Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ЖЕСТКОГО КОЛЕСА'

К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ЖЕСТКОГО КОЛЕСА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ / ЗЕМЛЕРОЙНЫМИ МАШИНАМИ / ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКА / ПЕРЕКАТЫВАНИЮ КОЛЕСА / МАКСИМАЛЬНАЯ СИЛА / ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бекмурзаев Н. Х., Азимов С. Ж., Турсунов Ш. Э., Холмурзаев Б. Х., Туракулов М. Р.

В данной работе приведены тягово-сцепные свойства базовых машин, используемых в строительной и дорожной технике. Также исследован тензометрический узел, позволяющий измерять усилие на колесе в горизонтальном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бекмурзаев Н. Х., Азимов С. Ж., Турсунов Ш. Э., Холмурзаев Б. Х., Туракулов М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE METHOD OF CARRYING OUT LABORATORY EXPERIMENTAL STUDIES FOR DETERMINATION OF THE TRAFFIC AND COUPLING PROPERTIES OF A RIGID WHEEL

This paper presents the traction properties of the base machines used in construction and road equipment. A tensometric unit was also studied, which makes it possible to measure the force on the wheel in the horizontal direction.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ЖЕСТКОГО КОЛЕСА»

Бекмурзаев Н.Х., кандидат технических наук, доцент

доцент

кафедра «Материаловедение и машиностроение»

Азимов С.Ж. старший преподаватель кафедра «Материаловедение и машиностроение»

Турсунов Ш.Э. старший преподаватель кафедра «Материаловедение и машиностроение»

Холмурзаев Б.Х. старший преподаватель кафедра «Материаловедение и машиностроение»

Туракулов М.Р. старший преподаватель кафедра «Материаловедение и машиностроение» Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан, г. Ташкент

К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ЖЕСТКОГО КОЛЕСА

Аннотация. В данной работе приведены тягово-сцепные свойства базовых машин, используемых в строительной и дорожной технике. Также исследован тензометрический узел, позволяющий измерять усилие на колесе в горизонтальном направлении.

Ключевые слова: тягово-сцепные, землеройными машинам, землеройными машинами, дорожной техника, перекатыванию колеса, максимальная сила, тягово-сцепных свойств.

Bekmurzaev N.Kh., candidate of technical sciences, associate professor

assistant professor

Department of Materials Science and Mechanical Engineering

Azimov S.Zh. senior lecturer

Department of Materials Science and Mechanical Engineering

Tursunov Sh.E. senior lecturer

Department of Materials Science and Mechanical Engineering

Kholmurzaev B.Kh. senior lecturer

Department of Materials Science and Mechanical Engineering

Turakulov M.R.

senior lecturer

Department of Materials Science and Mechanical Engineering

Tashkent State Transport University Uzbekistan, Tashkent

TO THE METHOD OF CARRYING OUT LABORATORY EXPERIMENTAL STUDIES FOR DETERMINATION OF THE TRAFFIC AND COUPLING PROPERTIES OF A RIGID WHEEL

Annotation. This paper presents the traction properties of the base machines used in construction and road equipment. A tensometric unit was also studied, which makes it possible to measure the force on the wheel in the horizontal direction.

Keywords: traction, earth-moving machines, earth-moving machines, road equipment, wheel rolling, maximum force, traction properties.

Тягово-сцепные свойства являются одним из определяющих показателей базовых машин, используемых в строительной и дорожной технике, так как рабочие процессы, выполняемые в особенности землеройными машинами, непосредственно связаны с их тяговыми показателями.

Основным недостатком колесного движителя является высокое давление на поверхность дороги (0,2 - 0,4 МПа), значительно снижающее проходимость машины.

Основными показателями тягово-сцепных свойств колесного движителя являются сила сопротивления перекатыванию колеса и максимальная сила сцепления. Определение этих показателей в лабораторных условиях представляется возможным на стенде физического моделирования на масштабной модели колеса.

Рис.1. Стенд физического моделирования определения тягово-сцепных

свойств колеса.

1

Стенд физического моделирования содержит грунтовый канал с грунтом 1 и винтовой привод 2. К винтовому приводу через тензометрический узел 3 посредством каната 6 соединяется колесо. Канат наматывается на колесо, в связи с этим при перемещении привода 2, колесо осуществляет перекатывание по грунту. Тензометрический узел позволяет измерять усилие на колесе на горизонтальном направлении. К колесу на стенде сооружено загрузочное устройство 4, обеспечивающее вертикальную нагрузку на ось колеса. Ось колеса так же имеет загрузочное устройство в горизонтальном направлении, придаваемая загрузка измеряется тензометрическим узлом 5. Тензометрический узел подключается к измерительной аппаратуре, состоящей из тензоусилителя, блока питания и регистрирующего прибора.

Рис.2. Схема измерения параметров при определении силы сопротивления качению а) и максимальной силы сцепления б).

Возможность определения тягово сцепных свойств колесных движителей в условиях лаборатории позволяет проведения НИР студентов, а также обеспечения лабораторных работ учебного процесса

Использованные источники:

1. Баловнев В. И. Моделирование процессов взаимодействие со средой рабочих органов дорожно-строительных машин. - М.: Высшая школа, 1981. - 335с.

2. Алимов Б.Д., Азизов А. А., Рахимов О. «Анализ сил взаимодействия жесткого колеса с грунтом при его перекатывании по деформируемой поверхности» Респ. НТК «Современные технологии в автомобильно -дорожном комплексе», Ташкент, 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.