1
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Юридические науки / Juristical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 347.4
К методологии анализа проблемы позитивных санкций в российском праве
© 2017 Магомедханов М. М.
Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме. Цель. Анализ проблемы позитивных санкций в российском праве. Результаты. Рассмотрены разные подходы к осуществлению данного анализа с точки зрения. Выводы. Правовой анализ потенциала позитивных санкций в российском праве предполагает учет содержания таких формально-логических законов как тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Заключение. Самым главным основанием для принятия этих санкций является настоятельная необходимость в гармоничной регуляции самых разнообразных общественных отношений, регуляция которых осуществляется нормами всех отраслей российского права
Ключевые слова: позитивные санкции, российское право, анализ, методология, правовое регулирование.
Формат цитирования: Магомедханов М. М. К методологии анализа проблемы позитивных санкций в российском праве // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 97-100.
Methodology of the Analysis of the Positive Sanctions Problem in the Russian Law
© 2°i7 Magomed M. Magomedkhanov
Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail [email protected]
ABSTRACT. Aim. Analysis of the problem of positive sanctions in Russian law. Results. Different approaches to the implementation of this analysis from the point of view are considered. Summary. Legal analysis of the potential of positive sanctions in Russian law involves taking into account the content of such formal laws as identities, non-contradiction, excluded third and sufficient grounds. Conclusion. The most important reason for the adoption of these sanctions is the urgent need for harmonious regulation of a wide variety of social relations, the regulation of which is carried out by the norms of all branches of Russian law.
Keywords: positive sanctions, Russian law, analysis, methodology, legal regulation.
For citation: Magomedkhanov M. M. Methodology of the Analysis of the Positive Sanctions Problem in the Russian Law. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 97-100. (In Russian)
Введение
В связи с проводимой в нашей стране правовой реформой в правовом анализе нуждается проблема позитивных санкций. Но любой анализ был бы нерезультативным, если он в своей основе не имел бы соответствующую методологию анализа, то есть тот инструментарий, с помощью которого ставится и разрешается та или иная научная проблема.
В самом деле, долгое время в правосознании многих людей прочно закрепилось положение, которое ассоциировало право только с наличием в его структуре только негативных санкций [2, с. 15]. Но практика показала нежизнеспособность этого тезиса, поскольку помимо негативных значительную регулирующую роль общественных отношений играли, играют и будут играть позитивные санкции. В силу этого необходима не только голая констатация решающей роли позитивных санкций в регуляции общественных отношений, но и обращение к проблеме методологии их анализа в действующей системе российского права.
Результаты исследования
Начнем с того, что под методом проведения научного исследования понимается совокупность способов и приемов, направленных на разрешение той или иной задачи, достижение соответствующего результата. Система таких методов в науке составляет объем и содержание понятия «методология». В таком случае возникает вопрос о том, какую же методологию следует использовать при анализе проблемы позитивных санкций в российском праве? На сегодняшний день далеко не до конца оценены роль и значение диалектической методологии при анализе проблемы не только позитивных санкций, но и многих других правовых проблем, требующих своего осмысления и научного разрешения.
Поэтому проблему позитивных санкций в российском праве следует осмысливать сквозь призму принципов и подходов социальной диалектики, формально-логических законов и форм правильного мышления. В таком ключе метод разрешения обозначенной проблемы нами обозначается впервые и поэтому сказанным обусловлены актуальность
темы, ее содержание, практическая значимость и сущность.
Диалектический принцип всеобщей связи предполагает проводить анализ позитивных санкций в тесном единстве с негативными санкциями, рассматривая их как тождественные правовые инструменты, с помощью которых правоохранительные и правоприменительные органы добиваются торжества режима законности и должного правопорядка. То есть поощрение и наказание, содержащиеся, соответственно, в позитивных и негативных санкциях, выступают своеобразными и универсальными инструментами гармоничной регуляции многообразных общественных отношений гражданско-правового, уголовно-правового и государственно-правового характера.
Не менее востребованным для анализа проблемы позитивных санкций в российском праве является диалектический принцип развития. В соответствии с его содержанием в теории государства и права отношение к позитивным санкциям в разные исторические времена было не одинаковым [5, с. 42]. Так, в советское время, как известно, основной упор для регуляции общественных отношений в основном делался на потенциал негативных санкций. Мы не говорим уже об обвинительном уклоне, имевшем месту быть в соответствующих отраслях советского права. О карательном характере системы уголовной юстиции, об игнорировании презумпции невиновности, об отсутствии свидетельского иммунитета у родственников по отношению друг к другу и многое другое.
Совсем другое дело, когда речь идет о постсоветском характере российского права. Здесь действительность принципиально иная. Произошла реальная демократизация и гуманизация всей системы права. Презумпция невиновности не просто признана в теории уголовного процесса, но она стала нормой-принципом УПК РФ [7, с. 16]. В теории государства и права ученые-юристы справедливо и оправданно признают огромную позитивную и преобразующую роль позитивных санкций во всей системе российского права, во всех ее отраслях. Таким образом, диалектический
принцип развития позволяет нам рассматривать проблему позитивных санкций в динамике, в развитии, в ее переходе от одного качественного состояния в другое. Путем сопоставления и противопоставления узнать подлинный преобразующий потенциал как позитивных, так и негативных санкций.
Рассмотрение и разрешение проблемы позитивных санкций в российском праве трудно себе представить без учета положений другого диалектического принципа детерминизма. Этимология понятия «детерминизм» предполагает его смысл, как «взаимозависимость» и «взаимообусловленность». В этом случае логически встает такой вопрос: о какой взаимозависимости и взаимообусловленности идет речь? Речь, прежде всего, идет о взаимозависимости и взаимообусловленности позитивных санкций от реальных общественных отношений, нуждающихся в регуляции посредством их потенциала [3, с. 54]. Как известно, эти отношения в теории права и государства условно можно подразделить на три емкие по своему содержанию группы, а именно: гражданско-правовая, уголовно-правовая и государственно-правовая. Отсюда, все те отрасли российского права, которые условно включены в эту группу, могут в структуре соответствующих правовых норм предусмотреть не только негативные, но и позитивные санкции. Ибо не только наказание, но и поощрение, безусловно, выступает индикатором, обеспечивающим общественно необходимое и приемлемое поведение человека и гражданина. Ведь именно на это также нацелены санкции негативного порядка. Правда, вместо поощрения в негативных санкциях используется наказание и принуждение. Результативность же их профилактического воздействия на правосознание российских граждан всем нам известна. Только с их помощью в полной мере не удается обеспечивать нормальный общественный порядок, спокойную и благополучную жизнь граждан. В таком случае мы не ошибемся, если скажем, что консо-нансная, двуединая роль позитивных и негативных санкций является той панацеей, которая реально может обеспечить у нас в стране необходимый и должный правопорядок, реальную защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Единство исторического и логического является не менее важным диалектическим принципом, с помощью которого можно
осмыслить и разрешить по существу проблему позитивных санкций в российском праве. В самом деле, трудно разрешить любую правовую проблему вне исторического контекста, без ее рассмотрения в исторической ретроспективе. Как было отмечено немного ранее, в недавнем нашем советском историческом прошлом к позитивным санкциям относились с известной долей скептицизма, то есть говорили о невесомой роли позитивных санкции в регуляции общественных отношений. Однако, в современной России целым рядом известных ученых справедливо и обоснованно признается преобразующий, положительный потенциал позитивных санкций.
Правовой анализ потенциала позитивных санкций в российском праве предполагает учет содержания таких формально-логических законов как тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.
Так, в соответствии с законом тождества законодатель при принятии законов и иные управомоченные субъекты при принятии других нормативно-правовых актов должны учесть, что принимаемые позитивные санкции должны быть адекватны тем ожиданиям правомерного поведения со стороны граждан, на которые они нацелены [1, с. 17]. Иначе говоря, тождественность позитивных санкций заключается в том, что, во-первых, те поощрения, которые предусмотрены в содержании позитивных санкций, должны быть хотя бы примерно тождественны тому результату, который ожидает законодатель, во-вторых, они при этом, естественно, направлены на гармонизацию общественных отношений и формирование правомерного поведения человека и гражданина.
Другой формально-логический закон непротиворечия скорее может и должен быть использован при формировании самой конструкции позитивных санкций. Речь идет о невозможности в рамках позитивной санкции предусмотреть два взаимоисключающих поощрения. То есть сама позитивная санкция не должна быть по своей конструкции противоречивой, ибо правоприменитель, исходя из его содержания, должен действовать строго в направлении применения по отношению к соответствующему субъекту только поощрения, но никак не наказания. В противном случае речь будет идти не о применении позитивной, а о применении негативной санкции. Говоря
лаконично, при принятии нормативно-правовых актов с позитивными, а равно и негативными санкциями важен учет содержания данного формально-логического закона для исключения какой бы то ни было противоречивости в их содержании.
Использование содержания такого формально-логического закона как исключенного третьего обрекает соответствующие нормативно-правовые акты в некую дихотомию, выражающуюся в том, что для гармоничной регуляции общественных отношений весьма важен потенциал как негативных, так и позитивных санкций. Третьего не дано. Именно амбивалентное сочетание потенциала позитивных и негативных санкций при принятии соответствующих нормативно-правовых актов в нашей стране является той панацеей от снижения числа противоправных поступков, совершаемых человеком и гражданином, средством, могущим обеспечить необходимый и должный правопорядок в стране, гарантией
1. Арсентьев О. В. Классификация правовых санкций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 13. С. 45-52.
2. Голик Ю. В. Позитивные стимулы в уголовном праве (понятие, содержание, перспективы). Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1994.
3. Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права. Монография. СПб., 2003.
4. Дьяченко Е. В. Поощрительные санкции в отраслях материального права // История государства и права. 2010. № 12.
1. Arsentyev O. V. Klassifikatsiya pravovyh sanktsiy [Classification of legal sanctions]. Bulletin of South Ural state University. 2006. No. 13. Pp. 45-52. (In Russian)
2. Golik Yu. V. Pozitivnye stimuly v ugolovnom prave (ponyatie, soderzhanie, perspektivy) [Positive incentives in criminal law (concept, content, prospects)]. Diss. ... Doctor of Law. Moscow, 1994. (In Russian)
3. Gushchina N. A. Pooshchritel'nye normy ros-siyskogo prava [Incentive norms of Russian law]. Monograph. St. Petersburg, 2003. (In Russian)
4. Dyachenko E. V. Pooshchritel'nye sanktsii v otraslyah material'nogo prava [Incentive sanctions in the branches of substantive law]. History of State and Law. 2010. No. 12. (In Russian)
для безопасного существования граждан в стране на основе их личной свободы.
Заключение
При принятии нормативно-правовых актов с позитивными и негативными санкциями важно также учесть содержание не менее важного формально-логического закона - достаточного основания. И в самом деле, не было бы в нашей жизни каких-либо нормативно-правовых актов, если не было бы в них надобности, то есть объективных оснований. И не просто оснований, а достаточных, которые в своей совокупности подталкивают соответствующие управомоченные субъекты на принятие разнообразных нормативно-правовых актов, как с позитивными, так и с негативными санкциями. Самым главным основанием для принятия этих санкций является настоятельная необходимость в гармоничной регуляции самых разнообразных общественных отношений, регуляция которых осуществляется нормами всех отраслей россий-
5. Маляева Е. О., Маляев К. В. К вопросу о поощрительных нормах // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». 2001. № 2.
6. Трофимов В. В. Позитивные юридические средства и право сотрудничества: постановка проблемы // Извести высших учебных заведений. Правоведение. 2008. №2.
7. Туган Ю. Н. Особенности поощрения военнослужащих вооруженных сил РФ: теоретический аспект // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 3.
5. Maleeva E. O., Maleev K. V. The problem of incentive norms. Bulletin of N. I. Lobachevsky Novgorod State University. Series: "Law". 2001. No. 2. (In Russian)
6. Trofimov V. V. Pozitivnye yuridicheskie sredstva i pravo sotrudnichestva: postanovka prob-lemy [Positive legal means and the right of cooperation: problem statement]. Proceedings of higher educational institutions. Jurisprudence. 2008. No. 2. (In Russian)
7. Tugan Yu. N. Osobennosti pooshchreniya voennosluzhashchih vooruzhennyh sil RF: teoret-icheskiy aspekt [Features of encouragement of military personnel of armed forces of the Russian Federation: theoretical aspect]. Bulletin of TransBaikal State University. 2008. No. 3. (In Russian)
ского права.
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магомедханов Магомед Махачевич,
ассистент кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 15.09.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Magomed M. Magomedkhanov, assistant lecturer, the chair of Humanities, Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 15.09.2017.