВАНИЕ ПРЕДМЕТА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ К постановке вопроса
Рассмотрена ситуация, обусловливающая присутствие «мира не от мира сего» земными пределами; выражением ее становится массово
складывающийся атеизм — своеобразная «изнанка» религии, С определенной